Разное

Дорисуй фигуру для дошкольников – Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Содержание

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Читать книгу Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов А. Н. Вераксы : онлайн чтение

Методика «Десять слов» (А. Р. Лурия)

Особенности проведения методики

Эта методика предназначена для изучения произвольной непосредственной памяти. В оригинальном варианте методики изучалась не только оперативная, но и долговременная память. Представленный в данном пособии вариант ориентирован только на оперативное запоминание.

Методика организована следующим образом. Экспериментатор называет 10 односложных и двусложных слов, между которыми отсутствует очевидная смысловая связь и предлагает испытуемому воспроизвести их в произвольном порядке. Традиционно используются следующие слова: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Затем экспериментатор фиксирует на бланке названные испытуемым слова (как те, которые входили в первоначальный список, так и те, которые добавил сам испытуемый).

Для облегчения процедуры регистрации ответа перед началом проведения методики все слова нумеруются и чертится таблица, в которой отмечаются названные слова. Лишние слова выписываются внизу листа. Если испытуемый с первого раза не смог назвать все слова, то процедура повторяется (до 5 раз), причем каждый раз весь список зачитывается заново, и испытуемый воспроизводит все десять слов, даже если он называл большую их часть в прошлый раз.

Интерпретация результатов методики

По результатам проведения методики строится кривая запоминания, где по оси абсцисс отмечается номер серии, а по оси ординат – количество воспроизведенных испытуемым слов. Очевидно, что кривая запоминания при хорошем состоянии памяти идет вверх.

Для детей дошкольного возраста называние 8–9 слов из 10 по результатам пяти серий считается нормальным результатом. Если же ребенок сначала называет много слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше, то в этом случае нельзя говорить об ограниченном объеме памяти, поскольку здесь речь идет о внимании, в частности о высокой степени его истощаемости.

Кривая запоминания также может носить пилообразный характер, что говорит о слабой устойчивости внимания. Воспроизведение одного и того же количества слов в разных сериях или называние других слов может свидетельствовать о наличии органических дисфункций мозга.

Эта методика позволяет также оценить объем внимания. Фактически количество воспроизводимых слов отражает количество информации, которое удерживает ребенок в единицу времени.

Перцептивное моделирование (В. В. Холмовская)

Особенности проведения методики

Методика направлена на исследование одного из важнейших перцептивных действий – моделирования, которое позволяет выстроить сложную форму из отдельных сенсорных эталонов.

Экспериментатор предлагает ребенку выбрать из набора деталей те, которые позволяют сконструировать фигуру определенной формы (круг или квадрат, см. рис. 5–19). Из 15 заданий, представленных в методике, первые три являются вводными, и поэтому не оцениваются. На примере работы с этими рисунками детям объясняют задание. Фигуры-образцы вводных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталями, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Дети должны разделить их самостоятельно.

Задания строятся по принципу от простого к сложному, и с каждым разом количество частей, из которых состоит фигура, увеличивается.

В первых четырех заданиях для составления фигуры используются две части, в следующих четырех – три и в следующих четырех – четыре.

Перед началом работы каждому ребенку предлагаются листы с заданиями (на каждом листе представлено одно задание). Взрослый, указывая на первый лист (рис. 5), говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком. (Взрослый проверяет правильность выполнения задания и в случае необходимости указывает на ошибку.) На следующем листе – квадрат. Он разделен на четыре части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Проверяет выполнение задания.) На третьей странице снова круг, он состоит из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

Перед выполнением четвертого задания (рис. 8) взрослый говорит детям: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь посмотрите на следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой же круг. Поставьте на этих фигурах крестики. На следующих листах сделайте так же: найдите и отметьте части, из которых получится целый круг или квадрат, нарисованный сверху».

Никаких дополнительных указаний не дается.

Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19


Интерпретация результатов методики

Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбрал все необходимые части (см. табл. 7). Каждая задача оценивается определенным количеством баллов – чем сложнее задача, тем более высокий балл получает испытуемый.

Так, за правильное решение задач 1–4 дается по 2 очка, 5–8 – по 3 очка, 9–12 – по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество очков – 36.

