Разное

Изучаем букву ы с дошкольниками – [] ۻ. , — .

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква «Ы»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Звук и буква «Ы».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком и буквой «Ы»;

— научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам;

— формировать навык определять место звука в слове;

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей общую и артикуляционную моторику;

— развивать фразовую речь.

Коррекционно-воспитательные:

— формировать положительную мотивацию к занятиям;

— воспитывать умение слушать и слышать друг друга и педагога;

— воспитывать навык самоконтроля;

Оборудование: волшебная палочка, предметные картинки, мультимедия с презентацией, предметные картинки на звук «Ы», звуковые линейки (рыбки) наборы с цветными кружками для выкладывания звуковой схемы,

Ход занятия:

1.ОРГ. МОМЕНТ. Повторение пройденных гласных звуков. Игра «Волшебная палочка». Педагог подносит палочку к ребенку, тот называет слово на заданный звук (А, У, О, И).

2. Комплекс артикуляционной гимнастики

Учитель — логопед (воспитатель)— Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную гимнастику.

«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка» – «Трубочка».

«Окошко» – широко открыть рот.

«Окошко открываем и закрываем».

«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.

3 Знакомство с темой:

Учитель — логопед (воспитатель)— Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Отгадайте загадки: (мультимедиа или предметные картинки)

— Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

— Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада,

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

— Из малых кошек, из пятнистых, А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь», Она ведь хищник грозный … (Рысь) (появляется картинка)

— Творожку я брат, Сметанке — сват, Маслу — племянник, А молоко — моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

— Вьется, взвивается, В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

4) Артикуляция звука

Учитель — логопед (воспитатель)— Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. Чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.

5) Характеристика звука.

Учитель — логопед (воспитатель): Звук «Ы» какой?

Ответы детей — Звук [ы] – гласный( потому что его можно петь) обозначается красным кружком).

6). «Услышишь хлопни»-развитие фонематического восприятия. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук Ы.

В звуковом ряду-а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и;

В слоговом ряду: ык, ик, ки, кы, пы, ти, пи, ты, ыт, ип, их, ых, хы.

В словах:мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, сын, косынка, синий, носилки.

7)работа с предметными картинками:

Учитель-логопед:–

А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

— Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], вывешивают картинку на доску.

Учитель-логопед:– А теперь давайте расскажем о наших картинках стихами. Сочинять будем вместе. (Воспитатель показывает соответствующие картинки).

Учитель-логопед (Воспитатель): В поле выросли…

Дети. Цветы

Учитель-логопед (Воспитатель): Звенят над нами…

Дети. Комары

Учитель-логопед (

Воспитатель): На полянку под…

Дети. Берёзы

Учитель-логопед (Воспитатель): Вышли прогуляться…

Дети. Козы

Учитель-логопед (Воспитатель): Над рекою так красиво

Наклонили ветви…

Дети. Ивы

Учитель-логопед (Воспитатель): Стоят старые…

Дети. Дубы

Учитель-логопед (Воспитатель): Собираем мы…

Дети. Грибы

Учитель-логопед (Воспитатель): Мамы курочки глядят

На пушистеньких…

Дети. Цыплят

Учитель-логопед (Воспитатель): Вот какие замечательные стихи у нас получились! Молодцы!

8. Физкультминутка.

Жили-были прыгуны — Дети ходят по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.

Мы допрыгнем до Луны — Ходьба по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.

9.Игра «Найди место звука

» со звуковыми линейками (рыбками)

Учитель-логопед (воспитатель):- Поставьте красный кружок на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] (в начале слова, в середине, в конце)

в словах: Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа или работа у доски)

-Сколько слогов в слове усы? (2)

-Сколько звуков? (3)

— Назовите первый звук. (У)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (с)

— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите третий звук. (ы)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

11. Знакомство с буквой Ы:

Учитель-логопед (воспитатель):- Я вам покажу букву, которой обозначается звук – это буква ы (показ буквы).

— Эта буква всегда маленького роста, живет она в красном домике.

-На что похожа эта буква?

-Из каких элементов состоит?

-Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем:

-Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.

Запомнили эту букву? Отыщите её в разрезной азбуке.

-А теперь почитаем слова с этой буквой (Открыть слова на доске): дым, коты, бык дубы, ноты вагоны, батоны.

12. Итог НОД:

— С каким звуком мы познакомились? (Мы познакомились со звуком Ы).

-Дайте характеристику звуку Ы (Звук ы-гласный-он поется, обозначается красным цветом).

-Назовите слова со звуком Ы?

-Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

13. Домашнее задание в раб.тетради: Заучивание стихотворения М. Мышковской, ответить на вопросы полным предложением.

