Разное

Эйдетический это – Эйдетизм — Википедия

Содержание

Эйдетизм — Википедия

Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид;) — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы и иные сенсорные модальности (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

Эйдетические образы отличаются от образов восприятия тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие.

Виктор Урбанчич[править | править код]

Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

Марбургская психологическая школа[править | править код]

Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма[1]. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.

Советская психология[править | править код]

В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А. Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти. Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения. До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики

[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л. Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию», запрет в СССР в 1936 году педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в СССР были полностью свёрнуты.

Исторически и содержательно точная характеристика эйдетики подразумевает рассмотрение во взаимосвязи, преемственности и единстве трёх её сторон (уровней, проблемных областей):

  1. эйдетизм (эйдетические образы, Anschauungsbilder) как эмпирический и экспериментальный феномен, как особый вид памяти и, соответственно, эйдетика как частная научная теория, этот феномен объясняющая;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория, находящаяся на уровне общетеоретических, философских и методологических проблем психологии;
  3. «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная, расистская и фашистская по своей сути, псевдонаучная концепция, которая в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем и его единомышленниками после 1933 г. путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов.

Тренировка эйдетических способностей и эйдотехника[править | править код]

И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

В качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[7]. Подход оказался успешным.

Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии.

Э. Йеншем[8] и его сотрудниками (в школу Э. Йенша входили его брат Вальтер Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и др.) была разработана классификация степени выраженности эйдетизма:[1]

  • Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).
  • Первая степень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).
  • Вторая степень (2): фиксация необходима, слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).
  • Третья степень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.
  • Четвёртая степень (4): ясные и полные зрительные образы формируются от сложных объектов.
  • Пятая степень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями (3).

На базе тех же исследований была предложена классификация людей, способных к эйдетическим представлениям:

  1. «Т-тип» эйдетиков («Tetanoider Type») — у них представления эйдетические весьма стойки и не пропадают даже после длительной посторонней стимуляции, иногда обретая характер навязчивости; название типа дано по аналогии с названием мышечных спазмов «tetanie»;
  2. «В-тип» («Basedowider») — другой тип эйдетиков — оказывается способным к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в их развёртывание соответственно своим намерениям.

Согласно В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определённым типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают и как проявление типологии характеров

Люди, предположительно обладавшие выдающейся эйдетической памятью[править | править код]

  • Илон Маск
  • Джон фон Нейман
  • Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) — русский исследователь, путешественник, натуралист. Был наделён уникальной фотографической памятью, не раз выручавшей его на экзаменах, на съемках местности и в дальнейших исследованиях. Мог цитировать страницы слово в слово, при этом не забывая их годами.
  • Антонио Мальябеки (1633—1714) — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40 тысяч книг и 10 тысяч рукописей).
  • Шерешевский, Соломон Вениаминович (1886—1958) — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
  • Рональд Рейган (1911—2004) — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста[9].
  • Ким Пик (1951—2009) — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
  • Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления Вольфа Мессинга, Соломона Шерешевского и других деятелей данного жанра.
  • Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
  • Никола Тесла — изобретатель в области электротехники и радиотехники.
  • Таммет, Дениел — высокоодарённый савант с феноменальной эйдетической памятью.
  • Уилтшир, Стивен — британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз.
  • Айвазовский, Иван Константинович — русско-армянский художник-маринист, баталист, обладал превосходной зрительной памятью, большинство из своих 6 тысяч полотен написал по памяти. Существует метод тренировки зрительной памяти, названный в его честь.

В массовой культуре[править | править код]

