Разное

Графомоторные навыки – . , — .

Как писать? Формируем графомоторные навыки

Структура графомоторных навыков

Определение 1

Графомоторный навык — это конкретное положение и движения пишущей руки, позволяющие успешно рисовать, писать, раскрашивать, штриховать и т.д.

Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:

  1. Мелкая мускулатура пальцев рук – представляет собой контроль над силой пальцев и быстротой их движения в работе.
  2. Зрительный синтез и анализ – определение левых и правых частей тела, его ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам, умение выполнять задания с конкретными условиями и выбирать нужное направление движения.
  3. Рисование – включает в себя штриховку, обведение по контуру, обводку, умение срисовывать геометрические фигуры, рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие детали на них.
  4. Графическая символика – умение рисовать различной сложности узоров, а также изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.

Замечание 1

Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
  • Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
  • Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
  • Собирание мозайки и пазлов
  • Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
  • Раскрашивание раскрасок
  • Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

  1. Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
  2. Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
  3. Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

  1. Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
  2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
  3. Штриховка
  4. Выкладывание букв и цифр из различных предметов
  5. Различного рода работы с мелкими предметами
  6. Лепка, аппликация, рисование и т.д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

  1. Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

    • Контурное изображение предметов
    • Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
    • Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
    • Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
  2. Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

  3. Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

  1. Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
  2. Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
  3. Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
  4. Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
  5. Ознакомление с графическими символами
  6. Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
  7. Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме. Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет.

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений.

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

  1. Интеллектуальное развитие детей.
  2. Подготовка к успешному овладению письмом.

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

  • Небрежный и неразборчивый почерк
  • Быстрая утомляемость руки
  • Слабая фиксация рабочей строки

Замечание 2

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

spravochnick.ru

ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ

Как графомоторные навыки помогают в развитии ребенка?

Почему нужны «обводилки»?
В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошколятами и младшими школьниками. Графические прописи применяют логопеды в работе с детками, имеющими нарушения речи, но использовать их можно в домашних условиях безо всяких ограничений: даже дети без существенных проблем развития получают от них огромную пользу для своего развития.

Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

Что же такое ГРАМОФОТОРИКА?

Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомоторных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.

Работа с графомоторными трафаретами

несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

2. Слежение пальчиком по узору.

3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

Для постоянных занятий желательно сделать  многоразовые трафареты: заламинировать их ламинатором или проклеить широким прозрачным скотчем всю поверхность. Заниматься можно с детьми уже с 2,5 лет (для них есть задания попроще), но особое внимание обратить на развитие графомоторных навыков нужно ближе к школе (примерно с 4- 5 лет).

Ментальная Арифметика советует постепенно усложнять задания и переходить к занятиям рисования обеих рук одновременно.

Желаем Вам успехов в развитии.

Ваш сайт Ментальная Арифметика.

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

Mentalar.ru

 

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 396Регистрация: 06-06-2017

mentalar.ru

Материал на тему: Кружок «Развитие графомоторных навыков у дошкольников»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 5»

     

                                                                                                                                                                                           

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Автор программы:

Учитель-логопед:

Бондаренко Ю.М.

Пояснительная записка

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок  пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. 

                Актуальность и педагогическая целесообразность  программы

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

У большинства детей с ОНР  при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений  устной и письменной речи.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению — уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

Основные  задачи:

     1.Развитие мелкой мускулатуры руки.

— получение навыка правильно держать карандаш, ручку.

 — развить пальцы  и кисти рук.

— научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные — слева направо, овалы.

 — подготовить руку к письму.

— уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

— произвольного внимания;

— речи, памяти;

— логического мышления;

— зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и  совершенствовать пространственные представления:

— ориентацию на листе;

— ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

— умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

— контроль за собственными действиями.

Особенности программы

Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком. Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?».

Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

Также использую шарик Су – Джок.

После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.

Сравнительный анализ  результатов диагностики развития мелкой моторики рук.

Старшая группа

Начало года

Конец года

средний уровень

25%

30%

низкий уровень

45%

28%

высокий уровень

30%

42%

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

средний уровень

50%

20%

низкий уровень

15%

9%

высокий уровень

35%

71%

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы имеют более низкие показатели развития мелкой моторики рук. Это факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук. 

Срок реализации, режим  и структура занятий

        Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет (дошкольники).

Количество детей в группе – от 15 до 18 человек.

Продолжительность занятия по 30 минут 1 раза в неделю с перерывами на три тематические физкультминутки, продолжительностью 2 — 3 минуты.

      Итак, структура занятия по  программе «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» выглядит следующим образом:

    — «Гимнастика для глаз» — выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.

разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук  разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной  деятельности;

  •  Постепенное усложнение  игровой ситуации —  тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
  • физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;
  • графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;
  • пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.

