Разное

Дыхательно голосовые упражнения – — . , — .

Содержание

Дыхательно — голосовые упражнения для детей

Дыхательная — гимнастика.

1. «Послушаем своё дыхание»

. Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание)

.

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И. п. : стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс укрепление носоглотки.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

2. «Губы «трубкой».

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

  2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

  3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

  4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

3. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

4. «Пускаем мыльные пузыри».

  1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

  1. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

  1. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

  1. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

5. «Язык «трубкой».

  1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

  1. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

  1. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

 Повторить 4-8 раз.

6. «Насос».

  1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

  2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

  1. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

infourok.ru

Методическая разработка по логопедии по теме: Картотека игровых упражнений: «Дыхательная гимнастика»

Картотека игр: «Дыхательная гимнастика»

Координация ротового и носового дыхания.

Цель: Учить ощущать разницу в направлении воздушной струи .

           Учить правильно регулировать воздушную струю.

1.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.

Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.

2. ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.

3.ВДОХ ЧЕРЕЗ РОТ, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.

4.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.

5 КОМБИНИРОВАННЫЙ ВДОХ.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через рот.

Упражнение «Вдох- выдох». 

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом……..

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Упражнение «Снежинки».

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И окружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Упражнение «Одуванчик».

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

 

Упражнение « Надуй шарик».

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем:

Шарик лопнул- выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст  произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

Упражнение « Ветер дует».

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).

 

Упражнение «Часики».

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнение «Повороты».

Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,

влево поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

 

Упражнение «Хлопки».

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик

Не жалеет своих ножек.

Он играет целый день,

Он не знает слова- лень.

Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.

 

Игра «Колобок»

Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

 

Игра «Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.

 

Игра «Задуй свечи».

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает

 

Игра «Муравейник»

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.

Игра «Акробат».

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

 

Игра «Лодочки».

Дуть на лодочку из пенапласта.

 

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

 

Игра «Горка».

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.

 

Игра «Черепашки».

Черепашки -малыши

Очень слабы и малы.

Нужно очень постараться до воды помочь добраться.

Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.

 

Игра «Автомобили».

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как нада ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

 

Игра «Хорошая погода».

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь.

 

Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

Дыхательно- голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению: Вдох через рот – быстрый , пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шёпотом, затем громко.

Произношение гласного звука на выдохе  (2-4 раза):А, О,У,Ы,Э (шёпотом, голосом).

-Произношение двух гласных на одном выдохе.

-Произношение трёх гласных  на одном выдохе.

Мы все весело играем,

Вместе звуки пропеваем.

 Игра «Эхо».

Дети распределяются на две группы.

Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки или сочетания гласных. Вторая группа ( «эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

Игра «Вьюга»

Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков.

Инструкция  к выполнению: Произношение согласных идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук, поощрять длину выдоха. (Отмечать время счётом).

Произношение глухих согласных на выдохе. (Ф,С,Ш,Х).

— Произношение двух согласных на одном выдохе. (Ф-С, Ш-С, Х-Ф)

-Произношение трёх, четырёх согласных на одном выдохе.

 Игра «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держим в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох. Выдыхая произносить: ф-ф-ф-ф.

Игра «Гуси шипят»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш, выпрямиться – вдох.

Игра «Регулировщик»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить р-р-р-р.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием  слогов.

Инструкция к выполнению: Произнесение слогов сначала на шёпоте, затем громко на одном одном выдохе.

Повторение слогов:

— с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па, апа-апа-апа

—  с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па.

— с разными гласными и одинаковыми согласными: па-по-пу.

— с разными гласными и разными согласными: па-па-ба, та-по-бу.

Игра «Часики»

Стоя, ноги  слегка расставлены, руки опустить . Размахивая прямыми руками вперёд – назад, произносим: тик-так.

Упражнение «Петушок кричит».

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».

Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх),

Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Упражнение « К нам приехал паравоз»

П: К нам приехал паровоз.

Д:  С чем?

П: С коровами.

Д: му-му-му

П: С собаками, гусями, утками. (Дети выполняют звукоподражания)

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению: Произнесение слов идёт на одном выдохе. Удлинённый выдох наращивается постепенно.

