Разное

Елена и борис никитины – Сайт семьи Никитиных. Интеллектуальное и физическое развитие детей

Содержание

Сайт семьи Никитиных. Интеллектуальное и физическое развитие детей

Этот сайт – о жизни и творчестве Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных,   об опыте семьи Никитиных, о том, как этот опыт складывался, начиная с 1957 года, что и кому он дал и чему   научил. Какие уроки он дает родителям и детям сегодня. 
Мы, дети и внуки Никитиных, делаем этот сайт потому, что очень любим наших папу и маму, дедушку и бабушку, очень им благодарны и продолжаем ими восхищаться и у них учиться. Но при этом не во всем с ними согласны и готовы бесконечно с ними спорить. 
       Борис Павлович и Лена Алексеевна так увлеченно и творчески жили, так много смогли сделать, так щедро отдавали, что мы просто не можем держать «в закромах» их архивы и наработки на тему семьи и детства. А эта огромная тема объединяет, волнует, наталкивает на вопросы, размышления и творчество практически всех Никитиных, наших родных и друзей.
     Нас и наших друзей очень много :), поэтому мы будем строить этот сайт как виртуальный Никитинский общий дом – вернее, его «открытую часть» — чем мы хотим и готовы делиться. Мы будем  рассказывать о Б.П. и Л.А.*; делиться наблюдениями из жизни собственных семей, наших друзей и родных; публиковать книги, архивные документы и фото; обсуждать новые статьи и рекомендации; выслушивать разные мнения; искать тех, кто называет себя последователями и учениками Никитиных; отвечать, по мере возможности, на вопросы.

           Заходите! Будем рады.                           
                                                                                 
                               Дети и внуки Б.П. и Л.А. Никитиных

* С момента издания книги «Мы и наши дети» в нашей семье приняты сокращения: Борис Павлович – Б.П. и Лена Алексеевна – Л.А.. Этими сокращениями мы будем пользоваться на сайте.

 

nikitiny.ru

Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Опыт воспитания в семье Никитиных — взгляды, принципы и подходы к воспитанию детей педагогов Бориса Павловича Никитина и Лены Алексеевны Никитиной, выработанные ими в своей семье с семью детьми. Список книг, написанных Никитиными, смотрите в статье «Б. П. Никитин», там же приводится список развивающих игр, разработанных Никитиными[1][2]. Никитины сформулировали и практически подтвердили ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей человека.

Опыт активно популяризировался Б. П. Никитиным, вызвал большой общественный интерес в советском обществе 60-х — 80-х годов[3], а также в Германии (ФРГ), Японии и других странах. В дом Никитиных приходили сотни посетителей[4]. Книги Никитиных с 1963 по 2009 гг были выпущены общим тиражом более 7 млн экземпляров и переведены на 10 языков.

Воспитание «по Никитиным» связано с большой самоотдачей и сознательностью родителей. Сами Никитины считали, что оно опирается на три основных принципа[5]:

  • создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр),
  • свобода творчества детей в занятиях,
  • родительское неравнодушие.

Принципы Никитиных перекликаются с педагогикой сотрудничества, отчасти связаны с идеями А. С. Макаренко. Эти принципы — результаты осмысления Никитиными практики жизни с детьми в собственной семье.

Сами дети Никитиных считают, что подход к воспитанию, предложенный их родителями, значительно облегчает совместную жизнь взрослых и детей в семье, делает её полнее и интереснее, даёт детям отличный «старт» для дальнейшего роста[6][7].

Особенность раннего развития по Никитиным — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Авторы утверждали: чем раньше начнётся активное развитие, тем лучше.

Никитиными были разработаны методики воспитания и развивающие игры[1][2]. Эти игры популяризируются до сих пор разными авторами[8][9][10]. Семья активно использовала спортивные тренажеры и весьма радикальную систему закаливания, якобы позволяющую свести к минимуму различные простудные заболевания у детей, а если дети заболевали — обходиться без лекарств[11][нет в источнике]. Борисом и Леной были написаны множество книг.

Б. П. Никитиным был введён термин НУВЭРС[12] (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) — гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию (см. также: теория сензитивных периодов Монтессори

[13], зона ближайшего развития Выготского). Эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определённое время и определённые условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Мерой НУВЭРС можно считать асинхронат — разрыв во времени между «моментом» созревания и началом развития. Согласно Никитину, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте.

После выхода первой книги «Правы ли мы?» (1963 год) «методы Никитиных» были подвергнуты критике как отклонение от педагогических и медицинских норм

[14]. Право Никитиных на свой подход в педагогике поддержал А. А. Ляпунов[3]. Положительную оценку дали Н. А. Амосов[15], И. А. Аршавский[16]. Регулярно проводимые медицинские исследования не обнаруживали отклонений от нормы в здоровье детей Никитиных[17].

