Разное

Эмоции младенца – Эмоции младенца

Эмоции младенца

С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица — интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх.

К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения — при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса. Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес. Эти ранние выражения лица, несомненно, имеют рефлекторную природу и требуют более тщательного изучения и категоризации. Однако есть основания считать, что младенец рожден с удивительной степенью лицевой нейромускулярной зрелости и, более того, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами.

Если эти выражения лица случаются редко у новорожденных, то к возрасту 2-4 месяца они очевидны. В одном из исследований младенцев снимали на видеопленку во время игр с мамами и незнакомыми. Впоследствии при просмотре фильма и слайдов с выражениями лица матери могли классифицировать каждое из выражений лица младенцев как одно из обнаруженных ранее при исследовании взрослых универсальных выражений. Такие же результаты были обнаружены при наблюдении за младенцами при приближении незнакомого и в игре «ку-ку». Результаты этих исследований дают основания утверждать, что выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых.

Определено, что младенцы имеют положительные выражения лица чаще, чем отрицательные. В первые две недели жизни наиболее приятное для родителей положительное выражение лица ребенка в виде улыбки можно наблюдать в так называемый период парадоксального сна, сопровождаемого движениями глазных яблок. Такое выражение лица является отражением циклического изменения электрических потенциалов мозга. Улыбка редко наблюдается, когда младенец находится в бодрствующем состоянии с открытыми глазами. Хотя новорожденные и улыбаются, эта реакция является рефлекторной, часто вызванной поглаживанием щек или губ. Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира, она была названа эндогенной улыбкой.

В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос. Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина. В три месяца с улыбкой происходит еще одно изменение и она становится тем, что называется инструментальным поведением. Младенец теперь улыбается для того, чтобы получить ответ от кого-либо, например ответную улыбку или слово от матери.

Около четырех месяцев улыбка становится частью гладко протекающего и скоординированного действия и может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например улыбка с нахмуренными бровями. В возрасте 4—5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. В 7—9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности. Однако после первого дня рождения дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.

Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4—6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.

В отличие от улыбки смех не наблюдается от рождения и, по-видимому, не проходит через эндогенную фазу. Впервые он появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой как щекотка. В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Как и у улыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей. Смех также становится видом инструментального поведения уже в раннем возрасте.

Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни. Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения. К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.

psyera.ru

Развитие эмоций у детей первого года жизни

Незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.
 

Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.

 

Формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. Появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. Он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. Если кроха часто испытывает страдания – боль, голод, холод, одиночество – каким ему покажется мир?

Скорее всего – равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. А вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность – наоборот, формируется базовое доверие к миру. Малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.

 

Период младенчества — время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.

 

На первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда – это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. Но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.

Именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. Вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. Всему этому малыш, конечно же, научится у вас.
 

Со второго месяца

младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач – как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. Когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать – он отвечает ей улыбкой.
 

Чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми – он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. С помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. Чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.

 

В 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. А когда к нему подходят и начинают разговаривать — перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. Появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. Малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.
 

К 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. С малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. В связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы — защитницы.
 

Шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание – он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) – будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. Кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.
 

Со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. На первый план выходит познавательный интерес. Кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь погремушкой, как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика игрушки и т.п. Такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.
 

В 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. При виде чужих – хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. С близкими ему людьми – малыш спокоен и дружелюбен. Не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми – дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.

Семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.
 

Восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. Он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. Комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. Кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. Другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.
 

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. Понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. У малыша возникает робость и стеснительность. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. Однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.
 

Десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. В общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. Понимает, когда его хвалят или ругают.
 

В 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. Например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. В гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. Маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.
 

Ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. Кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» — папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. С удовольствием протягивает и отдает игрушки маме, если та попросит. Отчетливо видны темпераментные проявления.

 

Как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций


 

•    С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.
 

•    Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. Смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.
 

•    Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. Следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.
 

•    Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша — почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.
 

•    Закрепляйте хорошее настроение малыша — улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.
 

•    Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. Будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».
 

•    Когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.
 

•    Помните, что вы для ребенка – образец для подражания. Малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.
 

•    Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «Ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»
 

•    Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. Если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.
 

•    Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

•    Оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.

Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша
 

18-20 дней   

На лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.

