Разное

Использованием триз технологий – . , — .

ТРИЗ — технология в образовательном процессе

ТРИЗ — технология в образовательном процессе

Технология обучения – это методы и средства обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
В современной дидактике представлены самые разнообразные техноло­гии, способствующие реализации принципа инновационности в образовательном процессе. ТРИЗ-технология – одна из них.

ТРИЗ-технология.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она возникла ля решения технических задач. Авторство её принадлежит известному отечественному изобретателю и писателю-фантасту Генриху Сауловичу Альтшуллеру. «Решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций», — писал Г.С. Альтшуллер.

Используя ТРИЗ, можно обучить творческому мышлению.

Инновационность ТРИЗ – управление процессом воображения.

Функции – решение задач разного типа, уровня и структуры, поиск необычных идей, прогнозирование и управление развитием, тренировка и грамотное использование способностей каждого школьника, развитие творческого мышления, создание слаженного работающего коллектива.

ТРИЗ-педагогика предполагает решение на уроках локально проблемных творческих задач, то есть задач, решение которых известно человечеству, но неизвестно ученикам. Это курс мероприятий, предназначенный для преодоления стереотипов мышления и формирования креативного мышления. Учитель так организует процесс, чтобы все действия учеников были выстроены в определенной последовательности, выполняя которые дети достигнут прогнозируемого результата.

Цель применения ТРИЗ-технологии – формирование творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных областях, не теряющей уверенности при возникновении проблемной ситуации.

Практическое использование.

Система развития творческого воображения представляет собой набор приёмов и методов, которые конструируются по выбору преподавателя для достижения наилучшего результата. Данные методы стимулируют интерес к изучаемому предмету, способствуют формированию единой картины мира.

Методы:

— метод ассоциаций,

— метод маленьких человечков,

— ступенчатое конструирование,

— метод тенденций, — взгляд со стороны,

— метод мозгового штурма,

— метод противоречий,

— метод фокальных объектов,

— метод вепольного анализа,

— метод морфологического анализа,

— дихотомия линейная «ДА-НЕТ».

Существует ряд приёмов, которые принадлежат другим технологиям, но максимально используются в ТРИЗ:

— инсерт,

— Круги Луллия,

— синквейн,

— синектика,

-лжезагадки и др.

Рассмортим некоторые из данных методов подробнее.

1. Синквейн.

Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

Задача этого метода — помочь школьникам лучше понять материал.

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 – название синквейна — содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Пример синквейна, составленного учеником 6 класса по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

Доктор.

Мягкий, внимательный, чудесный.

Приходит, рекомендует, даёт.

Неравнодушный к чужому горю.

Пирогов.

2. Метод мозгового штурма.

Метод коллективного поиска решений. Все идеи записываем, даже самые нереальные. Высказываем «за» и «против». Отсекаем лишнее (вычеркиваем). Остаётся «сгусток» чистых практических предложений по вопросу.

3. Дихотомия линейная «Да-НЕТ».

Развивает умение выделять различные признаки объектов, группировать что-либо по выявленным характеристикам, классифицировать в зависимомти от цели и конкретной ситуации. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую «картину», систематизировать.

Педагог загадывает нечто (например, часть речи или литературного героя). Обучающиеся задают вопросы, на которые учитель можен ответить только «ДА» и «НЕТ». Таким образом сужается поле поиска и происходит самостоятельное раскрытие (открытие).

4. Метод фокальных объектов.

Метод поиска новых качеств или идей путём присоединения к исходному объекту свойств и признаков других случайных объектов. Цель – совершенствование объекта за счёт получения новых модификаций с неожиданными свойствами.

План действий:

выделяем объекты;

выписываем характерные признаки для каждого объекта;

полученные признаки переносим на протопит (фокальный объект) и получаем новые словосочетания, характеристики;

фиксируем новые идеи.

Например.

Задание к сочинению «Зимний пейзаж» (6 класс). Работа ученика:

Объект: снег.

Дополнительные объекты: солнце, дерево, птица.

Подбираем прилагательные,причастия:

Солнце — яркое, слепящее.

Дерево — черно-белое, крепкое.

Птица – парящая, пушистая.