Таблица 7

Предполагается, что к семи годам дети, обладающие высоким уровнем развития восприятия, способны решить все задачи, что соответствует 36 баллам. Условно выделяется три уровня развития восприятия: низкий (до 8 баллов), средний (8–25 баллов) и высокий (25–36 баллов). Помимо количественной оценки существует и качественная оценка, но для ее определения требуется большой опыт проведения методики. Поэтому в большинстве случаев ограничиваются количественными показателями.

Для детей шестого года жизни средний уровень является хорошим показателем развития перцептивного моделирования. Но желательно, чтобы к семи годам (то есть к моменту поступления в школу) дошкольник обладал высоким уровнем развития восприятия, поскольку от этого во многом зависит уровень готовности ребенка к школе (учитель предъявляет ребенку материал, который может быть понят только с помощью систем сенсорных эталонов).

«Шифровка» (Д. Векслер)

Особенности проведения методики

Данная методика представляет собой невербальный субтест (часть психологического теста) теста Д. Векслера. На листе, с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов (см. рис. 20). Над фигурами нарисован «ключ» – набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы (черточки, кружочки и т. п.).

Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе.

Рис. 20

Общее время выполнения задания фиксировано и составляет две минуты. Время засекается сразу после перехода испытуемого к шестой фигуре. Если для объяснения инструкции потребовалось больше чем пять фигур, они также не учитываются при оценке результатов.

Интерпретация результатов методики

Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность дошкольника концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания ребенка говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур (то есть скорость обработки определенного объема информации).

За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл. Для детей 5 лет нормальным показателем является результат в 30 баллов, 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов. Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. При этом в 5 лет допускается 3 ошибки (при 33 заполненных фигурах), в 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).

Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Особенности проведения методики

Методика направлена на определение уровня развития воображения ребенка, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура (см. рис. 21–40). Каждый набор состоит из 10 карточек. Размер каждой карточки составляет четверть листа А4.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Карточки с изображением фигур предъявляются по одной. Важно, чтобы ребенок давал название своим рисункам – это позволяет экспериментатору более точно оценить графический образ и избежать недопонимания.

Рис. 21-22


Рис. 23-24


Рис. 25-26


Рис. 27-28


Рис. 29-30


Рис. 31-32


Рис. 33-34


Рис. 35-36


Рис. 37-38


Рис. 39-40


Интерпретация методики

Для оценки уровня выполнения задания подсчитывается количество неповторяющихся изображений у каждого ребенка. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются. Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.

Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.

И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).

Мотивационно-потребностная сфера

Три желания (методика мотивационных предпочтений) (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)

Особенности проведения методики

Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя крупными лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. У него три лепестка. На каждом лепестке можно написать заветное желание». При проведении методики с детьми дошкольного возраста экспериментатор может по просьбе ребенка вписывать желания в лепестки.

Интерпретация методики

При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего, ребенок просто боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом правил и норм. Формальный характер желания может говорить как о неискренности испытуемого (преобладании социально желательных ответов), так и о неразвитости мотивационно-потребностной сферы (чаще всего наблюдается в случае давления на ребенка со стороны взрослого, что подавляет его инициативу).

Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок их предъявления. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, то есть игровой деятельностью.

При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это может быть материальная сфера (например, игрушки), сфера общения (например, «поближе познакомиться с кем-то из сверстников»), учебная сфера (например, желание повысить успеваемость), семейная сфера (например, «пойти с папой в зоопарк») и т.д.

Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях, содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла, близости («хочу кролика, белочку и зайчика») и т.д.

Также при анализе полученных ответов стоит обратить внимание на их временную отнесенность к будущему или настоящему. Направленность в будущее у дошкольников нередко является отражением позиции взрослых. Например, если ребенок говорит: «Хочу, чтобы не было войны», то очевидно, что это выражение социальной позиции окружающих его близких, возможно, связанной с вполне конкретными переживаниями.

Поскольку дошкольный возраст в большей степени связан с игрой, а игровой мотив реализуется в логике «здесь и теперь», то появление временной перспективы возможно только к концу дошкольного возраста, что связано с подготовкой к поступлению в школу. Однако и в этом случае она не будет носить системного характера, оставаясь внешней по отношению к реальному повседневному опыту ребенка.

