Разное

Движение ауе в россии что это – Что такое АУЕ — Виртуальный Кореновск

Содержание

Что такое АУЕ — Виртуальный Кореновск


Опасные молодёжные движения. Или что такое АУЕ


Подростки в криминальной среде. Что такое АУЕ? Движение «АУЕ» разрастается по России.

В последнее время все чаще в российских СМИ начали освещать движение АУЕ. Можно расшифровать, как «Арестанское уркаганское единство», или «Арестанский уклад един». Есть два значения этого определения. Первое из них, это принцип существования в тюрьме. Один из важнейших принципов заключается в том, что все неизбежные в замкнутом существовании конфликты должны разрешаться мирным способом. Без драк и поножовщины. Сокамерники обязаны понимать, что их объединила в этом месте общая беда, и никто из них не попал в тюрьму по своему желанию. И все, оказавшиеся под одной крышей и понимающие, что значит АУЕ, обязаны относиться друг к другу по-товарищески.

Второе определение о котором мы будем говорить, это молодежное неформальное движение, участники которого придерживаются уголовных понятий, поддерживают и признают авторитетов преступного мира, насильственно навязывают свое мнение сверстникам, проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы. Вы можете найти множество видеоматериалов про молодежь, которая пропагандирует свое движение. Особенно ярко это выражается в Забайкалье. В одном из видеоматериалов есть целый сюжет, в котором забайкальские подростки трясут деньги со школьников, неважно, будь это первоклассник, или старшеклассник. При этом с тех, у кого родители полицейские, спрашивают больше. Если подростки услышат отказ от школьников, сначала они поговорят с ними нормально. Если нормальной реакции не будет, подростки начнут ставить школьников на проценты, не исключено и физическое давление. Бытует мнение, что собранные деньги они относят свои авторитетам в тюрьму.

Известно, что движение уже распространено в Чите, Татарстане, Иркутске, республике Марий-Эл (что кстати близко к Кировской области), Ставропольском крае, Ленинградской области, из нескольких районах Подмосковья и Москвы.

N.B. На настоящий момент, по некоторым признакам- это второе по опасности молодёжное движение после печально известных «Клубов самоубийц», которые властью были достаточно быстро локализованы и загнаны в глубокое подполье. Теперь АУЕ вырывается на первое место. (прим. «Виртуального Кореновска»)

Путину доложили о зверствах молодежной криминальной группировки АУЕ в регионах РФ


Президенту РФ Владимиру Путину доложили о криминальной группировке АУЕ, которая действует в регионах РФ, в том числе и в Бурятии. О распространении субкультуры среди школьников президенту рассказала секретарь совета по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова на очередном заседании совета, которое прошло 8 декабря в Москве. По словам Яны Лантратовой, АУЕ представляет угрозу национальной безопасности, сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на сайт Кремля.

«Я являюсь ответственным секретарем Совета и работаю в Совете от Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», которая представлена в 77 регионах нашей страны. Выполняя Ваше поручение об организации недель общественного контроля в субъектах Российской Федерации, мы выявили

mykor.ru

Субкультура АУЕ: как заметить и остановить?

Отслеживать несовершеннолетних, пропагандирующих идеи арестанстко-уркаганского единства, очень сложно, поскольку в этой среде существует кодекс молчания. «По понятиям», посвящать чужаков в дела «братства» нельзя, поэтому сведения о субкультуре интересующиеся собирают из комментариев участников в интернете и из пабликов на эту тему. Кстати, ВКонтакте группы, посвященные АУЕ, насчитывают по сто, двести, триста человек.

Почему возникают субкультуры такого рода

Как попадают в криминальную среду дети из неблагополучных семей, понять несложно. Родители, которые пьют, употребляют наркотики, нередко сами толкают детей за черту закона. Как бы страшно это ни звучало, именно они часто заставляют детей красть деньги или продавать запрещенные препараты – ведь до 14 лет уголовной ответственности нет, а значит, ребенок может совершать противоправные действия и не нести за это ответственность.

А вот что заставляет вступать в АУЕ, изъясняться тюремным жаргоном и совершать правонарушения благополучных детей? Этот вопрос волнует всех родителей.

Особенностью подросткового возраста является романтизация многих событий и действий, которые недоступны или запретны. Смерть, преступления, уход из дома – все это тинейджерам кажется притягательным и интересным. А в 90-е годы в нашей стране наблюдалась популяризация криминальной среды ― было много сериалов о бандитах, криминальных авторитетах, рэкетирских захватах. Дети играли не в «войнушку», а в «Бригаду». Криминальный авторитет – вор, убийца, преступник – в глазах подростка выглядит сильным, уверенным в себе, способным на серьезные и смелые поступки. Такой героический образ манит и заставляет ребенка вливаться в преступную среду – ведь каждый подросток хочет быть сильным и уверенным в себе человеком.

Кроме этого, именно в подростковом возрасте дети впервые задумываются о смысле жизни. Они ищут себя, ищут способы самореализации, самовыражения. Они задает себе вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?» и, если не находят ответы в той среде, которая мх окружает, начинают искать их вовне. Чаще всего это «вовне» ― это улица, где другие ребята уже имеют свое представление о смысле жизни и готовы им поделиться. тинейджерам рассказывают о том, что, якобы, есть неправильный мир ― законопослушный, а есть правильный ― криминальный. Что члены АУЕ пытаются «отстоять правду и справедливость», против которой борется власть. Что отрицать все ценности «неправильного» мира и «быть не как все» ― очень круто и здорово: все работают – я не буду работать, подросткам запрещают пить и курить – я буду это делать, все спешат домой в свои семьи – я буду считать своим родным домом тюрьму.

В неформальные движения дети уходят не просто так – именно там они находят те смыслы, которые им нужны. В подростковом возрасте одна из основных потребностей ― быть «своим». Ребятам этого возраста характерен принцип «группирования» ― они активно ищут ту группу, которая примет их, в которой они смогут чувствовать себя комфортно и уверенно. Подросткам крайне важно ощущать себя особенным, принадлежащим к какой-то тайной стороне жизни. Подростки прощупывают границы возможного и дозволенного, нарушая их. Нередко это приводит к совершению противоправных действий. А в субкультуре всегда есть некие правила, которые точны и понятны. Подросткам именно этого и не хватает – им нужны четкие границы и правила.

АУЕ отвечает всем требованиям подросткового возраста – это закрытое сообщество единомышленников, покрытое мраком таинственности и манящей запрещенности. Немаловажно, что в этом мире ребенок чувствует свою нужность и значимость, а законы, по которым ему предлагается там жить, точны и понятны.

