Разное

Дидактические материалы монтессори: Дидактические материалы Марии Монтессори

Содержание

Дидактические материалы Марии Монтессори


«Золотой материал» Марии Монтессори

Вы прекрасно помните, сколько времени потратили на обустройство детской комнаты. Ведь вам приходилось продумывать все детали: удобная мебель, развивающие игрушки…

Так Монтессори, день за днем наблюдая за детьми разного возраста, внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили и слабо понимали объяснения учителя, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, а также были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики школы Марии Монтессори могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

От ее пристального внимания, казалось, не ускользала ни одна, даже самая мелкая деталь. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста. Есть сведения, что более 70 % материалов Мария Монтессори в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты, то, что лучше стимулировало естественное развитие малышей. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют «золотой материал Монтессори», так как никто еще не смог создать лучший, чем она, дидактический материал.

Золотой материал Монтессори — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы и т. д.), таблички, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некото­рые из них имеют характерный цвет (например, розовая баш­ня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели, например глобус-континенты, на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, материал, вес, температура, вкус, звук, цвет — надо научить ребенка различать все это. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе устано­вившегося в уме прочного порядка, — писала Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем известную степень культуры».

Для развития тактильного чувства использовалась деревянная дощечка, разделенная на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости,

от грубой наждачной до атласной). «Развивать у детей чувство осязания — значит учить их «видеть руками»», — убеждала родителей Мария Монтессори.

Для развития зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения на распознавание звуков.

Все материалы Марии Монтессори настолько интересны и притягательны, что просто не могут не заинтересовать малыша, который будет стремиться познакомиться с ними и разобраться в них.

Дидактические пособия Монтессори обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть около ста лет. Материалы располагают в классах в определенном порядке, в определенных «зонах», на которые его делят в соответствии с периодами развития ребенка.

Рамки-вкладыши. Сегодня самой большой популярностью пользуются так называемые вкладыши Монтессори. Вкладыши — особый тип конструктора для малышей. Они имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все — от геометрии до естествознания. Действительно, это очень удобно и понятно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре происходит не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Например, рамка-вкладыш «Животные» представляет собой прямоугольную доску-рамку с отверстиями для 9 животных. Каждый вкладыш можно вложить только в одно отверстие. Так ребенок знакомится с формами, контурами, узнает разнообразных животных — домашних и экзотических.

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры» — популярные, тщательно выверенные и испытанные временем пособия Марии Монтессори для сенсорного и интеллектуального развития детей. В зависимости от возраста с помощью этих вкладышей малыши знакомятся с сенсорными эталонами форм, подготавливают руку к письму, формируют логические операции. Воспользовавшись ими, родители легко смогут объяснить малышу, что такое квадрат, чем он отличается от прямоугольника, треугольника и т. д.

Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука — глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки — так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Игры-вкладыши особенно полезны для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены «по росту», и задача игры с ними — научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.

Дети очень любят рамки «с подслоем» — дополнительным изображением под вкладышем. Малыш вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии — вкладывании шаблона в рамку — подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.

Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины на заданные темы или давать ребенку фантазировать для развития его творческих способностей. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение их по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку малыша к письму.

Все дидактические материалы Монтессори удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру ваши слова, слова взрослого, но и на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, что дважды два — четыре, что Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори

Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Плюсы и минусы методики

При рассмотрении методики Монтессори можно выделить несколько основных минусов, о которых упоминают критики:

  • После обучения по этой системе ребенку бывает трудно вписаться в школьный коллектив и следовать правилам. Это связано с тем, что методика Монтессори подразумевает свободное перемещение по классу и самостоятельный выбор занятий.
  • Разновозрастность групп. Согласно мнению педагогов, критикующих теорию Монтессори, старшие всегда будут доминировать и подавлять младших, которые будут им мешать.
  • Отказ от сказок и стихов. Мария Монтессори считала сказки бесполезными, так как они учат лишь уходить от реальности в фантазии.
  • Отвлеченность от социальной реальности. Воспитанники в детском саду учатся делать то, что они хотят и некоторые из них редко работают в коллективе. При этом методика подразумевает использование слишком большого количества предметов, создающих искусственную среду, из-за чего при обучении в начальной школе могут возникать проблемы с адаптацией.

Обратите внимание! Но плюсы способны затмить недостатки системы. Основное преимущество — ребенок привыкает обучаться самостоятельно и постоянно стремится к развитию. При этом ребенка не критикуют, а наказания полностью исключены. Монтессори методика приучает к порядку и уважению окружающих людей с раннего детства.

Занятие в классе Монтессори

Еще один плюс системы — воспитанники начинают раньше писать и читать. При этом педагоги применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и потребности.

Интересно! Для работы по этой системе педагог может пройти краткий курс обучения.

Плюсом также является формирование групп не по возрасту, а по интересам. Это увеличивает заинтересованность в самом процессе обучения. Также методика подразумевает развитие самостоятельности и способности принимать решения. Несмотря на все плюсы и минусы системы Монтессори, такой подход побуждает воспитанников заниматься саморазвитием по собственному желанию, а не по принуждению.

Занятия по зрительной гимнастике детям в ДОУ

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

Методика обучения чтению детей дошкольного возраста

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни.

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса.

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др.

Дидактические материалы Марии Монтессори

Краткое описание документа:

Дидактические материалы Марии Монтессори

Развивающие материалы, действия, упражнения Марии Монтессори.

при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.

Приготовление пищи — эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

Уборка помещения и личная гигиена включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Материалы для сенсорного развития ребенка:

измерениями и знакомит с понятиями тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый;

помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;

(длины) и знакомят с понятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;

основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;

которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;

из наборов блоков цилиндров.

Материалы для развития речи:

  • Буквы, вырезанные из шершавой бумаги или картона, позволяют

ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;

геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаза к письму;

коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;

геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Материалы для математического развития ребёнка:

на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления;

используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию;

количества и основными математическими функциями.

Другие предметы и материалы:

переноса и манипулирования.

континентов, основами географии;

листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе;

деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;

ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Педагогическая система Марии Монтессори — fitness

Педагогическая система Марии Монтессори в наше время одна из самых популярных и востребованных методик раннего развития детей. Данная система помогает развивать у детей одновременно свободу и дисциплинированность.>

История зарождения педагогической системы Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года, она была первой женщиной врачом в Италии. В 1896 году Мария работала детским врачом в клинике, там она заметила умственно отсталых деток, которые бесцельно бродили по коридорам и не проявляли никакой заинтересованности. Наблюдая за ними, Мария поняла, что эти дети в свое время не получили стимулов к развитию. Им необходимо создать специальную развивающую обстановку, в которой у них сможет проявиться интерес к познанию мира. Тогда Мария

решила изучить психологию и педагогику и попыталась придумать собственные методы воспитания и развития детей. 6 января 1907 года в Риме Мария открыла «Дом ребенка», где начала применять свою новую систему по развитию ребенка. Занятия в этой школе проводились с умственно отсталыми детьми. Методом проб и ошибок Монтессори разработала сенсорные материалы, которые вызывали у детей интерес к знаниям
. Методика, основанная на принципах саморазвития и использования особых упражнений и заданий, позволила умственно отсталым детям успешно обучаться.