     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.

Прогнозируемые результаты и методы диагностического контроля

К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения логопеда за развитием каждого ребенка.

                К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:    

  1. развить мелкую мускулатуру руки
  2. писать вертикальные линии сверху вниз,  горизонтальные — слева направо;
  3. подготовить руку к письму,
  4. уметь ориентироваться на листе бумаги,
  5. сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
  6. сформировать взаимосвязь у учащихся номинативной функции слова и отражения ее  в графической модели.
  7. Знать,  как  составляется  модель к предложению и предложение к  модели.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

неделя

Содержание занятий:

Сентябрь

1-2

Диагностика

3

«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; (обведение и раскрашивание веточки земляники).

4

«Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку).

Октябрь

1

Развитие мелкой моторики руки. Штриховка.

2

Предмет и слово. Работа по шаблону. Работа в прописи.

3

Слова, называющие предметы. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.

4

Слова, называющие действия. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.

Ноябрь

1

Слова, называющие признаки. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.

2

Набор слов и предложения. Изменение слова в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

3

Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину», «Узоры по клеточкам»

4

Проведение графического диктанта.

Декабрь

1

Завиток. Штриховка дугообразной строчкой.

2

Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами.

3

Ломанная зигзаг. Штриховка крестиками.

4

«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика).

Январь

1-2

каникулы

3

«Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

4

«Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора).

Февраль

1

Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

2

Развитие речи (составление устных предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

3

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).

4

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички).

Март

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика).

2

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).

3

Проведение графического диктанта

4

Звуки речи как материал языка. Развитие фонематического слуха. Составление модели к предложению.

Апрель

1

Способ выделения звуков в слове. Определение кол-ва звуков в слове с опорой на модель. Развитие фонематического слуха. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

2

Гласные и согласные звуки. Развитие фонематического слуха. Составление модель к предложению. Работа по шаблону в прописи.

3

Штриховка с чередованием прямых и зигзагообразных линий.

4

Проведение графического диктанта

май

1

Проведение графического диктанта

2

Закрепление сформированных навыков

3-4

Диагностика

Условия реализации программы

Форма занятий: групповая.

Материально-техническое оснащение:

  • специальные канцелярские принадлежности и (для мелкой моторики пальцев),
  • шаблоны
  • меловая доска (для демонстрации написания, начертания),

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание важность  речевого развития детей, мы пришли к выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе.

Старшая группа.

1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.

2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной  исходной формы.

3. Развиты плавность и согласованность движений рук.

Подготовительная группа.

1.  Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)

2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)

3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.

4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

5. Совершенствование навыков учебной деятельности.

В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР.

У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка.

Список используемой литературы

  1. Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. — Мурманск, 2006.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.- Ярославль, 1998.
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
  4. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. — М., 2003.
  5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.
  7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
  8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
  9. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
  10. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
  11. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.

nsportal.ru

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников

Мелкая моторика —  движение  мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая непосредственно связана с овладением ребенком предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Графо-моторный навык — это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет правильно удерживать пишущий предмет,

рисовать, раскрашивать, копировать узоры и т.д.

Графо-моторные навыки включают в себя мелкую моторику (контроль силы и быстроты движений кисти и пальцев). Зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.

 Развитие мелкой моторики ребёнка 6-7 лет —показатель готовности к обучению в школе. Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сенситивным для развития графо-моторных навыков и ручной умелости, а мышечная память в этот период очень цепкая.

Рассмотрим возрастные особенности развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

—   В 1 год: малыш перекладывает предмет из одной руки в другую, берет 2 предмета одновременно и стучит ими, хватает предметы большим и указательным пальцем, вынимает предметы из ящика и складывает их обратно, показывает указательным пальцем, переворачивает страницы, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.

— В 2 года: малыш собирает картинку из 3 частей, чертит на бумаге, расстегивает молнию, снимает одежду, расстегивает крупные пуговицы, переворачивает страницы по одной, открывает и закрывает крышку на банке.

— В 3 года: малыш хватает карандаш 3 пальцами, надевает бусинки на проволоку, находит предмет в песке без подглядывания, сгибает лист посередине и складывает его, рисует круги, собирает картинку из 4 частей, застегивает крупные пуговицы.

— В 4 года: режет ножницами, застегивает и расстегивает пуговицы, проводит линию, соединяющую предметные картинки, откручивает болт, поворачивает ключ в замке, держит правильно карандаш, собирает крупный пазл, рисует фигуру человека, открывает спичечный коробок.

Формирование двигательных навыков продолжается до 5-7 лет.

Рассмотрим возрастные особенности развития графо-моторного навыка при нормальном развитии:

— В 1,5-2 года: малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения, не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

-В 2-3 года: как правило,  малыш держит карандаш сверху, зажимая его в кулаке, движения спонтанные.