Симптомы «причастности»

По каким симптомам можно определить, что школьник попал в арестанстко-уркаганское единство? Внимательный и любящий родитель всегда заметит, что ребенок стал увлекаться тюремной темой. Об этом могут сказать фильмы, сериалы, музыка, соответствующий жаргон и внешний вид. Очень тревожные признаки ― резкое падение успеваемости, вранье, частые просьбы выдать побольше карманных денег без внятного объяснения, на что ребенок хочет их потратить. Стоит насторожиться, если ребенок теряет уже не первый телефон или другой гаджет.

Как уберечь ребенка от влияния опасных субкультур

Подростковый возраст подразумевает стремительное развитие самостоятельности и независимости, и если не поощрять это развитие, то необходимые качества не сформируются. Поэтому никуда не пускать и не давать общаться ― не выход.

Чтобы подросток не попал в криминальную субкультуру, нужно воспитывать в нем правосознание с раннего детства. Только воспитав в нем уважение к требованиям и нормам общества, в котором он живет, можно избежать проявление антиобщественного, асоциального поведения. Вопрос правосознания – вопрос серьезный и глубокий, важно, чтобы у подростка был пример для подражания, который обладает необходимыми моральными качествами, но при этом ведет просоциальный образ жизни.

www.ya-roditel.ru

Почему культура АУЕ так популярна среди современной молодёжи

Всё больше и больше подростков живут по воровским понятиям, ворами при этом не являясь. Субкультура АУЕ подмяла под себя и неблагополучных детей, и ребят из хороших семей.

Большую роль в популяризации движения АУЕ сыграл интернет. В социальных сетях не стесняются открыто кидать лозунги «Жизнь ворам, смерть мусорам». Так почему школьники активно примыкают к криминальной субкультуре и даже идут на преступления?

Движения АУЕ

Что такое АУЕ и как отличить представителей этого движения

Само понятие «АУЕ» появилось не так давно. И на вопрос, что означает АУЕ, есть два ответа. Эта аббревиатура расшифровывается как «Арестантсткое Уголовное Единство». Или как «Арестантский Уклад Един». За появлением понятия АУЕ стоят преступники из девяностых, сидевшие в тюрьмах по малолетке. Такие бандиты охотно шли на сотрудничество с администрацией. За это, кстати, их ненавидели правильные воры. У движения АУЕ есть свои понятия, отличающиеся от воровского кодекса. Их-то и насаждают бандиты в тюрьмах и на воле, вербуя несовершеннолетних.

Как известно, дети падки на различные многозначащие в их понимании символы. И таким символом криминальной субкультуры несовершеннолетних стала «звезда воров». Эта восьмиконечная звезда ассоциируется с известными уголовными авторитетами. Походить на них стремятся многие подростки-преступники. Поэтому и делают они татуировки со «звездой вора» на своём теле. Разумеется, подростки не имеют на это права. Но разве их это волнует?

Как подростков заманивают в это опасное молодёжное движение

Многие школьники присоединяются к субкультуре АУЕ не по своей воле. Старшие товарищи вымогают у младших деньги. При этом они говорят, что деньги пойдут в общак на зоне. Отказать вымогателям невозможно, поскольку они могут применить физические методы воздействия. Таким образом подросток оказывается втянут в движение АУЕ. Выйти из него, кстати, невозможно. Впрочем, многие и не пытаются.

Также подросткам внушают, что им вовсе не обязательно работать. Особенно часто это делается во время сбора «грева» на зону. «Авторитеты» заявляют, что сегодня деньги собирают для нынешних арестантов, а завтра — для будущих. И этими будущими «богачами» могут стать все желающие. Немаловажную роль в вербовке играет и блатная романтика. К ней приучают через музыку и фильмы о «сладкой жизни» воров.

Причины популярности субкультуры АУЕ

Большинство подростков знакомятся с блатной романтикой через старших. Те подстрекают их совершать преступления, уверяя, что наказания не последует. И в самом деле, несовершеннолетние могут творить то, за что взрослого точно бы посадили. Такая вседозволенность прельщает мятежные умы школьников.

Кроме того, членам движения АУЕ вовсе не обязательно получать образование. Наоборот, чтение книг и получение хороших оценок не приветствуется. Само собой, лентяям и двоечникам это нравится. И, разумеется, какой ребёнок не хочет казаться старше? Вот и начинают дети разговаривать на фене, чтобы выставить себя познавшими жизнь. Среди детей в возрасте 10–12 лет владение блатным жаргоном считается очень крутым.

Немаловажным фактором популярности АУЕ является и её запретность и протестный дух. Трудным подросткам это приходится по нраву. Особенно если они уже побывали на зоне для несовершеннолетних. А благополучные дети стремятся познать всё тайное и запретное. Поэтому они и ищут информацию о субкультуре АУЕ в интернете. И находят.

Множество групп в социальных сетях активно пропагандируют воровские понятия и культуру АУЕ. К сожалению, совсем искоренить их не получается. Взамен закрытых групп быстро открывают новые.

Читайте также: Кем был первый российский «вор в законе»

www.factroom.ru

расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ — «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» — «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!»

Если отбросить лишние атрибуты и условности, АУЕ это — молодежное движение уже давно федерального уровня, которое прославляет тунеядство, культ силы и — в определенных случаях — поощряет грабежи и воровство.

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Трудиться для них, мягко скажем, унизительно. Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Именно там они намерены получить «высшее образование». Как раз этим можно объяснить ненависть «ауешников» к полиции: такие подростки не считают зазорным нападать на малочисленные патрули. Избили, морально унизили, облили кислотой… Что ж, добро пожаловать в тюрягу!

2. Где существует АУЕ?

Федеральные власти и правоохранительные органы стараются до последнего не признавать это движение. Вернее, признают, но игнорируют. Чиновники местного уровня считают явление АУЕ чем-то фрагментарным и отчего-то не слишком актуальным. В то же время неформалы, пропагандирующие АУЕ, уже заполонили Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. Как правило, это происходит в неблагополучных районах и загнивающих поселках. Постепенно волна АУЕ продвигается на запад. И уже, если судить по прогрессивному Инстаграму, вплотную подбирается к столице.

Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

3. Как отражается «деятельность» АУЕ на обычных школьниках?

Участники группировок, активисты требуют мзду со своих же одноклассников — так называемые «гревы на зону». Почему на зону? Почти все поборы уходят кураторам движения, что сидят в реальных тюрьмах, — криминальным авторитетам и идеологам АУЕ. Если школьники отказываются платить, «ауешники» пытаются вытребовать деньги с их родителей. Доходит до грабежей и вымогательств, в некоторых случаях это уже заканчивалось убийствами.

4. Как распространяется этот вирус по России?