Эмоционально-личностная сфера

Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)

Общая характеристика методики

Первоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество эмпирических данных, которые показали, что дети, имеющие одинаковый результат по данному тесту (уровень IQ), рисуют совершенно разные рисунки. По мнению К. Маховер, данный тест позволил социально изолированным детям проявить свое воображение, открыть свои проблемы, воплощенные в «прозрачно-закамуфлированных автопортретах». Таким образом, изначально нацеленная на диагностику познавательных способностей методика «Нарисуй человека» дала богатый клинический материал, который не сводился к исследованию умственного развития, что привело к созданию методики «Рисунок человека».

Как уже упоминалось ранее, в основе всех проективных методик лежит идея соответствия графического изображения и некоторого психологического содержания. В основе этой методики заложено представление о том, что образ тела является одной из ключевых составляющих образа Я. Другими словами, если в рисунке преувеличено изображение головы, то это интерпретируется как высокая значимость этой части тела для субъекта, что может быть обусловлено как физическими переживаниями (например, головными болями), так и психологическими представлениями (например, приоритет разумного над телесным).

В проективных методиках нарисованная фигура есть сам человек, а другие части рисунка, формирующие фон, отражают его реальное окружение. Графическое изображение дает возможность выдвинуть гипотезы о системе представлений человека о себе и своем месте во внешнем мире, но не позволяет делать прямые выводы о нем или окружающих его людях.

Особенности проведения методики

Несмотря на то, что инструкция, которая предлагается испытуемому, звучит довольно просто («Нарисуй человека»), при выполнении этой методики психолог может столкнуться с рядом трудностей.

1. Дети довольно часто отказываются выполнять методику, ссылаясь на неумение рисовать. В этом случае психолог должен объяснить ему, что техническое совершенство рисунка не имеет значения. Подобные отказы, с одной стороны, могут быть связаны с желанием испытуемого избежать трудностей (или неудачи) и направлены на снижение тревожности в ситуации обследования. Но отказ не свидетельствует о неразвитости навыков общения, заниженной самооценке или интровертированности ребенка. Возможно, психологу просто не удалось установить теплых, доверительных отношений с ним, которые необходимы при работе с проективными методиками.

С другой стороны, нужно принять во внимание, что некоторые дети не любят рисовать, поскольку до определенного возраста расхождение между замыслом и исполнением слишком велико, и их не удовлетворяет создаваемое ими изображение. Часто испытуемый начинает задавать большое количество уточняющих вопросов: «А какого размера должен быть рисунок? А как лучше нарисовать? А человек должен быть в обуви или без?» Обычно за такими вопросами скрывается повышенная тревожность, которая мешает приступить к выполнению задания. Если испытуемый начинает задавать вопросы в процессе рисования, то не следует делать однозначного заключения о его неуверенности или демонстративности, поскольку они могут быть обусловлены интересом к обследованию.

2. Краткость инструкции призвана с самого начала дать испытуемому полную свободу действий и тем самым мотивировать его на выполнение задания. Однако для диагностического заключения принципиально важно получить полный (во весь рост, с прорисованными основными частями тела) рисунок человека. Если ребенок изображает только лицо или торс человека, или делает схематический рисунок, то психолог вводит дополнительную инструкцию: «Нарисуй человека целиком, в полный рост – с головой, туловищем, руками и ногами».

В классическом варианте теста К. Маховер испытуемый должен изобразить два рисунка (мужчину и женщину), что позволяет сравнить изображения и определить степень и адекватность полоролевой идентификации. Однако в широкой практике достаточным считается использование одного рисунка, поскольку предполагается, что испытуемый будет рисовать фигуру того пола, который в большей степени отражает образ его Я.

3. При работе с дошкольниками нужно учитывать, что они очень подвержены влиянию ситуации, поэтому их сиюминутное настроение может влиять на отношение к выполнению методики. Поэтому важно правильно выбрать время для обследования (например, тогда, когда ребенок не занят какой-то интересной для него деятельностью).

Кроме того, дети дошкольного возраста обладают разными темпераментальными особенностями. Другими словами, для одного ребенка рисование не представляет никаких сложностей, а для другого данное задание потребует большого количества сил и может привести к тому, что он не завершит рисунок. Проведение обследования в первую очередь должно учитывать состояние и возможности испытуемого, а не экспериментатора. Поэтому недопустимо проводить исследование поздно вечером, нарушая основные режимные моменты в жизни ребенка, затягивать процедуру более чем на час и т.п. Эти требования не просто касаются этики проведения обследования. При их нарушении полученные результаты не будут обладать диагностической достоверностью и дадут искаженную картину.