Каждое прилагательное сочетаем со словом «снег».

Получаем новые сочетания: снег яркий, снег слепящий, снег чёрно-белый, крепкий снег, парящий снег, пушистый снег.

Таким образом формируется нестандартное мышление, генерирование новых идей, развивается воображение и творческое мышление.

Итак, ТРИЗ вдохновляет учеников на открытие новых знаний, на поиск вопросов и решений, пробуждает желание действовать, творить.

Список литературы:

Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.

Альтшуллер Г.С.,Краски для фантазии в Сб.:Шанс на приключение/ Сост. А.Б.Селютский. — Петрозаводск, «Карелия», 1991.

Гин С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников/ С.Гин// Школьные технологии. – 2008. — №2.

Гомжина З.А. Использование элементов ТРИЗ-педагогики на уроках родного языка/ З.А.Гомжина// Начальная школа. – 2008.- №5.

infourok.ru

Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать  свой творческий потенциал [9, с. 3].

  На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.

  В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

  Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155,  является одной из социально значимых приоритетов  современного общества [1], [2].

  Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

  Внедрение инновационных технологий в ДОО – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.

Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Г.С. Альтшуллера  —  теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад [9, с. 4].

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи [3, с. 2]. 

ТРИЗ — технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на занятиях из всех

 образовательных областей. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществлять эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие [6, с. 2].

Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений широко используются следующие игры: «Какое число потерялось?», «Где встречаем в жизни это число?», «Где встречаем эти линии?», «Где спрятались геометрические фигуры?», «Игры головоломки». Игры с применением игрового материала: (счетные палочки) «Измерить длину предмета»; «Выложить узор»; «Построение объектов по заданию»; (кубики) «Сравнение объектов по количеству кубиков…»; «строительство объектов».

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий

, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и  практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях [5, с. 5].

Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения [5, с. 6].

В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей игры и упражнения ТРИЗ — технологии используются следующим образом:

1. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в совместных со взрослым видах деятельности, в том числе и режимных процессах («Теремок» с предметами личной гигиены, посуды, постельных принадлежностей; «Ты мой кусочек» с предметами одежды во время одевания на прогулку; «Раньше – позже» на определение последовательности режимных процессов; составление загадок, сравнений, метафор о тех объектах, которые используются в режимных моментах; игры с анализаторами «Узнай по запаху, что сегодня на обед», «Узнай на ощупь, что ты сегодня оденешь»).

2. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в образовательном процессе в специально организованном обучении (на играх-занятиях, занятиях).

3. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в самостоятельной деятельности детей [5, с. 9].

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. 

    Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.

Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Метод предложен Г. С. Альтшуллером. Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод морфологического анализа.  Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвики. Цель метода — систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта [10, с. 42].

Метод «Синектика». Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: — изобрази будильник, который забыли выключить;  — покажи походку человека, которому жмут ботинки; — изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; — представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню [10, с.  25].

Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разб

e-koncept.ru

«Использование современной технологии ТРИЗ в ДОУ»

«Использование современной технологии ТРИЗ в ДОУ»

  На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

 Методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
     ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

    ТРИЗ для дошкольников:

— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. 

ТРИЗ представляет собой совкупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.

 Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением.

Что же необходимо педагогу для организации  работы по ТРИЗ?

Первое.

 Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества  «За мир через культуру».

Будьте хозяином своей судьбы.

Достигайте успеха в том, что Вы любите.

Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

Стройте свои отношения с людьми на доверии.

Развивайте свои творческие способности.

 Культивируйте в себе смелость.

Заботьтесь о своем здоровье

 Не теряйте веру в себя.

Старайтесь мыслить позитивно.

Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.

Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте..« Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

 Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их , используя различные приемы.

Пятое.

 Игры- каждый день!

 Целесообразно составлять картотеки, каталоги, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

 Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д.  Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят — что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания.  Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает  вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей  встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.

«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.

Заставит задуматься о стиле жизни.

ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

nsportal.ru

А что такое ТРИЗ?

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог  создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления — ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, — педагогический поиск. Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

 

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  •  Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

 

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» — детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом — достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» — дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» — группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

Интересные книги по ТРИЗ-педагогике 

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира. 