В соцсетях ежедневно (!) появляются десятки специализированных групп, посвященных АУЕ. В них на сегодняшний момент зарегистрированы тысячи подростков. Порой такие сообщества прикрываются названиями известных компьютерных игр или же обсуждением банальных подростковых проблем. А вот договоренности и обмен информацией происходит как раз в комментариях к, казалось бы, нейтральным постам.

«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Фото Юрия Белинского (ТАСС)

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Фото Юрия Белинского (ТАСС)

5. Почему «ауешники» стараются быть вне информационного поля?

Тут все вполне логично. «Никаких комментариев журналистам и полицейским!» — один из самых главных принципов движения. Тут, как и в обычной тюрьме, действует принцип иерархической лестницы. Промежуточным лидерам важно быть в тени, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами. «Опущенные» (униженные, оскорбленные, а иногда действительно подверженные регулярному сексуальному насилию) школьники также не хотят светиться — по вполне понятным причинам.

6. Можно ли покинуть группировку?

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Школьников, которые только лишь намереваются покинуть группировку, ждут проблемы. Хочешь сложностей? Раз — и ты в одно мгновение слывешь «опущенным», ну, например.

7. Какого уровня это явление?

Сложно сказать, когда именно движение АУЕ появилось в России. Возможно, сразу после Великой Отечественной, когда начался невероятный разгул преступности и когда дети войны принялись копировать своих же знакомых криминальных авторитетов. Всплеск интереса к АУЕ вернулся в конце 1980-х. Со временем некоторые из «ауешников», тех самых подростков, стали бандитами и киллерами. Большинство, конечно, вернулось к нормальной жизни (и только изредка пугает прочих водителей битами и монтировками). Однако сейчас АУЕ снова набирает популярность. С чего вдруг? Это уже тема для экономистов, социологов и политиков. Видимо, есть на то веские причины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В России появилась уголовная молодежная организация. Пароль: «АУЕ*!» — отзыв: «Жизнь ворам»…

Тему подняла ответственный секретарь Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова, причем на самом высоком уровне:

«В тюрьме сидит человек, у него есть смотрящие на воле, они связываются с детьми в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И подростков заставляют сдавать на общак для зоны, а если ребенок не может сдать деньги или украсть и совершить преступление, он переходит в разряд опущенных, у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться и его можно насиловать… Самое страшное, Владимир Владимирович, что, когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия. Это проблема национальной безопасности». (подробности)

www.kp.ru

АУЕ – огромная проблема, не надо думать, что это пройдет само

«Арестантский уклад един» (АУЕ) – организованное явление, подростковые банды напрямую связаны с взрослым криминальным миром. Рассказывает начальник Колпинской воспитательной колонии Владимир Ивлев

Фото с сайта kompromat1.info

Аббревиатура АУЕ («Арестантский уклад един» или «Арестантское уркаганское единство») уже несколько лет мелькает в СМИ. Банды подростков, старающиеся жить по так называемым «блатным понятиям» и занимающиеся разбоем, использующие это название, появились сначала в Забайкалье. Теперь явление стало более массовым – про АУЕ слышат уже во многих регионах России, в том числе и на Северо-Западе.

АУЕ – название предположительно существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних детей, подростков и юношей. Это молодежное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды, требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», обещая взамен поддержку и защиту в настоящем и будущем. О каком-либо едином руководстве этого криминального движения сведений нет.

В социальной сети «ВКонтакте» были созданы несколько сообществ, общее количество участников которых – около 200 тысяч. Тематика этих групп – прославление «воровской романтики». Вполне вероятно, что какие-то из этих групп к реальному АУЕ отношения не имеют, однако рекламу движению они делают.

Какая-то часть молодежи во все времена вдохновлялась криминальным миром, но АУЕ – слишком хорошо организованное явление, где подростковые банды напрямую связаны с взрослым криминальным миром. Именно так полагает начальник ФКУ Колпинской воспитательной колонии УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник внутренней службы Владимир Ивлев. Но Владимир Иванович не только говорит об этом, он предлагает новые меры по борьбе с АУЕ.

Владимир Ивлев. Фото с сайта kolpino-vk.ru

– АУЕ – это огромная проблема. Подросткам внушают, что круто быть вором, а идти против системы подросткам всегда было интересно. Организаторов АУЕ кто-то щедро спонсирует – у них есть добротные клипы, показывающие якобы нарядную жизнь. По качеству клипа любой профессионал определит, сделан он «на коленке» или на приличной аппаратуре. Эти клипы активно распространяются в социальных сетях.

– АУЕ – новое явление? Или это новая форма того, что было и раньше, когда определенная часть молодежи с восторгом смотрела на уголовников и вдохновлялась «блатной романтикой»?

– Раньше не было столь вышколенной системы. И если говорить о подростках, то не было все так завязано на деньгах – было больше именно «романтики». Это при том, что того «блатного мира», который был, например, в 1960-х или 1970-х годах, уже нет. Но есть жадные до денег люди. А начинается все так: среди детей выбирается жертва – тот, кто не может дать сдачи, и его начинают прессовать: «Принеси то, принеси это – в воровской “общак”, на “блатную” жизнь».

– Группы в соцсетях, использующие аббревиатуру АУЕ, имеют прямое отношение к этому явлению? Или это просто глупое баловство подростков, пытающихся казаться более серьезными и опасными?

– Лозунг «Наступи “мусорам” на горло» – это ведь уже интересно, это тоже протест против власти, против взрослых. И ладно бы, это была просто шайка пацанов, собравшаяся и объявившая себя борцами… да хоть за дело Дарта Вейдера. То есть это было бы обычное стихийное подростковое движение.

Но АУЕ – это вовлечение взрослыми людьми детей в деструктивное пространство. И с этим надо бороться на государственном уровне.

Я эту проблему вижу давно. И у нас в колонии есть «ауешники».

Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

– То есть это явление на Северо-Западе распространено?

– Да, это есть в Новгородской, Мурманской, Вологодской областях, в Карелии. Подросток попадает в колонию за конкретное преступление, на нем не написано, что он имеет отношение к АУЕ. Но я знаю, какие вопросы ему задать, чтобы выяснить о нем довольно многое. Хотя подростки и пытаются принадлежность к АУЕ скрывать. У нас ведь здесь это не в чести.

Нужно понимать: даже и во взрослом возрасте люди иногда кардинально меняют свои взгляды. А это подростки, у них вся эта идеология настолько «сырая», что после легкого нажатия на нужные «клавиши», она рассыпается перед ним самим.