  • Главный герой сериала «Клиника (телесериал)» Джон Дориан является эйдетиком.
  • Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
  • Герой сериала «Теория Большого взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
  • Главный герой сериала «Форс-мажоры» («Suits») Майкл Росс обладает эйдетической памятью.
  • Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг» обладает феноменальным интеллектом и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с лёгкостью удаётся накапливать энциклопедические знания в огромных масштабах.
  • Один из главных героев сериала «Мыслить как преступник», Доктор Спенсер Рид, имеет эйдетическую память.
  • Один из героев сериала «Метод», Виталик. Имеет эйдетическую память, «Резервная копия» Меглина.
  • Одна из героинь сериала «Анатомия страсти» Лекси Грей имела эйдетическую память.
  • Героиня фильма «Девушка с татуировкой дракона» Лисбет Саландер обладала эйдетической памятью.
  • Главный герой сериала «Квантовый скачок», доктор Сэмюэл Беккет, обладает крайне высокими интеллектуальными способностями, в том числе великолепной фотографической памятью, что неоднократно упоминается в сериале.
  • Героиня аниме-сериала «Стальной алхимик» Ческа, обладая эйдетической памятью, помнила все книги, прочитанные ей в ходе работы в библиотеке, с помощью чего она дословно воспроизвела каждую после уничтожения самой библиотеки.
  • Изобретатель метапроптизола Лыжин в фильме «Вход в лабиринт» по роману братьев Вайнеров «Лекарство против страха».
  • Главный герой сериала «хороший доктор»
  • Главный герой сериала «Ганнибал» Уилл Грэмм
  • Один из героев романа «Замок», Варнава. С точностью слово в слово запоминал все поручения К.
  • Главный герой фильма «Доктор Стрендж» Стивен Стрендж
  • Anna Arnaudo (2000) «Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers» Biology-202, Second Web Report, Bryn Mawr College.
  • Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
  • Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
  • Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
  • Jaspers K., Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
  • Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
  • Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
  • Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
  • Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
  • Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии.

ru.wikipedia.org

эйдетический — это… Что такое эйдетический?

  • Эйдетический —  Эйдетический  ♦ Eidétique    Относящийся к сущности (eidos) или сущностям. Термин, употребляемый в феноменологии …   Философский словарь Спонвиля

  • ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ — (от гр. eidos форма, сущность): относящийся к сущности вещей, к их значению. Термин часто используется в феноменологии Гуссерля: эйдетическая редукция метод рефлексии, состоящий в том, чтобы бесконечно менять содержание представления (например,… …   Философский словарь

  • эйдетический — эйдетический, эйдетическая, эйдетическое, эйдетические, эйдетического, эйдетической, эйдетического, эйдетических, эйдетическому, эйдетической, эйдетическому, эйдетическим, эйдетический, эйдетическую, эйдетическое, эйдетические, эйдетического,… …   Формы слов

  • эйдетический — эйдет ический …   Русский орфографический словарь

  • эйдетический — …   Орфографический словарь русского языка

  • эйдетический — ая, ое. к Эйдетизм и Эйдетик. Э ое запоминание …   Энциклопедический словарь

  • эйдетический — ая, ое. к эйдетизм и эйдетик. Э ое запоминание …   Словарь многих выражений

  • эйдетический — эйдет/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • эйдетический образ — Этимология. Происходит от греч. eidos образ, внешний вид. Категория. Субъективная представленность предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эйдетический Образ — субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия , имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и… …   Психологический словарь

  • dic.academic.ru

    Эйдетизм — это… Что такое Эйдетизм?

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 15 мая 2011.

    Эйдети́зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид) — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.

    Среди тех, кто первым описал эйдетизм — сербский учёный В. Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма.

    В психологии — воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов — остаточное возбуждение анализатора.

    Причины относительной редкости проявления эйдетизма

    Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).

    1. Яркие эйдетические образы по своей наглядности и подробности почти не уступают, а порой и буквально затмевают образ восприятия (то есть то, что в действительности происходит вокруг человека). Понятно, что, к примеру, при переходе дороги с напряжённым движением и в целом ряде подобных случаев это создаёт эйдетику большие сложности, а порой и прямую опасность для жизни его самого и близких [1].

    2. Яркий эйдетический образ — это один из способов весьма существенного влияния на ход физиологических явлений в теле самого эйдетика, а порой и его окружения. Александр Лурия, в частности, описывает возможности Шеришевского существенно влиять на изменение частоты сердечно-сосудистых сокращений своего сердца, температуру руки и пр. Понятно, что как и любое мощное орудие, в умелых руках подобное влияние может стать и нередко становится исцеляющим, а в неумелых, при беспорядочных чувствах и мышлении, способно принести не менее значимый вред прежде всего самому его обладателю.

    Пробуждение и тренировка эйдетических способностей

    В то же время уже в течение веков открыты и используются способы пробуждения и тренировки эйдетических способностей. Наиболее широкоизвестным примером являются многие направления йоги, сюда же относятся ряд направлений шаманизма, целительства, изобретательской деятельности, художественного и литературного творчества и пр. Отметим, что при нарушении правила тщательного отбора способных к овладению эйдетизмом, постепенного и посильного обучения их грамотному вызыванию образа и, что не менее важно, своевременному освобождению от него (мысленному растворению, угасанию образа и пр.) имели место случаи нервного перенапряжения и других накладок, порой с тяжёлыми последствиями.

