Разное

Для чего нужен психолог в школе – Школьный психолог: зачем он нужен и с чем к нему обращаться

Содержание

Статья по психологии: Зачем в школе нужен психолог?

Зачем школе нужен психолог?

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов для разного возраста.

 
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей школьного возраста. 

Психолог это «помогающая» профессия, школьный психолог помогает детям разобраться в сложных межличностных взаимодействиях со сверстниками, учителями. Разобраться в своем поведении. Психолог защищает интересы ребенка, поддерживает его в тяжелых жизненных ситуациях.

Эффективное и положительное воздействие психолога возможна на детскую личность, если существует СОТРУДНИЧЕСТВО с учителем и родителем школьника. Только такое сотрудничество приведет к качественным изменениям в поведении ребенка.

Уважаемые родители хочу подчеркнуть, что психологи работают только со здоровой личностью. С больным человеком работает психиатр и именно он ставит диагнозы и определяет медикаментозное лечение, если в этом есть необходимость.

Обращаться к психологу, это прежде всего проявление заботы о психологическом состоянии и самочувствии вашего ребенка. И это, можно сказать, ваш уровень образованности и понимание важности грамотного психологического сопровождения на разных этапах личностного развития ребенка.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

 

В нашей школе я использую лицензионное программное обеспечение по психологическому диагностированию «Effekton Studio»-локальная версия о котором получены положительные отзывы и благодарности от Российской академии наук, МГУ, а также ведущих центров диагностики высшей нервной деятельности.

Психологическая диагностика включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу  учителей,  родителей( а теперь уже и Министерство по образованию), а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. 

Данные диагностики строго конфиденциальны.

 Психолог помогает и в профессиональном определении школьника.

В 9 и 11 классах  данные позволяют определиться с выбором направления дальнейшей профессиональной деятельности.


Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека, тем более у ребенка. Разница лишь в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец,  иногда последствия   неразрешенных личностных проблем  могут привести к трагедии.

Во всех этих случаях Вы можете обратиться к профессионалу — школьному психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его жизнь более понятной , комфортной, разработать стратегию поведения в определенных ситуациях.

Уважаемые родители, если вы понимаете, что с ребенком что-то происходит не благоприятное, не можете понять причины и объяснить изменившееся поведение своего чада. Вы можете подойти ко мне на консультацию, и мы с вами вместе постараемся разобраться  и облегчить ситуацию стресса, конфликта или сильного эмоционального напряжения.

 Спасибо за понимание и внимание!

 Надеюсь на плодотворное сотрудничество! Берегите своих детей-это самое ценное, что есть в нашей жизни.

nsportal.ru

Что делает психолог в школе?

Почему возникает вопрос о наличии психолога в школе, о его необходимости и значимости?

Несмотря на то, что сейчас психологи есть в каждой школе и детском саду, до сих пор очень многие скептически относятся к его работе в учебном заведении, мол «раньше без психолога жили, и нормально» Разрушаем мифы о психологах

Возможно благодаря этому скепсису у людей формируются расхожие заблуждения о работе психолога, которые мешают понять чем же в действительности занимается психолог в школе и зачем нужен школьный психолог.

 

Поэтому прежде чем основательно ответить на вопрос — «что делает психолог в школе?» развеем несколько распространённых мифов и человеческих заблуждений о школьных психологах.

Школьный психолог только свои тесты и проводит

Да, действительно психолог в школе довольно часто проводит тесты, но те, кто не вникает в его работу, заблуждаются в том, что исключительно лишь тесты. Диагностика, как одно из направлений работы психолога в школе, стоит далеко не на первом месте в списке всех методов работы психолога в школе. В основном потому, что диагностика — хороший, но всего лишь дополняющий другие методы работы, инструмент. Диагностика ради диагностики бессмысленна, и это понимает каждый психолог работающий в школе.

Чем может помочь психолог?