Самая большая победа нашего коллектива в том, что мы создали условия, в которых подросток, попадающий к нам, не может реализовать свои криминальные таланты. Это у нас не круто. У нас круто хорошо учиться и работать, быть вежливым и опрятным. А если человек выбивается из этого стандарта, то у него начинаются проблемы – ухудшаются условия проживания, УДО ему не светит  и так далее.

Мне говорят: «Зачем ты все это делаешь? Это преступники, им должно быть тяжело». А им тяжело. Только относиться к ним надо по-человечески.

Если человека постоянно «бить током», то выйдет из колонии зверь, и этот зверь придет в наши же дома.

– В присутствии сотрудников колонии подростки стараются вести себя прилично – это понятно. А как вам удается отслеживать, чтобы у них не возникало нежелательных отношений между собой?

– У нас так не получится, чтобы кто-то «пришептывал» себе криминальных соратников – такому сами же пацаны объяснят, что здесь ему в этом удачи не видать. Не буду рассказывать обо всей структуре нашего учреждения, но у нас есть определенные службы, которые за этим следят, есть определенные технические средства, которые нам помогают услышать то, что мы не слышали собственными ушами.

И еще: если невозможно проконтролировать и запретить, то нужно дать альтернативу. Мы показываем им: для того, чтобы преуспеть, нужно, как в фильме «Звездные войны», перейти от темной стороны на светлую. (Улыбается).

На светлой стороне у нас для подростка открывается возможность получить знания, профессию. В нашей школе они действительно начинают учиться, потому что наши учителя не говорят: «Заткнись, дебил», что, к сожалению, бывает в самых обычных школах, где на каждого уже надета «шляпа», на которой написано: «хороший», «плохой» и тому подобное.

Мне самому в школе говорили: «Ивлев, тебе сидеть в тюрьме». Я был хулиганом, такая на мне была «шляпа».

Здесь мы говорим подростку: «У тебя получится». И нет кого-то, кто может его наказать за то, что он изменил уголовным традициям.

Фото с сайта union-press.ru

– А как вы видите, что воспитанники колонии действительно меняются?

– Три года назад мы подружились с одним колледжем. Они приезжали к нам с концертной программой, потом наша команда к ним поехала – пять осужденных. У нас была постановка «Волшебник Изумрудного города», там собрался полный зал студентов. Вижу, наши хлопчики стоят, как рэперы американские, держат руки подмышками. Я подумал, что это, чтобы казаться круче перед девчонками. А потом смотрю – они садятся на свои руки. Оказалось, они прячут татуировки.

На следующий день построил всех, говорю: «У кого есть татуировки, поднимите руки!» Поднимают. Дальше говорю: «А кто хочет от них избавиться?» Поднимают руки те же самые. И тут я заинтересовался, полез в интернет, узнал, что есть прибор для удаления татуировок, который называется неодимовый лазер.

Три года я звонил в разные учреждения, обращался к разным жертвователям – никого эта тема не интересовала. Даже в Китай звонил. Познакомился я с Еленой Мстиславовной Ростропович, дочерью великого музыканта, ее фонд дает стипендии одаренным детям. Я говорю ей: «Так у нас же все одаренные!» (Смеется).

И мы с ней договорились, недавно она привезла нам этот аппарат. Сейчас наши медики учатся им пользоваться, а потом будем удалять татуировки. Назовем это «Операция “Чистые руки”». Вот и ответ – меняется что-то в пацанах здесь у нас или нет.

Когда они набивали это все, они ходили и бахвалились: «Вон что у меня на руке, я уже взрослый, я крутой!» А теперь они не хотят иметь эти метки. Ведь татуировка – это криминальное наследие, которое будет мешать человеку всю жизнь. Работодатель не захочет принимать его, девушка скажет: «Мне от тебя детей страшно рожать».

– Они рассказывают вам о своем прошлом? Отношения подростков из АУЕ с взрослым преступным миром – это реальность?

– Да. Они рассказывают, что есть «на районе» некий «смотрящий», который разруливает ситуацию. К такому приводят 10-летнего ребенка, и тот ему растолковывает, как якобы надо жить, по его указанию этого мальчишку могут избить, унизить, заставить пойти сначала на мелкое преступление… Структура-то понятна: собираются такие шайки, младшим дают задания, чтобы их проверить. Даже девчонки там есть.

– Как вы считаете, что нужно делать теперь, когда множество подростков уже вовлечено в АУЕ?

– Нужно, чтобы наши следственные органы хорошо отработали с организаторами и «придушили» их источники финансирования. Например, в интернете есть ролик, где некий «герой» рассказывает, как заходить в «хату» и тому подобное, на него подписано около 50 000 подростков. Так почему его не закроют? Группы в соцсетях…

Но вообще-то, я не государственный человек и не думаю, что должно делать, например, правительство. Я думаю о том, что делать мне здесь.

Фото Станислава Красильникова (ИТАР_ТАСС)

У меня есть план, сейчас я собираю соратников. Ведь самим подросткам надо руку протянуть. Вот есть телефонные «горячие линии» для жертв насилия, для тех, кто хочет покончить жизнь самоубийством и так далее. Так почему не сделать «горячую линию» для тех, кто хочет выйти из АУЕ?

Это возможно – сейчас много грантов, благотворительных фондов. Так что я ищу заинтересованных представителей гражданского общества, вместе с которыми смогу организовать такое дело.

Это должны быть люди с большим жизненным опытом, понимающие и в психологии, и в юридических вопросах, касающихся подростковой преступности. Обязательно должны быть среди них священник и клинический психолог. И в СМИ говорить об этом надо обязательно – именно для того, чтобы об этом говорили в семьях. Не надо думать, что эта болезнь сама пройдет.

www.miloserdie.ru

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

Она в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет – самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

Отсутствие идеологии и морали в обществе и тотальная незанятость детей в свободное время — и вот вам подростковые банды. Дети подсознательно стремятся в коллектив, в нем они чувствуют себя сильнее и значимее.

Закономерный итог остановки «социальных лифтов». Всё только начинается. Молодняк 90-х сожгли наркотой, в начале нулевых был демографический провал. Сейчас поднимается вал уцелевшей ребятни. У них нет никаких ориентиров, никаких целей, поскольку все пути наверх кроме криминальных наглухо перекрыты, в СМИ только грязь. А энергия молодых поколений — это очень большая сила. Достаточно вспомнить советские комсомольско-молодёжные стройки, студенческие отряда и наконец школьное воспитание, где каждый ученик становился ОКТЯБРЁНКОМ-ПИОНЕРОМ-КОМСОМОЛЬЦЕМ!!!

А что происходит в школах сейчас?