    Так И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

    Любопытно, что в качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[2]. Подход оказался успешным.

    На основе этого подхода ныне разработаны более подробные методики насколько возможно безопасного пробуждения, использования и тренировки эйдетического восприятия, памяти и мышления, применяемые в Московской школе эйдетики, Школе быстрого чтения О. А. Андреева и ряде других более закрытых школ.

    Люди с выдающейся эйдетической памятью

    • Антонио Мальябеки — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40000 книг и 10000 рукописей).
    • Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления В.Мессинга, С.Шерешевского, И.Цейтлина и других деятелей данного жанра.
    • Вершинин, Лев Рэмович в студенческие годы прочитал Советскую историческую энциклопедию и знал её наизусть
    • Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
    • Матюгин, Игорь Юрьевич — победитель и призёр целого ряда соревнований мнемонистов, в том числе международных (в Риге и в Японии), основатель и руководитель Московской школы эйдетики, проф. РАЕН, автор книг по тренировке эйдетической памяти.
    • Ким Пик — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
    • Никола Тесла — физик, инженер, изобретатель в области электротехники и радиотехники.
    • Толстой, Алексей Николаевич — русский писатель.
    • Шерешевский, Соломон Вениаминович — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
    • Рональд Рейган — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста[3].

    В массовой культуре

    • Один из героев цикла произведений Лоис Макмастер Буджолд о Майлзе Форкосигане, Саймон Иллиан был носителем вживленного в мозг чипа эйдетической памяти, что позволяло ему, начальнику службы безопасности империи, помнить детали абсолютно всех докладов его подчиненных, вплоть до интонаций и жестов.
    • Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы» использовал слово «эйдетика» — способность к осознанным сновидениям, когда человек во всех подробностях видит сны, которые, как считает главный герой романа, сохранились у него в генной памяти, унаследованной от предков. Способность видеть подобные сны-воспоминания появляется у одного из героев романа вследствие контузии на фронте во время Великой Отечественной войны, и он приезжает в Москву для того, чтобы врачи объяснили ему, что с ним происходит. Во время лечения он видит цветной сон с мельчайшими деталями во всех подробностях, после чего эта способность исчезает.
    • Главный герой сериала «Теория Большого Взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
    • Главный герой сериала Suits («Форс-мажоры») Майкл Росс имеет эйдетическую память.
    • Герой сериала «Мыслить как преступник» Спенсер Рид имеет эйдетическую память.
    • Главный герой романа «Астронавт Джонс» Роберта Хайнлайна имеет эйдетическую память и феноменальные вычислительные способности.
    • Главный герой серии книг «Вселенная неудачников» Алекс Каменский также имеет такую память.
    • Главный герой сериала «Секретные материалы», агент ФБР Фокс Малдер, причину своей выдающийся памяти назвал «проклятием фотографической памяти».
    • Один из героев детективной повести братьев Вайнеров «Лекарство против страха» Лыжин обладал эйдетизмом и в кустарных условиях сумел создать лекарственный препарат, который не смогли синтезировать в исследовательской лаборатории
    • Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
    • Главная героиня псевдоисторического романа Виктора Суворова «Контроль» сотрудница сталинского госконтроля Настя Стрелецкая (Жар-Птица) обладает врожденной эйдетической памятью, граничащей с тяжелым нервным расстройством. Также в книге содержится намек на то, что эйдетик и сам Сталин.
    • Главная героиня трилогии «Миллениум» Стига Ларссона Лисбет Саландер обладает эйдетической памятью.
    • Главный герой книг Дэна Брауна «Код да Винчи» , «Ангелы и демоны» и «Утраченный символ» Роберт Ленгдон обладал эйдетической памятью и мог сказать любой телефонный номер, который когда-либо набирал
    • Вымышленная раса Дреллов из вымышленной вселенной Mass Effect обладает врожденной сверхразвитой эйдетической памятью.
    • Главный герой телесериала «Ясновидец» Шон Спенсер, а также его отец Генри Спенсер.
    • Серийная убийца Натали Дэвис по кличке «Миниатюрщик», поимке которой посвящён 7 сезон сериала C.S.I.: Место преступления, обладала эйдетической зрительной памятью.
    • Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг», Уилл Хантинг обладает феноменальным интеллектом, позволяющим ему делать открытия в новейших областях математики, и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с легкостью удается накапливать энциклопедические знания.