-В 3-3,5 года: линии становятся более определенными, четкими, осмысленными, улучшается координация при выполнении вертикальных движений, овалы и круги неровные. Умеет ограничивать длину линий и рисовать их почти параллельными.

-В 5 лет: выполняет горизонтальные и вертикальные линии. Способен ограничивать протяженность линии, делать их более ровными, четкими, правильно удерживая пишущий предмет. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

-В 6-7 лет:  копирует геометрические фигуры, соблюдая их пропорции и размер. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В  этом возрасте ребенку доступны любые штрихи и линии.

Основные направления в работе по развитию графо-моторных навыков.

Цели: развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготовить руку ребенка к письму. Сформировать элементарные специфические графические навыки. Развивать зрительно-моторную координацию, точность, гибкость, ритмичность движений. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

При развитии графических навыков ставятся следующие задачи: — научить ребенка правильно держать карандаш, проводить различные линии  по образцу, дорисовывать, закрашивать, не выходя за контур, копировать, штриховать, дорисовывать зеркально рисунок, продолжать рисовать узор далее, по образцу, графические диктанты. Учить работать, соблюдая  правильную осанку.

Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр (на физкультминутках)– позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.

          Нетрадиционный метод Су-Джок терапии (массажные колечки, шарики и валики), самомассаж, точечный массаж- активизация речевых зон головного мозга, нормализация тонуса мышц.

Упражнения, направленные на развитие графических навыков:

 1) Работа в тетрадях в клетку, в прописях.

 2)Обводка по трафаретам и линейкам.

 3) Знакомство с различными линиями, пространственная ориентация на листе и в тетрадях в клетку.

 4) Выполнение различных штриховок.

 5) Рисование, дорисовка карандашами.

Обучение правильному захвату карандаша следует начинать, когда ребенок впервые его берет для рисования. К школе навык письма должен быть доведен до автоматизма.

Признак недостаточной работы пальцев рук — поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Этапы формирования правильного графического навыка

 Учимся рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии:

-Обводка линий, рисование линий по образцу.

-Учимся соединять линиями точки, предметные картинки. «Соедини одинаковые картинки, соедини, кто что ест».

-Рисуем прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.  «Проведи машину по дорожке, ежика к грибочку».

-Прямые и наклонные параллельные линии. «Рисуем иголки у елки, бревна у дома».

-Полуовалы верхние, нижние. «Рисуем грибочки».

-Круги и овалы. «Рисуем колеса, огурчики».

-Ломаные линии (плавно передвигая руку). «Рисуем забор».

-Волнистые линии, прерывистые линии. «Рисуем волны, дождик» .

Учимся обводить:  по трафарету, линейкам (внутри), формочки (снаружи), по контуру фломастером, через кальку.

Учимся штриховать:

—  В тетради в клетку (крупную, мелкую) – обводим  горизонтальные линии, обводим вертикальные линии, обводим горизонтальные и вертикальные линии.

— Горизонтальными линиями, вертикальными, наклонными, волнистыми, зигзагообразными, прерывистыми, петлеобразными линиями и т.д.

Учимся дорисовывать предметы:

-Отдельные элементы.

-Вторую половину (зеркально).

Учимся работать в тетради в клетку:

-Рисование орнамента по клеткам по образцу далее.

-Срисовывание узоров, рисунка по образцу.

-Графические диктанты.

-Зеркальная дорисовка по клеткам.

Учимся печатать буквы, цифры:

Формирование графического образа букв, цифр, дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство, профилактика зеркального написания графем и цифр.

Основные направления работы по возрастам и возрастным группам  над улучшением крупной и мелкой моторики рук, развитию графо-моторных навыков.

2-3 года (первая младшая группа):  Мотивировать двигательную активность в игре. Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения. Для развития мелкой моторики необходимо: выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (массаж роликами, кольцами Су-джок).

3-4 года (вторая младшая группа): Формирование правильной постановки руки при рисовании, умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Раскрашивать предметы, обводка по контуру. Развитие мелкой моторики сопровождать стихами, массаж кистей  и пальцев рук, пальчиковая гимнастика), игры на развитие тактильного восприятия — нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом, макаронами («сухой бассейн»), игры с песком.

4-5 лет (средняя группа): Формирование умения рисовать прямые линии, округлые линии, круги, овалы. Раскрашивание, не выходя за контур, обводки по линейкам, формочкам, по контуру через кальку. Для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж рук карандашами, кольцами Су-джок, прищепками, использование кистевого эспандера, шнуровки, «сухой бассейн», игры с палочками, прищепками и др. упражнений и игр.