Беседы с выросшими детьми Никитиных, состоявшиеся в 1988 году, были подробно описаны в книге немецкой журналистки Марианны Бутеншён[18]. Спустя 12 лет, уже после смерти Бориса Павловича Никитина, русский перевод этой книги был использован, в сильно искаженном виде, в публикации, представленной как свежее интервью 2000 года, без ссылки на первоисточник и реальные даты[19]

. В результате в сети стали появляться критические сообщения о семье Никитиных, ссылающиеся или опирающиеся на эту публикацию[11][20]. Однако серьезной критики опыта от специалистов так и не последовало. В 2011 году появился сайт семьи Никитиных, убеждающий в том, что дети Никитиных позитивно оценивают опыт своих родителей и активно развивают сложившиеся традиции в собственных семьях[6].

Уделяя большое внимание интеллектуальному развитию, Б. П. Никитин отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или переводил из класса в класс с опережением. Все дети действительно почти не испытывали проблем с учебой как таковой, однако разница в возрасте (от 1 до 3 лет) создавала сильное психологическое напряжение и негативно сказывалась на общении с одноклассниками. Дополнительное давление создавала нараставшая слава семьи. Пятеро детей ушли в средние учебные заведения после 8 класса, двое — после 10 класса (пятеро закончили их с красными дипломами). В высших учебных заведениях дети учились уже со сверстниками. Из младших Никитиных никто своих детей не отправлял в школу раньше

[6].

  • «Правы ли мы?», 1965 г.
  • «Никитины», 1975 г.
  • «День в семье Никитиных»[21] 1969 г., 2 ч. (н-п). О воспитании детей в семье.
  • «Самый долгий экзамен», 1977 г.

Современная пресса о семье Никитиных[править | править код]

Библиографию см. в статье «Б. П. Никитин».

  1. 1 2 Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. Архивировано 7 мая 2012 года.(6-е изд.) М.: Педагогика, 2009.
  2. 1 2 Информация об играх на сайте Никитиных
  3. 1 2 Ляпунов А. А., Ю. И. Соколовский Будет ли изучен опыт Никитиных // Литературная газета, 1970, 30 сентября; Ляпунов А. А. Педагогический эксперимент абсолютно необходим // За науку в Сибири, 1971, 20 января. — см. в сборнике Алексей Андреевич Ляпунов. Редакторы-составители Н. А. Ляпунова, Я. И. Фет, Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 2001, стр. 205—212
  4. ↑ Сайт Никитиных/Про нас/Дом-аквариум
  5. ↑ Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989, стр. 146, глава «Что мы считаем важным»
  6. 1 2 3 Дети Никитиных о себе. 2011—2013 годы.
  7. ↑ [1] Ермакова Анна. Меня не тянуло на улицу. //Планета семья. № 6(14) (9 июня 2004)
  8. ↑ Лена Данилова. Новый взгляд на игры Никитиных. Нева. 2003. ISBN 5-7654-3137-2 (о книге)
  9. ↑ Развивающие игры на сайте Лены Даниловой
  10. ↑ Развивающие игры Никитиных выпускает фирма ветеранов Афганистана ОКСВА (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2013. Архивировано 16 марта 2013 года.
  11. 1 2 Ася Штейн Б. П. Никитин: Дон Кихот семейной педагогики // Интернет-магазин «Умный ребенок».
  12. ↑ Б. П. Никитин, «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» // сб. «Социологические и экономические проблемы образования». Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124
  13. ↑ Поиск литературы по теме «Сравнительная характеристика методик раннего развития детей до 3х лет: Никитины, Монтессори, Штайнер» Российская национальная библиотека, 2010-04-26
  14. ↑ Т. Снегирева. Осторожно, детство! // Литературная газета, 1970, 14 января.
  15. ↑ Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребёнка // Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.; Донецк, 2002
  16. ↑ Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. — М.: Советский спорт, 1990.
  17. ↑ Работа медицинской комиссии показана на 9-10-й минутах фильма «Никитины», 1975 г.: «Врачи каждый раз говорят, что (здоровье) в пределах нормы»
  18. ↑ Nikitin/Butenschon: Die Nikitin-Kinder sind erwachsen. Ein russisches Erziehungsmodell auf dem Prufstand. Kiepenheuer & Witsch, Koln 1990
  19. ↑ С.Самоделова. Любовь и система. «Московский комсомолец» № 49 за 3 марта 2000 г. и реакция на статью
  20. ↑ «Журналисты о семье Никитиных» // Ребёнок 007 — введение, защищающее Никитиных от журналистской агрессии, заканчивается словами: «Как же можно оболгать целую семью читайте в оригинале статьи ниже …», далее приводится статья С. Самоделовой
  21. ↑ Архив фильмов семьи Никитиных: ещё был фильм «Один день в семье Никитиных» (фильм был отдан из архива семьи в студию Останкино и … боимся, что утерян, но надежда ещё не угасла)

ru.wikipedia.org

Что стало с детьми педагогов Никитиных?