Школьный психолог — это человек «на побегушках»

Психолог в школе работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Безусловно в эти обязанности не входят многочисленные подмены заболевших учителей или сопровождение детей в музей на экскурсию. И так ведь да, так случается, что директора школ прибегают к помощи своих психологов и ставят их на замену в связи с производственной необходимостью. Но грамотный школьный психолог всегда извлечёт пользу из данной ситуации, и всегда использует данную возможность, чтобы понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке во время экскурсии или психологической работы с классом во время замены.

Школьный психолог не растёт профессионально

У каждого школьного психолога есть масса способов и возможностей для повышения своей квалификации, посещая разнообразные конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Другой вопрос, что не у каждого психолога есть такое желание. Поэтому судить так о всех школьных психологах как минимум не объективно, и в этом вопросе всё очень индивидуально.

Что же на самом деле делает психолог в школе?

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. С этой целью психолог в школе выбирает тот или иной вид деятельности, в основном в комплексе и подбирает форму и тематику работы индивидуально, в соответствии с запросом или проблемой, с которой он столкнулся. Но школьный психолог работает не только по запросу, вместе с тем он выполняет те задачи, которые предусмотрены планом работы на год.

Методы работы психолога в школе. Диагностика и Консультации

Большую часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает диагностике, групповой или индивидуальной. Как вести себя у психолога? 

Так например, благодаря современным тестам психолог может определить насколько успешно проходят процесс адаптации первоклассники в начальной школе или пятиклассники в средней школе. В старшем звене с помощью профориентационных диагностических методик психолог помогает подросткам определиться с будущей профессией. Психология юности или Как помочь подростку выбрать профессию?

Самое простое, что обязан сделать школьный психолог по итогам диагностики — это разработать практические рекомендации для всех участников учебно — воспитательного процесса, которые должны помочь учителю, классному руководителю, родителям или самому ребёнку справиться с той или иной психологической трудностью. Памятка родителям подростка 

Также полученные результаты диагностики психологу помогают при составлении общей картины исследуемого психического процесса в процентном соотношении. С такими данными психолог обычно выступает на педсоветах или родительских собраниях с целью ознакомления учителей и родителей с полученными результатами диагностики учеников.

Бывает так, что показатели проведённой диагностики не соответствуют норме, и здесь психолог также может оказаться очень даже полезным. В таком случае психолог использует следующий метод своей работы в школе — это психокоррекция.

Коррекционная деятельность школьного психолога

В соответствии с целями и задачами, которые стоят перед психологом, он выбирает на его взгляд самые эффективные коррекционные программы и проводит их в форме групповых или индивидуальных занятий. Типичные психокоррекционные программы рассчитаны на 10 — 15 занятий. Проводятся такие занятия примерно 2 — 3 раза в неделю. Только в таком случае можно рассчитывать на изменение каких — либо психических показателей, их формирование или развитие.

 

Что ещё делает психолог в школе?

Кроме всего прочего психолог консультирует всех участников учебно — воспитательного процесса. К нему за бесплатной анонимной консультацией можно обратиться с любой проблемой психологического характера, но не ждите от обычного школьного психолога каких — либо глубоких психоаналитических или гипнотических способностей. Такие возможности в консультационной работе есть в арсенале лишь у психоаналитиков, ну или у подготовленных психотерапевтов.

Психологические консультации в школе зачастую имеют разъяснительный характер, с конечной целью обозначить суть проблемы и определить возможные причины её возникновения, а также совместно с психологом подобрать самые эффективные пути и способы разрешения данной проблемы.

Ещё одним важным методом работы школьного психолога является профилактика

Психологическая профилактика включает себя разнообразные формы работы направленные на предупреждение негативных, девиантных, асоциальных моделей поведения детей. Среди родителей также проводятся профилактические беседы, например с целью профилактики насилия в семье и других негативных явлений.

 

Очень часто школьный психолог помогает в разрешении возникающих конфликтных ситуаций в школе, а с помощью правильно подобранных профилактических мероприятий он умело их предупреждает или учит предупреждать. И тогда можно так сказать, что профилактика мягко перетекает в такой вид работы психолога в школе как просвещение.

Как уберечь своего ребёнка от групп смерти? 