Реагирует плачем

shkola7gnomov.ru

как обрести взаимопонимание с малышом?

Новорожденный малыш совсем недавно появился на свет, но у него уже есть особые черты характера, которые совсем скоро проявятся во всей красе. Ваш ребенок будет расти с удивительной скоростью, ежедневно делая новые открытия и познавая мир.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Поговорим подробнее о чувствах и эмоциях новорожденного малыша. Узнаем, что ему нравится, а что вызывает тревогу, почему кроха плачет без видимых причин, и что доставляет ему удовольствие.

Спокойствие, только спокойствие

В первые дни жизни нервная система новорожденного «спит». Возбудимость понижена, малыш почти не реагирует на звуки и свет. Таким образом природа позаботилась о том, чтобы переход из маминого животика в реальный мир не был слишком резким. В течение первой недели жизни возбудимость нервной системы постепенно повышается, а уже к 7-10 дню начинается формирование условных рефлексов.

Когда малыш уже сможет различать звуки, он не оставит без внимания погремушку, которой мама потрясет рядом с ним. Ребенок затихнет, с любопытством прислушиваясь к новому звуку.

Близость самого родного человека – мамы, тоже оказывает успокоительный эффект на малыша. Ребенок может плакать не от того, что он замерз, голоден или плохо себя чувствует, а просто оттого, что зовет маму и жаждет ее ласки и нежности. Специалистами подмечено, что «ручные» детки лучше развиваются, ведут себя спокойнее. Телесный контакт, поглаживания, ношение на ручках позволяют также сформировать эмоциональную близость между мамой и ребенком. Что уже говорить о кормлении грудью, когда двое близких людей становятся одним целым, а малыш получает от мамы все самое важное – питание, защиту, тепло и ласку. Цените эти восхитительные моменты нежности, ведь кроха так быстро растет!

Уже с первых дней жизни нужно общаться с новорожденным. Пусть он не понимает смысла ваших фраз, но он слышит мамин голос, а смена интонации вызывает интерес и стимулирует психологическое развитие. Рассказывайте малышу простые потешки, пойте песенки во время процедур по уходу за новорожденным – будь то умывание, смена подгузника или купание.

У новорожденного ребенка нет режима дня, ведь сон занимает почти все время. В первые дни после рождения кроха спит до 20 часов в сутки. Когда же пройдет несколько недель, период сна сократится, а период познания окружающего мира увеличится. Сон – важная составляющая психоэмоционального развития ребенка. Во время сна нервная система отдыхает от полученных впечатлений, а организм активно вырабатывает гормон роста. Недаром говорят, что ребенок растет во сне!

Однако в некоторых случаях быстрый сон не переходит в глубокий, тогда малыш часто просыпается, ведет себя беспокойно. Причиной тому может быть плохое самочувствие, голод, чувство дискомфорта. Так, малыш может испытывать неудобства, связанные с подгузником. Старайтесь выбирать для крохи изделия, соответствующие его массе и подходящие для нежной кожи новорожденных. Своевременно производите смену подгузника, иначе, на нежной коже малыша может появиться раздражение. Подгузники Libero NewBorn разработаны специально для новорожденных, с учетом особенностей чувствительной кожи малыша.

Внутренняя поверхность подгузника, тянущиеся боковинки, барьерчики вокруг ножек выполнены из мягких материалов, не доставляющих дискомфорта малютке. Libero NewBorn имеют вырез для пупка и индикатор влаги, чтобы мама могла своевременно сменить подгузник.

Веселое купание

Как известно, в животике у мамы малыш находился в окружении амниотической жидкости, поэтому водная стихия для него – естественная среда. Именно поэтому, купание успокаивающе действует на кроху. Следует проводить водные процедуры вечером, перед сном. Пусть это станет неким ритуалом отхождения ко сну.

Многие современные родители учат плаванию новорожденных малышей, пользуясь тем, что они еще воспринимают воду как родную стихию.

Можно выполнять в воде веселые упражнения, которые наверняка понравятся крохе. Поддерживая одной рукой головку малыша, а другой – спинку, опустите его в воду, оставив на поверхности только голову. Медленно перемещайте малыша по воде взад и вперед. Такое же упражнение можно делать и в положении на животике, а не на спине.

www.babyblog.ru

Развитие социальных эмоций младенца, или Как младенцы управляют своими родителями

Посмотрите, как легко ребенок запускает плач, и как почти мгновенно его прекращает.
скачать видео

Младенец — не беспомощен. Это активное, заботящееся о своих интересах существо, достаточно способное, чтобы управлять родителями, вооруженное для этого всем необходимым арсеналом. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть.

Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, первое слово любого ребенка есть слово «Дай!», и не важно, в каких звуках это оформлено. Такие вещи, как есть, спать, быть в тепле и сухости, быть на ручках мамы — это естественные потребности младенца, и если родители ему этого недодают, младенец учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему от них необходимо.

Так начинают развиваться социальные эмоции.

О плачах и криках младенцев нужно знать следующие основные вещи.

Плач для ребенка не катастрофа, а естественный язык общения с теми, кто о нем заботится. Когда у ребенка появляются те или иные желания или проблемные ситуации, с которыми он не может справиться сам, он может сообщить или дать сигнал об этом тем, кто решит ему его вопросы. А если они не реагируют на сигнал — надавить на них. Как, чем? Влияние младенца на родителей — ограничено, но возможно. В арсенале младенца — только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения).

Точнее говоря, это скорее заготовки будущих эмоций, это скорее выразительные движения, чем эмоциональные переживания, но родители «читают» их именно как эмоции, а дети — не возражают. Им все равно, как взрослые читают их выразительные движения, им важно то, что таким образом они могут родителями управлять.

Как правило, для первоначального управления родителями этого вполне хватает. Эмоции детей — в первую очередь способ управления родителями, и когда пока родители растят своего малютку, малютка в это время учится ими управлять.

​То, что младенцы улыбаются, чтобы управлять своими родителями, я утверждал еще 15 лет назад, но только в 2014 году были проведены научные исследования, подтвердившие это экспериментально. Исследования американских специалистов из университета в Сан-Диего показали, что младенцы улыбаются не просто так, а с определенной целью: конкретно для того, чтобы взрослые начали улыбаться им в ответ​​​​​​​.

Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок подсказывает родителям, что им сделать нужно. Если ребенок хочет оказаться на ручках у мамы, он тянется к маме. Если мама не поняла — он ей улыбается. Обычно этого хватает, и ребенок оказывается на руках. Если мама не взяла на ручки – ребенок настаивает: хнычет, капризничает, канючит. Обычно порядочная, чувствительная мама сдается. Если мама попалась подготовленная и «голыми руками ее не возьмешь» – ребенок включает тяжелую артиллерию. Крик, плач, он весь трясется… Против этого редкая мама может устоять.

Женщина рассказывала: В 1-месячном возрасте дочка переболела бронхитом. За время болезни, ребенок понял, что мама сразу же подлетает на звук кхе-кхе. И уже здоровый, после болезни, если мама не реагировала на хныканье по ночам, а девочке очень хотелось пообщаться, то она просто громко «кхекхекала», а когда сонная мама подлетала, мило ей улыбалась и ждала, что с ней будут играть. Хорошо, что мама была очень внимательная: она быстро поняла, что ребенку просто хотелось развлекаться в неурочное время, и — перестала откликаться на этот звук. И все стало хорошо.

Пока мы думаем, что воспитываем детей, дети в это время воспитывают нас: приучают нас, как нам с ними себя вести.


Эмоции детей — в первую очередь способ управления родителями.


Нужно ли родителям бояться того, что ребенок плачет? Быть внимательным к плачу — необходимо, поскольку именно через плач ребенок рассказывает родителям о своих потребностях. А вот бояться того, что ребенок плачет — не нужно. Плач и крик здоровью младенца не вредит, скорее способствует. Это хорошая гимнастика для легких и голосовых связок, и громкий, требовательный плач ребенка говорит о том, что у него все в порядке. Также полезно знать, что зря младенцы не плачут: они плачут только тогда, когда это имеет смысл, когда на них кто-то реагирует.

В домах ребенка — тихо. Там на плач детей никто не реагирует, и там дети — не плачут. Некому. Более того, там дети плакать отвыкают, и это скорее плохо для их развития. В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.

​Многих вещей, которые боятся взрослые, дети не боятся. Когда дети падают, страшно обычно родителям, и дети начинают плакать при падении только тогда, когда им это интересное развлечение подсказали взрослые.