Алексей, самый старший из семерых детей Никитиных, с детства отличался независимым характером. Собственно говоря, именно самостоятельности его сызмальства и учили папа с мамой. С полутора лет он сам себя обслуживал, надевал штанишки, подтирал за собой лужи всевозможного происхождения, ловко помогал матери накрывать на стол, не проливая при этом ни капли из чашек. Если ему хотелось попробовать на ощупь нож или на вкус кирпич, папа сохранял стоическое спокойствие — жизненный опыт дорого стоит. — Над старшим, мы, конечно, больше всего фокусничали, — доверительно рассказывает мне родоначальница большого и дружного семейства Лена Алексеевна Никитина. Мы уютно расположились за столом во дворе их деревянного дома в подмосковном Болшеве. Рядом, несмотря на вечернюю прохладу, носятся смешные босоногие и чумазые голопузики — внуки и внучки. Кое-кто посапывает в коляске. Комары! И пахнет сосной! — Алеша в четырнадцать лет ушел жить к бабушкам. По сути — он от нас удрал. Это мы уже пото-ом, когда набрались ума-разума, поняли с отцом, что совершили глупость, отпустив его, — продолжает Лена Алексеевна. — Алексей рано повзрослел, стал чужеватым в семье. В 18 лет он женился, а потом и вовсе уехал жить в Лондон. Отец очень гордился, что Алеша ТАМ и не пропадает. Он прекрасный электронщик. А я расстраивалась. Для меня непонятно, как это — уехать из России. Но это не значит, что я плохо отношусь к сыну или Алексей плохо относится к семье. «Мы не растили здоровячков. Мы просто жили» Когда я готовилась стать мамой, я, как и все ответственные будущие родители, изучила книжки Никитиных. Кое-что из их опыта взяла на вооружение. Например, потребовала ребенка к груди, как только он родился. И от чепчиков мы тоже отказались. Но пятками по сугробам стучать вместе с дитятком я так и не осмелилась. — Ты же берешь в руки снежки? И что? — подзадоривает меня, пытаясь объяснить свои детские ощущения, предпоследний ребенок Никитиных, теперь уже сам дважды папа, Иван. — Так и босиком по снегу ходить — дело привычки. Лена Алексеевна подхватывает: — Нам приписывают, что мы якобы открыли методику раннего разностороннего развития детей. Но мы ничего не открывали! Мы так жили. Наш папа до 80 лет выбирал самый длинный маршрут до станции, чтобы удовольствия ради пробежаться трусцой. Сам не мог пройти мимо перекладины — обязательно подтянется, и все наши дети и внуки с малых лет такие же. У всех народов в принципе была эта самая методика раннего развития. Монголы, например, ребенка, который еще и ходить-то не ходил, уже сажали на коня. А как было в русской крестьянской семье? Ребенок рождался, подрастал и уже в пять-шесть лет и пол в избе мел, и печку топил. Ребенок жил, наблюдая за взрослыми, за природой. А главная опасность нынешней моды на раннее образование (не развитие!) как раз в том, что в итоге получаются книжные, неумелые, неслышащие и невидящие настоящей жизни люди. Кто кем стал Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. Он был любимцем отца и его надеждой. И хоть всех детей Борис Павлович любил, но у всякой любви свой привкус… После Антона родились три девочки. Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты. Другая дочка, Аня, — медсестра и мама четверых детишек. Ане много пришлось нянчиться с младшими. Бывало дедушка, отец Бориса Павловича, говорил: «Вот ей надоест возиться с маленькими, она своих не захочет». А вышло все наоборот. Юля — менеджер по туризму. Именно ей пришла однажды шаловливая мысль повесить объявление на станции, мол, кто хочет встретить Новый год в необычной обстановке, приходите по такому-то адресу… К полуночи к никитинскому дому подвалила веселая толпа незнакомых людей, человек девяносто, и все в масках! Лена Алексеевна всю ночь переживала — лишь бы дом не спалили… Предпоследний ребенок в семье — Иван. На нем меньше всего экспериментировали. Например, читать в три года его не учили. И, наверное, потому он единственный сейчас не носит очков. Иван — бизнесмен и отец двоих детей — трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса. Я у него спросила, не стремится ли он тоже к большой семье. И услышала: — Дело не в количестве детей, а в том, насколько твой дух передался твоему сыну и твоим внукам. Если твой ребенок, так же, как ты когда-то, захотел иметь детей благодаря твоему отцу, значит, в твоей жизни был смысл. А вообще я не давал бы, как наши родители, детям слишком много свободы… Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство — ее профессия и призвание. И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме. Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить… О порядочности Лена Алексеевна не думала, что когда-нибудь станет многодетной матерью. Посмеивается, мол, это мне с Борисом Павловичем повезло. С ним не страшно было иметь хоть десяток ребятишек. Довольна ли она тем, как все сложилось в ее судьбе и в судьбах ее детей? — У нас не было цели вырастить знаменитых людей, эрудитов. Все мои дети — нормальные здоровые люди. А знаменитостей сейчас и без них много. Зато порядочных людей мало. За своих я спокойна: никто из них никогда не сделает подлости и не въедет в рай за чужой счет. Знаете определение «порядочности» по В. Далю? Это «когда человек поступает так, как должно». Отрезанный ломоть Алексей, старший сын Никитиных, сейчас живет в Лондоне и с родными практически не общается Алексей Никитин, сославшись на суперзанятость, назначил мне встречу на Тоттенхэм корт роуд (улице, где наши соотечественники «отовариваются» техникой) — он там собирался подыскивать детали к компьютеру. Хотелось посмотреть на дом и семью старшего сына Никитиных, но на безрыбье… И вот мы в пабе. Худой, в очках, с бородкой. Поношенная курточка, рюкзачок на плече, видавшие виды кроссовки. Зажатый, нервно ерзает на стуле. Когда я спросил по телефону, жива ли его мать, Алексей пробормотал: «Вроде бы». Сейчас продолжаю разговор: — Твой отец умер два года назад. А с мамой, братьями и сестрами общаешься? — Практически нет. Алексей учился в Московском педагогическом. Потом преподавал в школе физику. У жены, которая старше на 10 лет, «есть английские корни», и с 1991 года супруги в Лондоне. Он сменил с десяток мест, где жил и трудился. На сегодняшний день — электронный дизайнер в небольшой компании. Ему 42 года. С деньгами напряг. — Зубы стали совсем никудышными, а лечить их не в состоянии, — жалуется он. — Что делать? Ждать, пока выпадут… Лишь на один вопрос Алексей отвечает ясно, как его воспитывали родители: — Еще с внутриутробного возраста они развивали в нас творческое начало. Никакого насильственного внедрения! Впрочем, у них на него не было времени: пойди управься с семерыми детьми! — У тебя двое детей. Ты воспитываешь детей по такой же схеме? — Старшая Наташа учится в Эссекском университете, ей 21 год. Александру — 16. А о схеме трудно сказать. — Почему? Вопрос остается без ответа. Алексей долго и явно заученными фразами рассуждал только на одну тему — о системе воспитания в его подмосковной семье. Вероятно, потому, что несколько раз пытался издать в Англии книги отца и тогда без устали агитировал за них. Теперь, правда, бросил это занятие. Во-первых, ничего не пристроил. А во-вторых, после смерти Никитина-старшего уже не получишь никакого вознаграждения, все авторские права на книги перешли к матери. Она же, насколько я понял, делиться с сыном не будет. Отрезанный ломоть? Похоже… Михаил ОЗЕРОВ. Лондон. ИЗ ДОСЬЕ «КП» КТО ТАКИЕ НИКИТИНЫ? Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины — педагоги и многодетные родители. В 60 — 70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике, которую специалисты окрестили «системой раннего и разностороннего развития детей» (РРР). Несколько изданий выдержали книги Никитиных-старших: «Правы ли мы?», «Мы и наши дети». Ребята у них бегали по дому (и по снегу) босиком и в одних трусиках, грудные малыши спали на террасе без всяких пеленок-распашонок — и болели раз в 10 меньше сверстников. Папа смастерил мини-«стадионы», дети качались на кольцах и турниках, лазали по канатам, прыгали на батуте, носились на «гигантских шагах»… Академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академию педнаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».