И каким же ценностям сегодня учат этих «строителей будущего» на школьной скамье? Вы не поверите. Арестантским. АУЕ – дословно означает «Арестанский уклад един» или «Арестанское уркаганское единство» – перевести аббревиатуру можно и так, и так. Собственно, основной посыл её идеологии отражён в названии – это фактически культ тюремных «понятий», тюремной романтики, стилизованный под молодёжную культуру. Это культ силы, воровства и тунеядства.

Впервые о нём заговорили на федеральном уровне год назад, когда банда подростков АУЕ атаковала полицейский участок в Забайкалье. В марте 2016 года в эфире телеканала «Россия 24» вышел 25-минутный репортаж-расследование, посвящённый новой молодёжной субкультуре в целом и этим событиям в частности.

В течение всего 2016 года тема АУЕ активно поднималась во многих федеральных и региональных СМИ. Журналистам удалось выяснить, что это неформальное движение уже опутало собой всю Сибирь и часть Дальнего Востока. Однако больше всего оно распространилась в Забайкалье. В Чите, например, вся местная молодёжь знает об АУЕ, а большая часть открыто причисляет себя к этому движению. Остальные вынуждены с ним считаться.

Детские деньги в общак

Так, в некоторых местных школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников.

На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказания в тюрьмах.

Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не в силах. Правоохранительные органы в таких историях сами едва не становятся жертвами, как мы видим из репортажа «России 24».

В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия, он не в силах. До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них.

Для школьника из Забайкальского края пойти против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать призираемым изгоем в их обществе.

В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители. Но даже взрослые состоявшиеся мужчины не могут найти законный подход к молодёжной среде. На их стороне остаётся лишь опыт и сила.

Самосуд

Так, в посёлке Новопавловка Читинской области разъярённые родители учинили жестокий самосуд над школьниками, собиравшими дань для АУЕ с их детей. При этом, несмотря на откровенно незаконный характер их действий – похищение несовершеннолетних, нанесение им побоев и угрозы, – местные полицейские не спешат задерживать правонарушителей. Ибо родители несчастных школьников, по сути, выполнили за правоохранителей их работу.

Поэтому то, что в столице вызвало бы бурю негодования и скандальные судебные процессы – в суровой реальности Читинской области оказалось необходимой мерой и, быть может, даже неким актом правосудия. Однако заниматься самосудом – не только не законно, но и опасно. В некоторых случаях жестокость малолетних уголовников может распространиться и на родителей жертвы.

Так, два года назад в Казани представители АУЕ убили школьника, отказавшегося выплачивать им «дань», забили насмерть его отца, избили мать и ограбили квартиру. К счастью, их удалось задержать по «горячим следам», после чего подростки сознались ещё в нескольких убийствах.

АУЕ Челябинске

Тем временем криминальная субкультура активно стремится на запад – поближе к белокаменной, и добралась уже до Урала. Там идеи АУЕ особенно популярны в Челябинске – городе-миллионнике. Наглядное свидетельство тому можно было увидеть в ходе недавнего инцидента на фестивале красок «Холи», состоявшегося 27 мая на одной из центральных улиц Челябинска.

Толпа обезумевших школьников – детей от 13-16 лет – буквально напала на автомобиль полицейских, прибывших обеспечивать порядок на мероприятии. Они облили красками служебную машину, пинали её и выкрикивали оскорбления в адрес правоохранителей, вынудив в результате тех покинуть фестиваль. Всё это сопровождалось радостными криками «АУЕ!». Причём этот лозунг одинаково скандировали и парни, и девушки, что прекрасно слышно на выложенной в Сеть видеозаписи.

В считанные годы, а быть может, и месяцы, криминальная субкультура распространилась по территории большей части России – от небольших вспышек в Подмосковье до тотального контроля молодёжи в Забайкалье. В результате проблему признали на федеральном уровне, причём степень угрозы уже оценивается как общенациональная.

Криминальная субкультура

Об этом прямо заявляет ответственный секретарь Совета по правам человека России и глава Союза добровольцев России Яна Лантратова.

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

По её словам, масштабность и актуальность проблемы была выявлена специально созванной рабочей группой, в которую вошли действующие сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов. Суть её Лантранова описывает просто.

«Выяснилось, что многие детские учреждения, в том числе и Забайкальского края, находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – «арестантско-уркаганское единство», – рассказала Лантранова и тут же пояснила. – Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон, и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки (речь идёт о школах, ПТУ и других общеобразовательных учреждениях, – прим. «КР»). В том числе и в детских домах. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются, у них отдельная посуда, столы.

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

Мы узнали, что рядом находится многопрофильный лицей, в котором за полгода пять детей совершили самоубийства. Историю тихонечко замяли – сказали, что никакого отношения эти самоубийства к АУЕ не имеют. Хотя сами сотрудники нам сказали, что все взаимосвязано». В конце прошлого года эти сведения были переданы главе государства. В ответ Владимир Путин пообещал поддержку СПЧ в борьбе с новой напастью.

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

Собственно, масштабы, с которыми криминальная субкультура проникла в российские школы и общеобразовательные учреждения, поражают. Особенно заметно это в интернете. В социальных сетях существуют сотни специализированных групп, посвящённых АУЕ. А число их подписчиков может дать фору количеству подписавшихся на любое СМИ в тех же сетях. Комментарии вроде «АУЕ – жизнь ворам!» или «Фарту масти АУЕ!» можно легко найти на многих интернет-форумах, в чатах и даже в многопользовательских онлайн-играх.

Пожалуй, все активные пользователи Сети так или иначе сталкивались с этой аббревиатурой. Насколько можно судить, с её помощью представители криминальной субкультуры находят «своих» и отсеивают «чужих». Любые расспросы на тему «что такое АУЕ?» – тут же пресекаются. В лучшем случае, собеседник расшифрует аббревиатуру и начнёт неумело отшучиваться – на том разговор и закончится. *** Дело в том, что один из законов (или вернее – «понятий») АУЕ запрещает рассказывать о движении посторонним людям, в особенности журналистам и полицейским. Поэтому добыть информацию непосредственно из первоисточника – очень сложно. Однако крупица за крупицей, читая их комментарии, изучая соответствующие паблики и анализируя деятельность этого движения, можно составить примерное представление о нём.

«Арестантский уркаганский»

Картина, в общем-то, рисуется совсем не радужная. Итак, в России действует некое неформальное криминальное движение, ориентированное на молодёжь школьного возраста. Чтобы примкнуть к нему, ненужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей принадлежности к этой субкультуре и соблюдать её законы (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят, сами представители АУЕ – «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

«Опущенные», к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур, АУЕ – крайне хваткая и не по культурному агрессивная, которая, не стесняясь, хватает своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе, надо полагать, многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях и вовсе ради личной безопасности.