Просвещение как метод работы школьного психолога

Просветительская деятельность выполняет разъяснительную и информационную функции, а также включает в себя пропаганду, например здорового образа жизни. Тематика просветительской работы психолога колоссальна, от вопросов связанных с воспитанием детей до проблем трудовых мигрантов.

Так что как видим психологу в школе есть чем заняться. Методов работы достаточно для того чтобы оправдать поставленные перед психологом цели и задачи в сопровождении учебно — воспитательного процесса в школе.

psylive.com.ua

Зачем в школе психолог. Зачем нужен психолог в школе?

Зачем в школе психолог. Зачем нужен психолог в школе?

Зачем в школе психолог. Зачем нужен психолог в школе?

Психология – это относительно новая наука. Профессия психолога вошла в нашу жизнь сравнительно недавно. Что касается психолога в школе, то его деятельностью изначально занимались все педагоги, не осознавая этого. Они диагностировали уровень развития учащихся, выявляли одаренных детей, проводили консультации с родителями и т.д. Чаще всего это делалось интуитивно, без системы, потому что в изучение педагогики входил раздел возрастной и детской психологии . Была ли такая деятельность профессиональной и шла ли она во благо?

Учитывая тенденции современного общества, профессия психолога стала необходимой частью нашей жизни и в том числе школьной.
Зачем же нужен психолог в школе? Это дань моде или естественная потребность?
Мода на личного психолога пришла к нам с Запада. Там работа с психологом является абсолютно нормальной частью жизни любого человека. К нему обращаются как с очень сложными жизненными ситуациями, так и с простыми бытовыми вопросами. К сожалению, в нашей стране вместе с модой не пришло правильное отношение к психологу. Чаще всего к психологу относятся как к психоаналитику, а это две разные профессии.
Психолог в школе является административной единицей, которая бок о бок наряду с директором, завучем и социальным педагогом правильно организуют учебный и воспитательный процессы. В связи с новым ФГОС функциональные обязанности психолога расширились. Помимо консультаций и помощи педагогам и родителям, психолог вместе с администрацией разрабатывают программы, чтобы вовлечь с воспитательный и учебный процесс всех учащихся.
Работа психолога очень ответственная, потому что он работает со всеми учащимися, педагогическим коллективом и родителями. Он должен отследить процесс адаптации первоклассников и пятиклассников, подготовить морально детей к экзаменам, помочь старшеклассникам в выборе их будущей профессии и при этом не забывать про атмосферу в каждом классе, каждой семье и школе в целом. Давайте подумаем, справиться ли отдельный педагог, родитель или ученик с такой задачей самостоятельно, в одиночку, без помощи психолога. Несомненно, первым ответом на такой вопрос будет следующий ответ: «А как справлялись раньше?». Давайте оглянемся вокруг. Что мы увидим? Мы увидим, что государство изменило свое отношение к школе как к институту, который формирует социум. Следовательно, задачи психолога в школе теперь состоят не только в том, чтобы помочь педагогам увидеть проблему психологического характера отдельной взятой личности или всего класса и предложить профессионально грамотное решение. Но и в том, чтобы помочь качественно организовать учебный процесс в целом.

Чем занимается школьный психолог. Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал. Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”. Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Психолог в современной школе. Роль и место психолога в образовательном пространстве

Психологическая служба образовательного пространства, о необходимости которой много говорят и пишут, становится реальностью. В образовательных учреждениях страны появляется специалист, которому предстоит вместе с учителями и родителями решать практические задачи. Успешность его работы, очевидно, будет зависеть и от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости психологической службы образовательного пространства к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка группой ученых «Положения о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности , место и роль в образовательном пространстве. Оно исходит из неявного предположения, что готовность психолога к такой работе может быть достигнута в ходе его профессионального обучения. Между тем психологу сразу же пришлось столкнуться с проблемами, адекватно не представленными ни в учебниках, ни в лекциях преподавателей высшей школы. Иначе говоря, он оказался в ситуации, которая требовала от него самостоятельного перехода от теоретических знаний к способам их практического применения. С учетом объективного рассогласования «образов мира», создаваемых, с одной стороны, академической, а с другой — практической психологией, такая ситуация серьезно препятствует нормальному функционированию психологической службы в образовательном пространстве. Для исправления создавшегося положения нужна реальная помощь со стороны психологической науки.