www.kp.ru

Большая семья | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

Из семерых детей Никитиных трое, обзаведясь собственными семьями, стали многодетными (у остальных — по двое детей).  Большая семья – не каждому родителю по силам. Плотность жизни, событий, переживаний, необходимость принятия решений и самоотдача повышаются многократно.

Главное: любовь и доверие друг к другу – самый важный закон в любой семье, из двух человек она состоит, или из сорока двух.

У многодетных Никитиных второго поколения получилась «большая семья» в квадрате.  Сразу четыре семьи живут в двух больших домах в Болшево, неподалеку друг от друга. А кто не живет в Болшевских домах, частенько наезжает погостить – и конечно, не один, а со своими детьми. Так что в нашем случае большая семья – не только «многодетность», а плюс многочисленные двоюродные братья-сестры, тёти-дяди, бабушки-дедушки, племянники, внуки…

И с одной стороны, это здорово. Когда дети маленькие – это множество событий, творческая и веселая атмосфера в доме, это задействование всех сторон личностей взрослых на 200 процентов, это возможности что-то вместе создавать, творить, помогать друг другу. Идет постоянный обмен опытом, разнообразие отношений становится настоящим «тренингом», вынуждающим меняться – расти! – каждому. Попутно снимаются вопросы посещения яслей, детсада, иногда и школы, становятся ненужными больничные листы… А взрослые братья и сестры – это взаимопомощь и  поддержка, это родное плечо рядом, что бы ни случилось.  

С другой стороны, в большой семье резко возрастает необходимость в более четкой организации времени и пространства для каждого, даже самого маленького, члена семьи, а многие обычные проблемы встают куда острее. Решение этих проблем порой становится задачей на всю жизнь… Мы готовы узнавать о вашем опыте и делиться своим.

А объединяют и укрепляют семью, как мы считаем, в первую очередь семейные традиции, общие дела и праздники.