-Счёт до 5, до 10.

-Дни недели.

-Времена года.

-Названия месяцев.

Игра «Кто за кем или за чем следует?»

Воспитатель подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. ( Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале  предложений, фраз.

Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.

Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

Пословицы:

-Береги нос в большой мороз.

-Делу время, а потехе час.

-Любишь кататься – люби и саночки возить.

Произнесение предложений на одном выдохе под мяч.

Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

-Меня зовут Оксана. И т.д.

 

nsportal.ru

Консультация по логопедии (старшая группа): Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 39

пгт. Ильский МО Северский район

                                                                                                                     Подготовила:

Логопед-дефектолог

                                                                                                             Цыбульская Л.С.

2019-2020гг

Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.

Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (повороты вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох и т. д.

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (илиш, ф, х), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из трех — пяти слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

С произношения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение», чтобы добиться изменения в его высоте. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений (а для взрослых и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2—3—4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятсяслоги, слова на шепоте со звуками п, т, к, ф, с, ш (па-по-пу-пы, паф-поф-пуф-пыф и т. д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

Полезно пение вокализов — мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.

Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком, полетном голосе выражены высокие (2000—3000 Гц) и низкие (700—800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой форманты (2300—2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Начинать следует с произношения звуков м, нс гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности:ммуммоммеэммиммамм. Далее: повышение и понижение голоса на сонорных согласныхм, н с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» дети просят у медведицы: «Маммедунам, маммо-локабынамм». Медведица отвечает: «Вотявамм, всемаловамм». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотявамм, вотявамм!»

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т. д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикуляторной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Например, упражнение «Муха».

Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: з-з-з. Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами ее полет.

Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2-е, 3-е, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах зум, зу и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание

этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forteи «тихо» —piano. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивают флажками, на тихое — останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое — на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое для рук, связанное со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают детей работать в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:

Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой, на тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

На громкую музыку идут по кругу, на тихую — кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.1.

Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

Например:

Все стоят в двух шеренгах на расстоянии 6—7 шагов друг против друга, ноги — на ширине плеч. У каждого в правой руке обруч, за который держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь с обручами в руках. На «тихо» шеренги качаются сначала вправо, а затем влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на «громко» занимающиеся перебрасывают обручи из одной шеренги в другую, бросает тот, кто держит обруч правой рукой. На «тихо» раскачиваются.

Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании и слабые при тихом.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия’ на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила

1Пу н и и а 3. Е. и др. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. М., 1948.движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), маленькие (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лежа на животе по подтягиванию на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске, в лазанье по гимнастической стенке, в перелезании через скамейки, пролезании между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.

Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением ее высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте переступанием с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивания на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Примеры упражнений.

Вращение кистями рук вверху (3—5 секунд) — напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз — расслабление. Повторить 2—3 раза.

Притопывания нотами, руки за спиной — мышцы напряжены (5—8 секунд), руки опущены, исходное положение — основная стойка, мышцы расслаблены.

Легкие и тяжелые руки. (Музыка: венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2— плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3—4, 5—6, 7—8— повторение движений 1—2-го тактов.

Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9—12—сильное качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13—16—руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

Эти упражнения воспитывают умение менять мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса в игровой форме.

Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер —-.)

Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены 1) Плавно развести руки в стороны и назад, как бы в воде, сближая лопатки и

несколько отклоняя корпус назад, затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.

Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)

Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны.

Вначале ставят правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.

nsportal.ru

Материал по музыке по теме: «Артикуляционная гимнастика и дыхательно — голосовые упражнения»

1.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).

Примерный комплекс упражнений

артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

  1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
  2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
  3. Легкое постукивание зубами —
    губы разомкнуты.
  4. «ЗАБОРЧИК» — верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II.        Упражнения для губ:

1.  «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)  (рис. 1),

 2.         «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») — вытягивание губ вперед, (рис. 2).

   (рис. 2)

3.        Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).

  1. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

   5.Вытягивание нижней губы под верхнюю. 

III.        Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1.        «БОЛТУШКА» — движения языкомвперед-назад.

2.        «ЧАСИКИ» — вправо-влево, (рис.4).