5-6 лет (старшая группа): Формировать умение  рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии. Штрихование в тетради в клетку (обводка вертикальных и горизонтальных линий),  по образцу вертикальных, горизонтальных параллельных линий, наклонных, волнистых и др. не выходя за контур. Печатать буквы алфавита в тетради в линейку, цифр в тетради в крупную клетку (в двух клетках). Для мелкой моторики используем ниткотерапию (нитка, цепочка), работу с проволокой, ножницами, бумагой, пластилином и пр.

6-7 лет (подготовительная группа):  Завершение работы по подготовке руки ребенка к письму. Ознакомление с тетрадью в клетку и умение ориентироваться в ней. Формирование умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве (клетке, линейке). Рисование в тетради в клетку сложных изображений, предметов, требующих анализа и синтеза.  Написание букв, слогов, слов, предложений печатными буквами в тетради в мелкую клетку. Все задания направлены на развитие глазомера, четкой координации.

 Для развития мелкой моторики и координации важно, чтобы ребёнок систематически упражнялся разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей (спичек и пр.). Выполнение заданий на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек и др.

Творческие занятия по изобразительной деятельности,  направленные на развитие мелкой моторики рук: 1) Рисование в традиционных и нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) с использованием самых разнообразных изобразительных и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)

 2) Рисование красками, кисточками, карандашами, по манке и пр.. 3) Аппликации разными техниками (обрывания, с использованием природного материала, пластилина). 4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.) 5) Конструирование из бумаги и др.

 Развитие ребенка в быту, ручной труд: 1) Стирка вручную мелких предметов одежды. 2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды. 3) Одевание, раздевание,  складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц и пр. 4) Шитье, пришивание пуговиц, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение. 5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).

Некоторые виды игр для детей 2-4 лет по развитию мелкой моторики:

-Крутить волчки.

 -Скатывать из пластилина шарики и колбаски, разрезать их стеком пополам, отрезать  от них части.

 -Набирать  воду из стакана пипеткой и капать по капельке.

-Складывать лист бумаги пополам и еще пополам.

— Закручивать и откручивать крышечки на бутылках.

-Рисовать по манке.

 -Разложить по чашкам фасоль и горох двумя рукамим  (рис и гручку). -Собирать в одну руку пуговицы той же рукой (карандаши). Поменять руку.

-Прятать платок в руке одной рукой, потом в другой.

— «Пальчики шагают» по столу вперед и назад в «туфельках» (крышечках от бутылок).

— Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки на одежде.

— «Вешаем сушить»- прищепляем прищепками платки на веревку.

-Завязывать и развязывать узелки на веревке.

— Сминать и расправлять листы бумаги.

— Отрывать клочки от листа бумаги. Отрывать полоски от листа бумаги сверху вниз.

-Наматывать на клубок ниток толстую нитку, разматывать.

-Щелчками пальцев сбивать шашки и т.п.

-Отрезать ножницами кусочки бумаги.

-Заводить игрушки с моторчиком и пускать их в воду.

-Двумя пальцами крутить карандаш на столе и в воздухе.

-Щелкать средним и большим пальцем.

 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». (В.Сухомлинский)

 

 

nsportal.ru

Графомоторные навыки у детей

Школьное образование, как начальное, так и среднее, ориентировано на свободное владение ребенком навыками письма, штриховки и рисования. Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Здесь важна, прежде всего, точность движений, их темп, а также способность ребенка относительно легко воспроизводить действия взрослого, то есть действовать по заданному образцу.

графомоторные навыки

Период развития графомоторных навыков начинается в раннем детстве, и от того, насколько раньше он начнется и насколько интенсивно будет протекать, зависит то, как сложится обучение ребенка в школе.

Недавняя история дошкольного и начального образования

В советское время программа обучения в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) и начальной школе уделяла развитию графомоторных навыков у дошкольников и младших школьников очень большое внимание. Можно даже сказать, что это был один из приоритетных акцентов образования. В детских садиках – как в подготовительной группе, так и в более младших – воспитатели на специальных занятиях учили детей правильно держать пишущий инструмент, принимать правильную позу при письме, приучали работать в разлинованных тетрадях, объясняя, что такое строки и что такое поля.

Кроме того, в любом саду детей традиционно учили аккуратности выполнения заданий, многократности выполнения одного и того же действия, правильности штриховки и т. д. Таким образом, ребенок оказывался подготовленным к школе и психологически, и физически: он представлял себе, с какими требованиями он может столкнуться, а мелкая мускулатура пальцев уже была хоть сколько-то подготовлена к дальнейшему развитию.