Рассказ: «Вот история. Сам бы не поверил. Но я там был, и это подлинная история. Советских времен ещё. У моих знакомых студентов-старшекурсников была очень умная не по годам девочка Катя. Очень спокойная. Когда её обидели — она так плакала! Она умела тогда плакать. Когда считала нужным. И было ей около года. Говорить ещё не умела. Однажды зимой поднимаюсь по лестнице в общежитии, и вдруг вижу: прямо на ступеньке лестницы ничком и молча лежит закутанное с ног до головы в зимнюю одежду тельце. Валенки, шубка, шапка. Знакомый цвет и размер. Катюшка!!!! Что я успел подумать самое страшное и ужасное, пока прыгал к ней по ступенькам, не передать! Подскакиваю, переворачиваю…. Совершенно спокойное, безмятежно-терпеливое выражение лица. Через минуту подошла и мама. Оказывается. она повела её гулять, но подходя к лестнице, вспомнила, что что-то забыла, и вернулась в комнату, сказав Кате подождать. А Катя, видимо, слишком близко подошла к ступенькам — и упала. Упала — и стала терпеливо ждать. Потому что в её мире упасть — это не катастрофа. Мама придёт, поднимет, и они пойдут гулять на улицу… Да, девочка уже давно выроста, закончила ВУЗ, ее психическому здоровью можно только позавидовать».

Переживания детей — это просто плохая привычка, которую они переняли от взрослых. Умные и веселые родители вполне могут приучить своих детей при неприятностях не плакать и не расстраиваться, а реагировать по-взрослому: в позитиве и конструктиве.

Когда мои детишки только учились ходить — и падать, они ко всему прочему не знали еще, как на свои падения реагировать. Действительно: то вот смотрел на папу, а вот брык — и земля под носом. Было одно — стало другое. И вот он теперь смотрит на родителей и по выражению их лиц пытается осмыслить: это катастрофа или приключение? А мы с мамой сговорились и дружно стали сопровождать каждое падение детишек веселыми криками “Ура!” Результат? Сплошные детишкинские “Ура!” — и никто не плакал. Можете проверить!

Младенцы зря не плачут. У младенца — честные потребности. Дети до одного года жизни обычно требуют от родителей только то, что им действительно нужно. У младенца — честные потребности, он не выдумывает — если плачет, то по делу. Поэтому вас, родители, может не устраивать форма требований ребенка — нетерпеливый и яростный крик или плач, но по сути ребенок вам только подсказывает, что вы действительно должны сделать для него. Такие вещи, как есть, спать, быть в тепле и сухости, быть на ручках мамы — это естественные потребности младенца, и когда ребенок вам об этом кричит или плачет, он не террорист, а вам напоминалка. Если мама внимательна и знает, что даже младенец умеет плакать по-разному, в зависимости от того, что ему нужно или его беспокоит, то они с ребенком прекрасно поймут друг друга. Другое дело, если он настаивает на том, чтобы его все желания исполнялись немедленно, вы не обязаны испытывать чувство вины, если немедленно это не делаете. У вас могут быть другие, более важные дела.

Между ребенком и родителями всегда идет борьба за власть: кто кем управляет. Понятно, что ребенку много чего нужно, и требовать он будет, однако опытные родители могут заботиться о малыше, опережая момент, когда его потребности перейдут в его требования.

Пишет Надежда Г., студентка УПП: «Когда родился мой первый сын, я была молодой, не опытной мамой, совсем не знающей, что же делать с ребенком, и чего же он хочет, малыш плакал постоянно! Не так давно родился третий мой сынок, плача и криков от него почти не слышно! Еще до того как он начнет кричать, он активно подает знаки, что ему нужно, начинает возиться, покряхтывать и тд. Обладая опытом, я легко распознаю эти знаки и могу удовлетворить его потребности еще до того, как он заплачет. Малыш растет активным и спокойным.»

Если же родители невнимательны, неопытны и так или иначе тормозят, то уже ребенок начинает подбирать к ним ключи, начинает ими управлять. Итого: если родители не управляют младенцем, младенец управляет родителями. Ваш выбор?