А напоследочек,  ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

www.withkids.ru

Методическая разработка на тему: «Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ – одно из  средств формирования творческих способностей учащихся»

Кузнецова И.А.

учитель физики    

1квалификационной категории

СП МБОУСОШ№2 СОШ№3 п.Клетня

Мы живем в обществе, которое полностью зависит от науки и технологии и в которых мало кто знает хоть что-нибудь о науке и технологии.

Карл Саган

Цели:

  1.  Использование на уроках современных образовательных технологий —         обязанность любого современного учителя;  
  2. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  
  3. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;
  4. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – одно из средств формирования творческих способностей учащихся».

 «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».

Анатолий Александрович Грин

.

Презентация педагогического опыта

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация  школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта  школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одна из главных задач  состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса.  Как учитель-практик,  стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я  рассматриваю его  не только как деятельность учителя, то есть как форму  обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения. 

Перед педагогом ставится основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Особенно актуальна  в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся основной  задачей, которой  стало воспитание творческой личности  средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого

ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это  значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
                   ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,  воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Основные  принципы ТРИЗ

  1. Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  2. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  3. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

«Взрослое» мышление

«Детское» мышление

«Тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

Синкретизм, стремление связывать «все со всем»

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

«Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

«Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Дидактические возможности ТРИЗ:

  • решение творческих задач любой сложности и направленности;
  • решение научных и исследовательских задач;
  • систематизация знаний в любых областях деятельности;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
  • развитие творческих коллективов.

    Специалистами по ТРИЗ Злотиным  были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:

Традиционно  выделяют три вида логических умозаключений:

дедукция (от общего к частному),

 индукция (от частного к общему) и 

трансдукция- различные виды логических умозаключений.  

Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.

Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как

развитие творческого мышления,

 развитие творческого воображения,

 развитие творческой личности.

Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, побуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Названия методов, приемов.

Краткая характеристика

Метод «Да-нетка»

метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод мозгового штурма

Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, Не допускается критика. Поощряются шутки.

Метод

 синектика

Синектический метод является развитием «мозгового штурма», но в отличие от него допускает критику, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. В процессе использования метода синектики применяются четыре вида аналогий.

 При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике.

 Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

 При фантастической аналогии необходимо придумать фантастические средства или персонажи, которые могут выполнить то, что требуется по условиям задачи.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче.

Метод смыслового видения. 

Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания”: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод фокальных объектов

Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

Метод “вживания”. 

Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

«Морфологический анализ»

Суть данного метода – построение таблицы, 

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении физических и  математических понятий.

Модель «Системный лифт»

для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта

Механизм решения изобретательных задач

В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:

-умение увидеть, выявить противоречие;

-формулирование противоречия;

« если  действие  есть  «х»,  то  имеем «+»,  но  «-»;

 -преодоление противоречия.

Метод системного оператора

В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Модель «Создай паспорт»

для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

Модель «Составление плана/раскадровка

для составления простого и развернутого плана прочитанного материала, составление конспекта

Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков

для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов

Метод придумывания. 

Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий, используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например “Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести”. “Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?”

Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

 Метод инверсии (обращения)

ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Метод “Если бы…” 

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнет сила трения, все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан).

Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как — Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации

. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннеса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. 

Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости.

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ

1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; и другие (смотри презентацию)

Моделирование:

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме ТРИЗ (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

  1. Задание по группам разработать этапы уроков с применением ТРИЗ .
  2. 1 группа этап актуализации знаний учащихся, 2 группа- введение нового знания, 3 группа – этап применения новых знаний.

2) Обсуждение авторских моделей урока.

Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.

  1. Составление паспорта технологии ТРИЗ

Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю

2. Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.

— Неплохо было. Но о том, буду ли я применять  технологию ТРИЗ,  не знаю, пусть прилетят бабочки розового цвета

— Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: «Использование ТРИЗ-технологий в образовательном процессе «

Использованию ТРИЗ-технологий в образовательном процессе

(Методические материалы)

Можно ли управлять творчеством, решением проблем?