Мышка мыла мылом нос,

Мыла уши, мыла хвост,

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

вопросы:

Что и чем мыла мышка?

Как она все это мыла и что с ней стало?

.

infourok.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект НОДпо обучению грамоте «Буква «Ы» и звук «Ы»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

подготовительной группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

 Ход занятия:

        I.  1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

        — Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

        — Какой месяц?

        — Какое сегодня число?

        — А день недели?

        — А какие занятия у нас в четверг?

        — Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

        — А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

        — Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

        — Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

        — Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

        

        Звук – невидимка спрятался в часы,

         А его братишка – дедушке в усы.  

        

        Дети называют звук [ы].

        2) Артикуляция звука

        — Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

        3) Характеристика звука.

        — Звук [ы] – гласный.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

        — Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим  [ы],

        На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

        Выделение звука  [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

        II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

        — Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        — Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

        На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на фриз.

        2) Составление фриза.

        3) Звуковой анализ слова (с использованием звукового домика).

        Дети садятся за столы.

        — Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.

        Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».

        4) Образование существительных множественного числа.

        — Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

        — Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        — Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        — У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

        — У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        — У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        — На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        — И дома у звука [ы]  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

        — Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

        

        Физминутка: игра «Научись показывать».

        Покажите на окно, покажите на дверь,

        Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

        Покажите на стол, покажите на стул,

        Покажите на друга, кто чуть не уснул.

        Покажите на головку, покажите где ступня,

        Покажите где колени, покажите на меня.

        III. а) Знакомство с буквой

        — С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

        — Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        — Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

        б) Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

        — Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

        — А палочки одинаковые или разные?

        Работа с ножницами.

        — Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

        Дети разрезают розданные им буквы.

        В) Синтез образа буквы.

        — А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

        Упражнение «Покатай фломастер».

        — А сейчас возьмите фломастер, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.

        Дети работают  в тетради. Как только дети заканчивают писать:

        — А Саша все занятие хранил секретик, и сейчас откроет его вам. Он знает стихотворение про букву ы:

        ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

        IV.

        — У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

        Вырастала репка,

        Желтая и крепкая,

        Перед домом свекла

        Смотрит прямо в окна.

        Корешочком удалась,

        Поедим ее мы всласть.

        И моркови урожай

        Сладкой, сочной собирай.

        2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти

        — Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).

        — Варит картошку и солит ее (упражнение).

        — А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).

        3) Подведение итога занятия.

        — Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

        — Где вам это может пригодится?

        — На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной  группе

по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения

Коррекционно-образовательные:

— закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые  они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

Коррекционно-развивающие задачи:

— расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

— совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;  

—  развивать речевое дыхание;

— развивать фонематическое восприятие;

— совершенствовать  навыки связной речи;

— учить согласовывать речь с движениями;

— развивать общую и мелкую моторики;

— развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

— развивать  выразительность речи и выразительность движений;

— развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

— воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

— воспитывать чувство ответственности на дороге;

— воспитывать дисциплинированность и усидчивость;                                                

  — воспитывать умение работать и играть  в коллективе.

Оборудование: ТСО, проектор , мяч, дидактические карточки «Дорожные знаки», макет «светофор».  

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра с мячом «На чем я еду, плыву, лечу…» по дороге на машине, на тракторе, в автобусе, по морю—   н корабле, яхте, катере, по воздуху — на самолете, вертолете, на воздушном шаре ит.д.

«Отгадай загадку»

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

Я в любое время года.
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей. ( Метро)

Какие красавцы.
Всегда и везде.
На суше родятся –
Живут на воде? ( Корабль)

2. Основная часть занятия

Беседа о видах транспорта

-Ребята, посмотрите на экран, и скажите, какие виды транспорта вы знаете?

(Слайд 1 – небо, дорога, море, подземелье)

Почему этот транспорт мы называем наземным? (слайд 2) подземным? (слайд 3) водным? (слайд 4) воздушным? (слайд 5)

 Какие виды наземного транспорта вы знаете? (грузовой, пассажирский, специальный) – (Слайд 6)

Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Один — много»

Дидактическая игра «Один — много».    Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед.ч., а ребёнок, возвращая мяч,  называет его во мн.ч.: самолёт – много самолётов.

Слова для игры:  автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. 

 

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Упражнение на координацию речи с движением   «Едем, едем на машине…».  

Едем, едем на машине,                   Имитируют движения рулём.                                                                                                      

Нажимаем на педаль.                     Ногу сгибают, вытягивают.

Скорости переключаем,                 «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль.   Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники  счищают  капли          Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

                                                                                                                раскрывают.            

Вправо, влево. Чистота!               Наклоняют руки вправо, влево.

Волосы ерошит ветер.                 Над головой шевелят пальцами.