    Литература

    См. также

    Примечания

    dic.academic.ru

    эйдетик — это… Что такое эйдетик?

  • эйдетик{ –} — лицо, обладающее эйдетизмом Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эйдетик — м. Тот, кто обладает эйдетизмом, кто проявляет эйдетизм. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • эйдетик — эйдетик, эйдетики, эйдетика, эйдетиков, эйдетику, эйдетикам, эйдетика, эйдетиков, эйдетиком, эйдетиками, эйдетике, эйдетиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • эйдетик — а; м. [греч. eidos образ] Тот, кто обладает эйдетизмом, проявляет эйдетизм …   Энциклопедический словарь

  • ЭЙДЕТИК — См. эйдетические образы …   Толковый словарь по психологии

  • эйдетик — а; м. (греч. éidos образ) Тот, кто обладает эйдетизмом, проявляет эйдетизм …   Словарь многих выражений

  • эйдетик: типология — классификация людей, способных к представлениям эйдетическим, предложенная В. Йеншем на базе исследований, проведенных им вместе с братом Э. Йеншем: 1) «Т тип» эйдетиков («Tetanoider Type») у них представления эйдетические весьма стойки и не… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭЙДЕТИЗМ — (от греч. eidos образ, созерцание, идея), особое психическое явление, близкое к образной памяти, заключающееся в сохранении образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения. Это в буквальном смысле слова видение… …   Большая медицинская энциклопедия

  • эйдетический — прил. 1. соотн. с сущ. эйдетизм, эйдетик, связанный с ними 2. Свойственный эйдетизму, эйдетику, характерный для них. 3. Основанный на образном мышлении, воображении, с помощью которых тренируется, развивается способность запоминания и обучения… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ — (от греч. eidos – образ) необыкновенно яркий субъективный зрительный феномен. Эйдетик представляет себе отсутствующий предмет (и как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие) так, будто видит его или с закрытыми глазами, или глядя на… …   Философская энциклопедия

  • psychology.academic.ru

    Эйдетический — это… Что такое Эйдетический?

  • ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ — (от гр. eidos форма, сущность): относящийся к сущности вещей, к их значению. Термин часто используется в феноменологии Гуссерля: эйдетическая редукция метод рефлексии, состоящий в том, чтобы бесконечно менять содержание представления (например,… …   Философский словарь

  • эйдетический — прил. 1. соотн. с сущ. эйдетизм, эйдетик, связанный с ними 2. Свойственный эйдетизму, эйдетику, характерный для них. 3. Основанный на образном мышлении, воображении, с помощью которых тренируется, развивается способность запоминания и обучения… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • эйдетический — эйдетический, эйдетическая, эйдетическое, эйдетические, эйдетического, эйдетической, эйдетического, эйдетических, эйдетическому, эйдетической, эйдетическому, эйдетическим, эйдетический, эйдетическую, эйдетическое, эйдетические, эйдетического,… …   Формы слов

  • эйдетический — эйдет ический …   Русский орфографический словарь

  • эйдетический — …   Орфографический словарь русского языка

  • эйдетический — ая, ое. к Эйдетизм и Эйдетик. Э ое запоминание …   Энциклопедический словарь

  • эйдетический — ая, ое. к эйдетизм и эйдетик. Э ое запоминание …   Словарь многих выражений

  • эйдетический — эйдет/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • эйдетический образ — Этимология. Происходит от греч. eidos образ, внешний вид. Категория. Субъективная представленность предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эйдетический Образ — субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия , имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и… …   Психологический словарь

  • philosophy_sponville.academic.ru

    что это такое? Эйдетизм и эйдетическая память, другие определения в психологии. Теория развития памяти и внимания

    Существует уникальная методика для улучшения памяти, внимания и мышления человека. С её помощью легко запоминать нужную информацию и получать удовольствие от процесса. Речь идёт об эйдетике.

    Что это такое?

    Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Эйдетика представляет собой методику развития образного мышления. Она основана на способности памяти удерживать и воспроизводить в мелких деталях образ определённого предмета или явления.