Видео психолог в школе. Зачем?

psihologiyaotnoshenij.com

Что делает психолог в школе и кому он нужен

 

Психолог разговаривает с ребенком

Ребенок разговаривает с психологом  на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок  идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает,  а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному.

Но если   ребенку недостаточно только того, что его поняли, если ему требуется совет: как помириться после ссоры, как не потерять подругу, то психолог встречается с ним после уроков — рисует, проигрывает беспокоящую ситуацию, например,  с помощью кукол. Ребенок находит выход в своей ситуации и приобретает ресурс— силы для изменений, веру в свои возможности.

Так значит психолог «лезет  ребенку в душу»? Нет и никогда. Он ведь не выспрашивает ребенка и  скорее является безопасным слушателем для него. Он не осудит его, не расскажет его секреты никому другому. Даже родителям? Да, если это не слишком важный секрет, и родителям можно его не знать.

Но ведь ребенок может пожаловаться и на родителей? Да, такое бывает. Но разве лучше, если ребенок будет таить обиды в себе? В этом случае психолог с помощью кукол, сказок, рисунков подводит ребенка к пониманию позиции родителя. Важно, чтобы ребенок знал «Мама всегда любит своего ребенка, даже если ругает его». Нередко ребенку кажется, что в этот момент родительская любовь отступает. Чаще такие жалобы ситуативны, поэтому не стоит на них заострять внимание.

А может быть лучше родителям знать о таких ситуациях? Да, если  психолог предполагает, что родительские действия не очень эффективны, то он обязательно пригласит родителей на консультацию и сообщит о том, что беспокоит ребенка. Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог.

Психолог встречается с ребенком не только по его желанию. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой  помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности).  С такими детьми по просьбе родителей организуются индивидуальные регулярные занятия, на которых психолог работает с детьми, используя методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.

Но во всех школах есть дети, имеющие достаточно глубокие проблемные зоны. Они не дают ребенку учиться в соответствии со своими силами, могут мешать дружить. А иногда ослабляют организм ребенка, и он начинает болеть. В наши дни ряд детей страдает от страхов, чувства небезопасности в окружающем мире. У много работающих родителей ребенок может испытывать чувство одиночества, которое внешне часто выглядит как демонстративность.   А если сами родители многого добились в жизни, дети могут остро переживать свои ошибки, рассматривать себя слабыми, недостойными родительской любви.

С детьми, которым эмоционально трудно,  индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей. И это понятно, потому что организовать помощь ребенку можно силами психологов не только в школе.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Ему необходим диалог, партнер по диалогу и полу-взрослый полу-сверстник, с которым можно поделиться, которому интересно  слушать, который не осудит и не предаст.

Но ведь тогда подросток будет ходить к психологу часто, это будет отвлекать его от уроков? Наверное, он будет хуже учиться?

Он будет учиться только лучше. Ведь в подростковом возрасте кризис, переживаемый ребенком, требует от него огромных внутренних сил. И даже самый успешный подросток вынужден больше думать о себе, чем об уроках. А если он кажется самому себе некрасивым, непривлекательным? Если он переживает от того,  что не может поговорить с девочкой, которая нравится? Но чаще другое. Он сам не понимает, что с ним происходит: с его телом, желаниями. Не справляется со своими чувствами, которые живут сами по себе в отрыве от разума. Ему кажется, что такое переживает только он, и от этого ему делается только страшнее. Можно сказать, что в это время «почва уходит у него из-под ног», потому что меняются отношения с родителями, в которых главным для него становится отстоять свою взрослость даже в ущерб себе.

Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться  на проявлениях иллюзорной взрослости- алкоголе, сигаретах- на самом деле является гарантом учебной успешности ребенка.

Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они  размышляют вместе над его  будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Важно, чтобы старший подросток знал свой индивидуальный познавательный стиль, умел компенсировать трудности, использовать ресурсы. Начиная с 7 класса, психолог обсуждает с учащимися результаты диагностики познавательных процессов, особенностей темперамента и других   личностных аспектов, побуждает к дальнейшему самоисследованию, развитию.