Начиная с 1909 года, педагогическая система Монтессори начала завоевывать мир, в 1913 году она добралась и до России. В 1914 году детские сады Монтессори стали открываться во многих русских городах. Однако через 10 лет большевики запретили эти сады. Возрождение интереса к педагогике Монтессори приходится в России на 90-е годы 20 века.

В чем суть педагогики Монтессори?

Главная особенность системы Монтессори в том, что ребенок с самого рождения рассматривается как уникальная личность

. Поэтому необходимо создать для него особые условия, специальную среду, в которой он сможет самостоятельно развиваться, и познавать мир. Если же ребенку понадобится помощь, он обязательно ее получит от взрослых. Однако метод направлен именно на самостоятельность и автономность обучения малыша. В системе отсутствуют единые требования и программы обучения. Основное внимание уделяется развитию чувств, мелкой моторики и воспитанию самостоятельности. Каждый малыш занимается исключительно тем, чем хочет, в том порядке, в каком ему удобно.

Ребенку не нужно ни с кем соревноваться, благодаря чему растет его уверенность в себе и знания лучше усваиваются. Основной принцип педагогической системы Марии Монтессори звучит следующим образом:

«Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослые должны создать для малыша оптимальную среду, не навязываясь, научить ею пользоваться и дать возможность заниматься тем, что ему интересно в данный момент. Действуя таким образом, взрослые помогают детям раскрыть свои природные задатки и найти индивидуальный путь развития. Одним из важнейших отличий детского мира от мира взрослых является наличие сенситивных периодов, когда дети более восприимчивы к познанию и восприятию мира.

В разные сенситивные периоды развиваются определенные участки мозга, следовательно, в это время нужно создать особые условия для ребенка, чтобы они способствовали раскрытию навыков, связанных именно с данным участком.

К примеру, у ребенка от рождения и до 6 лет наблюдаются периоды, когда он легче и естественнее учится определенным вещам:

  • от рождения до 3 лет детки лучше воспринимают порядок и активно взаимодействуют со взрослыми;
  • от 1,5 до 2,5 лет дети учатся восприятию маленьких предметов
  • от года до 4-5 лет наступает период развития движений
  • до 5,5 лет наиболее сильно идет сенсорное развитие;
  • до 6 лет активно развивается речь;
  • социальные навыки возникают и формируются с 2,5 и до 6 лет, в это время дети определяют для себя модель будущего поведения в обществе.

Шесть сенситивных периодов развития детей – это не возрастная периодизация детства, а как бы деление на стадии, когда у детей идет активное формирование поведения, мышления, движения, речи и осознания себя. Процесс же развития детской личности в целом по Монтессори происходит в 4 этапа:

  • 1. 0—6 лет – первая стадия детства;
  • 2. 6—12 лет – вторая стадия детства;
  • 3. 12—18 лет – юность;
  • 4. 18—24 года – взросление.

Первый этап является важнейшим, потому что именно до 6 лет формируется личность ребенка, в это время ребенок как бы впитывает в себя окружающую среду, делая ее частью собственной

личности.

Какие задачи у взрослых в рамках системы Монтессори

Несмотря на то, что система Монтессори направлена на самостоятельное развитие детей и взрослые должны оказывать минимальную помощь, их роль в действительности огромна. На основе собственного опыта и интуиции взрослые должны подобрать для занятий эффективный дидактический материал и создать развивающую среду. Необходимо научиться не мешать ребенку осваивать мир, не передавать ему свои шаблоны и взгляды, а помочь собрать, систематизировать и проанализировать свои знания. Наблюдая за действиями ребенка, педагог или родитель должен определить его склонности и предоставить малышу различные по сложности задания с дидактическим материалом, который он выберет самостоятельно. Кроме того, необходимо

находиться на одном уровне с ребенком, то есть желательно сидеть на полу или на корточках.

Когда ребенок выберет интересующий его дидактический материал, взрослый должен заинтересовать его им, показать, как справиться с заданием. Однако нельзя навязывать ребенку определенный шаблон поведения, желательно говорить меньше и по делу. Затем необходимо предоставить малышу возможность играть самостоятельно, чтобы он учился использовать материал новыми способами, а не только, как ему показали. В процессе такой активности ребенок делает для себя великие открытия, творит. Поэтому очень важно не сбивать его и не делать замечания, когда он ошибется, иначе можно сбить ребенка с толку и он сойдет с нужного направления.

Создание развивающей среды

Важнейшим элементом системы Монтессори является подготовленная среда. Специальные условия, созданные для развития ребенка, помогают малышу постепенно освобождаться от влияния взрослых. Поэтому окружение должно соответствовать данным целям. То есть оборудование в школе или доме ребенка должно быть пропорциональным, соответствовать росту малыша. Детям необходимо предоставить возможность выбирать место для занятий, самостоятельно двигать предметы, расставлять стульчики и столы по своему усмотрению. Также рекомендуется использовать хрупкие материалы, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно и ценил. Дидактические материалы должны находиться в свободном доступе и не высоко, примерно на уровне глаз. Это нужно для того, чтобы призвать малыша к действию.

Существует определенная логика построения развивающей среды по системе Монтессори. Пространство делится на 5 зон:

  • 1) Зона повседневной жизни. Здесь располагаются материалы, которые учат ребенка следить за собой, то, что нужно каждый день.
  • 2) В зоне сенсорного воспитания находятся материалы для развития органов чувств. Здесь малыш учиться определять размеры, формы, величины и т.д.
  • 3) Математическая зона предназначена для изучения цифр, порядкового счета, состава чисел и других операций с ними.
  • 4) В зоне родного языка ребенок знакомится с буквами, фонетикой, расширяет словарный запас, разбирает состав слов и их написание.
  • 5) Зона Космоса знакомит детей с окружающим миром и местом человека в нем, тут осваиваются основы физики, биологии, химии и т.д.