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Чувства и эмоции новорожденных

Чувства и эмоции новорожденных

Чувства и эмоции новорожденных

Статья сайта Здоровье семьи и ребенка

Эмоции играют большую роль в жизни маленького человека, определяют мотивы его поведения. Хорошее настроение помогает малышу усваивать те или иные привычки, навыки. Положительные переживания активизируют физиологические процессы в организме, а отрицательные, наоборот, угнетают их. Не случайно врачи не рекомендуют кормить плачущего ребенка: обменные процессы, сокоотделение пониженные, пища хуже усваивается, закрепляется отрицательное отношение к еде.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика.

Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательных эмоций (спазмы вызывают чувство стеснения). В данном случае трудно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение, так как у новорожденного нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни ребенок реагирует на неприятные ощущения, связанные с его потребностями в питании, сне, тепле. Причиной крика служат голод, мокрые пеленки… При правильном воспитании оглушительный крик младенцев незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач, который становится естественным выражением всякого рода неприятных или болевых ощущений.

Положительные эмоции появляются позднее, на 2-м месяце жизни. Сначала это легкая улыбка, когда взрослый, склонившись над малышом, ласково разговаривает с ним. Ребенка нужно учить радоваться. Состояние комфорта, испытываемое малышом, когда он здоров, чист, накормлен, необходимо для его спокойного поведения, но само по себе вызвать радость не может. Главные условия возникновения положительных эмоций – общение с близкими людьми и познание окружающего мира.

С каждым днем дитя улыбается все чаще и обворожительнее, приводя в восторг родителей. Постепенно- вырабатывается особая реакция обращения к взрослым, которая называется комплексом оживления. Малыш сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает руками и ногами, издает тихие звуки. Это и есть выражение появившейся потребности в общении – первой социальной потребности ребенка.

В 3 – 4 мес. малыш может радоваться и в отсутствие взрослых, например, рассматривая яркие игрушки. Позже он научится смеяться, громко и забавно. Эмоциональное общение с ребенком в этот период является основным средством его психического развития. Дети легко переходят от смеха к плачу и наоборот, поэтому их легко успокоить: достаточно показать новую игрушку. Некоторые малыши могут быть некапризными и неплаксивыми, но безразличными ко всему. Такое состояние возникает чаще всего из-за слабого здоровья или в результате недостаточного внимания взрослых.

К концу 1-го года жизни ребенок ярко проявляет любовь и привязанность к близким, симпатию к тем, кто его забавляет. Малыш может испытывать и смущение. Некоторые дети, когда к ним обращается незнакомый человек, опускают глаза, отворачиваются. Но в этот период жизни чувство смущения еще не имеет особого значения, хотя и может стать впоследствии основой застенчивости. Вот почему нужно, чтобы ребенок привыкал к общению с разными людьми.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни чувства малыша становятся более разнообразными. Расширяется круг объектов, вызывающих как положительные, так и отрицательные эмоции. Ребенок радуется, наблюдая за кошкой, играющей с котятами, целует любимую куклу, горько плачет, когда лопнул подаренный ему воздушный шар, огорчается, если взрослые не понимают его речь, и уже способен всерьез обидеться.

Малыш испытывает и чувство страха. Он может испугаться незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук. (Это может быть заработавший пылесос или загудевшая сирена.) Постарайтесь оградить ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если что-то пугает ребенка, а изолировать его при этом некуда, советуем отвлечь его внимание, не акцентировать на том, что так страшит.

Не надо думать, что у всех детей страхи развиваются в результате неправильного воспитания. Одни дети от природы могут быть более чувствительными и боязливыми, чем другие. Если малыш боится засыпать в темноте и требует включать свет, его следует убедить в том, что темнота не опасна. Не высмеивайте ребенка, доказывайте словами свою правоту. Постарайтесь дать понять, что ему ничто не угрожает, что в любом случае вы рядом и придете на защиту.

Ни в коем случае нельзя пугать детей бабой-ягой, волком, чужим дядей, милиционером и тем более врачом (когда появится необходимость обратиться к доктору, с ребенком будет очень трудно справиться).

Малыш может бояться в этом возрасте собак и других животных, хотя они никогда не причиняли ему вреда. В этом случае не надо уговаривать его подойти к собаке, чтобы убедиться, что она не тронет. Страх быстро исчезнет, если ребенка оставить в покое: через некоторое время он сам постарается преодолеть свою боязнь, если встретит на улице собаку.