Вот как отвечал на этот вопрос советский инженер Генрих Альтшуллер, создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ):

«… новая технология решения творческих задач в той или иной форме неизбежно распространится и за пределы техники. Насколько далеко? Трудно сказать. Кто мог предвидеть, что из опыта Герца, из уравнений Максвелла, из грозоотметчика Попова возникнет радиотехника, ныне так или иначе влияющая на жизнь каждого человека?.. По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу очеловечивания человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути».

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука,
М., «Советское радио», 1979 г., с. 15

Введение.

        Не более двухсот лет человечество знакомо с такими изобретениями, как пароход и железная дорога. Чуть больше ста лет было изобретено радио. И лишь в последние 40-50 лет начался бурный рост количества всевозможных изобретений. Это искусственные спутники Земли, компьютеры, атомная энергия, видеомагнитофоны и СД — проигрыватели. Весь список изобретений и открытий, сформировавших облик жизни современного человека, занял бы десятки страниц!

        Существует мнение, что сейчас сложно что-то изобрести… Это верно лишь отчасти. Просто потенциальные изобретения сейчас стали более наукоёмкими, практически недоступными обычному человеку, пусть даже и с высшим образованием.

        Однако если не замахиваться на глобальные изобретения, а довольствоваться малым, то и в повседневной жизни можно найти место изобретению, пусть и небольшому.

        Глядя на многие инженерные решения вокруг себя, думаешь: «Разве я не смог бы придумать это?». Но когда дело доходит до реальных задач, наш мозг начинает работать по стандартной схеме поиска решений по аналогии с уже существующими решениями или методом проб и ошибок.

        Как найти наилучший выход из сложившейся ситуации? Как систематизировать поиск решений, чтобы не повторять ошибки? Об этом же задумался в далеком 1946 году Генрих Саулович Альтшулер – изобретатель и писатель-фантаст. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

        ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была создана для решения именно творческих задач. Надо заметить, что все инструменты ТРИЗ работают не вместо мышления, а для мышления. То есть, они не заменяют собой человека, а помогают в решении творческих задач. Их можно применять в любых сферах жизни – в бизнесе, менеджменте, рекламе, искусстве, педагогике, политике и даже в кулинарии и любви. Методы ТРИЗ пригодятся как дошкольникам, так и ребятам школьного возраста, а также взрослым. Те или иные принципы, впервые сформулированные в ТРИЗ, используются во всех современных методиках достижения успеха.

Что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития?

Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую изо дня в день повторять одни и те же действия, одни и те же слова, лишенные живого смысла и значения. Привычка лишает нас возможности найти нестандартное решение в трудной ситуации, внимательно отнестись к ребенку, отреагировать на его изменяющиеся запросы, вовремя распознать его проблемы.

И потому педагогу время от времени необходимо новое энергетическое вливание, новая эмоциональная встряска, заставляющая его по-новому взглянуть на себя и на свою работу. Такие встряски педагогу обеспечивает работа по методике ТРИЗ. Знакомство с ТРИЗ  делает работу захватывающе-интересной.

Во Дворце уже третий год осуществляет свою деятельность творческая группа педагогов по проблеме «Одаренные дети». Каждый год посвящен определенной теме, направлению работы с одаренными детьми. Тема этого года: «Использование ТРИЗ-технологий в работе с одаренными детьми». Тема была выбрана неслучайно, так как именно ТРИЗ-технологии помогают человеку быть более свободным в принятии решений, помогают научиться мыслить по новому творчески, разнообразно, интересно, оригинально, не зацикливаясь на стериотипном решении задач, которые возникают  в течении жизни.

Активное участие в работе творческой группы приняли следующие педагоги:

  • Захарова Е.Л. – педагог-организатор, педагог объединения «Акварель»;
  • Морозова Т.С. – педагог объединения «Информатика и ВТ»;
  • Волкова В.К. – заведующая отделом «Научно-технического творчества», педагог объединения «Креатив»;
  • Юрпольская И.А. – педагог объединения «Юный техник»
  • Марамыгина Л.Г. – педагог объединения «Орф-группа»
  • Подшивалова Т.С. – педагог объединения «Малая медицинская академия»

        Педагоги подготовили материалы по использованию ТРИЗ-технологий на занятиях в своих объединениях, более подробно с которыми можно познакомиться далее.

Материалы из опыта работы педагогов творческой группы.