Назначение дидактических материалов

По методике Монтессори развитие детей происходит во время игры с предметами, дети учатся, играя. Причем предметами для игры становятся любые вещи, будь то кружка, салфетка, или тазик, крупа, сито. Конечно же, существуют и специальные дидактические монтессори-материалы, например, Коричневая лестница, Розовая башня или формочки вкладыши. Мария Монтессори с особой тщательностью разрабатывала пособия для обучения и развития детей в самых разнообразных направлениях. Все упражнения с материалами имеют две цели:

  • 1. Прямая – способствует развитию ребенка в настоящем. Например, малыш учится самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы.
  • 2. Косвенная – направлена на перспективу. То есть развивается, к примеру, координация движений, ребенок становится более самостоятельным (в том же одевании) и т.п.

Монтессори-материалы изготовлены таким образом, чтобы ребенок мог сам увидеть ошибку и исправить ее, это сделано для минимизации вмешательства взрослого в процесс развития малыша.

Однако у системы Монтессори есть и недостатки, главный из которых – пренебрежение творческими способностями малыша. Согласно педагогике Марии Монтессори творчество мешает умственному развитию ребенка. Также из-за того, что не существует школ Монтессори, детям прошедшим такой садик бывает сложно приспособиться в обычных классах.

Монтессори-материалы

Сегодня эффективность методики развития и обучения детей Монтессори не вызывает сомнений.

Наблюдая за играми детишек и их естественным развитием, известный ученый и философ Мария Монтессори создала уникальную систему воспитания малышей, основанную на идее мотивации ребенка к саморазвитию и самопознанию. Каждый малыш уникален и с самого рождения стремится к самостоятельности, а задача взрослых — помочь ему раскрыть свои возможности – на этом принципе построена схема работы с детьми в школах Монтессори — школах-последователях методики величайшего педагога-гуманиста. Кроме того, в учебных заведениях подобного плана используется дидактический материал, разработанный самой создательницей и предназначенный для развития мелкой моторики и сенсорики малышей.

Дидактический материал Монтессори

Картотека игр и пособий Марии Монтессори достаточно разнообразна. Ведь обучению малышей педагог посвятила всю свою жизнь, и методом проб и ошибок отбирала только самые лучшие и эффективные упражнения, игры и материалы. Она учитывала все до мелочей. Удобство мебели, правильная организация пространства, соблюдение правил и порядка, возраст малышей – ни одна мельчайшая деталь не осталась без ее внимания.

Что уж говорить о «золотом материале Монтессори» — игры и дидактические развивающие материалы, которые применяются сторонниками методики и по сей день. На их основе создаются современные игрушки, а мамочки-рукодельницы мастерят своим малышам аналоги собственноручно. К примеру, современные пазлы, сортеры, развивающие коврики – все это наследие Марии Монтессори. Они способствуют развитию личности, помогают самостоятельно познавать окружающий мир, а также систематизировать уже приобретенные навыки и знания. Делая упор на развитие мелкой моторики и сенсорики, создательница стремилась развить духовное начало малышей, ведь по ее мнению, это основа полноценной, свободной и самодостаточной личности.

Чтобы иметь более четкое представление о материалах для Монтессори занятий, рассмотрим несколько примеров:

  1. Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача развивать тактильные и зрительные способности малышей.
  2. Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности самых маленьких.
  3. Сундучок с секретами, наверняка понравится деткам постарше. Нехитрое приспособление в виде коробки с различными баночками, где в каждой спрятан какой-нибудь сюрприз (к примеру, маленькая игрушка), научит малыша открывать и закрывать емкости, а также поможет развить кисти рук.
  4. Пластиковые «голодные» игрушки с отверстием во рту. Конечно же, кроха не откажется помочь «другу», и с удовольствием накормит его маленькими бусинками или горохом. Такое упражнение тренирует глазомер, руку, внимание и терпение.
  5. Пальчиковые краски – гениальное изобретение, очень нравятся многим детишкам. Ну а само рисование бесспорно увлекательное и полезное занятие для детей всех возрастных категорий.
  6. Разрезанные картинки – своего рода мини-пазлы.
  7. Предметы определенной группы, которые отличаются по цвету, форме или по размеру. К примеру, перед ребенком выкладывают три елочки и дают перемешанные кружечки: красные, синие и желтые. Задача малыша украсить каждую елочку кружечками определенного цвета.
  8. Рамки-вкладыши. Созданные по типу простого конструктора, чаще деревянного, тренируют оптико-пространственное мышление, мелкую моторику и координацию. Существуют разнообразные вкладыши с изображениями животных, мультперсонажей, овощей и фруктов, геометрических фигур.
  9. Розовая башня. Знакомит детишек с понятиями «большой» и «маленький», «меньше», больше.

 

Развивающие игры по методике Монтессори

Система обучения и воспитания итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори имеет своих сторонников по всему миру.

Знаменитая женщина помогала социализироваться малышам с интеллектуальными отклонениями. Это происходило с помощью специальных упражнений и игровой практики. Позже новую методику педагоги и родители стали использовать и для обычных детей. Ее основа – вектор на самостоятельность, концентрацию внимания, координацию и упорядоченность движений, выделение приоритетов и развитие чувства самоуважения.

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

Игры Монтессори направлены на широкое использование всех составляющих жизнедеятельности детей.

Наиболее важные из них:

  1. Практика. Знания, опыт, навыки, умения приобретаются только в процессе настойчивого практического обучения.
  2. Чувственное восприятие. Окружающий мир познается через органы чувств. Их необходимо развивать.
  3. Умственные упражнения. Математика – первооснова для всех остальных наук.
  4. Общение, язык, вербальные контакты. Социализация начинается именно с них.
  5. Космос. Способности детей должны «работать» на приобретение будущих профессий.

Примечание. К последнему пункту программы относятся занятия по таких прикладным наукам как физика, химия, биология. Широко используются игры и с целью освоения навыков по рисованию, музыке и языкам. Пособия родители могут изготовить самостоятельно.

Игры Монтессори своими руками для детей

Главная задача – научить малышей справляться с любыми проблемами собственными силами.

Игра на развитие мелкой моторики с помощью игры «Золушка»

Занятие направлено на усовершенствование мелкой моторики.

Игра развивает глазомер, помогает самостоятельно решать жизненные задачи за счет концентрации внимания, развития речи, координации движений, упорядоченности действий и сортированию признаков.

Прикладной материал: подносы, миски, крупы, кухонные, столовые приборы, палочки для еды.

Сюжетная основа «Золушки»:

  • Миски ребенок выкладывает по краям подноса.
  • Высыпает на его середину семена фасоли, гороха, бобов.
  • Последовательно сортирует семена по отдельным мискам.

Наставник показывает – как необходимо проделать работу.

Спрашивает малышей – знают ли они названия семян?

В чем их схожесть и различия по цвету, форме и ощущению?