    Развитие памяти, внимания и воображения происходит с помощью привлечения всех анализаторов человека.

    Существующий собственный внутренний опыт содействует запоминанию нового образа в зависимости от визуальной, аудиальной или кинестетической модальности:

    • визуальная модальность обусловлена памятью, связанной с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов;
    • аудиальную модальность обеспечивает слуховая память, связанная с сохранёнными в ней звуками;
    • кинестетическая модальность хранит и актуализирует различные движения, прикосновения, запахи, вкусовые ощущения.

    В психологии впервые феномен образного запоминания описал в 1907 г. сербский учёный Виктор Урбанчич. Большие исследования в этой области были проведены в немецкой школе Эрика Йенша в 1933 г. Представители Марбургской школы пришли к выводу, что для дошкольников и младших школьников эйдетизм является закономерным явлением.

    Теория заинтересовала и российских исследователей. Л. С. Выготский повторил эксперименты Эрика Йенша в своей лаборатории. Исследования продолжили Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякин, Александр Лурия и др. С 1936 г. в СССР работы по изучению эйдетики были прекращены из-за признания её расистской и ненаучной теорией.

    Сейчас многие психологи и педагоги проявляют научный интерес к системе развития особого вида образной памяти, внимания и воображения. Основные принципы метода и применяемые техники подробно описал в своих трудах доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин.

    Польза и вред

    Большую пользу эйдетика приносит детям, которые способны, используя образы, легко запоминать и развивать свои когнитивные способности. Вместо зазубривания они могут быстро и качественно усваивать новый материал. Облегчается изучение иностранных языков, запоминание формул, многозначных чисел, терминов. Процесс происходит в радостном и позитивном напряжении ребёнка.

    Эйдетика помогает гармонично развивать оба полушария мозга малыша. Она способствует концентрации внимания, развитию нестандартного мышления и фантазии, усилению воображения, повышению работоспособности. Эйдетика гарантирует лёгкое запоминание любой информации, при этом снимаются психологические стереотипы.

    Неумение правильно вызывать эйдетические образы может привести к тяжёлым последствиям и нанести значительный вред. В психологии описаны случаи нервного перенапряжения при настойчивых попытках вызвать необходимый образ.

    Надо грамотно воспроизводить его и уметь своевременно освобождаться от ненужного образа, мысленно растворять его.

    Основные понятия

    Эйдетика интересна тем, что при отсутствии предмета или явления в поле восприятия человек чувствует его, ощущает запах и видит цвет. В психологии существуют представления о терминах, связанных с этим видом запоминания.

    Эйдетизм

    Термин означает разновидность образной памяти, выражающейся в сохранении ярких образов ранее воспринятых предметов при их отсутствии. Склонность к эйдетизму может быть заложена генетикой или особенностями развития мозга. Учёные уверены, что задатки имеют все, но в силу разных обстоятельств с годами они утрачиваются. С возрастом воспроизвести в деталях тактильные, визуальные или звуковые образы большинству людей становится сложно.

    Память

    Всего лишь 3% населения земного шара рождается с феноменальной памятью. Остальные люди имеют возможность развить мышление и память с помощью эйдетики. Нередко феномен называют зрительной или фотографической памятью. Образы надолго отпечатываются в памяти и в любой момент прокручиваются как видеоролик, с воспроизведением мельчайших деталей.

    Образ

    Особенностью эйдетических образов является восприятие предметов в их отсутствие. Стабильность, отчётливость сохранённых в памяти образов остаётся на длительный срок. Перестав быть основной формой процессов памяти, они остаются в воображении и фантазии. При этом изменяется основная психологическая функция.

    Мышление

    Синтез, анализ, обобщение, сравнение при обработке любой информации людям с эйдетическим мышлением позволяют обратить внимание на мелкие детали и сохранить их в памяти. В дальнейшем они активно используют сохранённые образы.

    Много выдающихся математиков обладали таким мышлением. В современном мире оно пригождается при работе с информационными технологиями.

    Воображение

    Яркая фантазия даёт возможность индивиду представлять чётко образы, которые ему никогда не приходилось видеть. Человек с эйдетическим воображением хорошо может представить дуновение ветра, ощутить какой-то аромат, почувствовать прохладу или ощутить кожей чьё-то прикосновение, будто это происходит наяву.