  1. «КАЧЕЛИ» — вверх-вниз, (рис. 3а,6).
  1. Круговые движения языком.
  2. «ЛОШАДКИ» — цоканье (щелканье) языком.

                                                                                 

      (рис. 4)                                                        (рис. 5)        

  1. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,
    расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5).

7.«ИГОЛОЧКА» — узкий, напряженный язык

высунут вперед, (рис. 6).

               

8.«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий                                    
язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

9.«ГРИБОК» — широкий плоский язык присасывается к твердому
небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).

         

            (рис.7)  

                                                                                               

10.        «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края
прижаты к верхней губе, (рис. 8).

                                     (рис.8)

11.        «КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при это прижимается к нижним зубам.

12.        «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» —

 а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке;

 б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

                2.ДЫХАТЕЛЬНО – ГОЛОСОВЫЕ

                                  УПРАЖНЕНИЯ 

  (Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).

  1.  Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
  1.  «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» — втянуть нижнюю губу под
    верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по
    подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
  1.  «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» — растянуть сомкнутые губы,
    тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
  2.  Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог
    ФА на одном усиленном выдохе.
  3.  «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на
    ладони.
  4.  Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усилен
    ном выдохе произносить слог ХА.
  5.  Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков
    сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц…) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

8.        Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

а)        АУ, УА. АО, ОА,АИ, ИА.УИ, ИУ…

б)        АУИ, АИУ. УАИ. УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…

9.        Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а)        ФА-ФА, ХА-ХА…

б)        ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА…

в)        ФА-ФА         ФА-ФА-ФА

ХА-ХА          ХА-ХА-ХА

10.        Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

а)        ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО

б)        ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ФУ-ФЫ-ФА-ФО
ФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.

Используемая литература:

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения./ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко/-2- издание доп.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 16 с.

                                                                                                                                                                                                               

nsportal.ru

Консультация по логопедии на тему: Дыхательно-голосовые упражнения.

           Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3- 10 раз каждое упражнение.

1.     Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот.

2.     «Заморозим подбородок» — втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

3.     «Заморозим ладошку» — растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

4.     Повторить упражнение № 2, № 3 с дополнением: шёпотом произносить слог ФА на одном  усиленном выдохе.

5.     «Погреем ладошки» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15 -20 см ото рта, дуть тёплым воздухом на ладони.

6.     Повторить упражнение № 5 с дополнением: шёпотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.

7.     Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А(Э),У(О),Ы,И,

8.     Произнесение на одном выдохе сочетаний из двух, затем трёх гласных звуков:

        а) АУ, УА, АО, АИ и т. д.

       б) АУИ, ИУА …

              9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

                 ФА – ФА; ХА- ХА; ФА – ФА – ФА;

                ФА –ФА ——- ФА- ФА-ФА

       10.Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

            ХА- ХО – ХИ; ХО – ХИ – ХА …

           ФА – ФО – ФУ – ФЫ…

          Примечание: звуки [х; ф ] берутся так как они наиболее легки в произношении и практически почти всегда бездефектны.

nsportal.ru

12 упражнений для улучшения речи и голоса

Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность. Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал, занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

Упражнения на расслабление, которые улучшат ваш голос
 

 

1. Приоткройте губы

Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться).

  • Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

2. “Фыркающая лошадь”

Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица.

  • Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне.
  • Сделайте выдох с вибрацией губ.
  • Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно).

Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание.

Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

Голосовая система

3. “Радист”

  • Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.

Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

Упражнения на расслабление гортани

4. “Зевающий лев”

Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.

  • Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
  • При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.

Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.

Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

5. Пение буквы “М”

Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

Упражнения на расслабление диафрагмы
 

Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются.

Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия.

Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

6. “Пузатик”

  • Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот.
  • Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее.
  • Рука на груди должна оставаться неподвижной.

Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков.

Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция.

Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.

Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

7. “Дрожь земли”

  • Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении.
  • Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях.
  • Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит).

Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному.

Польза двойная:

1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению

2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.

Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

8. “Выйдите из туалета”

Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению.

Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

9. Делайте выдох дольше

Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы.

Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

10. Лежите на лопатках на болстере 

Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см.

  • Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх.

Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания.

  • Дышите, как всегда, животом.

11. Дыхание через одну ноздрю

  • Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.

В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

12. Бег

Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы.

Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.

Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем.

Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется.

Из минусов — бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.опубликовано econet.ru.

Александр Герасименко

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Картотека Дыхательно голосовые упражнения

продолжительный выдох через рот

Глубокий вдох через нос –

продолжительный выдох через рот.

Глубокий вдох через правую ноздрю –

 Глубокий вдох через левую ноздрю –

 продолжительный выдох через рот.

«Заморозим подбородок»

 — втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно

подуть холодным воздухом вниз под

подбородок, выполнять молча и на

одном выдохе.

«Заморозим ладошки»

 — растянуть сомкнутые губы,

 тыльную сторону ладони

поставить под подбородок,

 длительно дуть на одном выдохе

 по подбородку на тыльную сторону ладони.

        

«Заморозим подбородок 2» 

 втянуть нижнюю губу под верхнюю

и длительно подуть холодным воздухом

 вниз под подбородок, шёпотом произносить

 [ФА] на одном усиленном выдохе.

        

«Погреем ладошки» 

руки согнуты в локтях, ладони

 впереди на расстоянии 15-20 см от рта,

дуть теплым воздухом на ладони

«Погреем ладошки —  2» 

 руки согнуты в локтях, ладони

впереди на расстоянии 15-20 см от рта,

дуть теплым воздухом на ладони,

 

Длительное произнесение на

 одном выдохе гласных звуков

сначала тихим, затем громким

голосом: А (Э), У (О), Ы, И.

Произнесение на одном выдохе

 сочетаний из 2. затем 3 гласных:

а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…

б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ,

АИО, ОАИ, ОИА…  произнося слог [ХА

ХА-ХА – ХА-ХА-ХА

Произнесение на одном выдохе

 слогов с разными гласными:

а) ХА-ХО-ХИ

    ХО-ХИ-ХА  ХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ  ФО-ФУ-ФЫ-ФА

    ФУ-ФЫ-ФА-ФО  ФЫ-ФА-ФО-ФУ

Произнесение на одном выдохе

 одинаковых слогов:

а) ФА-ФА, ХА-ХА..

б) ФА-ФА-ФА,

ХА-ХА-ХА…

в) ФА-ФА – ФА-ФА-ФА

Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки,

руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь,

потянуться — глубокий вдох через нос

На счет «три, четыре» — руки вниз,

 сгибая ноги в коленях, наклониться вперед —

усиленный выдох через рот.

Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

Дровосек.

И.п. — ноги врозь, кисти рук в замок.

«Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь

в пояснице — глубокий вдох через нос.

«Два» — наклоняясь вперед, руки опустить

 резко вниз между ног (имитация рубки дров) —

 усиленный выдох через рот.

«Три» — исходное положение.

Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

Гуси  шипят.

Встать, ноги врозь ширине плеч,

руки на пояс.

«Раз, два, три, четыре» —

Наклониться вперёд и,

Вытягивая шею, произнести на

Удлиненном  выдохе:

«Ш-ш-ш-ш».

Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

Косарь

Встать, ноги врозь на ширине плеч,

руки слегка согнуты в локтях и

подняты вперёд,

пальцы сжаты в кулак.

Поворачиваясь направо и налево,

Имитируя движения косаря,

делать размашистые движения

руками и произносить: «Ж-у-х!

Ж-у-х!» Повторить 7-8 раз в среднем темпе.

                               Дыхательно-голосовые

 упражнения.

Пилим дрова

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом  друг к другу,

Ноги врозь, левая нога вперёд,

Взяться за руки.

Наклонившись вперёд и поочерёдно сгибая

 и разгибая руки в локтях, имитировать

движениями рук пилку дров, при этом

произносить: «Ж-ж-ж-ж».

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с

Попеременным движением согнутыми руками

 и имитацией звука отходящего или

 останавливающего поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!»

Повторять в течение 35-40 сек.

Надуй шар.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар.

На счёт «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот.

На счёт «три, четыре» — усиленный выдох через рот,

Имитируя движениями рук увеличивающийся шар.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

nsportal.ru