Помощь должна быть минимальной. Сортировку каждый ребенок заканчивает самостоятельно. Награда в конце игры – похвала или символический подарок. После этого семена можно сварить. Пусть дети их попробуют и определят их вкусовые качества. Завершение занятия – уборка мусора, протирание подноса и стола влажной тряпкой, распределение по местам инструментов. Все эти действия малыши производят без помощи со стороны взрослых.

Различные варианты игры Монтессори для детей:

  1. Сортировка семян на ощупь.
  2. Игра с мелкими видами круп – гречкой, рисом, манкой.
  3. Использование пяти-шести видов различных круп.
  4. Сортировка семян с помощью пинцета или восточных палочек.

Примечание. Играть в «Золушку» может как один ребенок, так и группа малышей.

Обучающая игра «Шнуровка»

Игра развивает мелкую моторику, глазомер, учит навыку работать самостоятельно, помогает концентрации внимания и координации движений, настраивает на определенный порядок действий, дает представление о шитье с помощью иглы.

Используемые материалы – шнурки разного цвета, фигурки из картона.

Сюжетная канва:

  1. С помощью шнурка и картонной заготовки-образца ребенку необходимо зашнуровать второй «ботинок».
  2. Начало игры – наставник показывает, как шнурки проходят через отверстия. Ребенок должен освоить правило очередности продевания двух разных концов шнурка.
  3. Малыш самостоятельно выполняет задание на образце из картона. За правильную шнуровку его следует похвалить.
  4. После неправильной шнуровки ребенок расшнуровывает свой ботинок, а затем по вашему образцу пробует проделать снова всю работу без ошибок.
  5. Если урок усвоен полностью, можно приступить к обучению завязывания бантиков. Покажите, как это делается на образце. Ребенку предстоит научиться всем последовательным действиям от вас. Возможно, придется показать пример развязывания и завязывания несколько раз – до полного усвоения урока малышом.
  6. Ребенок учится шнуровать свою настоящую обувь, завязывая бантики. За каждую удачную попытку – похвала.

Обратите внимание. Необходимо приучать детей к аккуратности и завершенности действий. Пусть они сами убирают мусор, все используемые в игре инструменты и материалы, а рабочую поверхность протирают тряпкой.

Более сложные дидактические игры Монтессори:

  1. Изучение усложненных вариантов шнуровок – малыш пробует самостоятельно освоить незнакомую шнуровку по представленному образцу.
  2. Подготовка и показ шаблонов – матрешки, жирафа, слона, домика. Изучение шнуровки узорами – стилистика «шитья» или «вышивки».

Освоенные навыки дети должны тщательно закрепить с помощью регулярных повторных занятий.

Обучающая игра «Косы»

Игры Монтессори для детей 4-5 лет помогают тренировать концентрацию внимания, развивают моторику пальцев и координацию глаз и конечностей.

Материалы – заготовки из картона. К ним крепятся нитки для плетения. Изготавливаются самостоятельно или покупаются в торговой сети.

Сюжет:

  1. Малыш получает заготовку с волосами.
  2. Наставник показывает на своем образце, как следует заплетать косу.
  3. Малыш заплетает на своей «картонке» косу и получает за это поощрение.
  4. При наличии ошибок, наставник предлагает распустить сою косу, внимательно рассмотреть ваш пример и заново включиться в рабочий процесс.
  5. После того, как задача выполнена на «отлично», покажите, как следует завязывать на косе бантик. По вашему примеру ребенок пробует сделать то же самое.
  6. Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое. Поощрение – похвала.

Приучайте детей после занятий убирать мусор, все пособия, материалы и инструменты, протирать самостоятельно тряпочкой рабочие поверхности.

Усложнение игровых задач:

  1. Плетение большого количества косичек.
  2. Сложный процесс плетения в четыре-пять прядей.

Закрепление навыков – в повторении игры через день, на протяжении недели.

Обучающая игра «Аккуратные ручки»

Задача игры Монтессори 5-6 лет – «шлифование» внимания, мелкой моторики, координирование «работы» глаз и конечностей, обучение стрижке ногтей.

Для проведения игры вам потребуются «картонные» руки, на которых нарисованы ногти.

Этапы:

  • Малыш берет в руки макет из картона.
  • Наставник рассказывает о необходимости регулярного подстригания ногтей, и показывает изображение для наглядного сравнения с пальцами ребенка. Объясняет, что ногти можно подстричь с помощью ножниц.
  • Ребенок слушает важные сведения о соблюдении правил безопасности. Ногти следует стричь не слишком близко к коже. Линия отреза на макете помогает правильно усвоить урок. Демонстрация – на заготовке наставника.
  • Малыш самостоятельно чертит линию отреза на «опытном» картонном образце. Хвалите его за каждое правильное действие.
  • Покажите, как отрезаются ногти с помощью ножниц или щипчиков. Затем ребенок выполняет это действие сам.

После занятия дети должны тщательно убрать за собой. За соблюдение чистоты и гигиены похвалите его.

Перечень более сложных вариантов игры:

  1. Выполнение вышеперечисленных действий при помощи ножниц.
  2. Подстригание ножницами «ногтей» на макете без линий отрезов.

Цветовая раскраска и разработка украшений для ногтей – обязательный вариант для девочек.

Развитие сенсорики у детей

С чем проводятся игры по методике Монтессори? Подойдет практически любой канцелярский материал – бумага, картон, краски, карандаши, пластилин и т. д.

Игра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»

Задача – развить моторику пальцев верхних конечностей, координацию, творческое мышление.

Материал – «разукрашка», бумага разного цвета, журналы.

Этапы игры:

  • Разукрашивание картинок с помощью бумажных клочков – введение в курс дела.
  • Практическое применение (отрывание) цветного клочка и приклеивание к рисункам. Наставник показывает, как это необходимо делать.
  • Самостоятельная творческая работа малыша. По завершению – поощрение.

Конечный этап занятия – уборка материалов и инструментов. Вытирание стола.

Другие варианты:

  1. Использование мятых шариков из бумаги. Материал следует мять и делать из него шарики для приклеивания. Задание для ребенка – сделать объемное изображение овечки.
  2. Использование бумажных полосок. Их необходимо скатать «в улитку», а затем приклеить.

Примечание. Бумажные орнаменты красиво смотрятся. Такие виды занятий помогают детям максимально развивать сой творческий потенциал.

Игра на внимательность «Веселый садовод»

Дидактическая игра по методике Монтессори развивает моторику, зрительную память и внимание.

Используемые материалы – яблоки, груши или апельсины одного сорта.

Сюжетная линия:

  1. Ребенок видит разложенные на столе десять яблок одного сорта. Они схожи между собой, но имеют незначительные различия.
  2. Наставник на примере одного яблока демонстрирует конкретные отличия – пятнышко, окрас, форма и т. д.
  3. Малыш делает то же самое с другим яблоком – озвучивает конкретные отличия.
  4. Наставник перемешивает все яблоки и предлагает ребенку найти среди них найти то, которое он словесно описывал.