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

Для субкультуры в её классическом и привычном понимании – это, пожалуй, уже чересчур. Никакая альтернативная культура не может быть столь навязчивой. Культура вообще не должна быть навязчивой. АУЕ – это не субкультура и никакое не движение, как заявляют в СПЧ. Это секта. Классическая тоталитарная секта для подростков со всеми атрибутами – от неприемлимости чужих взглядов до крайне агрессивных способов распространения своего влияния. Здесь всё то же самое, только вместо религиозной составляющей адептам предлагает некий «свод правил», или, если угодно, «понятий», согласно которым необходимо строить свою жизнь. И главное – не только свою, но и чужую – жизнь каждого окружающего, по мере возможностей.

Мораль при этом у сектантов очень своеобразная. Даже бывшие заключенные далеко не все поддерживают АУЕ. Многие выступают против них, считая «что у этих малолеток совсем ничего святого». Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, в их понятии что-то вроде синонима. То есть, если они смогут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк – они это сделают, ибо это «по понятиям». А тот факт, что жертва была явно сильнее любого из них один на один, никого не смутит.

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать – западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать образование или просто читать книги в понимании – тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они, рано или поздно, получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни случится – они даже не сомневаются.

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

Собирая «грев на зону» малолетние уголовники говорят примерно так: «Сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас». Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то подозрительным образом сумела пробраться в массы, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это – в считанные годы.

Жесткая иерархия

Совершенно не управляемая и хаотичная, на первый взгляд, субкультура вдруг оказалась построена на жёсткой иерархии, объединяющей разрозненную дикую стаю малолетних хулиганов в некое подобие общества. Это выглядит, по меньшей мере, странно. Даже гораздо более образованные и адаптированные к социуму люди не способны так объединяться без наличия лидера, обладающего должной харизмой и, желательно, внушительном кошельком.

Значит, наверняка такой лидер есть и у АУЕ. Кто-то управляет этой стаей, кто-то поддерживает её информационно, материально и идеологически. Ответ, кажется, лежит на поверхности. Кто-то из внушительных представителей криминального мира – некий авторитет, взявший на себя ответственность «за воспитание будущего поколения». Это самое простое объяснение, и, как правило, на него ссылаются все, кто так или иначе поднимал проблему АУЕ. Действительно, скорее всего, так оно и есть. Или кто-то очень хочет, чтобы все так думали.

АУЕ «арестанское уркаганское единство»– недетские игры

Если же копнуть чуть глубже, то нам придётся представить последствия, которыми может грозить стране популяризация АУЕ в перспективе. Ведь это не просто локальная секта – её идеология распустила свои щупальца по всей России. Сегодня АУЕ – это уже целое поколение. Поколение, которое скоро войдёт во взрослый возраст. И войдёт оно туда без образования, воспитания и каких-либо человеческих ценностей. К чему это приведёт – догадаться не сложно. Целое поколение будет потеряно. Даже хуже – не просто потеряно или уничтожено, а превращено в быдловатую агрессивную стаю, которая всеми силами будет вставлять палки в колёса нормальным работающим людям. Страна окажется в глубокой социально-экономической яме, наподобие той, что возникла на Украине в ходе известных событий, закончившихся государственным переворотом.

Со временем рухнет вся финансовая система, обесценив национальную валюту в несколько раз. Тогда на улицах наступит хаос – по городам прокатятся локальные «майданы», сопровождаемые криминальным беспределом. А бессильную полицию заменят уважаемые и авторитетные воры, быть может, как раз из тех, кто сегодня громче всех кричит «АУЕ!». В таких условиях ни одна страна не сможет сохранить свой суверенитет…

Вот о чём нам надо говорить на прямой линии с В.В.Путиным, а не задавать с умилением вопросы о цвете глаз его собачки… Опомнитесь люди! Подумайте, где в данный момент находится ваш ребёнок, ваш внук?

Кому это нужно? Уж точно не ворам.

topwar.ru

«АУЕ стало модным всероссийским мемом»

Фото: russianstock.ru

Известный учёный раскритиковал секретаря совета  по правам человека за «рекламу» криминальной субкультуры

В прошлом году в прессе то и дело появлялись публикации о подростках, живущих по воровским понятиям – приверженцах  криминального движения АУЕ (Арестантский Уклад Един, Арестантско-уркаганское единство – прим. авт.). Шумиха в СМИ началась после того, как ответственный секретарь совета по правам человека (СПЧ) Яна Лантратова  сообщила: тюремная субкультура держит под контролем детей из 17 российских регионов, в том числе Забайкалья и Бурятии. О АУЕ, «захватившем» республику, неоднократно писали ведущие федеральные издания. В марте 2016-го телеканал «Россия 24» даже посвятил этой проблеме спецрепортаж под названием «Забайкальская каморра». Тогда корреспондент рассказал: неформальное движение в Бурятии и Забайкальском крае буквально «поглощает» местную молодёжь, а заправляет «блатным миром» один человек – авторитет Георгий Углава по прозвищу Тахи.

Об АУЕ  infpol.ru  подробно рассказывал бывший следователь и улан-удэнец из околокриминальных кругов. В декабре откровения самих последователей этого движения опубликовал «Московский комсомолец».

«Вокруг пустота»

Интерес СМИ к криминальной субкультуре, которая «захватывает» молодёжь,  не угасает. Даже наоборот. Так, на минувшей неделе  «Новая газета» опубликовала статью под названием «Страна из трёх букв», посвящённую  АУЕ . По мнению автора материала – Алексея Тарасова – эта аббревиатура стала «настоящей идеологией» и «объектом поклонения» среди подростков, склонных к криминалу. Её используют в качестве возгласа-приветствия, для идентификации «свой-чужой» и при нападениях на граждан. «НГ» называет АУЕ «новой пионерией» и отмечает: без досконального изучения движения, пропагандирующего тюремную романтику, невозможно понять криминализацию современных подростков: по мнению издания, она достигла пугающих масштабов.

«Новая газета» также упоминает о поручении президента страны Владимира Путина  создать межведомственную рабочую группу с участием членов СПЧ по предотвращению криминализации подростковой среды. А Русская православная церковь предложила запретить группы в соцсетях с блатной романтикой – так же, как «группы смерти». Кроме того, в публикации приводится расшифровка беседы  красноярского психолога Николая Щербакова с подростками об АУЕ. Они подтверждают, что не только знакомы с понятием, но и считают его «трендом».

Со страниц газеты Тарасов обращается ко всем родителям с предостережением: «Если думаете, что вас и вашего ребёнка защитят деньги, социальный статус и приличная школа, вы заблуждаетесь». Он также подчёркивает, что идея АУЕ – изначально региональная – постепенно становится для современных детей «национальной идеей».