Нам бы  хотелось говорить на следующие темы:

 А еще здесь открываем «Бабушкин уголок».

Лена Алексеевна, наша бабушка Лена («сама Мудрость», как назвал ее один из внуков на своей свадьбе) будет делиться своими размышлениями, наблюдениями, предупреждениями, советами… Кстати, она считает пестование семьи наиглавнейшей – приоритетной! – государственной задачей.

 Сказ об Иване, Помнящем Родство

Рубрику ведут Анна Мокшева и  Александра Коптева

nikitiny.ru

Методика Никитиных и ее особенности — никитины борис и лена — запись пользователя florchik (florchik) в сообществе Альтернативное образование в категории Система Никитиных

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука. 

Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.

Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

- Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания – развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.
Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.
Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

как правильно окончила или закончила институт

www.babyblog.ru

Методика Никитиных — основные принципы воспитания и занятия

Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это. Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками. Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.

Суть методики Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Уникуб Никитина

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Дроби Никитина

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

friendlymama.ru

Любовь и система (2000 г.)

Самоделова С. «Московский комсомолец» (март 2000 г.)

Ссылками на этот материал пестрит Интернет. 

 Это яркий пример работы желтой прессы. История появления статьи г-жи Самоделовой очень некрасива. Корреспонденту «МК» попал в руки русский перевод неопубликованной в России книги Марианны Бутеншён «Дети Никитиных выросли» (переводчица – Юлия Громакова). Книга, вышедшая в ФРГ в 1989 году, представляет собой запись общих бесед со всей семьей Никитиных весной 1988 года. Старшему Алексею в этот период — 29, младшей Любе — 16.
         Из прекрасной работы западного журналиста 12-летней давности был сделан свежий российский скандал: г-жа Самоделова умолчала про даты, обрезала и досочинила цитаты, подтасовала факты, «забыла» сослаться на первоисточник, наконец, просто обманула, пообещав показать статью перед публикацией. Все  используемые в публикации «МК» реальные высказывания грубейшим образом вырваны из контекста и перетасованы так, что смысл часто меняется на противоположный, — зато поданы как вчерашний разговор с корреспондентом «МК». Комментарии между цитатами – изуродованный авторский текст М. Бутеншён или фантазия автора. И, конечно, никакого разрешения на публикацию семья не давала.
          Нам было особенно больно, потому что после похорон Бориса Павловича прошел всего год, семья едва-едва оправилась от потери, а журналиста «МК» приняли в доме так, как всегда и всех принимал Борис Павлович – открыто и доверчиво.
         Мы оставляем всю эту историю на совести С. Самоделовой и редакции популярной газеты. Заметим, что «МК» не опубликовал ни один отклик и вообще не среагировал ни на одно письмо. Кстати, к моменту открытия нашего сайта (спустя 11 с лишним лет) статья удивительным образом исчезла с авторской странички С.Самоделовой на сайте «МК». Тем не менее, кому любопытно — даем одну из ссылок: http://www.2lib.ru/getbook/13710.html  

        Размещаем здесь несколько материалов, написанных в том же 2000 году после опубликования «Любви и системы» — с огромной благодарностью к их авторам.

          Юлия Громакова (переводчица книги М. Бутеншен на русский язык) и Валерия Бахтина подготовили прекрасную статью «Любовь вне системы». Тогда опубликовать ее в печати не удалось. Под многими положениями этой статьи мы готовы подписаться и сегодня, спустя почти 12 лет. Конструктивно продолжить тему предлагал писатель и социолог, давний друг семьи Юрий Рюриков – но его материал тоже не был опубликован в «МК». Наши друзья по собственной инициативе писали в «МК» ответные статьи и письма, которые редакция  также оставила без внимания.
         Урок, извлеченный семьей Никитиных из всей этой истории, был болезненным, но полезным. Спасибо всем, кто поддержал нас в это непростое время.

             Юлия Громакова, Валерия Бахтина              

Любовь ВНЕ СИСТЕМЫ 

 Не защите интересов Никитиных,
                а  достоверному освещению
                жизни их семьи посвящается

 
                «Эффект Кулешова» — кинематографическое явление,
                открытое Л.В Кулешовым в 1920-е годы и состоящее
                в зависимости смысла одного и того же кадра от кадра,
                следующего за ним (кадр «лицо актера» + кадр «тарелка
                супа» = голод, кадр «лицо актера» + кадр «гроб» = горе).

3 марта 2000 года в газете «МК» была напечатана статья Светланы Самоделовой «Любовь и Система», рассказывающая о небезызвестной в России и далеко за ее пределами многодетной семье Никитиных. В ней автор решил подвести итоги семейного эксперимента: ведь дети давно выросли, а значит, настало время «собирать урожай». Статья была построена на высказываниях членов семьи и приведении фактов из их жизни, описанных якобы ими самими. Но и факты, и высказывания были соединены таким образом, что в результате они приобрели новое значение, какого Никитины в них и не вкладывали, отчего статья оставила у читателей неприятный осадок и ощущение пренебрежительного отношения к людям. Попытка осмысления важной проблемы обернулась элементарным враньем.