По окончанию занятия – уборка от мусора и пособий. Малыш должен протереть стол и проверить, все ли вещи разложены по местам. Для усиления эффекта в игре могу участвовать все члены семьи.

Усложненная игра:

  1. Использовать несколько десятков фруктов.
  2. Играть с более мелкими образцами – орехами, сливами, крыжовником.

Игру можно использовать в индивидуальном порядке или для небольшой группы детей.

Семейная игра «Букет для мамы»

Занятие развивает моторику пальцев, сенсорные способности, память и внимание.

Используются цветы из сада или полевые цветы. Необходима для занятия также ваза и вода.

Как играть:

  • Разложить на ровной поверхности цветы.
  • Налить в вазу воду до определенного уровня.
  • Показать детям, как обрезать нижние листья и кусочки стеблей, выравнивать по длине все цветы.
  • Распределить цветочки цветы по одному.
  • Продемонстрировать, как дарятся цветы с пожеланиями добра и счастья.
  • Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
  • Ему необходимо повторить за вами весь ритуал дарения.

Взаимодействуйте с малышами так, чтобы они учились сами замечать свои ошибки и исправлять их. После занятия – наведение порядка и расстановка букетов по комнатам дома.

Игра, развивающая сенсорику – «Чудесный мешок»

Задача – развивать мелкую моторику пальцев, сенсорику, тактильную память, координацию внимания.

Для занятия подготовьте плотный мешок, различные мелкие предметы, игрушки, канцелярские принадлежности и т. д.

Как играть:

  1. Сложите в тканевый мешок самые различные предметы из дерева, пластмассы и стекла – фигурки, флакончики, камешки, игрушечки.
  2. Ребенок должен рукой найти один из предметов, ощупать его и рассказать – что это, как выглядит, из какого материалам сделан.
  3. Правильность или ошибочность суждения проверяется после того, как предмет вынимается из мешка.

Игра рассчитана на участие всей семьи – по очереди. Родители учат на практике, как следует точно, емко и красочно описывать словами предметы.

Игра для развития зрительного восприятия «Простые паззлы»

Цель – развитие моторики, концентрации, памяти и внимания.

Используется прикладной материал – открытки и ножницы.

Построение игры:

  • Разложить на ровной поверхности открытки. Ребенку следует выбрать одну из них.
  • После этого он должен рассмотреть эту открытку и запомнить то, что видит на ней.
  • Разрежьте картинку на пять-десять частей и перемешайте их.
  • Ребенок складывает кусочки в цельную картину.
  • Для усложнения задания, разрежьте открытку большее количество частей – многоугольников.

Начинать игру следует из более простых вариантов, постепенно усложняя задания. Разрезанные картинки храните в отдельных конвертах – для повторного их собирания. Игры такого вида хорошо развивают мышление и зрительную память.

По окончанию занятия ребенок должен самостоятельно собрать весь дидактический материал по конвертам, сложить их в отведенном месте, убрать мусор и протереть стол тряпочкой.

Как играть в игры по Монтессори

Главным принципом этой системы следует считать обучение детей самостоятельности. Чем больше ребенок свободен в своих действиях и поступках, тем выше потенциал развития. Творчество и результативность проявляется лишь в «открытом» социуме, где запретов минимум и максимум ответственности за свои действия.

Игра – это всего лишь благоприятная возможность для оптимального проявления индивидуальных способностей малышей.

Самостоятельность во время игры и после нее – катализатор активного отношения к жизни. И это все на фоне постоянного обучения порядку, аккуратности, целесообразности. Меньше мусора – меньше ресурсных затрат на убирание рабочего/учебного места. Образовательный и воспитательный процесс – две стороны одной медали.

Некоторые специалисты относят методику Монтессори к альтернативному образованию. Но, существует ли у игры вообще альтернатива? Можно долго спорить на эту тему, однако речь может идти лишь о правильном выборе конкретной игры, ее положительных или негативных сторонах для вашего малыша.

Результативность определяется практикой, а она в системе Монтессори очень высокая. И это факт, который отрицать бессмысленно.

Рабочее, игровое место – важный аспект методики Монтессори

Малыши проводят в игре много времени. Поиск удобного, комфортного формата детской мебели – далеко не праздный вопрос для большинства родителей. Специалисты единодушно сходятся во мнении, что «растущие стулья» с набором настроек идеально решают проблему игрового пространства. Это разумная экономия времени и ресурсов и забота о здоровье детей.

Вернуться к списку публикаций

Дидактический материал Монтессори – Монтессори Альпинист™

В системе Монтессори используется уникальный научный подход, который можно увидеть в том, как она фокусируется на материалах для самостоятельного обучения, изготовленных в идеальном размере, цвете и пропорции. Предметы в Монтессори также тщательно отобраны и интегрированы в обширную учебную программу, которая включает в себя не только академические знания, но и навыки социальной жизни. Изучая предметы Монтессори параллельно и систематически, чтобы каждая область развития была эффективно интегрирована, вы сможете наилучшим образом воспитать своего малыша.

Дидактический материал предназначен для использования в качестве педагогической помощи или учебного пособия, но он также может предоставить ребенку возможность самостоятельного обучения. Методология Монтессори научна не только по своей цели, но и по сути. Поэтому дидактический материал еще называют научным материалом. Он обладает некоторыми особыми характеристиками, обеспечивающими максимальную тренировку органов чувств, и имеет определенную форму или размер. Объекты в одной и той же группе действий часто демонстрируют одинаковое качество в градации или последовательности.Они включают в себя крайности высокого и низкого и объекты среднего качества между ними. Дети выбирают свою материальную деятельность в соответствии со своими интересами и внутренним побуждением или чувствительностью. Градированный контраст обостряет сенсорное восприятие ребенка и учит его предполагаемому качеству в ярких деталях.

Сначала ребенок знакомится с материалом, если его правильно преподнести. Педагог или взрослый, выступающий в роли руководителя, показывает ребенку способ конструктивного использования дидактического материала и цель соответствующей деятельности.Это помогает ребенку целенаправленно изучать материал.