развитие графомоторных навыков

В начальной школе подконтрольное развитие графомоторных навыков у детей продолжалось также интенсивно. Программа предоставляла возможность учителю начальных классов «поставить руку» первоклассника, которым выполнялись многочисленные упражнения в прописях и рабочих тетрадях, и развитие навыков письма было приоритетным.

Современность

Современные образовательные стандарты не подразумевают такой плотной работы по формированию графомоторных навыков у детей. Несмотря на свою сложность и витиеватость, дошкольное и начальное образование уделяет очень мало внимания постановке руки. Да и в домашних условиях детский досуг довольно часто исключает необходимость для ребенка упражняться в письме и рисовании, причина тому – разрешение родителями игры с планшетом, смартфоном или компьютером.

графомоторные навыки у детей

Между тем программа начальной школы подразумевает, что ребенок должен начать обучение, уже владея азами письма, то есть у современного первоклассника графомоторные навыки должны быть развиты гораздо сильнее, чем у советского. При этом на уроках в начальной школе уделяется в разы меньше внимания развитию мелкой моторики рук. Между тем все дальнейшее образование, по крайней мере, по базовым дисциплинам, все так же строится на динамичном письме.

Одна из бед современного школьника

Дисгармония требований к ребенку очевидна. С одной стороны, школьная программа значительно усложнилась, а с другой стороны, программа не дает возможности развития основных навыков, которые, как, видимо, подразумевается, должны развиваться в некоем фоновом режиме, сами собой. Если прибавить к этому, что, как уже говорилось, и дома дети пишут и рисуют гораздо меньше, чем раньше, то проблемы большинства детей довольно предсказуемы.

Очень многие первоклассники не справляются с программой, отстают от требований, а следовательно, и успешность всего дальнейшего обучения под большим вопросом. И это не преувеличение проблемы: большинство современных педагогов согласны с тем, что при объективном взгляде на современного школьника очевиден низкий уровень его знаний. Разумеется, здесь дело не только в грамотном развитии графомоторных навыков, но в системе образования в целом, однако роль постановки руки ни в коем случае нельзя недооценивать.

Задача родителей

Таким образом, перед современными родителями, желающими не пускать образование ребенка на самотек, стоит важная, но при ответственном и грамотном подходе вполне выполнимая и в целом элементарная задача – развитие мелкой мускулатуры рук, развитие моторики. Графомоторные навыки могут формироваться и вне стен образовательных учреждений, да и, объективно говоря, формируются гораздо успешнее, когда им уделяется ежедневное внимание дома.

Основные условия: регулярность занятий и ориентиры

Основные ошибки, которые допускают родители, лежат не в области методики или стратегии, а в области элементарной дисциплины.

Во-первых, задания, формирующие графомоторные навыки у дошкольников, должны даваться малышу регулярно и постоянно, для них должно находиться время буквально каждый день. Это главное условие того, что рука будет развиваться стабильно, без рывков и чрезмерных усилий, вызывающих у всей семьи негативные эмоции и могущих привести к отказу ребенка от упражнений.

формирование графомоторных навыков

Давая задания, ни в коем случае не выбрасывайте использованные альбомы и тетради, их нужно хранить, и далеко не только для памяти. Они очень важны для того, чтобы возвращаться к ним и анализировать, насколько продвинулся ребенок, есть ли у него прогресс. Если он есть, то это обязательно нужно продемонстрировать ему. Если же между записями с интервалом в полгода нет никакой разницы, то это повод задуматься над тем, предъявляются ли к ребенку адекватные требования, есть ли у него ориентиры.

Требовательность к малышу, обеспечение его ориентирами, стимулами и образцами – это второе главное условие формирования графомоторных навыков да и многих других. Ребенок должен хорошо осознавать, чему он учится; что он уже умеет, а чему должен научиться; что у него получается легко, а что дается ему с большим трудом; когда у него получается хорошо, а когда из рук вон плохо. Многие родители предпочитают только хвалить ребенка, полагая, что это – хороший путь к позитивному обучению и к желанию ребенка учиться. Однако это большое заблуждение. Скрывать от малыша то, что он делает что-то плохо, не старается, – значит обманывать его и останавливать его развитие, лишать счастья ощущения того, что он действительно чему-то научился.

Зона ближайшего развития

Чтобы знать, за что хвалить ребенка, что от него требовать и какие задания предлагать, каждый взрослый должен осознавать, каких ближайших целей должен достичь ребенок. Если они будут слишком далекими, то ребенок не сможет ощутить их достижимость. Если же задания будут слишком простыми, то обучение не будет продвигаться вперед. В педагогике существует понятие «зона ближайшего развития» – это та область развития ребенка, которая реально достижима в ближайшее время, но ради которой ребенок должен прикладывать усилия.