Гармония в развитии  ребенка – идеальная мечта психолога. Для этого дети участвуют в групповых занятиях психологией. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством. Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих. Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью.

Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно- нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.  

  Получается, что

психолог разговаривает с ребенком, чтобы

—         он испытывал эмоциональный комфорт

—         меньше болел

—         лучше учился

—         эффективнее общался

—         знал свои ресурсы

психолог разговаривает с педагогами

Педагоги обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли учиться максимально эффективно. На основании результатов диагностики познавательных процессов, личностных особенностей учащихся составляются их индивидуальные карты- тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие параметры – все это учитывает педагогов при разработке и проведении уроков. Это непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание учиться, веру в свои силы.

В начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым привлекательным занятием. Психолог посещает уроки чтения, помогает педагогу внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского интереса каждому ребенку. А если ребенку трудно дается чтение, психолог включает его в игровую  группу и тогда он с радостью, например, принимая роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.

Некоторым детям непросто адаптироваться  к новым условиям ( в первом, пятом, 10 классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий. Как, например, учителю побуждать одного  ребенка поднимать руку, как   другого научить соблюдать учебные правила.

Легче сказать, о чем не разговаривают педагог и психолог. О кулинарии, моде, летнем отдыхе… Они обсуждают наиболее эффективные физминутки и позитивное лидерство, способы повышения уверенности детей       в себе и формирование умений преодоления учебных трудностей, эффективные реакции на ошибки детей и методы улучшения учебной дисциплины.

Иногда учителю требуется дополнительная информация о ребенке для того, чтобы  реально строить урок  в зоне его ближайшего развития, чтобы он был интересным и полезным для него. По его просьбе психолог проводит дополнительную диагностику  и помогает учителю стоить урок максимально эффективно.

Бывает, что в классах возникают  конфликты, требующие вмешательства взрослых. Поэтому педагогам необходимы знания в области практической конфликтологии. На каникулах педагоги  посещают семинары и получают возможность узнать все о конфликтах и еще много ножных и полезных практических знаний, необходимых для работы с детьми.

  Получается, что

психолог разговаривает с педагогами чтобы

—         каждый из них стал психологом

—         максимально успешно обучал ребенка

—         осознанно и эффективно воспитывал его

Когда психолог ни с кем не разговаривает 

 

Он делает много разных казалось бы совсем не психологических дел Например, он включает старшеклассников в социально значимую деятельность. Пятиклассники с его помощью участвуют в посвящении первоклассников, проводят с ними игровые испытания. Семиклассникипроводят игровые новогодние  программы в начальной школе. Или проводят социологические опросы в старшей. Это дает им ощущение собственной силы, значимости детско-, повышает уверенность в себе. Детям и родителям очень нравятся детско-родительские игры «Лидеры», «Единство», «Ступени». Ребенок очень гордится, когда мама или папа участвуют в веселой сценке или обсуждают важный для ребят вопрос. А родителям бывает интересно посмотреть на своего ребенка в классе — как он общается, может ли принимать лидерство или немного стесняется. Дети потом долго помнят эти игры, только бывает жаль тех, чьи родители не сумели в этот день прийти в школу.

Психолог организовывает презентацию творческих работ- вышивок, рисунков и т.п. –  детей, не очень уверенно чувствующих себя в школе.

А иногда, забыв, что взрослый, он играет с детьми на переменах, прогулках.