— Шпана, гопота, сборы в общак были всегда. Но никогда не было так, чтобы молодёжи не давали альтернатив. Зоновская идеология так легко всё вокруг заполняет, потому что вокруг –  пустота,  – заключает автор статьи.

АУЕ = детские страшилки?

Чтобы разобраться, откуда взялось понятие АУЕ и представляет ли оно реальную угрозу, «Медуза»  поговорила с экспертами. Так, по словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Громова,  информация о том, что где-то в регионах существует движение под названием АУЕ, поступает регулярно.

—  Лет восемь назад я слышал о таком движении в Краснодарском крае, а прошлым летом о нём заговорили благодаря выступлению Яны Лантратовой, которая в то время была кандидатом на пост детского омбудсмена. Речь шла о посёлках и малых городах в Забайкалье.  Что там есть в реальности, трудно понять, не совершив серьёзного исследования. Но с самого начала нужно уяснить, что явление имеет два уровня, – подчеркнул Дмитрий Громов. –  С одной стороны, было бы глупо отрицать наличие криминальной среды во многих российских городах и посёлках, особенно в тех, где много людей, отсидевших в тюрьме.

В качестве примера он привёл населённые пункты, расположенные неподалёку от зон.

— В России есть и спивающиеся посёлки, и посёлки с криминалитетом во власти. Всякое можно найти. Вполне допускаю, что в таких местах могли формироваться и структуры по типу АУЕ. Многое зависит от лидеров. Если, скажем, харизматичный юный преступник захочет организовать такое движение у себя по месту жительства, он может это сделать,  – отметил антрополог. –  Но и преувеличивать возможности криминальной среды я бы не стал. В моей полевой практике было два информанта, проживающих в городах с тюрьмами, где много отсидевших. Но показательно, что у местных подростков не было никакой серьёзной связи с местной тюрьмой –  несмотря на то,  что на дворе стояли 90-е. Тюрьма жила своей жизнью, подростки – своей. Тут надо понимать, что криминал не заинтересован в том, чтобы люди знали о нём. Чем больше людей знают о профессиональной преступности, тем более она уязвима. Организовывать подростков, собирать с них копейки «на зону»  –  слишком опасно и малоэффективно. У профессиональных преступников есть свой, довольно закрытый круг общения, которым они ограничиваются. «Мирные жители» обычно питаются только слухами о преступности, и эти слухи мало соотносятся с реальностью.

Второй слой информации об АУЕ – это процессы, происходящие в интернете, говорит учёный.

—  Вот это уже явление совершенно другого плана. С социальной реальностью оно мало связано. Это определённый интернет-фольклор. Я  бы сравнил интерес к АУЕ в интернете даже не с традиционным подростковым интересом к криминальной стилистике, а с детскими страшилками: где-то есть страшные «группы смерти», фашисты, а сейчас вот появился и мем АУЕ. Дети и подростки его знают, но это совершенно не значит, что они имеют хоть какое-то отношение к криминалу, – пояснил он. –  Такие игры не новы. Например, в середине 2000-х годов в «Живом журнале» прокатилась волна интереса к гопникам. Был создан виртуальный образ гопника, в который интернет-пользователи с увлечением играли. Кепка, спортивные штаны, привычка сидеть на корточках. Среди посетителей ЖЖ-сообществ, посвящённых гопникам, была исключительно образованная городская молодёжь.

«Модный всероссийский мем»

По мнению Дмитрия Громова, при изучении АУЕ следует различать реальные социальные проблемы и виртуальную игру.

— Хочется заострить внимание ещё и на том, что нынешняя волна интереса к АУЕ возникла благодаря выступлению Яны Лантратовой, которая фактически сделала рекламу этому движению. Даже Путин отреагировал на её доклад. Перед нами пример «моральной паники»: некто сообщает через массмедиа о незначительном явлении и через это явление получает информационную поддержку, – рассказал Дмитрий Громов. –  Благодаря сообщениям в СМИ все узнают о явлении и начинают его воспроизводить. И вот уже вместо маргинального забайкальского явления – модный всероссийский мем. Если бы Лантратова просто сделала доклад о криминализации в подростковой среде (не упоминая яркого бренда АУЕ), она бы поступила более профессионально.

 «Отсталая Бурятия»

Представитель Байкальского правозащитного центра,  юрист тз Иркутская Святослав Хроменков заявил «Медузе»: АУЕ нельзя назвать угрозой  национальной безопасности.

— Но  это движение точно подрывает целостность общества и государства. Вовлечение детей в идеалы АУЕ происходит с помощью соцсетей, а также фильмов и сериалов, в которых облагораживается образ бандитов, – прокомментировал он. – Тюремной романтикой интересуются молодые люди из разных регионов России. Об этом мне рассказывают мои коллеги: — правозащитники, юристы, адвокаты. Криминальные авторитеты, «смотрящие», «общаки» есть у нас везде, а значит, и с молодёжью кто-то работает. Им нужны новые кадры,  иначе, варясь в собственном соку, они просто исчезнут. Также им нужны исполнители: своими руками совершать преступления не хотят. Думаю, идеология АУЕ (она может называться как угодно) была сформирована, чтобы влиять на молодёжь и вовлекать её в преступную деятельность. Детей учат совершать преступления и говорят, что им за это ничего не будет, ведь они ещё не подпадают под уголовную ответственность.

Люди, связанные с криминалом, работают с подростками давно, сообщил Святослав Хроменков.

—  Раньше, 20-25 лет назад, они писали так называемые прогоны – что-то вроде самиздатовских газет, которые распространялись среди заключённых. В них тоже писали, как нужно работать с молодёжью. Исторически сложилось, что наш край (Приангарье – прим. авт.) –  сидельческий: в каждой второй семье кто-то или сидел, или сидит сейчас. Поэтому, возможно, у нас влияние АУЕ ощущается в большей степени. Но, так или иначе это распространено везде. Хотя статистических данных по этому поводу просто нет, – сообщил правозащитник.

Он упомянул о соседних регионах.

— Иркутская область граничит с Забайкальем и Бурятией, оттуда к нам тоже идёт молодёжная преступная субкультура, связанная с воровскими традициями. На мой взгляд, всё это обусловлено экономическими факторами. Эти регионы, по сравнению с Иркутской областью, более отсталые, там хуже развита инфраструктура, выше безработица, поэтому направить молодёжь на преступный путь там легче. Добавьте сюда кризис и плохую экономическую ситуацию, – подчеркнул специалист. – Ребятишки приходят к нам за помощью, потому что не знают, в какую сторону двигаться. Они ещё не расставили приоритеты, не знают, как правильно себя вести.