    Методы

    В психологии существует множество методов развития памяти, образного мышления, внимания и воображения. Разработано огромное количество упражнений к ним. Акровербальная техника подразумевает запоминание понятий с помощью интересных текстов, стишков и песенок. Методы применяют при обучении детей иностранным языкам. Существуют интересные стихотворения для дошкольников. Например, когда малышам надо запомнить дни недели. Весёлая игра превращает запоминание в непроизвольный процесс.

    Широко применяются мнемотехника и эйдотехника. Первая техника включает в себя методы, связанные с применением ассоциативных рядов, логических закономерностей, цифро-буквенного кода. Также существуют менее популярные мнемотехнические методы рационального повторения и ОЧОГ (ориентировка, чтение, обзор, главное).

    В работе с детьми эффективен цепной метод, предполагающий применение ассоциативных связей. Методика для детей подразумевает выполнение упражнений в игровой форме. Она основана на цветовых, тактильных, предметных, звуковых, обонятельных, вкусовых, графических и свободных ассоциациях. Часто при развитии воображения детей используют геометрические фигуры. Ребёнок во время выработки ассоциативного мышления должен ответить, о чём он подумал.

    Эйдетические упражнения используют с детьми трех лет и старше.

    Правильная организация обучения мотивирует детей к освоению новой информации.

    • Цветовые ассоциации возникают у ребёнка в момент рассматривания пятна определённой расцветки. Малыш должен обосновать свой ответ. Например, глядя на красное пятнышко, кто-то представил созревший помидор. Он отвечает примерно так: «Я подумал про красный помидор, потому что он уже созрел». Другой ребёнок вспомнил запрещающий сигнал светофора. Некоторые дети вообразили себя во время прогулки с румяными от мороза щеками.
    • При развитии тактильной памяти изготавливают специальные карточки с разной фактурой. Используется меховая, фланелевая, велюровая, дерматиновая поверхность, наждачная бумага. Применяют карточки с пришитыми пуговицами, приклеенными спичками, кусочками проволоки или гречкой. Прикоснувшись к поверхности, ребёнок должен сказать, о чём он подумал. Например, трогая гречку, малыш заявляет: «Я подумал про реку, потому что я ходил босиком по камешкам. Когда сильно надавливаешь пальцами на крупу, так же больно, как босым ногам на берегу реки».
    • Предметные ассоциативные ряды должны вызвать различные вещи: лоскуток ткани или кожи, нитка, ракушка, монета, шишка, пуговица, лист бумаги и др. Например, кусочек ворсистой ткани у кого-то ассоциируется со стриженой травой на газоне.
    • Записанный шум или звук используют для развития аудиальной памяти. Включают аудиозапись с шумом бытового прибора, природным звуком, музыкальным произведением или уличным гулом и предлагают детям подобрать подходящий предмет на картинках. Например, ребёнок, слушая резкое торможение автомобиля, говорит: «Я подумал о двери, потому что она скрипит, когда её открывают».
    • Для развития обонятельной памяти необходимо запастись коробочками с разнообразными ароматами. В них могут лежать различные травы, специи, пустые флакончики с запахом духов. Детям предлагают понюхать закрытые спичечные коробочки. Нужно по запаху найти две с одинаковым наполнением. В дополнение иногда предлагают охарактеризовать запах. Нюхая закрытые коробки с кофе, ребёнок может сказать, что чувствует ароматный, приятный, бодрящий запах.
    • Вкусовые ассоциации советуют использовать для детей старшего возраста. Им для воображения предлагаются комбинации из сладких и горячих блюд, солёных и холодных. Иногда к вкусовым ощущениям добавляют тактильные ассоциации: хрустящий, сочный, жидкий, твёрдый продукт.
    • Графические ассоциации основаны на превращении символа в определённый предмет. Например, непонятная загогулина превращается в рыболовный крючок. Старшие школьники используют абстрактные символы для запоминания телефонных номеров.
    • Свободные ассоциации учат малыша строить связи самостоятельно. Воспитатель без использования предметного изображения сообщает, что в шкафу сидит мышь. Каждый ребёнок выстраивает свой ассоциативный ряд. Кто-то отвечает: «Я подумал о кошке, потому что она любит охотиться за мышами». Другой малыш говорит: «Я подумал о волке, потому что он такой же серый, как мышка».

    Главным в игре является умение обосновать свой выбор.