 Начнем с того, что статья С. Самоделовой написана не по сохранившимся «записям родителей-Никитиных», а по книге Б.П.Никитина – М. Бутеншён «Дети Никитиных выросли», вышедшей в Германии в 1989 году и переведенной Ю. Громаковой на русский язык в 1997 году. Поэтому читать знакомые фразы, выдаваемые автором статьи за только что сказанные, было, по меньшей мере, странно.

Не будем обсуждать факт незаконного использования чужого текста – это, как говорится  в таких случаях, на совести автора статьи. Важно пояснить вот что: 

Книга Марианны Бутеншён, немецкой журналистки, написана в 1989 году специально для соотечественников, западногерманских немцев, среди которых уже тогда было большое количество друзей и поклонников Никитиных и их опыта. Эта книга должна была рассказать о «результатах одной русской модели воспитания» (таков подзаголовок книги). Именно из стремления понять и объяснить новую систему, родившуюся в рамках другой (не немецкой) культуры появляются некоторые специфические главы книги. Например, глава 5.2., в которой Лена Алексеевна и Борис Павлович рассказывают «об истории, реформе и будущем советской школы», глава 5.3. – «В. Хилтунен о семейных клубах в Советском Союзе». Глава «Никитины о «гласности» и «перестройке»» была необходима тогда Западу, как воздух. Есть в книге не столь развернутые, но важные для немцев, не имеющих представления о нашем быте, замечания. Например, предисловие к главе «Серьёзные разногласия у нас возникали редко», в котором автор объясняет причину столь большой роли родителей в жизни молодых семей: «В Советском Союзе молодые люди женятся часто не только на своих избранниках, но еще и на их родителях, с которыми молодая пара во многих случаях долгие годы живет вместе». Или ценовые эквиваленты русских товаров, данные в марках. Фраза «Никитины жили в условиях крайней нужды» — из этого же ряда. Более того, она принадлежит не С. Самоделовой, а М. Бутеншён, для которой подобный вывод был вполне естественным: вспомним разницу в благосостоянии населения в 70-е – начале 80-х (о том периоде говорилось в цитируемой главе) в СССР и Германии (ФРГ) – и понять этот вопль цивилизованной европейки, оказавшейся в стране тотального дефицита, будет нетрудно. В СССР же никто не считал такое материальное положение (если речь идет о кухне: отсутствие заморских деликатесов, картошка – как основное блюдо, и непритязательность в еде) крайней нуждой. Так жили многие, не только многодетные семьи. А то, что дети Никитиных не знали вкуса многих продуктов, шло даже не от стесненности в средствах, а было элементарным ограничением в пище детей, подверженных аллергии.

Обратим внимание еще раз:

Книга М. Бутеншён, настаивающей на соавторстве со всей большой семьей Никитиных и, конечно, с Б.П. Никитиным – главой семьи, была написана в 1989 году. Этот скромный факт объясняет многие из тех неточностей, передергиваний и ошибок, которые вольно или невольно допустила в своей статье С. Самоделова.
          Например, слово «сейчас» в реплике Любы «я и сейчас не умею находить контакта с окружающими» относится к тому, прошедшему 1989 году[1], а вовсе не к 2000 году, как станет думать любой, прочитавший эту статью.

Попутно отметим, что статья воспроизводит и композицию книги М. Бутеншён: предисловие-вопросы автора, блоки «В школе», «В поисках собственного пути» и др. Большая часть статьи посвящена жизни Алексея. А знаете почему? Да просто потому, что так же было и в цитируемой книге. К 1989 году именно он, старший из детей Никитиных, имел более или менее сложившуюся, оформившуюся биографию (учеба, работа, жена, дети). В то время как половина детей Никитиных не имела ни собственных детей, ни жен/мужей и вообще только училась в техникумах и институтах.

За прошедшие с того времени 12 лет многое изменилось, и судьба Алексея не может иллюстрировать, а тем более исчерпывать собой судьбы всех детей Никитиных. Она лишь одна из семи.

Но даже не это главное. За эти 12 лет все дети Никитиных действительно выросли и вошли в фазу зрелого возраста, оставив в прошлом юношеский гиперкритицизм и желание самоутвердиться, лишь отрицая чужой опыт. В книге (и в статье соответственно) есть фразы, которые вряд ли повторили бы ее герои в 2000 году, сами став родителями и имея возможность соотнести свой опыт с опытом Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И это тоже надо учитывать: материал устаревает.

Итак, три факта: само существование книги, ее адресат и дата написания – не были сообщены читателю статьи. Может быть, это формальный момент? Тогда перейдем к сути.

Манипулируя текстом книги, автор статьи пытается нас убедить в том, что судьбы детей-Никитиных не сложились, не состоялись, а идеи родителей-Никитиных, в таком случае, беспомощны, бессмысленны и бесполезны.