Следующие характеристики являются сущностью научно подготовленного дидактического материала Монтессори: 

Одиночное изолированное качество:   

Каждый набор материалов имеет выделенное в нем определенное качество, такое как вес, цвет, высота, длина, размер, форма, шероховатость и т. д. Это гарантирует, что ребенок усвоит только тот урок, которому должен был научить материал, не более того , не меньше. Это также помогает удерживать внимание ребенка, а также делает усвоенные понятия ясными и конкретными.Например, красные стержни или длинные стержни представлены для обучения понятию длины. Таким образом, ребенок будет осознавать длину только при их раскладывании. Все остальные качества, такие как цвет, форма и широта, одинаковы. Только длина меняется от одного удилища к другому, что и является предполагаемым уроком для этого конкретного материала. Точно так же в цветных табличках предполагаемое качество — это обучение цветам и их степеням светлоты и темноты, также называемым градацией. Таким образом, структура, форма, размер и т.каждой таблетки остаются теми же — все, кроме оттенка их цветов, потому что они изолированы от этого материала.

 

Контроль ошибок:  

Контроль ошибок гарантирует, что ребенок осознает свою ошибку в момент ее совершения. Эта характеристика делает так, что ошибки самоисправляются. Ребенок мгновенно понимает, что что-то не так в том, как он выполняет действие или обращается с материалом из-за кажущейся визуальной дисгармонии объекта. Возьмем, к примеру, комплект блоков цилиндров.Каждый цилиндр должен быть вставлен в соответствующее гнездо, чтобы весь набор был в правильном порядке и пропорции. Ребенок, например, не смог бы вставить толстый цилиндр в меньшую розетку. Точно так же маленький цилиндр может легко войти в большее гнездо, но все равно не подойдет. Таким образом, ребенок заметит свои возможные ошибки и исправит их по собственному желанию.

 

Целенаправленная деятельность:  

Все материалы в Монтессори-среде должны содержать определенные атрибуты, которые делают их интересными для ребенка сами по себе, но они также предлагают значимую двигательную активность, поддерживающую интерес ребенка.Ребенок должен знать, что материал можно использовать целенаправленно для достижения конкретной задачи, чтобы чему-то научиться. Например, как бы ребенку ни нравилась Розовая башня и ее кубики, со временем он начнет скучать, просто глядя на них. Они будут стремиться прикоснуться к ним, перемещать их, исследовать их формы и размеры и складывать их в башню. Ребенок будет испытывать огромную радость, держа в руках каждый кубик, ощупывая и взвешивая его, и даже играя с ним. Таким образом, деятельность может быть продлена, предлагая многочисленные возможности, места размещения, аранжировки, замены и перестановки материала для изучения возможностей.Это все возможно, если они знают, как использовать материал и для каких целей он должен быть использован.

 

Ограничения:  

Очень интересным педагогическим принципом является концепция ограниченного количества учебного материала. Этот принцип применяется ко всем наборам материалов, используемых в классе Монтессори, и помогает развивать терпение, терпимость, умение делиться и взаимное уважение среди детей. Ограниченное количество материала учит ребенка дорожить им и осознавать его ценность.Они учатся терпеливо ждать своей очереди, а также хорошо управлять своим временем, чтобы в полной мере извлечь пользу из материала и позволить другим делать то же самое. Ограниченное количество материалов также помогает поддерживать порядок и сохранять ясность в отношении назначения каждого материала. Это также помогает ребенку сохранять концентрацию и развивать близость к материалу. Несмотря на то, что многие утверждают, что широкий спектр объектов поможет детям учиться быстрее и глубже исследовать мир, на самом деле это не так уж далеко от истины.Слишком большое количество предметов только запутало бы ребенка и внесло бы хаотическое и беспорядочное состояние как внешне, так и внутренне.

 

Эстетика:  

Весь дидактический материал должен быть привлекательным для детей. Цвет, блеск, яркость, чистота и гармония апеллируют к эстетическому чувству детей. Чистая, полированная поверхность как самого материала, так и самой окружающей среды привлекает их так же, как яркие лепестки цветка привлекают пчел.Таблички шестидесяти трех красивых оттенков, большие буквы и цифры в держателях, милые розовые кубики, поставленные на жердочку, ярко-красные стержни — все это неотразимо позовет всех детей.

Когда вашему малышу будут представлены все эти эстетически привлекательные предметы в вашем домашнем окружении, он, естественно, будет тяготеть к любому доминирующему чувствительному побуждению, которое он испытывает в это время.

 

Градация:  

Эта характеристика демонстрирует различную степень каждого набора материалов, демонстрирующих одинаковое качество.Градация дает возможность понять крайности и степени, находящиеся между этими крайностями. Например, после того, как учитель познакомил ребенка с тканевыми коробками и показал им грубую и гладкую ткань, ребенку можно показать градацию от самой грубой до самой гладкой ткани, ощупывая поверхность и текстуру каждой из них. кусок ткани.

 

Точность и пропорция:  

Материалы точны по цвету и имеют фиксированную пропорцию в отношении их формы или размеров.Например, коричневая лестница всегда коричневая, и ребенок точно знает ее цвет и легко отличает ее от других материалов. Точно так же фиксированы их размер и пропорции — например, все призмы материала имеют одинаковую длину.

 

Достопримечательность:  

У каждого материала есть своя достопримечательность, и руководитель должен помнить об этом при представлении упражнения, чтобы ребенок полностью осознавал каждый аспект деятельности. Это будет стимулировать ребенка выполнять действие или концентрироваться, пока его выполняет сверстник, из-за основных моментов интереса в этом конкретном представлении материала.

Ребенок может зациклиться на определенной части занятия или материала и будет заниматься им больше, повторяя его снова и снова. Например, при встряхивании определенного звукового ящика ребенок может чрезвычайно заинтересоваться звуком, который он издает, и, таким образом, будет постоянно и многократно встряхивать его. В этом случае интерес в этом упражнении представляет звук, который издает коробка при встряхивании.

Философия Монтессори — Школа Монтессори в Лексингтоне

Заявление о нашей миссии

Школа Монтессори в Лексингтоне стремится обеспечить высококачественное образование на основе Монтессори для детей от дошкольного возраста до шестого класса.Наша цель – способствовать полной реализации потенциала и способностей каждого ребенка.

Лексингтонская школа Монтессори (LMS) является независимой школой Монтессори. Все учителя в LMS являются обученными и сертифицированными учителями Монтессори, приверженными миссии школы: служить ребенку в целом, позволять ребенку развиваться как целостной личности и поощрять полную реализацию потенциала и способностей ребенка.

LMS стремится следовать основным принципам метода Монтессори несколькими способами:

Факультет стремится к пониманию и внедрению теории Монтессори, что подтверждается высоким уровнем специализации и подготовки преподавательского состава.

Классная среда хорошо оснащена подходящими для развития дидактическими материалами, которые разработаны Монтессори или соответствуют теории Монтессори.

Учителя предлагают многочисленные развивающие занятия, которые выходят за рамки классной комнаты и расширяют спектр обучения для учащихся.