Мы  —  шофёры хоть куда!          Поднимают вверх большой палец руки.

Воспитатель:

— Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)

Слайд 7

-Сколько сигналов у светофора?

— Что они обозначают?

Стихотворение  про СВЕТОФОР

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!

Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Загорелся красный свет,

«Стой! Вперед дороги нет»!

Желтый глаз твердит без слов:

«К переходу будь готов!

На зеленый свет – вперед!

Путь свободен пешеход».

Игра малой подвижности «Светофор».   Дети сидят  лицом к светофору.

  Воспитатель:

Если свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно).

  Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт).

  Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья).

    Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

 Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками

 (На мольберте — плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки… (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы… (доехали),
Яму… (объехали) и дальше… (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки… (доехали),
Мост… (переехали) и дальше… (поехали).
От моста… (отъехали) и дальше… (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома… (доехали),
Во двор… (заехали), вот и… (приехали).

Воспитатель:

-Ребята, кажется, у нашего грузовика прокололась шина, какой звук издает шина?

Игра на развитие речевого дыхания и голоса.

  •  «Прокололась шина у машины». Произнесение звука  ш-ш-ш-ш.

-Давайте накачаем шину

  • «Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука  с-с-с-с.

Воспитатель:

— Ребята, а сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

Игра «Слушай внимательно»

И проспекты, и бульвары

       Всюду улицы шумны

         Проходи по тротуару

         Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу — Запрещается!

Быть примерным пешеходом — Разрешается!

Если едешь ты в трамвае

          И вокруг тебя народ,

                   Не толкаясь, не зевая

                   Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем» как известно — Запрещается!

Уступать старушке место — Разрешается!

Если ты гуляешь просто

Все равно вперед гляди Через шумный перекресток Осторожно проходи.

Переход на красном свете — Запрещается!

При зеленом — даже детям — Разрешается!

Всех расталкивать, кричать. Запрещается!

А тихонечко стоять- Разрешается!

Брать мороженое в автобус,- Запрещается!

Воспитатель: — Ребята, а что ещё регулирует движение автомобилей и пешеходов на улицах кроме светофора? (дорожные знаки).

— Давайте все вместе повторим знаки, которые помогают пешеходам. Но для это нам нужно собрать эти знаки. (В конвертах разрезные знаки. Дети  делятся на команды и собирают картинки).

3. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: 

-О чем мы сегодня с вами вспомнили? Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, водный).

Назовите виды наземного транспорта?

Нужно ли соблюдать ПДД?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались

nsportal.ru

Звук [ы] и буква [ы]

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Обучение грамоте. Тема: Звук [ы] и буква [ы]

Цель: знакомство со звуком [ы].

Задачи: Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Ход занятия:

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. Чтобы научиться произносить этот звук правильно, давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.

3) Характеристика звука. Звук [ы] – гласный.

Ёжик Пых хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный?».

1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Игра «Поймай звук»:

когда услышите звук Ы хлопайте в ладоши, а когда другие звуки поднимаем руки вверх

а) в звуках: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

б) в слогах: ры,ри,бы, пы.

в) в словах: рысь, картина, мыло, утка, тыква, хлеб, сыр, пылесос.

А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

Нет слов начинающихся со звука [ы].

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

Игра: «Один – много».

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

ножками потопали,

ручками похлопали.

покрутились, повертелись

и за партами все уселись.

глазки крепко закрываем,

дружно до 5 считаем.

открываем, поморгаем

и работать продолжаем.

Образование существительных множественного числа.

Упражнение (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

ягода-ягода. сад-сады, помидор-помидоры, кот-коты, рот-рты, болт-болты, шар-шары.

Загадки:

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет, туда все несет.

(Мышь.)

Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В мороз – бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

Всегда он в работе,

Как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

Письмо элементов буквы, показ написания педагогом (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Работа детей в тетрадях.

Анализ.

Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

infourok.ru

Занятие «Знакомство со звуком [ы], буквой «Ы»»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Знакомство со звуком [ы], буквой «Ы»

Разработала:

Агибалова Анна Олеговна

Учитель-логопед

Цель: создание ситуации развития для знакомства детей со звуком [ы], буквой «Ы».

Коррекционно-образовательные задачи:

— создать условия для закрепления навыков произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях;

— создать условия для закрепления умения различать окончания существительных в единственном и множественном числе;

— создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

— способствовать развитию фонематического слуха;

— способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— обеспечить условия для воспитания доброжелательного отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

Оборудование: презентация, фишки для звукового анализа, мяч, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

— Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем. Слайд № 2.

— сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Загадки: (слайд №3)

— Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

Такой уже не скажешь: «Брысь!».