    Эйдотехника насчитывает немало интересных методов. В работе с детьми часто применяют методы оживления, вхождения, трансформации, образных крючков, соощущения, образного мышления, отстранённости, избыточности, регрессии, перевоплощения, изменённых модальностей, забывания ненужной информации, эха и др.

    Рассмотрим некоторые из них.

    • Метод оживления эффективен при необходимости запомнить большое количество имён и исторических дат. Он способствует развитию визуализации.
    • Метод вхождения даёт возможность проникнуть внутрь представляемого рассказа или картинки. При методе оживления картинка предстаёт перед глазами ученика, а при методе вхождения школьник чувствует себя участником события. Например, ученику на уроке биологии необходимо запомнить основные признаки живых организмов. Он представляет, как подходит к своей комнате и видит прицепленные к двери человеческие лёгкие, которые своей вибрацией напоминают ему об одном из признаков жизни – дыхании.

    У порога его любимая собака грызёт огромный кусок мяса, что сообщает о втором признаке жизни – питании. В углу ребёнок замечает большую кучку фекалий животных, свидетельствующих о способности живых организмов к выделению продуктов жизнедеятельности. В другом углу комнаты сидит кошка с котятами, напоминающими о следующем признаке жизни – размножении. И вдруг кошка кинулась к своему хозяину, свидетельствуя тем самым, что она может двигаться. И ребёнок вспоминает ещё об одном признаке жизни: движении, подвижности.

    Взглянув на подоконник, ученик видит, как прямо на его глазах маленький кактус превращается в огромное растение, полностью закрывающее собой всё оконное пространство. Он вспоминает ещё об одном признаке – росте. О развитии живого организма свидетельствует появление на кактусе цветков. Об обмене веществ школьнику могут напомнить витамины и упаковки с глюкозой, раскиданные по его письменному столу.

    И наконец, ученик видит, как руки неожиданно покрываются сыпью. Он понимает, что аллергическая реакция возникла из-за способности живого организма к раздражимости. На уроке при ответе ученику достаточно будет мысленно войти в свою комнату, чтобы спокойно, не напрягаясь, перечислить все признаки жизни.

    • Метод трансформации даёт возможность в воображении превратить плоский образ в объёмную картинку, чёрно-белый – в цветную, маленький – в огромную. Этот метод эффективен при запоминании иероглифов. Достаточно один раз трансформировать иероглиф в своих мыслях, чтобы запомнить его навсегда.
    • Метод образных крючков обычно используют при запоминании цифр. Например, нужно запомнить число 104. Достаточно представить себе напоминающий единицу нож, воткнутый в разделочную доску, на которой рядом с ним лежит одно яйцо, похожее на ноль. Поодаль от него на доске виднеется луковица, разрезанная на 4 части.

    Единицей в воображении может быть карандаш или болт. Двойку представляют в виде лебедя или пары лыж. Тройка может соответствовать волне или летящей чайке. Четвёрка напоминает разряд молнии или винтовку со штыком. Пятёрка может быть представлена в виде пятиконечной звезды или пяти пальцев на руке. Шестёрка похожа на открытый навесной замок или вишню на черешке.

    Семёрка напоминает топор, кочергу или мотыгу. Восьмёрка ассоциируется с песочными часами и снеговиком. Девяткой может быть в воображении воздушный шарик на верёвке или головастик. Образом для запоминания цифры «0» служит кольцо, колесо, мяч, шайба, тарелка, полная луна, круглая пластинка и др. Так создаются крючки в воображении.

    • Метод соощущений даёт возможность какое-то событие ощущать с помощью органов чувств. Например, наличие дождя запоминают по стуку капель о стекло или по прилипанию мокрой одежды к телу.

    Можно запомнить иностранные слова или цифры с помощью представления цвета, запаха, вкуса, шероховатости, звука представляемого образа.

    vplate.ru

    Эйдетизм — Википедия

    Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид;) — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы и иные сенсорные модальности (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

    Эйдетические образы отличаются от образов восприятия тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие.

    История исследований

    Виктор Урбанчич

    Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

    Марбургская психологическая школа

    Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма[1]. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.

    Советская психология

    В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А. Артемов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

    Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти. Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

    В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

    Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения. До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л. Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

    Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию», запрет в СССР в 1936 году педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в СССР были полностью свёрнуты.