Что ж, этот ход мысли очень распространен: многие считали теорию раннего развития пропуском в гениальность, а среди детей Никитиных хотели видеть эдисонов, менделеевых, … нобелевских лауреатов всех наук, чемпионов и т.п. И хотя Борис Павлович открыто гордился своими детьми, не помним, чтобы он когда-нибудь обещал нечто подобное. Вот как он сам говорил об этом: «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребенка выйдет Бетховен, из другого – Ньютон, из третьего – Менделеев. Люди, которые так думают, вообще ничего не понимают в воспитании…» (глава 3.1.).

Но всё-таки, почему среди детей Никитиных нет известных, популярных, общепризнанных фигур?

Может быть, они устали от славы, сопровождавшей их и цветами и шипами на протяжении всего детства. Ведь семья Никитиных всегда была открыта и очень доступна и для простых посетителей, и для журналистов.

Возможно, их детские мечты претерпели изменения, впрочем, как и у многих из нас. Глупо обвинять человека в том, что он не стал космонавтом или продавцом мороженого, если об этом мечтал в детстве. Разве мы с самого начала идем одной определенной дорогой, никуда не сворачивая? Всегда знаем, что хотим? И ничто не меняет ход наших мыслей?

Раннее развитие, причем довольно разностороннее (техника, ремесла, прикладные искусства, спорт, литература) сделало для них возможным реализацию практически в любой профессиональной сфере:

«Аня: Действительно, если бы я пошла в другую профессию, то была бы хорошим специалистом и в ней, да и, практически, в любой…

Алеша: Я много профессий поменял, и нигде мне не приходилось особенно сложно. Профессия могла больше или меньше нравится – это другой вопрос, но хорошо работать я мог бы в очень многих местах» (глава 3.1.).

И это осложнило им выбор своего дела. Поначалу (и тому было много причин) они оказались занятыми в таких сферах, где творчество или не приветствовалось или вообще исключалось («инициатива наказуема» — в 70-80-е эта поговорка была особенно актуальна). Никитиным пришлось столкнуться с прагматичной реальностью, как и многим другим выпускникам советской школы, внушавшей, что выбирать профессию надо только по призванию, что работа должна доставлять одно удовольствие, а энтузиазм преодолеет все трудности. Всем нам прежде, чем мы стали профессионалами, довелось узнать, что всякий труд тяжек, что нет работы без рутины и неприятных мелочей. Так что мечты обернулись «рабским трудом» не только у детей Никитиных. Они, как и многие другие, часто меняли и место учебы, и место работы, пытаясь найти то, что им по душе. А поиск, как известно, удел личности.

Хорошо, но почему они не сделали блестящей карьеры, социально не преуспели?

Одна из причин, без сомненья, заключается в том, что Никитины-родители не привили своим детям честолюбия и карьеризма. Борис Павлович и Лена Алексеевна всю жизнь жили скромно, не считая богатством что-нибудь кроме детей. Борис Павлович никогда не отстаивал авторских прав на разработки развивающих игр, хотя у нас в стране они не раз нарушались. И их дети, как и любые другие, часто бессознательно повторяли путь своих родителей. «Мальчики» искали себя в областях технических, а «девочки» стали, прежде всего, мамами, а потом юристом, медсестрой, менеджером по туризму, библиотекарем.

Возможно, некоторой инертностью и пассивностью детей компенсировалась кипучая энергия Бориса Павловича.

Но есть другая и, может быть, более существенная причина. Дети Никитиных росли в то время, так называемое «застойное», когда личность могла сформировать себя, вырастить и воспитать достойно, лишь противостоя обществу, коллективу, массе. У них всегда был пример родителей, отважно и даже агрессивно отстаивающих свои взгляды. Начав сами бороться, Никитины вовлекли в эту борьбу детей. Они не воспитывали детей неженками: только сильная личность пробьется. Возможно, это стало привычкой, определило стиль всей жизни детей Никитиных: не стремиться быть удобным обществу и реализовываться только в формах, им для этого отведенных, уметь говорить обществу «нет». Вот чего общество не может простить Никитиным, особенным людям, живущим без оглядки на стереотипы и условности.

Никитины же враждебному окружению хотели противопоставить счастливый дом, свою главную ценность – семью. Поэтому многие из них рано женились и выходили замуж, создавая тот мир, в котором их личности раскрылись бы наиболее полно. Сейчас у всех семерых есть свои семьи и семьи крепкие, созданные на основе той любви, которую заложили их родители. И пусть не все из них в свою очередь стали многодетными мамами и папами или не такими многодетными, чему злорадно усмехаются обыватели. Не количество детей является показателем того, что дети Никитиных продолжают дело, начатое родителями. И даже не усиленные занятия по раннему развитию (в этих семьях раннее развитие существует как естественная потребность). Главное, что делали Никитины-родители, и без чего невозможна была бы их система  раннего развития, — они любили детей. Они любили детей так, что те не заметили своего переходного возраста, заполненного обычно конфликтами с родителями и взаимонепониманием. Никитины уважали своих детей, хотя были с ними строги, они всегда слышали их, были им лучшими друзьями во все нелегкие моменты их жизни.