 Получается, что когда психолог ни с кем не разговаривает

Он помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Ольга Владимировна Хухлаева


lomon.ru

Нужны ли в школе психологи

Трагедия с захватом заложников учеником московской школы поставила перед обществом много вопросов из серии «кто виноват» и «что делать»

 

Екатерина ГОЛОВАНОВА, школьный психолог:

— Безусловно, школе нужны психологи. Вот только работать в школе психологом может настоящий энтузиаст, понимающий весь ужас происходящего с нашим образованием и тем не менее готовый помогать, успокаивать и детей, и родителей, и учителей. Я работаю в школе педагогом-психологом уже больше 5 лет, работы очень много. Детей, нуждающихся в психологической помощи, с каждым годом все больше. Конечно, среди психологов есть непрофессиональные люди, которым не место в школе. Грамотный специалист сумеет организовать работу так, что станет настоящим помощником учителям, родителям и детям. Просто необходимо создать психологу условия для работы и четко прописать обязанности психолога именно для данного учебного заведения, учитывая его особенности. Кроме того, психологам необходимо повышать квалификацию — в учебных заведениях сейчас очень востребованы клинические психологи в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей системе образования должность психолога, к сожалению, в большинстве случаев — формальность. Нет ни условий, ни возможностей для работы. Администрацию интересуют лишь документальные отчеты. А как только в школах с детьми происходит ЧП, так все сразу же вспоминают о школьных психологах. Нельзя требовать от психолога того, что не входит в его обязанности. Психолог может проанализировать, почему не удается решить ту или иную задачу, но не решить ее за кого-то. И тем более психолог не может лечить и не всегда даже может распознать психические отклонения или заболевания у ребенка — это задача психиатра.

Лидия КЛИМОВА, учитель русского и литературы со стажем работы более 40 лет:

— Как правило, в школу приходят молодые девочки с дипломами сомнительных институтов, которые не умеют делать ровным счетом ничего. В конце концов, на таких «психологов» просто сваливают часть секретарской бумажной работы, чтобы они приносили хоть какую-нибудь пользу. Да еще ученики, которые хотят прогулять уроки, регулярно просятся к ним на разговор. Но и это не худший вариант. В школе, где я работала, была женщина-психолог, которая, на мой взгляд, наносила детям реальный вред. После занятий с ней ребята из моего класса несколько раз прибегали ко мне в слезах. Однажды она попросила, чтобы дети принесли из дома рисунки, нарисованные их мамами и папами. Естественно, многие родители выполнили эту работу наспех. В результате на «разборе полетов» психолог при всем классе рассказывала, что, исходя из картинки, мама Маши — неряха, а Димин папа — разгильдяй… Ясно, что таких психологов к детям подпускать просто опасно.

Психологическая служба в школах должна быть прежде всего профессиональной, ведь к детям, особенно к подросткам, очень сложно найти правильный подход. А так как хороших психологов в нашей стране крайне мало, вероятность, что они придут работать в школу на небольшую зарплату, ничтожна. В наших школах роль психологов иногда берут на себя классные руководители, некоторым это даже вполне успешно удается. Ведь они лучше знают детей, которых у них всего 25–30 человек, а не целая школа, как у психолога. Но, конечно, с этой задачей могут справиться далеко не все учителя, так как загружены они сейчас и так по полной программе.

Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации МГППУ:

— Психология — очень быстро развивающаяся наука. В такой ситуации педагог-психолог должен проходить курсы повышения квалификации раз в три года, а лучше чаще. Но реальность такова, что чиновники делают все, чтобы в школах психологическое сопровождение стало фикцией. Раньше Департамент образования сам перечислял деньги на повышение квалификации и переподготовку специалистов непосредственно нам, и мы быстро собирали группы. Но начиная с января 2014 года деньги на это будут направляться непосредственно в школу. Теперь директор школы сам решает, кого направить на обучение: предметников или дополнительных специалистов. И если раньше мы выпускали за курс от 1000 до 1500 специалистов, то теперь не можем набрать группу. Психологи и раньше всегда стояли в хвосте очереди: на кабинет, на материалы, а теперь и на повышение квалификации. А ведь грамотный, подготовленный психолог мог бы предотвратить трагическое развитие ситуации в школьном конфликте, если бы он вовремя узнал о существовании самого конфликта.

 

www.mk.ru

когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Статья » Зачем нужен психолог в школе»


Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Школа — это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Рассмотрим основные направления деятельности психолога в школе:

-психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

-психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

-психологическая диагностика – углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

-психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов – психологов, классных руководителей и родителей. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час) также входят в компетенцию психолога.

-консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

infourok.ru