    Три стороны эйдетики

    Исторически и содержательно точная характеристика эйдетики подразумевает рассмотрение во взаимосвязи, преемственности и единстве трёх её сторон (уровней, проблемных областей):

    1. эйдетизм (эйдетические образы, Anschauungsbilder) как эмпирический и экспериментальный феномен, как особый вид памяти и, соответственно, эйдетика как частная научная теория, этот феномен объясняющая;
    2. эйдетика как общепсихологическая теория, находящаяся на уровне общетеоретических, философских и методологических проблем психологии;
    3. «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная, расистская и фашистская по своей сути, псевдонаучная концепция, которая в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем и его единомышленниками после 1933 г. путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов.

    Тренировка эйдетических способностей и эйдотехника

    И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

    В качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[7]. Подход оказался успешным.

    Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии.

    Типология эйдетиков

    Э. Йеншем[8] и его сотрудниками (в школу Э. Йенша входили его брат Вальтер Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и др.) была разработана классификация степени выраженности эйдетизма:[1]

    • Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).
    • Первая степень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).
    • Вторая степень (2): фиксация необходима, слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).
    • Третья степень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.
    • Четвёртая степень (4): ясные и полные зрительные образы формируются от сложных объектов.
    • Пятая степень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями (3).

    На базе тех же исследований была предложена классификация людей, способных к эйдетическим представлениям:

    1. «Т-тип» эйдетиков («Tetanoider Type») — у них представления эйдетические весьма стойки и не пропадают даже после длительной посторонней стимуляции, иногда обретая характер навязчивости; название типа дано по аналогии с названием мышечных спазмов «tetanie»;
    2. «В-тип» («Basedowider») — другой тип эйдетиков — оказывается способным к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в их развертывание соответственно своим намерениям.

    Согласно В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определённым типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают и как проявление типологии характеров

    Люди, предположительно обладавшие выдающейся эйдетической памятью

    • Антонио Мальябеки (1633—1714) — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40 тысяч книг и 10 тысяч рукописей).
    • Шерешевский, Соломон Вениаминович (1886—1958) — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
    • Рональд Рейган (1911—2004) — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста[9].
    • Ким Пик (1951—2009) — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
    • Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления Вольфа Мессинга, Соломона Шерешевского и других деятелей данного жанра.
    • Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
    • Никола Тесла — изобретатель в области электротехники и радиотехники.
    • Таммет, Дениел — высокоодаренный савант с феноменальной эйдетической памятью.
    • Уилтшир, Стивен — британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз.
    • Айвазовский, Иван Константинович — русско-армянский художник-маринист, баталист, обладал превосходной зрительной памятью, большинство из своих 6 тысяч полотен написал по памяти. Существует метод тренировки зрительной памяти, названный в его честь.

    В массовой культуре

    • Главный герой сериала «Клиника (телесериал)», Джон Дориан является эйдетиком.
    • Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
    • Герой сериала «Теория Большого взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
    • Главный герой сериала «Форс-мажоры» («Suits») Майкл Росс обладает эйдетической памятью.
    • Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг» обладает феноменальным интеллектом и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с лёгкостью удаётся накапливать энциклопедические знания в огромных масштабах.
    • Один из главных героев сериала «Мыслить как преступник», Доктор Спенсер Рид, имеет эйдетическую память.
    • Один из героев сериала «Метод», Виталик. Имеет эйдетическую память, «Резервная копия» Меглина.
    • Одна из героинь сериала «Анатомия страсти» Лекси Грей имела эйдетическую память.
    • Героиня фильма «Девушка с татуировкой дракона» Лисбет Саландер обладала эйдетической памятью.
    • Главный герой сериала «Квантовый скачок», доктор Сэмюэл Беккет, обладает крайне высокими интеллектуальными способностями, в том числе великолепной фотографической памятью, что неоднократно упоминается в сериале.
    • Героиня аниме-сериала «Стальной алхимик» Ческа, обладая эйдетической памятью, помнила все книги, прочитанные ей в ходе работы в библиотеке, с помощью чего она дословно воспроизвела каждую после уничтожения самой библиотеки.
    • Главный герой сериала «хороший доктор»

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Anna Arnaudo (2000) «Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers» Biology-202, Second Web Report, Bryn Mawr College.
    • Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
    • Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
    • Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
    • Jaspers K, Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
    • Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
    • Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
    • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
    • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
    • Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
    • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
    • Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
    • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
    • Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
    • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии.

    Ссылки

    wikipedia.green