        Сценарий мероприятия «Городская политехническая олимпиада для старшеклассников».

        Из опыта работы педагога-организатора Захаровой Е.Л.

Цель: создание благоприятных условий для реализации интеллектуально-творческих, проектно-конструкторских и научно-технических интересов и способностей обучающихся учреждений образования.

Задачи:

  1. развитие общей культуры, креативности, технического, творческого мышления детей;
  2. мотивация к изобретательству, развитие познавательной и творческой активности;
  3. расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности;
  4. повышение статуса, общественной значимости и привлекательности деятельности в сфере производства, техники и технологий, социально значимой творческой деятельности обучающихся.

        Место проведения: Дворец детского (юношеского) творчества, кабинет № 118 (Методический кабинет).

        Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, материалы для опытов (апельсины, газ.вода, простая вода, изюм, воздушные шары, стаканы…).

        Количество участников:  12 человек.

Ход мероприятия:

Добрый день дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на городском конкурсе «Политехническая олимпиада». Олимпиада проходит впервые. Учредитель конкурса  Департамент социальной политики  Администрация г. Кургана. Организатор конкурса Дворец детского (юношеского) творчества.

Конкурс состоит из нескольких этапов. И вам предстоит показать себя не только практиком, но и теоретиком. Особенность нашего конкурса в том, что победитель, сможет принять участие в региональном конкурсе в городе Екатеринбург.

Кто из нас не был изобретателем: придумали новую игру, сочиняли сказку, разработали новый вид шпаргалки в школе. Каждый человек, по сути, является изобретателем. Существует легенда о знаменитом изобретателе. Самый первый изобретатель – Дедал.

Прежде чем мы начнем, давайте познакомимся с участниками.

Вам надо ответить на простые вопросы

  • Имя Фамилия сколько лет?
  • Любимая книга, фильм, мультфильм.
  • Любимый предмет в школе. Почему?
  • Любимый цвет.
  • Где проводите досуг?
  • Ваша ассоциация со словом «Болванка».
  • Назовите три качества, которые вы считаете в себе основными?
  • Занимаетесь ли вы спортом?

        Первый  конкурс теоретический – решение тестового задания

(приложение 1 на диске в папке «Городская политехническая олимпиада»)

        Умение изобретать – это по сути умение выкручиваться из сложных ситуаций.

Минос не примирился с бегством Дедала и приказал его отыскать. Но никому из посланных критского царя не удалось узнать, где скрывается искусный мастер. Тогда Минос прибегнул к хитрости: он объявил, что невозможно протянуть шелковую нить через все внутренние изгибы морской раковины, и предложил желающим опровергнуть его утверждение. Царь не сомневался, что Дедал придумает какой-нибудь хитроумный способ и, обнародовав его, обнаружит свое местопребывание.

Дедал не смог отказать себе в удовольствии подумать над сложной задачей — и в конце концов нашел решение: привязал нитку к муравью и пустил его внутрь раковины, муравей прополз по ее изгибам, протащив за собой нить. Дедал послал раковину с протянутой через нее нитью Миносу, и тот, выяснил, откуда ее прислали.

Второй  конкурс – решение ТРИЗ-задач.

На примере разберем, что же это за задачи.

Просмотр ролика из фильма (приложение 2  на диске в папке «Городская политехническая олимпиада»)

СВИНЬЯ И БУМАГА

        При съемке кинофильма  «Как помирились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», дрессировщик Наталья Юрьевна Дурова, работая в картине столкнулась с проблемой — свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя прекрасно делала полдела (валялась), но отказывалась есть листок. Как быть?

        ИКР: свинья сама ест бумагу. Используйте посредник — привлекательную для животного пищу. Облив бумагу сгущенкой, Н. Ю. Дурова добилась своего.

Метод проб и ошибок 

Метод проб и ошибок (метод научного тыка) – является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

        Решение задач (приложение 3 на диске в папке «Городская политехническая олимпиада»).

        Дорогие друзья! Вы наверняка решили все задачи и теперь очень хочется узнать, правильно ли. Чтобы вы могли проверить себя, приводим ответы на задачи. Но имейте в виду, что приведенные ответы не единственно возможные. В творческих задачах решений может быть несколько.  