4. В дошкольном возрасте навык рисования только формируется и во многом зависит от того, какой образец был предъявлен педагогом. В связи с этим нужно обращать внимание на общие особенности рисунков всей группы детей, потому что повторение какого-то элемента может быть не личностной характеристикой ребенка, а ситуативным фактором (подражанием рисунку человека, который когда-то на доске изобразил воспитатель). Подобные элементы исключаются из процедуры анализа.

5. Хотя при интерпретации рисунка используется конечный продукт (рисунок), он неотделим от самого процесса рисования. Поэтому не допускается анализ материалов, полученных другим исследователем. Если же знакомство с этими материалами необходимо (например, при обращению к другому специалисту), то следует помнить, что вторичное заключение может касаться только явных, ярко выраженных органических или психологических проблем, поскольку поведенческий и ситуационный контекст будут утеряны.

Выше уже говорилось о том, что рисунок человека – это проекция представлений испытуемого о себе. Но кто лучше испытуемого сможет рассказать о том, что и как он видит? В беседе он может выделить определенные детали изображения, которые психологу кажутся несущественными. Поэтому при наличии времени не нужно упускать возможность поговорить с испытуемым о его рисунке. Если же такая возможность отсутствует, следует внимательно прислушаться к тому, что проговаривает испытуемый во время рисования – такое поведение характерно для детей.

iknigi.net

1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко

Диагностика интеллекта и креативности

1. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко


Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

2. Тест Гилфорда «Социальный интеллект»


Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.

Согласно концепции Гилфорда, социальный интеллект включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:


  1. познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

  2. познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

  3. познание отношений поведения – способность понимать отношения;

  4. познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

  5. познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

  6. познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Субтест №1 «Истории с завершением»

В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни – это лысый мужчина, по профессии – официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.

В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.

Рассмотрим пример:

На рисунке слева Барни, зацепившийся за край крыши, испуган и просит помощи у своего маленького сына. Мальчик взволнован тем, что видит отца в таком трудном положении.

Выбор рисунка №1 является правильным ответом в данном случае. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком. Рисунок №1 наиболее логично и правдоподобно продолжает заданную ситуацию: жена и сын Барни приставляют к стене лестницу, для того чтобы помочь ему спуститься.

Выбор рисунков №2 и №3 является менее корректным. Что касается рисунка №2, то маловероятно, что, вися в воздухе в таком испуганном и беспомощном состоянии, Барни сможет залезть на крышу самостоятельно. Поскольку положение Барни опасно, жена и сын вряд ли стали бы насмехаться над ним, как это изображено на рисунке №3.

Итак, в каждом задании Вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.

Не выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался Вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и логичное продолжение заданной ситуации. Номер выбранного рисунка (обозначенный в правом нижнем углу рисунка) обходится кружком на Бланке ответов. В самих тестовых тетрадях никаких пометок делать нельзя.

На выполнение субтеста отводится 6 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу, пока не получите команду «НАЧАЛИ!»
Субтест №1 «Истории с завершением» картинки














Субтест №2 «Группы экспрессии»

В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека.

Для объяснения сути задания рассмотрим пример. В этом примере три картинки, расположенные слева, иллюстрируют одно и то же состояние человека, одни и те же мысли, чувства, намерения.

Одна из четырех картинок справа выражает такое же состояние, такие же мысли, чувства или намерения. Необходимо найти эту картинку.

Правильным ответом будет рисунок №2, выражающий такое же состояние (напряжения или нервозности), что и рисунки слева. Поэтому на Бланке ответов цифра 2 обведена кружком. Рисунки №1, 3, 4 не подходят, так как отражают другие состояния (радости и благополучия).

Итак, в каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа Вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека. Номер выбранного рисунка обводится кружком на Бланке ответов.

На выполнение субтеста отводится 7 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу, пока не получите команду «НАЧАЛИ!»
Субтест №2 «Группы экспрессии» картинки















Субтест №3 «Вербальная экспрессия»

В каждом задании этого субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл. Рассмотрим пример.