Очень рано у ребенка появляется способность к сопереживанию. Даже грудные дети небезразличны к настроению матери, а 2-летним доступно понимание настроения и других близких людей. Нужно пробуждать у малыша сочувствие к тем, кто младше и беспомощнее, кто ушибся и плачет: подойти вместе с ним, сказать слова утешения, пожалеть, погладить. Понаблюдайте, как радуются дети, когда в показываемом диафильме Колобок успевает спастись от злого волка. Эту способность к сопереживанию нужно всеми силами приветствовать и развивать: на ее основе формируются более сложные нравственные чувства и поведение детей.

С раннего детства у ребенка развивают и эстетические чувства, учат видеть прекрасное, радоваться ему. Весной обратите его внимание на красоту пробуждающейся природы, вместе с ним порадуйтесь аромату майского ландыша, зимой полюбуйтесь покрытыми инеем деревьями, искрящимся на солнце снегом. Послушайте вместе с малышом веселую детскую песенку по радио, в грамзаписи или по телевидению, похвалите его за аккуратно и красиво расставленные игрушки в его уголке.

Избегайте безвкусицы в детской и собственной одежде, убранстве квартиры, воспитывайте у малыша неприязнь к хаосу и беспорядку.

Источник



mammamia.blog

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ / Ваш малыш / magSpace.ru

Незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.

Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.

Формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. Появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. Он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. Если кроха часто испытывает страдания – боль, голод, холод, одиночество – каким ему покажется мир?

Скорее всего – равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. А вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность – наоборот, формируется базовое доверие к миру. Малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.

Период младенчества — время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.

На первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда – это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. Но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.

Именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. Вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. Всему этому малыш, конечно же, научится у вас.

Со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач – как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. Когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать – он отвечает ей улыбкой.

Чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми – он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. С помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. Чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.

В 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. А когда к нему подходят и начинают разговаривать — перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. Появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. Малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.

К 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. С малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. В связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы — защитницы.

Шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание – он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) – будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. Кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.

Со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. На первый план выходит познавательный интерес. Кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь погремушкой, как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика игрушки и т.п. Такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.

В 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. При виде чужих – хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. С близкими ему людьми – малыш спокоен и дружелюбен. Не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми – дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.

Семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.

Восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. Он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. Комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. Кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. Другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. Понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. У малыша возникает робость и стеснительность. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. Однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.

Десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. В общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. Понимает, когда его хвалят или ругают.

В 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. Например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. В гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. Маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.

Ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. Кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» — папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. С удовольствием протягивает и отдает игрушки маме, если та попросит. Отчетливо видны темпераментные проявления.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ МАЛЫШУ В РАЗВИТИИ И УТОНЧЕНИИ ЕГО ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

• С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.

• Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. Смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.

• Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. Следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.

• Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша — почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.

• Закрепляйте хорошее настроение малыша — улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.

• Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. Будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».

• Когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.

• Помните, что вы для ребенка – образец для подражания. Малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.

• Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «Ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»

• Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. Если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.

• Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

• Оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РАЗВИТИИ ЭМОЦИЙ И ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЫША

18-20 ДНЕЙ
На лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.
Реагирует плачем и криком на внешние раздражители.
Использует плач для удовлетворения своих потребностей.
У младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.

1 МЕС.
Появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.
Проявляет интерес к окружающему.
Способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.

2 МЕС.
По выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.
Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
Улавливает настроение взрослых – хмурится, если взрослый сердится.
Длительно сосредотачивается на лице взрослого.

3 МЕС.
Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ игрушек.
Отыскивает глазами того, кто говорит.
Привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.
Начинает смеяться.
Становится спокойнее во время бодрствования.

4 МЕС.
«Комплекс оживления» возникает быстро и легко.
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Сообщает о своих потребностях разными сигналами.

5 МЕС.
Сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).
Эмоционально играет в игру «ку-ку».
Улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.
Радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук игрушку.
Отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует – улыбается или плачет.

6 МЕС.
Улыбается знакомому человеку.
Улыбается отражению в зеркале.
Стремится к контакту с окружающими – привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.
Ярко проявляет свои эмоции – кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.

7 МЕС.
По-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к
маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).
Знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев — сестер и т.п.)

8 МЕС.
С интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.
Смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,
лепечет, стучит).
Выбирает игрушки, в которые хочет играть.
Просится на ручки.