В соответствии с этой концепцией развиваются и графомоторные навыки у детей. Взрослый должен ставить перед ребенком такую цель, которая «видна» и ему, и педагогу, а все задания должны быть чуть труднее тех, которые ребенок выполняет, не прикладывая усилий.

развитие графомоторных навыков у детей

Вектор развития

Каждый ребенок развивается своими темпами, да и в каждой семье в разное время могут возникнуть возможности и потребности заниматься развитием графомоторных навыков у дошкольников. Однако в каком бы возрасте ребенка родители ни решили развивать его и какие бы особенности ни были ему присущи, этапы и вектор развития, в сущности, являются одинаковыми для всех.

графомоторные навыки у дошкольников

В занятиях нужно двигаться от крупных и толстых предметов к тонким, от элементарных заданий к более сложным, от коротких занятий к длинным, от упрощенных требований к более жестким.

Фоновые и направленные задания

На развитие графомоторных навыков работают, в сущности, любые игры, где задействованы контролируемые движения кисти и пальцев. Сейчас существует масса так называемых развивающих игрушек, предполагающих точные и тонкие движения. Очень полезны также лепка, плетение, мелкие конструкторы, мозаика. Однако игра и перечисленные занятия – это лишь фон и почва для развития собственно графомоторных навыков.

развитие графомоторных навыков у дошкольников

Как можно раньше стоит предложить ребенку толстые фломастеры или мелки, чтобы он опробовал инструмент. Как правило, если малышу не дать определенного задания, его пробы будут заключаться в рисовании неопределенных полос. Это необходимый этап, но задерживаться на нем долго не следует. Когда он исчерпает себя, следует показать ребенку, как правильно держать пишущий предмет, и постепенно давать простые и элементарные задания, продвигающие его к письму и рисованию.

Типы заданий

Начинать занятия по развитию специфических навыков письма можно со следующих типов упражнений:

1. Соединение двух точек линией. Многим не приходит в голову, что даже этому ребенка нужно учить и начинать надо как можно раньше. То, насколько это может оказаться трудным, каждый может проверить на себе, попытавшись держать ручку пальцами ног (к слову, это упражнение для детей также крайне полезно). Ручка ребенка по степени развития тонких и специфичных движений мало чем отличается от стопы взрослого.

Располагайте точки так, чтобы получающаяся линия была то горизонтальной, то вертикальной, то диагональной. Не разрешайте малышу поворачивать лист бумаги. По мере роста ребенка усложняйте задание. Постепенно вы придете к рисованию по нумерованным точкам и рисованию сложных узоров по клеточкам, а также графическим диктантам.

2. Рисование по стимулирующей линии (обводка). Нарисуйте пунктиром или очень тонкой линией любой рисунок и предложите его обвести. Это задание будет сопровождать ребенка до окончания овладения письмом, последним этапом будут сложные прописи, по которым ребенок будет учиться писать буквы алфавита родного и иностранных языков.

3. Штриховка. Умение наносить линии в одном направлении, ограниченные определенной областью и прилегающие друг к другу, научат ребенка раскрашивать и подготовят к рисованию красками.

Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо в присутствии ребенка, выполнение заданий у него на глазах значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.

fb.ru

Практический материал для развития графомоторных навыков

Практический материал для развития графомоторных навыков

Пространственная раскраска «Домик».

hello_html_m5df75c9.jpg

Художник рисовал картину, но не успел её закончить. Помоги ему. Пожалуйста, обведи линии так, чтобы ель оказалась за деревом, а домик —перед деревом. Машина должна стоять перед домом, а лавочка- за кустом. Солнышко должно быть перед тучкой. А теперь раскрась рисунок полностью.

Пространственная раскраска «Забор»

hello_html_2a771620.jpg

На этой картине художник хотел нарисовать следующее: мяч и котенок должны оказаться за забором, а щенок и ель – перед забором. Гриб, который растет слева от ели, должен быть за забором, а гриб, растущий справа от ели, —перед забором. Обведи линии так, чтобы облако оказалось перед солнышком. Обведи птичек, которые летят под облаком. А теперь раскрась картину полностью.

Пространственная раскраска «Подарки»

hello_html_5c4c53a9.jpg

Помоги мальчику украсить подарочные коробки. Раскрась коробки с подарками так: самая большая коробка должна быть синего цвета, и она находится справа от красной коробки и слева от желтой, справа от желтой коробки стоит зеленая , а над ней оранжевая.

Внимание! Чтобы избежать досадных ошибок, попросите ребенка сначала положить рядом с рисунком карандаш того цвета, которым он собирается его раскрасить, и только потом, проверив все еще раз, начинать раскрашивать.

Лабиринты

Предлагаемая игра «Лабиринты» развивает не только зрительное внимание, но и пространственное мышление.