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

— Творожку я брат,

Сметанке — сват,

Маслу — племянник,

А молоко — моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

— Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

— Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (Воздух выходит изо рта спокойно, не встречает преграды).

Игра «Светофор»

— Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

Игра «Найди место звука»

— Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (слайд №4)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд №5)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

— А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №6).

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Физкультминутка

Звуковой анализ слов усы и дым (слайды №7, 8)

Дети выкладывают слова из разрезной азбуки и делают анализ.

-Сколько слогов в слове?

-Сколько звуков?

— Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

— Назовите второй звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

— Назовите третий звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Игра «Один – много» (с мячом).

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

Игра «Слова рассыпались» Слайды № 9 — 17

Дети собираю слова из букв и слогов.

Итог занятия

— С каким звуком познакомились?

— Как называется буква? Придумайте слова со звуком [ы].

— Как вы думаете, мы хорошо потрудились?

Попрощаемся с Мышонком. Слайд № 18


Презентация «Звук [Ы], буква [Ы].
PPTX / 1.54 Мб

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Обучение грамоте звук ыи буква ы

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

подготовительной группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

  • Уточнить артикуляцию звука [ы];
  • Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
  • Познакомить детей с образом буквы ы;
  • Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

 Ход занятия:

        I.  1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

        — Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

        — Какой месяц?

        — Какое сегодня число?

        — А день недели?

        — А какие занятия у нас в четверг?

        — Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

        — А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

        — Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

        — Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

        — Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

        

        Звук – невидимка спрятался в часы,

         А его братишка – дедушке в усы.  

        

        Дети называют звук [ы].

        2) Артикуляция звука

        — Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

        3) Характеристика звука.

        — Звук [ы] – гласный.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

        — Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим  [ы],

        На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

        Выделение звука  [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

        II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

        — Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        — Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

        На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на фриз.

        2) Составление фриза.

        3) Звуковой анализ слова (с использованием звукового домика).

        Дети садятся за столы.

        — Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.

        Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».

        4) Образование существительных множественного числа.

        — Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

        — Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        — Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        — У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

        — У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        — У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        — На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        — И дома у звука [ы]  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

        — Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

        

        Физминутка: игра «Научись показывать».

        Покажите на окно, покажите на дверь,

        Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

        Покажите на стол, покажите на стул,

        Покажите на друга, кто чуть не уснул.

        Покажите на головку, покажите где ступня,

        Покажите где колени, покажите на меня.

        III. а) Знакомство с буквой

        — С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

        — Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        — Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

        б) Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

        — Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

        — А палочки одинаковые или разные?

        Работа с ножницами.

        — Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

        Дети разрезают розданные им буквы.

        В) Синтез образа буквы.

        — А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

        Упражнение «Покатай фломастер».

        — А сейчас возьмите фломастер, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.

        Дети работают  в тетради. Как только дети заканчивают писать:

        — А Саша все занятие хранил секретик, и сейчас откроет его вам. Он знает стихотворение про букву ы:

        ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

        IV.

        — У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

        Вырастала репка,

        Желтая и крепкая,

        Перед домом свекла

        Смотрит прямо в окна.

        Корешочком удалась,

        Поедим ее мы всласть.

        И моркови урожай

        Сладкой, сочной собирай.

        2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти

        — Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).

        — Варит картошку и солит ее (упражнение).

        — А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).

        3) Подведение итога занятия.

        — Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

        — Где вам это может пригодится?

        — На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?

nsportal.ru

«Звук [ы] и буква ы»

Конспект фронтального занятия

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цель: знакомство со звуком [ы].

Задачи:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой, а кто он вы должны отгадать загадку.

Фыркает, когда сердит

Весь колючками покрыт

С головы до ножек

Зверёк этот

(Ёжик) У нашего ёжика есть имя ,а какое вы должны отгадать?

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

3) Характеристика звука.

Звук [ы] – гласный.

Ёжик Пых хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный?».

1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Ёжик Пых предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук»,

когда услышите звук Ы хлопайте в ладоши, а когда другие звуки поднимаем руки вверх

а) в звуках: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

б) в слогах: ры,ри,бы, пы.

в) в словах: рысь, картина, мыло, утка, тыква, хлеб, сыр, пылесос.

А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

Нет слов начинающихся со звука [ы].

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

Ёжик Пых предлагает вам поиграть в игру «Один – много».

Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

ножками потопали,

ручками похлопали.

покрутились, повертелись

и за партами все уселись.

глазки крепко закрываем,

дружно до 5 считаем.

открываем, поморгаем

и работать продолжаем.

Образование существительных множественного числа.

У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

Ёжик Пых приготовил для вас загадки. Кто отгадывает поднимает руку.

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет, туда все несет.

(Мышь.)

Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В мороз – бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

Всегда он в работе,

Как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

infourok.ru