Хроменков  также рассказал, как происходит «вовлечение» подростков в банду.

— Старшие товарищи предлагают им совершить мелкое противоправное деяние или просто покурить, а потом используют этот поступок для шантажа: если ты не будешь делать то, что я тебе говорю, то я обо всём расскажу твоим родителям. Ребятам, которые попадают в эту ловушку, около 12 лет. В  этом возрасте на них легче всего повлиять. Вовлечение происходит как будто бы ненасильственно, ребёнок вроде бы сам отдает телефон или деньги, никто его не заставляет, но вырваться из этой сети уже почти невозможно, – заметил он. –  Эти дети собираются в подворотнях — гулять им просто негде, расписывают аббревиатурой АУЕ стены и рассказывают друг другу истории «про жизнь». Старшие товарищи облагораживают криминальную субкультуру, блатную романтику, рассказывают, что криминальные авторитеты –  самые порядочные люди, им можно верить, а полиция и государство – плохие: они преступники, а мы Робин Гуды.

Чаще под такое влияние подпадают дети из неблагополучных семей.

—  Те, кто чем-то интересуется или хорошо учится, к жизни относятся более осознанно, им труднее запудрить мозги: у них есть цель, так просто их уже не обманешь. А если у ребёнка проблемы с родителями или с законом, если они живут в неполных или бедных семьях, повлиять на них довольно просто, – заключил эксперт.

«Распространять законы АУЕ стало проще»

Профессор кафедры уголовного права РГПУ имени  Герцена, полковник милиции в отставке, старший советник юстиции из Санкт-Петербурга Сергей Милюков заметил, что такое явление в России существовало всегда.

 — Низовая часть населения не желала подчиняться государству, его карательным органам, и это нежелание проявлялось достаточно рано – в детском или подростковом возрасте, что создавало благоприятную почву для распространения воровских и хулиганских обычаев.  И в советское время, 50-60-е годы, значительная часть подростков и детей преклонялась и подчинялась этим «воровским» обычаям. Просто тогда ещё не было такой аббревиатуры – АУЕ. Дети в пятых-восьмых классах увлекались блатными обычаями и правилами. В этом, возможно, выражалось их стремление к независимости. «Понятия» переходили от класса к классу, от поколения к поколению. При этом всё это сочеталось каким-то удивительным образом с иной жизнью – с пионерскими и комсомольскими организациями, с чтением серьёзных книг, – вспоминает Сергей Милюков.  – Сейчас благодаря интернету распространять законы АУЕ стало ещё проще.

Он подчеркнул, что современное общество практически не знает, что происходит сегодня в  колониях для несовершеннолетних.

— Оттуда АУЕ тоже идёт – и идёт очень насыщенным потоком, просто специально это явление никто не исследует, – пояснил профессор.

«Вход – рубль, а выход – два»

По мнению кандидата юридических наук, доцента, исследователя проблем криминальной субкультуры Вадима Тулегенова, АУЕ  –  свод неформальных норм, которыми руководствуются подростки.

— Есть мир законопослушный – неправильный, а есть правильный мир – криминальный. Адепты АУЕ пытаются насадить его, а власть с ними борется. Совершая преступления, они не думают, что причинили кому-то вред, а считают, что всё это во благо. Так они оправдывают своё поведение, образ жизни, наделяют определенным смыслом своё существование, – считает Тулегенов. –  Этот смысл заключается в оправдании альтернативного образа жизни: все работают – я не работаю, нормальный человек старается вести трезвый образ жизни – я буду пить и употреблять наркотики, нормальный человек создаёт семью – я же семью создавать не буду, буду считать тюрьму своим родным домом. Они также оправдываются, что совершают преступления против тех, против кого нужно это делать, то есть считают себя кем-то вроде современных Робин Гудов.

Эксперт отметил, что далеко не все криминальные явления можно держать под контролем.

— Хотя когда начали бороться со скинхедами, они стали представлять меньшую общественную опасность. Наверное, дойдет и до АУЕ, но это явление должно быть хорошо изучено, должны быть разработаны соответствующие профилактические меры. Отслеживать детей и несовершеннолетних с такими идеями очень сложно, потому что об этом не сообщают в правоохранительные органы. Существует кодекс молчания. Дети обычно отвечают на подобные вопросы односложно: это наша тайна, наше братство и никто об этом не должен узнать, – рассказал  Вадим Тулегенов. –  При этом, чтобы покинуть группировку, нужно прилагать определённые силы и  иметь определённое мужество. Есть ведь поговорка: «Вход в блатную компанию рубль, а выход – два».

«Почему вы об этом не знаете?»

На днях в Госдуме прошло заседание, посвящённое поиску способов борьбы с распространением идеологии АУЕ среди подростков.  Во время мероприятия представитель МВД России Евгений Дубов попытался приуменьшить опасность, исходящую от этого движения.

 — Все слышали и видели в интернете и средствах массовой информации ролики с участием подростков, которые выкрикивают какие-то лозунги и при этом звучит аббревиатура АУЕ. Как она расшифровывается, все, наверное, опять же из СМИ знают: «арестантский устав един». Если разобраться, то никто из этих несовершеннолетних в местах лишения свободы не был, – цитирует Дубова «Дождь». Раскрывать всё я, конечно, не могу, но ребята, когда их спрашивали, в чём смысл состояния в некоей организации, отвечали: «Никакой организации нет».  — А где ты узнал? -Из интернета. -А что это значит? -Я не знаю, что значит. Вот все говорят и я говорю».

За этим последовал жёсткий ответ старшего помощника главы следственного комитета России Игоря Комиссарова, который счёл, что его коллега живёт «в параллельном мире».

Я не знаю, где вы работаете, но вы абсолютно не представляете себе ситуацию, которая творится. За свои слова я готов ответить. Ситуация родилась – сколько там – лет шесть назад, когда я прибыл в  Забайкальский край – туда, где девятилетний мальчик подвергался систематическому сексуальному насилию. Вот там были школьные тетрадочки, где было написано: положенец, смотрящий, вор в законе. Не только у этого – у каждого ребёнка в детском доме. Приехала масса чиновников из Забайкальского края, включая бывшего губернатора, – рассказал Комиссаров. –  Меня вообще спрашивают: что так много машин приехало? Я говорю, знаете, тут такое ЧП случилось: ребёнка малолетнего изнасиловали в интернате. Мне говорят: вы знаете, у нас в каждой школе в Забайкальском крае есть столы для опущенных. Вот это всё подтвердилось – что в каждой школе есть общак. Почему вы об этом не знаете? Вы работаете в МВД.

www.infpol.ru