Глуховатый человек – товарищу: «Повторите, пожалуйста».

Сообщение глуховатого человека к товарищу представляет собой вежливую просьбу. Эта же фраза в ситуациях №2, 3 будет иметь такое же значение. И только в ситуации №1 в устах оскорбленного человека она приобретет совсем другой смысл. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком.

Итак, в каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.

На выполнение субтеста отводится 5 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу, пока не получите команду «НАЧАЛИ!»

Поделитесь с Вашими друзьями:

www.dogmon.org

Картотека по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему: Творческие игры на развитие воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников  в процессе изобразительной деятельности.

1. Д/ игра:  «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования — монотипия).

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

 Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздают  листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

 Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздают одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздают наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

14. Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй.

Цель: развитие творческого воображения, формирование умения договариваться и искать компромиссы.

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

Цель: развитие творческого воображения, логического мышления.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Цель: развитие творческого воображения.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Цель: развитие творческого воображения, формирование умения работать в коллективе.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая — «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

19. Живая картина.

Цель: развитие творческого воображения, логического мышления.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Цель: развитие творческого воображения.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Цель: развитие творческого воображения.

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Цель: развитие творческого воображения, целостного восприятия.

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Цель: развитие  творческого воображения, умения  находить сходство изображения с геометрическими фигурами.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку -изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие творческого воображения, креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель: развитие  творческого воображения, умения  находить сходство изображения с геометрическими фигурами.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

nsportal.ru

Задание «Дорисуй картинку» для детей

 Педагогам и родителям, рассчитывающим на хорошую учёбу детей в школе, необходимо приложить усилия к развитию познавательных способностей, а именно:

  1. памяти,
  2. мыслительных операций и проч.

(Это по ФГОС, да и по жизни тоже)

Одно из самых простых и эффективных упражнений – дорисовывание предметов. Задание «Дорисуй картинку» обычно применяется на математике. Применяя его в обучении ребят систематически, добиваются хороших результатов.

Варианты задания «Дорисуй картинку»

В процессе тренировки есть шанс развить зрительную память, наблюдательность и такую важную для обучения мыслительную операцию как сравнение.

Уже с 3,5 лет дети могут выполнять задания типа предлагаемых ниже.

1. Дорисуй рисунок справа, чтобы они стали одинаковыми. Можно сформулировать задачу немножко иначе (ниже)2. Сделай рисунки справа и слева одинаковыми. Задание по существу аналогичное предыдущему. Но недостающие детали могут быть на обоих рисунках. Трёх-четырёхлетним ребятишкам понять сформулированное таким образом условие сложно. Это для старших дошкольников.3. Дорисуй картинку на память. Усложним условие. В предыдущих заданиях образец для сравнения (второй рисунок) находился перед глазами малыша. Условие меняется: вид образца надо запомнить. Покажем образец, дадим хорошо рассмотреть и перевернём рубашкой вверх (рисунок будет снизу). Кроме мыслительной операции сравнения подключается зрительная память.

Инструкция. Дорисуй картину по памяти. Начинаем с очень простых пар рисунков, постепенно усложняя: увеличивая количество деталей для дорисовывания.

Можно подключить цвет. Это ещё больше усложнит задачу. Дошкольнику придётся обращать внимание не только на детали, но на их цвет (распределение внимания).4. Заполни таблицу картинками на память. Покажите ребёнку табличку с картинами в течение полуминуты, предложив запомнить содержание окошек. Затем убрать образец, положив перед малышом чистую таблицу. Задание: положить картинки в соответствующие окошки (3-4 года) или нарисовать их (6-7 лет). Выбор картинок из 10.Усложнение: увеличиваем количество ячеек в таблице.

Итог

Задания «Дорисуй картинку» полезны не только дошкольникам. Ученикам первых классов начальной школы, имеющим проблемы письма (так называемые ошибки внимания) задания тоже подойдут. Ещё полезнее упражнения «Дорисуй картинку» в коррекции задержек развития (ЗПР, ЗПРР и других) у детей.