Используя эту многогранную базу образовательного опыта, Лексингтонская школа Монтессори стремится максимизировать индивидуальный потенциал каждого ребенка по мере того, как он/она развивает уверенность в себе, самооценку и личную ответственность, необходимые для создания мирного мира, о котором мечтала Мария Монтессори.

Преподаватели, администрация и школьный совет Лексингтонской школы Монтессори признают чрезвычайно важную роль семьи в развитии ребенка. Мы продолжим с энтузиазмом работать с родителями в нашем стремлении удовлетворить потребности каждого ребенка.

Чтобы получить полный список вопросов и ответов, касающихся Монтессори-образования, посетите нашу страницу часто задаваемых вопросов .

Раннее детство — Монтессори-институт Новой Англии (MI-NE)

ОБЗОР

Этот курс был разработан для последовательного развития от одного этапа понимания к другому.После принятия в Программу учащиеся могут начать с самостоятельного изучения Монтессори-философии, педагогики и развития ребенка.

Курс для детей младшего возраста начинается в августе каждого учебного года. Фаза академического семинара и практического занятия может проходить одновременно, с ожидаемым успешным завершением в июне того же учебного года. Взрослые учащиеся могут добровольно перенести этап практики на следующий учебный год с ожидаемым успешным завершением в конце этого года в июне.

Календарь курсов ЕС на 2021-2022 гг. (Нажмите, чтобы открыть)

Курс I: Самостоятельное изучение

Серия уроков, основанных на чтениях из заданных текстов Монтессори и по развитию ребенка. Этот курс готовит учащегося к академическому семинару, приглашая всех участников изучить основные материалы для курса до записи.

Курс II: Академический семинар

Академический семинар включает в себя лекции, презентацию Монтессори-материалов, контролируемую практику, презентацию методов управления классом и наблюдения, обзор руководства и администрации школы, обсуждение требований к альбому, практические исследования и учебную программу. Разработка.

Развитие ребенка

Курсовая работа включает: Теории развития, этапы развития, направления развития: физическое, познавательное, эмоциональное, социальное; теория привязанности, текущие исследования развития мозга и специального образования.

Принципы и философия Монтессори

Курсовая работа включает: История жизни и творчества доктора Монтессори, философия, характерная для метода и движения Монтессори, роль учителя/руководителя, педагогика, подготовленная среда, дидактические материалы.

Наблюдение

Курсовая работа включает:  Лекции и документированные наблюдения в полевых условиях.

Практическая жизнь

Курсовая работа включает: заботу о человеке, заботу об окружающей среде, благодать и вежливость, контроль движений

Язык

Курсовая работа включает: Развитие речи, Механику подготовки к письму и чтению, Функция слов, Грамматика, Программы для чтения и письма и Инструменты оценки

Математика

Курсовая работа включает: Введение в Число, четыре действия в десятичной системе, переход к абстракции, дроби и высшая математика

Предметы культуры

Курсовая работа включает историю, географию, зоологию, ботанику, экологию, простые машины, астрономию, геологию, обществознание, Музыка и движение.

Лидерство/управление в классе, обучение родителей, управление школой

Курсовая работа включает: Профессионализм, этическое поведение, самоанализ, управление классом, проектирование среды, общественные ресурсы и направления, административные вопросы, участие и обучение родителей, методы воспитания детей, финансовые и бюджетные вопросы, политика и законодательство в области ухода за детьми, здоровье и безопасность в уходе за детьми.

Исследование действий

Развитие исследований действий в интересующей области или с целью расширения прямой практики в классе Монтессори.

Курс III: Практикум

Практикум состоит из занятий в классе на полный рабочий день в течение не менее 540 часов (в течение девяти месяцев) в условиях Монтессори для детей младшего возраста , которые обеспечивают стажеру руководящую поддержку в в классе и периодическое наблюдение и оценка. Цель стажировки — предоставить студенту возможность постепенного, личного и практического опыта в качестве учителя Монтессори.

Курс IV: Оценка

Заключительный контроль и экзамены являются обязательными для курсов подготовки учителей MI-NE.На курсе IV студенты сдают экзамены и представляют свои итоговые проекты. После успешного завершения учащиеся получают сертификат Американского общества Монтессори (AMS) для детей младшего возраста или Сертификат младшего ребенка Американского общества Монтессори (AMS). разработана доктором Марией Монтессори в 1907 году. Педагогика Монтессори дает детям свободу исследовать и развивать в полной мере свой потенциал, работая с дидактическими материалами, в группах и самостоятельно, в подготовленной среде.Концепция уважения — к себе, другим и окружающей среде — направляет метод Монтессори. Каждая комната в школе Монтессори подготовлена ​​для удовлетворения потребностей в развитии возрастной группы, обслуживаемой в окружающей среде.

Мебель и материалы предназначены для соответствующих физических и психологических потребностей ребенка. Подготовленная среда включает в себя полный набор материалов Монтессори, обученного ведущего учителя Монтессори (гида) и помощника учителя. Монтессори разработала свои материалы специально, чтобы помочь ребенку развиваться в сферах практической жизни, сенсорики, математики, словесности, музыки, искусства, естественных наук, истории и географии.Работая с материалом, каждый ребенок учится концентрироваться, развивает уверенность в себе, уважает себя и других, понимает порядок, прививает любовь к учебе.

Многие реки Монтессори считает, что каждый отдельный ребенок, а не наставник Монтессори, находится в центре его или ее собственного процесса обучения. Роль гида в классе заключается в том, чтобы наблюдать за всеми детьми в сообществе. Эти наблюдения, объективно сделанные с тщательными заметками, позволяют гиду знать и защищать каждого ребенка, когда он или она проходит через различные стадии развития.

Философия Монтессори утверждает, что каждому человеку присущи следующие потребности и склонности:

  • Потребность в общении и использовании языка

  • Потребность в организации и классификации

  • 2 93 Потребность в независимости и активности

    0

    стремление к целенаправленной и созидательной работе

  • Потребность в социальных отношениях

Руководство помогает каждому ребенку сделать выбор в пользу целенаправленной и значимой работы, помогая детям полностью раскрыть свой потенциал, направляя их к работе, которая отвечает их потребности развития и текущие интересы.Это часто происходит посредством спонтанных индивидуальных и групповых занятий в окружающей среде. Трехчасовые периоды непрерывной работы ежедневно дают детям время погрузиться в большую работу и сосредоточиться на том, что им нужно для выполнения задачи.

Разновозрастные сообщества служат нашим младшим детям, в то время как старшие дети выступают в качестве образцов для подражания и наставников. Эта установка создает сильное чувство принадлежности, общности и взаимозависимости. Это также закрепляет то, чему старшие дети научились ранее.