«Алеша:  Для каждого из нас лично важней, разумеется, этот теплый климат в семье. Если бы мы не имели раннего развития, мы бы от этого, конечно, пострадали: мы бы меньше знали, меньше умели. Но людьми, тем не менее, мы бы стали. Это всегда самое главное» (глава 1.1.).

Самой большой радостью для тех и для других было – быть вместе.

«Юля: Для всех нас семья была единственным кругом общения, доставлявшим радость» (глава 1.1.).

Целая глава книги М.Бутеншён посвящена «совместному времяпрепровождению» Никитиных: игры, соревнования, походы и многое другое – «Папины игры всегда были чем-то особенным…» Всё это продолжают делать дети Никитиных вместе со своими спутниками. А то, что обе дочери, родившие по четыре внука своим маме с папой, и сын, у которого пока один мальчишка, живут вместе в одном доме, несмотря на трудности жизни большой семьёй – это ли не исполнение романтической мечты неженатых еще Бориса Павловича и Лены Алексеевны о детской коммуне?

Надо отметить, что все базовые идеи Никитиных, несмотря на их революционный пафос, основательно укоренены в традиции.

Во-первых, «меньше опеки» в одежде и еде. У нас, как правило, детей кутают даже летом и заставляют съедать первое, второе и третье через «не хочу».

Во-вторых, предоставление им большей самостоятельности в исследовании окружающего мира, в выборе занятий. Как выясняется сейчас в разговорах со старшими, многих детей раньше так и воспитывали: деревенские да и городские дети, не обремененные материальным достатком, бегали босиком с ранней весны до поздней осени и, выполнив наказы родителей по хозяйству, целые дни проводили на улице, то и дело, придумывая себе разные игры и занятия, после которых есть никого не надо было упрашивать.

Сейчас среди более радикально настроенных родителей популярны обливание холодной водой, бег босиком по снегу, различные системы закаливания, спортивные снаряды в детской, комплексы развивающих игр и т.д. и т.п. вплоть до обучения детей по нетрадиционным программам с раннего возраста: школы раннего развития, вальдорфская школа, системы Занкова, Эльконина и Давыдова и многое другое, в зависимости от степени вовлеченности родителей в проблему раннего развития. Стоит ли говорить о лечении болезней народными средствами?

Идеи Никитиных, обсуждаемые столь бурно и категорично, действительно мир не перевернули, но незаметно проросли и закрепились в нашем общественном сознании. И теперь они воплощаются во многих семьях, даже не подозревающих о существовании семьи Никитиных.

Так что, неуважаемая Светлана Самоделова! Вы, прочитав устаревшую книгу, в силу своего возраста, а может ранее сформированного у Вас отрицательного отношения к Никитиным или просто нежелания разобраться и вникнуть в суть проблемы, ложно осветили поднятую Вами тему. Чего стоит ударная фраза финала Вашей статьи. «Одна из Никитиных – Юля – поставила точку в нашем разговоре… «наша семья, на самом деле, выродочная»… Вот он, «эффект Кулешова»: следуя за Вашим комментарием «…реальная жизнь, не похожая на их замкнутый мирок, свела на нет благие начинания семьи», из уст дочери Никитиных она выглядит приговором семье, родителям, их устремлениям, всей жизни. А вот в каком смысловом окружении эта фраза существует в книге:

«Алеша: Мне кажется, заслуга наших родителей состоит в том, что они пробудили в людях интерес к вопросам воспитания…

Юля: Можно сказать? У меня недавно родилась очень интересная мысль, что наша семья, простите за грубое слово, на самом деле выродочная (грустный смех, шум). Она нетипичная, понимаете, в чем дело? И мне совсем неясно, хорошо это или плохо. Например, у нас не было так называемого трудного подросткового периода. То есть наши родители нам абсолютно доверяли, и мы им абсолютно – это идиотизм, такого в обществе быть не может. Это очень странно, так как мы чувствуем себя вне нашей семьи всегда несколько беспомощными, будто у нас еще не перерезана пуповина… В нашем психически ненормальном обществе это ненормально…»

Проблема была более 12 лет назад, есть и сейчас, что подтверждает статья С. Самоделовой в «МК». Но эта проблема не семьи Никитиных, других педагогов-новаторов, а проблема системы, общества – слабого, инертного и завистливого, которое на творческий порыв и преобразовательную энергию отвечает клеветой, старается подорвать веру в себя у тех, кто вознамерился жить не как все.

Такой банальный и неутешительный вывод. Мы задаем вопросы Никитиным, требуем от них социальной активности, реализации грандиозных способностей. Нет, мы не обязаны ими восхищаться, мы имеем право их не любить, но мы должны задавать вопросы себе: почему нам так неуютно рядом с особенными людьми, почему возникает желание уравнять их и свои возможности и способности, почему чужая неудача вызывает у нас сочувствие быстрее, чем чужая радость? Почему?

  
 

nikitiny.ru