Педагоги и родители должны знать следующее. Мышление ребятишек до семи лет преимущественно наглядно-действенное. Наилучшие знания появляются у малыша при работе собственными руками. Или родительской с помощью. В этом случае задействуются одновременно основные сенсорные системы: зрительная слуховая и двигательная. Результат при систематической работе не заставит себя долго ждать. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

mama-pomogi.ru

Консультация для воспитателя. Методика дорисовывание фигур О.М. Дъяченко

Консультация для воспитателя. Методика дорисовывание фигур О.М. Дъяченко

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Подготовка и проведение исследования. В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплектов карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигур (приложение, рис. X а, б).

Во время одного обследования предполагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задания, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Обработка и интерпретация данных. Полученные данные заносятся в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания: по вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают (таблица 2).

Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20–25 детей.

Групповой Кор равен сумме величин Кор всех детей группы, деленной на общее количество детей.

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла (примеры расчета Корданы в приложении, табл. 1).

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания, которая позволяет отнести рисунки детей к одному из следующих типов.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он его не дорисовывает: либо отказывается от выполнения задания, либо дублирует изображение эталона, либо рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). В данном случае можно сказать, что ребенок не владеет средствами продуктивного воображения, направляющего его на решение поставленной задачи.

 

1 тип. «Отдельные объекты». Ребенок дорисовывает фигуру по карточке так, что получается изображение отдельного предмета, но оно схематично и лишено деталей. Здесь образ воображения носит целостный, нерасчлененный характер. Строится он путем прямого достраивания реальности до элементарного целого. Построение такого образа уже дает возможность ребенку адекватно решать поставленную задачу.

 

2 тип. «Объекты с деталями». Изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. В данном случае, как и при 1 типе решения, образ строится через прямое наложение воспринимаемого контура на наиболее близкое к нему представление о целостном объекте. Однако получившийся образ носит детализированный характер, расчлененный, так как ребенок наполняет воображаемый объект различными особенностями.

 

3 тип. «Сюжеты». Ребенок также изображает отдельный предмет, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т.п.). Здесь дошкольник строит исходный образ воображения так же, как и в 1-ом и 2-ом типах, – через целостное соотнесение воспринимаемого объекта с представлениями; но при этом не только дополняет этот образ различными деталями, но и соотносит его с некоторой ситуацией. Образуется комплексный образ, что и приводит к данному типу решения.

 

4 тип. «Сюжет с добавлением объектов». Ребенок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой и т.п.). Он строит образ так же, как и в 1-3 типах, но уже соотносит его с образами других объектов. Создается образ-ансамбль, который и направляет ребенка на придумывание развернутого и детализированного рисунка.

5 тип. «Включение». Заданная фигура видится качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь она включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т.п.). При таком типе решения появляется большая свобода использования предлагаемых элементов для построения образов воображения. Образ уже создается новым способом: ребенок соотносит воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Его построение носит не целостный, а расчлененный характер. Использование такого образа направляет ребенка на дифференцированное и индивидуализированное решение задачи.

Качественная характеристика результатов работы позволяет выделить также три разных уровня выполнения задания: низкий, средний и высокий.

При низком уровне дети фактически не принимают задачу – они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то своё, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы (нулевой тип рисунков).

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы (1–4-й тип рисунков).

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка (5-й тип рисунков).

multiurok.ru

Геометрические фигуры — Раскраска для дошкольников

Здесь вы можете скачать и распечатать задания в картинках по математике «Геометрические фигуры — Раскраска для дошкольников». Что представляют собой эти задания? В первую очередь, это, конечно, ознакомление ребенка с основными фигурами науки геометрии — кругом, овалом, квадратом, прямоугольником и треугольником. Только здесь не занудное зазубривание названий фигур, а своеобразная игра-раскраска. В первой раскраске ребенок будет по команде взрослого раскрашивать фигуры и таким образом запоминать их. А во второй — отыскивать среди множества картинок именно геометрические формы и сразу же раскрашивать свои находки.

1. Геометрические фигуры — Раскраска с умом — Условия заданий:

Выполнять задание — Геометрические фигуры «Раскраска с умом» — необходимо под руководством взрослых (родителей или педагогов), так как задание предназначено для детей от 3-4 лет. Для начала, скачайте бланк с заданием во вложениях внизу данной страницы, распечатайте его на черно-белом принтере и подготовьте цветные карандаши или фломастеры. Прочитайте малышу задания в указанном порядке.