Сначала попробуйте найти путь только глазами, при затруднении используйте карандаш. Удачи!

hello_html_m7f0a62d5.jpg

hello_html_46a0d4f3.jpg

hello_html_1a6b5ae1.jpg

hello_html_3d5652ca.jpg

hello_html_5860a049.jpg

hello_html_m6ffc9288.jpg

Перепутанные линии

Развивающая игра «Перепутанные линии» позволяет расширить зрительное восприятие  ребенка и увеличить скорость переработки зрительной информации , что значительно увеличивает скорость чтения. Прослеживать линии нужно только глазами , без помощи карандаша или рук. Удачи!

hello_html_12eb7c14.jpghello_html_3a8803d.jpg

hello_html_65c08d43.jpghello_html_3ddddf81.jpg

hello_html_m56138247.jpg

hello_html_m304c7e82.jpghello_html_m3702d0da.jpg

Прятки

Предлагаемая игра «Прятки» поможет Вам в увлекательной для детей форме развить такие высшие психические функции как внимание, восприятие, наглядно-образное мышление (выделять часть-целое). Игра нравится и дошкольникам , и младшим школьникам. Попробовать могут и взрослые:  есть более сложные варианты. Удачи!

Уважаемый Шерлок Холмс! Попробуй отыскать предметы, нарисованные вверху страницы, на картинке!

hello_html_me2b120.jpg

hello_html_m13de6cd7.jpg

hello_html_34037da0.jpg

hello_html_f2df60c.jpg

hello_html_m24477ad6.jpg

hello_html_m358f0728.jpg

hello_html_1fc0d769.jpg

hello_html_m18d7cbe.jpg

hello_html_m394df4dc.jpg

hello_html_m5d9d222d.jpg

hello_html_6a877136.jpg

hello_html_m4dcfcb09.jpg

hello_html_m232f7577.jpg

hello_html_m1c53b561.jpg

hello_html_58f1fd.jpg

hello_html_m228e35ee.jpg

Симметричные рисунки

Симметричное рисование ( рисование обеими руками сразу)- эффективная методика развития межполушарного взаимодействия.

У ребенка -дошкольника преобладает правое полушарие, а все процессы обучения аппелируют к левому полушарию ( знак, символ- логическое мышление и речь), поэтому необходимо гармонизировать работу мозга через развитие межполушарного взаимодействия.

Рисуем правой рукой- работает левое полушарие, рисуем левой рукой -работает правое полушарие.

Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки- работают оба полушария гармонично!

Симметричные рисунки

Начало обводки двумя руками легко узнать по цветным либо серым точкам в начале рисунков.Ребенок берет в обе руки по карандашу близких цветов согласно образцу ( можно фломастеры), ставит кончики карандашей на точки и начинает синхронно проводить цветные линии, стараясь сохранить единый темп выполнения задания , руки должны двигаться одновременно, а не по очереди.

hello_html_m1f748358.jpg

hello_html_m6ae58bbe.jpg

hello_html_41930ce5.jpg

hello_html_eb722b8.jpg

hello_html_mdf7f7a1.jpg

hello_html_m4e4fb831.jpg

hello_html_m26fd177e.jpg

hello_html_m6d2d6308.jpghello_html_6eae2db.jpg

hello_html_m5dbb9cd0.jpghello_html_m40cb64ae.jpg

hello_html_c8f39e8.jpghello_html_6c03c4ae.jpg

hello_html_m3fea03bd.jpghello_html_7fc457ca.jpg

hello_html_75c829.jpghello_html_m6012f1b9.jpg

hello_html_m393de165.jpghello_html_2a18e69e.jpg

hello_html_m849391f.jpghello_html_169154d7.jpg

hello_html_7dbe4db9.jpghello_html_m3b0cb166.jpg

hello_html_m41ddb51c.jpghello_html_77087450.jpg

hello_html_7d51735f.jpghello_html_m78af9a0c.jpg

hello_html_m4f45f409.jpg

hello_html_m45e5a820.jpg

hello_html_3491651e.jpg

hello_html_28309b6e.jpg

hello_html_66b0818d.jpg

hello_html_16637666.jpg

hello_html_m21ebd8e.jpg

hello_html_m31069597.jpg

hello_html_325d0815.jpg

hello_html_md10b237.jpg

hello_html_m16a747f1.jpg

hello_html_m4c71f36e.jpg

hello_html_707f5ef5.jpg

hello_html_5d141bca.jpg

hello_html_2ddeff72.jpg

hello_html_e483f91.jpg

hello_html_m5e8f469b.jpg

hello_html_m7b42d8aa.jpg

hello_html_m60c18bba.jpg

hello_html_m25dc3039.jpg

Развитие творческого мышления

Предлагаемый метод «Дорисуй…»развивает продуктивное творческое воображение ребенка, которое и лежит в основе креативного мышления.