9 МЕС.
Догоняет взрослого, ползет ему навстречу.
Подражает действиям и движениям взрослого.
онимает запрет, но не следует ему, а если настаивают – может заплакать (обижается и протестует).
Радуется веселым играм с взрослыми и «плясовым» движениям.
Злится, если что-то не получается.

10 МЕС.
Действует рядом с взрослым или одной игрушкой с ним.
Понимает, «хорошо» и «плохо».
При затруднении – вопросительно смотрит на взрослого.

11 МЕС.
Радуется приходу близких людей.
Избирательно относится к знакомым людям.
Понимает, когда его хвалят.
Жалеет маму, гладит её по голове.

12 МЕС.
Протягивает взрослому и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
Ищет спрятанную на его глазах игрушку.
Смеется забавным сценкам.
Проявляет сочувствие.

Автор: Колдина Дарья

www.shkola7gnomov.ru

magspace.ru

Эмоциональное развитие ребенка от рождения до 3 месяцев

Первые месяцы жизни ребенка являются очень тревожными для мамы и папы. Это время их привыкания к новому статусу в жизни. Родители стремятся дать ему все самое лучшее и не упустить ничего важного из виду. Важным оказывается каждый день, ведь развитие ребенка идет непрерывно и очень интенсивно. Это относится и к физическому, и к нервно-психическому развитию. Одной из составляющих последнего является эмоциональное развитие малыша. О том, как протекает эмоциональное развитие ребенка, и что сделать родителям, чтобы этот процесс протекал благоприятно, расскажет MedAboutMe.

Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев

Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев

Возраст детей от рождения до трех месяцев имеет свои особенности. За это время малыш прилично вырастает и округляется. В среднем к трем месяцам доношенный ребенок поправится на 2-2,5 кг и вытянется на 6-9 см. Также не стоит на месте и нервно-психическое развитие крохи.

На первый взгляд, кажется, что новорожденный ребенок практически ничего не умеет. Это не так, он умеет очень многое. И эти умения основаны на его врожденных рефлексах: хватания, сосания, ползания, ходьбы и др. Эти рефлексы позволяют ему не остаться голодным, поменять положение тела в случае опасности (защитный рефлекс).

На первом месяце жизни движения у малыша беспорядочные, он еще не может удерживать головку и поднимать ее. Характерная поза для такого крохи — сгибательная, за счет повышенного тонуса определенных групп мышц. У ребенка очень низкая острота зрения, он различает лишь темноту, свет и расплывчатые очертания. А вот к концу первого месяца жизни малыш уже пытается зафиксировать взгляд на лице матери. Слух развит у детей хорошо, но реакция на звук несколько замедлена. Спустя 2-3 недели после рождения ребенок реагирует на голоса родителей, замирает при обращении к нему.

Второй месяц жизни характеризуется более интенсивным развитием ребенка. Ни проходит и дня, чтобы родители не отметили что-нибудь новенькое. Кроха учится приподнимать головку и удерживать ее, следит за предметами и поворачивает голову за ними. Движения малыша становятся более плавными. Он начинает интересоваться игрушками. Появляется «комплекс оживления».

К трем месяцам малыш умеет многое: поворачивать голову к источнику шума, ищет его глазами, следит за игрушками и тянется к ним, учится переворачиваться со спины на бок. Постепенно ребенок учится перекладывать игрушку из одной ручки в другую, рассматривает ее. Больше всего малыши любят играть своими пальчиками: изучать их, теребить, сосать. Огромное значение принимает общение и «разговор» с родными людьми.

Особенности эмоционального развития ребенка

Особенности эмоционального развития ребенка

Несмотря на то, что большую часть времени суток малыш спит и ест, эмоциональное развитие ребенка идет полным ходом. Базовое доверие к миру складывается у него в зависимости от того, как прошли роды, как он провел первые несколько дней или недель. Поэтому крайне важно совместное пребывание мамы и малыша после рождения и хорошее эмоциональное состояние матери.

Сразу после рождения основным способом общения с окружающим миром у ребенка является крик и плач. Криком малыш зовет на помощь, просит кушать, требует общения. Постепенно мама начинает отличать интонацию крика и понимает, что именно хочет кроха.