        Третий конкурс – защита проектов.

        Четвертый конкурс – выполнение простых опытов по физике.

Среди инструментов, необходимых изобретателю, огромную роль играет физика. Знание физических эффектов и явлений даже в объеме обычной школьной программы позволяет находить исключительно простые и красивые решения многих производственных проблем. Физика и изобретательство – когда же началось их «взаимовыгодное» сотрудничество?

Одним их первых на этот путь встал Галилео Галилей. Ему принадлежат первые остроумные изобретения. Как измерить время падения предметов с башни? Ведь часов тогда еще не существовало. Галилей нашел подходящий ресурс, природные часы – удары пульса. Галилей изобрел и первый прототип термометра – термоскоп. С Галилея началось сближение и взаимопроникновение двух сторон человеческой деятельности, которые до того времени развивались отдельно, независимо: науки и техники. Технические изобретения помогали Галилео развивать физику, а знание физических законов – совершенствовать технику.

        Выполнение простых опытов по физике (приложение 4 на диске в папке «Городская политехническая олимпиада»).

        Награждение.

        Желаем вам успеха.

 «Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства».

Леонардо да Винчи.

        Конспект итогового занятия по программе дополнительного образования детей научно-технической направленности «Информатика плюс». 1 год обучения.

Из опыта работы педагога дополнительного образования Морозовой Т.С.

        Цель и задачи:        

1. Повторить и обобщить пройденный материал.

2. Повысить интерес к занятиям информатикой.

3. Развивать самостоятельность в решении творческих, логических задач.

        Оборудование: 8 персональных компьютеров, раздаточный материал, детская игрушка «Пирамидка», изображения частей ПК, картинки с частями окна Paint,маркерная доска.

        Ход занятия.

  1. Вводная часть

Здравствуйте, я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии. Сегодня у нас итоговое занятие, мы повторим то, что изучили в течение этого года.

        Я хочу предложить своеобразный девиз для нашего занятия. Это перефразированная пословица «Кто в компьютерной грамоте горазд, тому не пропасть».

  1. Основная часть.

Повторение пройденного материала

1. Загадки

Что за чудо агрегат

Может делать все подряд

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать.

                                (Компьютер)

        Вспомните из чего состоит компьютер. Я буду показывать картинку составной части, а вы – называть, как эта часть ПК называется.

        А давайте сами попробуем составить загадки про компьютер. У нас есть два образца составления загадок. Смотрим на первый образец. Впиши слова, пропущенные в загадке.

     Метод фокальных объектов

Этот метод по своему существу напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект — «взять его в фокус» — и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.

Данная задача решается с помощью метода фокальных объектов. За основу берется элемент задачи – «Состав объекта».

Второй вариант загадки. Впиши слова, пропущенные в загадке.

Впиши слова, пропущенные в загадке.

          Данная задача решается с помощью метода фокальных объектов. За основу берется элемент задачи – «Действие объекта».

Самостоятельное составление загадок.

        2. Алгоритм

        Вспомним, что такое алгоритм. Правильно, алгоритм – это последовательность действий. Алгоритм мы с вами записываем в блок-схему. Вспомним, какие элементы блок-схем бывают, и какое назначение у этих элементов.

        Демонстрация картинок с блок-схемами.

        Задание — выполни алгоритм «Собери пирамидку».

        Задача: Напиши алгоритм «Собери пирамидку». Впиши слова «Да» и «Нет». Обведи команды, которые выполняются несколько раз. Впиши такие слова в команде «Выбери … не надетое кольцо», чтобы пирамидка собралась по порядку: от самого большого кольца до самого маленького

        Опробовать на практике алгоритм с пирамидкой.

        3.  Paint

  • В какой программе мы с вами работали этот год? (Paint)
  • Что позволяет эта программа делать?
  • Я вам предлагаю разбиться на пары и составить из этих элементов окно программы Paint.

        СОБИРАЮТ ОКНО

        

        Следующее задание

          Придумайте новый инструмент для программы Paint, придумать какое действие будет выполнять данный инструмент, и нарисовать кнопку данного инструмента в программе Paint.

Морфологический анализ

Суть метода – выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков.