Возможно, что ребенок затрудняется именно в рисовании( но не в продуцировании идеи!) , тогда взрослый ему может помочь зарисовать то, что обозначил ребенок словами.       Удачи !

hello_html_m41234436.jpg

hello_html_4ea6c286.jpg

hello_html_589c0d5c.jpghello_html_m251f969e.jpg

hello_html_e965b87.jpghello_html_1f01f83d.jpg

hello_html_m1129ff38.jpghello_html_729298dd.jpg

hello_html_m306ed00e.jpghello_html_m357b37f8.jpg

hello_html_6dfc9d3e.jpghello_html_m28b3a8bf.jpg

hello_html_m34ebc694.jpghello_html_m5019b94a.jpg

Зашумленные изображения

Предлагаемая игра развивает способность максимально сосредоточиться, уметь выделить «фигуру» и «фон», распределить внимание. Изображения- отгадки прячутся за «шумом», то есть за линиями и их пересечениями, которые усложняют поиск изображений.Есть задания с двойным контуром,  контур или его часть ребенку нужно найти по определенному признаку, либо по согласованию с текстом и обвести его.Кроме того это замечательная гимнастика для пальчиков!Получайте и пользу, и удовольствие!

hello_html_39fc067e.jpg

hello_html_2de6a2bf.jpg

hello_html_2cb5161d.jpghello_html_1443108d.jpg

hello_html_30bc8589.jpghello_html_m2eca7696.jpg

hello_html_4c5c7ebb.jpghello_html_4007ebd5.jpg

hello_html_61a58808.jpghello_html_m24dc36ee.jpg

Развитие графомоторных навыков ( методика М.Богданович)

Согласно теории Марты Богданович , создавшей «методику успешного старта», выполнение движений с использованием зрительного и слухового восприятия,  одновременно развивает перцептивные функции и моторику( сенсомоторную интеграцию) , что составляет основу сложных психических процессов чтения и письма.

Предлагаемые серии графомоторных упражнений постепенно усложняются, сначала простое рисование по контуру, затем более сложные узоры, которые ребенок прорисовывает без отрыва руки от рисунка ( непрерывное движение)  и далее срисовывание более сложных схем-рисунков.Линии рисунка неоднократно создают петли, во многих местах пересекаются, в связи с этим выполнению упражнения должен предшествовать анализ образца  (проводим пальцем  ребенка по линии , чтобы показать, как он  будет рисовать).

Практика показывает, что наиболее комфортным вариантом методики является рисование водными фломастерами на полиэтиленовой обложке или файле ( можно многократно выполнять задание, к тому же этот способ снижает тревожность ребенка- стираем ватным диском неудавшийся рисунок и  опять рисуем красиво!).

Система графомоторных упражнений может быть полезна не только детям с проблемами в развитии, но и детям с нормальным психомоторным и речевым развитием при подготовке к школе.Особенно полезно рисовать раз правой,  раз левой рукой, что способствует развитию межполушарного взаимодействия и гармоничному развитию мозга.

Простые рисунки для развития графомоторных навыков

hello_html_4c35a811.pnghello_html_1e5b22e5.png

hello_html_18e15e31.pnghello_html_1a983319.jpg

hello_html_m4b3a6df0.jpghello_html_m2609cbc9.jpg

hello_html_17926fa7.pnghello_html_m5fcbf723.jpg

hello_html_2df18588.jpghello_html_m7bd85a0d.jpg

hello_html_14597268.jpghello_html_561d68e3.jpg

hello_html_9b1d3eb.pnghello_html_m3e09999b.png

hello_html_m1e82cd7b.jpghello_html_2b9a3bab.png

hello_html_77391841.pnghello_html_7c2072a4.jpg

hello_html_38b62ac8.jpghello_html_71a2d991.jpg

hello_html_4379d594.pnghello_html_7dde1938.png

hello_html_m1d8a49f6.pnghello_html_mf20807c.png

hello_html_m5ba94f2b.pnghello_html_4209f226.png

hello_html_m6fef828f.pnghello_html_m49c1d021.png

hello_html_m590605c.jpghello_html_7e0973dc.png

hello_html_1f4ac53a.pnghello_html_102b4ebd.png

hello_html_1b3bc922.jpghello_html_m161c25a8.jpg

hello_html_4b060110.jpghello_html_32c0c6ed.jpg

hello_html_m44300e18.jpg

hello_html_168c1a56.jpg

hello_html_503b263c.jpghello_html_m3f33e1b4.jpg

hello_html_49ea3292.jpghello_html_m3f79ed28.jpghello_html_50312e80.jpghello_html_439979e5.jpg

infourok.ru