Родители очень ждут появления первой улыбки. Неосознанная скользящая улыбка появляется рано, в первые недели жизни. Кроме того, мамы отмечают, что малыш улыбается во сне. К концу первого месяца жизни ребенок начинает адресовать свою улыбку маме и папе. В этом возрасте дети формируют свое отношение к миру, исходя из того, каким этот мир видит мама. Поэтому одни дети выглядят довольными и счастливыми, а другие — напуганными или несчастными.

В возрасте 1-1,5 месяца эмоции ребенка очень яркие: он раздражительно кричит, если мама его не понимает; он готовится заплакать, выражая свою обиду. В то же время плохие эмоции малыш быстро забывает и снова становится веселым, если все его требования быстро выполняются. При приближении взрослого, который с ним начинает весело разговаривать, ребенок очень радуется, двигает ручками и ножками.

Возраст детей 2-2,5 месяца характеризуется появлением «комплекса оживления»: ребенок как будто хочет подбежать навстречу к маме или папе, перебирает ножками, «подпрыгивает». Малыш уже может уловить настроение родителей, а по выражению его лица несложно догадаться, доволен он или нет.

Возраст 3-х месяцев знаменателен тем, что кроха начинает смеяться. Он очень любит, когда с ним разговаривают и всеми способами пытается выразить свое удовольствие. Это и улыбка, и хохот, и счастливый взгляд, и движения. Теперь он привлекает к себе внимание не только недовольным криком, но и с помощью положительных эмоций.

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Важные моменты в эмоциональном развитии в первый месяц жизни:

  • Очень важно нежно разговаривать с ребенком: тон голоса ровный, а слова искренние.
  • Во время разговора стоит улыбаться и показывать ему радость от этого общения.
  • Не нужно стесняться дарить ребенку много ласки: легкий массаж, поцелуи, поглаживания. Для него это необходимо.
  • К концу первого месяца жизни можно слегка преувеличивать свои эмоции, показывая их малышу (удивление, печаль, восторг и др.).
  • Стараться побольше думать о хорошем, ведь добрые мысли и позитивный настрой влияют на развитие ребенка самым лучшим образом.

Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?

Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?

  • В разговоре с малышом делать паузы, как будто бы в ожидании ответа от него. А на самом деле после паузы стоит ответить за него и выполнить «просьбу» малыша. Например: «Сашенька, ты хочешь к маме на ручки? (Пауза.) Хочешь, вижу-вижу. Давай возьму тебя!» После этих слов мама берет кроху и прижимает к себе.
  • Отличная идея — украсить детскую комнату или любую другую воздушными шарами. Малыши очень любят их рассматривать. Можно нарисовать маркером смешные рожицы на шариках, изображая разные эмоции.
  • Во время разговора и игры «обучать» ребенка новым эмоциям на своем собственном примере. Например: «Топ-топ! Кто к нам пришел? (Удивление.) Зайка пришел к Саше! (Радость, восторг.)»
  • Интересно играть с ребенком в «зеркало», при этом «зеркалом» становится один из родителей. Заключается она в том, чтобы повторять и изображать на своем лице эмоции малыша (нахмуриться, поджать губу, широко улыбнуться).

Четвертый месяц жизни: активное развитие эмоций:

  • Полезно мечтать вслух вместе с ребенком, только обязательно о хорошем.
  • Важно подчеркивать позитивный настрой к членам семьи в беседе с крохой. «А вот и бабушка наша любимая пришла!»
  • Смех в присутствии ребенка дарит ему много положительных эмоций.
  • Если что-то случилось печальное, то и говорить об этом нужно грустным голосом. И наоборот.
  • Веселая игра «Поцелуйчики»: целовать ребенка в разные места и отмечать его реакцию. Обычно это вызывает восторг и море смеха.
  • Можно показывать малышу иллюстрации с изображением разных животных и растений и рассказывать о них с соответствующими интонациями. Например: «Это лев! Он царь зверей! А вот это мышка, она маленькая и скромная».
  • При рассматривании картинок и фотографий полезно делать акцент на эмоциях людей, которые там присутствуют. «Посмотри, как дедушка радуется!»

Таким образом, эмоциональное развитие ребенка в первые месяцы после его появления на свет идет полным ходом. Задача родителей: дарить ребенку любовь, ласку и радость. Ведь от того, как мама и папа смотрят на мир, складывается отношение к нему и у крохи.

medaboutme.ru