  • В первом задании ребенок должен раскрасить в синий цвет все круги, а затем посчитать их количество.
  • Во втором задании нужно раскрасить все треугольники в оранжевый цвет и также посчитать их.
  • В третьем задании необходимо раскрашивать в красный цвет — квадраты, а в желтый — прямоугольники. После этого посчитать количество этих фигур и сравнить, чего больше, квадратов или прямоугольников.
  • В четвертом задании ребенку нужно раскрасить зеленым цветом все овалы. Пересчитать их после раскрашивания. 

Требование взрослого раскрасить фигуру в определенный цвет подразумевает под собой, что ребенок должен уже различать цвета. Если же малыш еще не выучил названия основных цветов, то представленные задания помогут ему потренироваться в этом деле. 

Скачать геометрические фигуры «Раскраска с умом» вы можете во вложениях внизу страницы.

2. Развивающее задание «Раскрась геометрические фигуры»

Здесь вы найдете интересное развивающее задание по поиску и раскрашиванию геометрических фигур среди множества различных картинок. Детям очень нравятся игры, в которых нужно что-нибудь искать. Поэтому изучение геометрических фигур с помощью подобных игр проходит очень легко и эффективно, так как ребенок даже не подозревает, что он учится, а не играет. К тому же, все дети, без исключения, обожают раскраски! 

Как проводить занятие. Скачайте во вложениях бланк с заданием, распечатайте его и дайте ребенку. На отдельном листе бумаги нарисуйте четыре фигуры — круг, квадрат, ромб и треугольник. Подпишите их названия. Раскрасьте фигуры в разные цвета: круги — в синий цвет, квадраты — в зеленый, ромбы — в желтый, треугольники — в красный цвет. Затем отдайте лист ребенку, пояснив, что именно такие фигуры ему нужно найти среди всех изображений бланка-задания и раскрасить их именно в такие цвета, как на листе. Оставьте ребенка одного справляться с заданием. Через несколько минут поинтересуйтесь у него — много ли он нашел на картинке геометрических фигур? 

Это задание можно выполнять повторно. Для этого нужно распечатать бланк заново, а на отдельном листе указанные фигуры раскрасить в другие цвета.  

Чтобы усложнить задачу для ребенка, можно не использовать отдельный лист с раскрашенными фигурами, а сказать устно, какие фигуры нужно найти и в какой цвет раскрасить. Так у ребенка будет более активно работать память и внимание. Ведь ему придется во время выполнения задания держать эту информацию в голове, без визуальной подсказки.

Скачать развивающее задание «Раскрась геометрические фигуры» вы можете во вложениях внизу страницы.

Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур: 

Рисунки из геометрических фигур — Задания в картинках и раскраски

Веселые и красочные задания для детей «Рисунки из геометрических фигур» являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:

Геометрические фигуры и их названия — Задания в картинках

Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках.

 

Плоские геометрические фигуры — Обведи и дорисуй

Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги.

Найди формы геометрических фигур в картинках

Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок. 

 

Наложение фигур друг на друга — Задание для детей

Наложение фигур друг на друга — это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры. 

Свойства геометрических фигур для дошкольников

Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.

 

Счет геометрических фигур — Картинки с заданиями

Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.

 

Чертежи геометрических тел — Задание для детей

В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии

Геометрические фигуры из бумаги — Вырезаем и занимаемся

Здесь мы подготовили для вас объемные геометрические фигуры из бумаги, которые нужно вырезать и склеить. Куб, пирамиды, ромб, конус, цилиндр, шестигранник,  распечатать их на картоне (или цветной бумаге, а затем наклеить на картон), а затем дать ребенку для запоминания. 

Счет до 10 для детей дошкольного возраста

Дети любят раскрашивать и обводить, поэтому данные задания сделают ваши занятия по обучению счету максимально эффективными.

 

И еще можете поиграть в математические игры онлайн от лисенка Бибуши:

Игра «Что лишнее? — Геометрические формы»

В этой развивающей онлайн игре ребенку предстоит определить, что является лишним среди 4 картинок. При этом необходимо руководствоваться признаками геометрических форм.

 

bibusha.ru