Морфологический анализ позволяет создавать конструкции новых устройств, обладающих требуемыми качествами. Составляем двумерную матрицу на этот объект. При заполнении осей матрицы необходимо вводить не только известные показатели, но и новые, неожиданные. Из рассмотренной матрицы получается определенное количество моделей изделий. Затем анализируются все предложенные варианты и выбираются наиболее подходящие, отвечающие условию задачи.

4. Шифровка

Для вас пришло письмо. Давайте осмотрим, что внутри. Письмо от ребят второго года обучения.

        «Здравствуйте ребята! Мы, ребята второго года обучения, предлагаем вам свое задание. Если справитесь с этим заданием, то вы не зря учились этот год в объединении «Информатика и ВТ».  Мы желаем вам удачи в решении нашей задачки».

        Задание: декодируйте шифровку и прочитайте пословицу.

 

Рисунок сверху – ключ, пользуясь которым вы сможете прочесть в нижнем рисунке пословицу.

                        КЛЮЧ

А

Б

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

Н

О

Р

С

Т

Ч

Ы

ПОСЛОВИЦА

        Ответ: “Не одежда красит человека, а добрые дела”

  1. Заключительная часть.

        Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Показали, что этот год вы отучились не зря. Я вас поздравляю. И вручаю дипломы с окончанием первого года обучения в нашем объединении «Информатика и ВТ».

        Конспект занятия по программе дополнительного образования детей естественно-научной направленности «Основы общей астрономии и астрофизики с элементами классической астрологии». 3 год обучения.

        Из опыта работы педагога дополнительного образования Зайцевой С.В.

        Тема: «Малые тела Солнечной системы».

Цель: Знакомство с классификацией, детерминацией и отличительными особенностями малых небесных тел.

Задачи:

  1. Повторить общеизвестно-научные сведения о малых телах Солнечной Системы; характеризовать малые тела с различных современных позиций.
  2. Развивать приобретенные умения в  решении творческих задач.
  3. Формировать навыки вербальной коммуникативности (умение слышать и слушать другого).

        Оборудование: Фотоматериалы небесных объектов, карта Солнечной Системы, таблица: «Астероиды, Кометы, Метеориты».

  1. Вводная часть.
  • Орг. момент
  • Сообщение темы, целей задач занятия.

          II.  Основная часть.

        1. Повторение больших тел Солнечной системы.

        а) Вопросы для фронтальной проверки:

  • Сколько планет в Солнечной системе?
  • Назовите порядок расположения классических планет.
  • Перечислите планеты – гиганты и планеты земной группы.
  • Назовите планеты, не имеющие спутников.
  • Перечислите Галилеевы  спутники Юпитера.
  • Как называется планета – «Властелин колец»?

        б) астрономическая ромашка:

  • Ближайшая к Солнцу планета?
  • Крупные образования на Луне?
  • Спутники Марса, аппараты, изучавшие Юпитер?
  • На какой планете парниковый эффект?
  • Кто открыл Уран?
  • Живая оболочка Земли?
  • Как иначе называется пояс Койпера?
  • Самая большая планета?
  • Внешняя оболочка Солнца?
  • Центральная часть кометы.

2. Изложение нового материала. 

Описание объектов:

  • Эти небесные тела похожи на огромные грязные снежки, на короткое время они приближаются к Солнцу, при этом нагреваются и выпускают газопылевой хвост (кометы).
  • Эти небесные тела двигаются по орбитам подобно планетам, представляют глыбы из камня и металла (астероиды).
  • Эти объекты представляют собой уцелевшие после прохождения через атмосферу куски из обуглившихся камней и ржавого железа (метеориты).

        Показ таблицы «Малые тела Солнечной системы», демонстрация фотоматериалов.

Выступление докладчиков (к

nsportal.ru

Статья по теме: Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

   Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

   Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

   Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

   Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в  50-х  годах  усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

   В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

   Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

    Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

    ТРИЗ для дошкольников:

— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

    При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

    Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

   Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

   Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

   ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

   В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

— Метод фокальных объектов.  Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу. 

— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),  с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

— Мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

 Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».                

   Это метод —  Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

   Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.

   Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям  становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

   С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

   Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

nsportal.ru