Обученный гид, подготовленная среда, материалы Монтессори и дети вместе создают Монтессори-сообщество AMI. В результате у ребенка растет сильное представление о себе, чувство собственного достоинства и чувство принадлежности. Находя, что его или ее потребности удовлетворяются таким образом, ребенок культивирует черты уважения, обучения и исследования, которые останутся с ним на всю жизнь.

Как учителя Монтессори представляют эти волшебные материалы? —

Когда они возвращаются к столу, учитель Доминика шаг за шагом показывает ему, как обрезать цветочные стебли, удалять лишние листья и части стеблей и складывать их в небольшую миску, которую он позже может выбросить в мусор.Она показывает ему, как наполнить вазу достаточным количеством воды и как отнести крошечную вазочку с цветами и хлопчатобумажной салфеткой с полки на детский стол и поставить ее там.

В конце учитель спрашивает: «Хотите сделать еще одну аранжировку?» Доминик кивает, и она говорит ему: «Хорошо! Вы можете взять Цветочную композицию, когда захотите. Я могу показать вам, как мы его убираем, когда вы закончите с ним». Она улыбается и уходит работать с другим ребенком, а Доминик подходит к большой вазе с цветами, чтобы выбрать еще три цветка.

Каждая презентация отличается, но некоторые шаги одинаковы: учитель приглашает ребенка на презентацию, она (или он) показывает ребенку, где на полке находится материал, чтобы ребенок в следующий раз снова нашел его и знал куда вернуть. Воспитатель сообщает ребенку название упражнения и показывает, как носить поднос. Она показывает, как поставить его обратно на полку, затем предлагает ребенку отнести материал на стол, ковер или напольный столик. Она показывает ребенку, как выполнять упражнение.Она говорит ребенку, что он может выбрать этот материал в любое время в будущем, или устанавливает какие-либо ограничения в этом отношении, например: «Пожалуйста, скажите мне, когда вы хотели бы это сделать» — если применимо. Другими словами, учитель ориентирует ребенка на то, что он собирается сделать, представляет шаги к упражнению и предлагает его в качестве будущего выбора для работы. Это очень уважительный способ общения с детьми и обучения их новым вещам.

Несмотря на то, что все учителя, дети и упражнения разные, учитель начального класса движется медленно и обдуманно, прямо говорит своими (или своими) словами — нежно и маняще, позитивно и ясно.Она обращается к желаниям маленьких детей двигаться, прикасаться и вовлекать в деятельность, а также к сосредоточению их внимания на деталях. Она спокойна, но тихо харизматична.

МЕТОД МОНТЕССОРИ

МЕТОД МОНТЕССОРИ

 

Фундаментальная идея философии Монтессори заключается в том, что у ребенка есть врожденное желание развивать свой человеческий потенциал во всех его измерениях.В равной степени неотъемлемой частью философии Монтессори является вера в то, что маленький ребенок обладает «поглощающим» умом. Мария Монтессори считала, что точно так же, как ребенок учится ходить и говорить спонтанно и без руководства взрослого, ребенок способен поглощать и обрабатывать все виды информации из своего окружения и, по сути, обучаться сам. Таким образом, Мария Монтессори считала, что основная задача детства заключается в том, чтобы ребенок «создал» самого себя.

 

МЕТОД МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори была первой женщиной, принятой в Медицинскую школу Римского университета, и окончила ее с отличием в 1896 году.Она проделала большую часть своей ранней работы в детских отделениях местных больниц и продолжила работу с психически больными детьми под руководством Итара и Сегена, ученых-новаторов того времени. Используя их методы и дидактические материалы, она много работала над воспитанием этих детей. По окончании работы с ними многие из них сдали госиспытания на уровне обычных детей. Затем Монтессори пришла к выводу, что с обычной образовательной программой что-то не так, и посвятила остаток своей жизни ее изучению и совершенствованию.Многие из ее рекомендаций, такие как передвижные столы и стулья, потребность в специальном питании и время на свежем воздухе, исходили из ее опыта работы врачом.

 

В 1903 году Монтессори попросили начать специальную программу, которую она назвала «Casa de Bambini» или «Классная комната» для детей работающих родителей в новом районе государственного жилья в районе Сан-Лоренцо в Риме. Разработчики надеялись, что при организованной деятельности дети не будут маркировать стены и иным образом разрушать новые здания.Наблюдая за этими детьми и их учителями (которых она называла Наставницей), Монтессори развила свою философию образования.

 

Благодаря этим начинаниям Монтессори осознала ценность подготовленной среды, отвечающей потребностям ребенка, и потребность ребенка в радости обучения. Эта философская основа ведет к среде Монтессори: среде, которая тщательно спланирована с включением материалов, отвечающих когнитивным потребностям и потребностям развития ребенка, и которые позволяют ребенку учиться через ее личное взаимодействие с окружающей средой.Поскольку ребенок был подготовлен к каждому новому материалу, он может двигаться в своем собственном темпе. Самокорректирующие характеристики каждого упражнения в сочетании с тем фактом, что ребенок был подготовлен к каждому новому шагу, приводят к успешному опыту, который ведет к дальнейшему успешному опыту.

 

Подготовленная среда

 

Доктор Монтессори хотела, чтобы эта среда была открытой, а не фиксированной системой. Она считала, что классная комната должна быть инновационной, полной постоянных экспериментов, основанных на наблюдении за ребенком.Это питательное место; место самопостроения, раскрывающее модели личности и роста. Он должен не только содержать все, что ему нужно, но и все препятствия должны быть устранены.

 

Хотя Мария Монтессори уделяла такое внимание окружающей среде, важно помнить о нескольких ключевых идеях:

 

Она считала окружающую среду вторичной по отношению к самой жизни. В методе Монтессори она утверждает: «Он может изменять, он может помогать или мешать, но он не может создавать.Истоки видов и индивидуумов лежат внутри. Ребенок не растет, потому что окружающая среда питает его. Она растет, потому что потенциальная жизнь внутри нее растет, делая себя видимой».

Среда тщательно подготовлена ​​для ребенка знающим и чутким взрослым.

Взрослый является участником жизни ребенка, живет и растет в нем. Конечный результат занятия зависит от способности учителя участвовать вместе с детьми в жизни становления.

Среда Монтессори-класса состоит из четырех основных областей. Занятия в области практической жизни помогают в развитии у ребенка чувства порядка, уверенности в себе и развитии мускулатуры. Каждый материал в сенсорной области дает ребенку возможность сосредоточиться на определенном сенсорном восприятии, тем самым улучшая способность ребенка воспринимать сходства и различия, оценивать и сопоставлять и т. д. Цель материалов в области математики — помощь в развитии. математического ума.Начиная с конкретного, материалы постепенно позволяют ребенку постигать абстрактные математические понятия. Материалы в области «Язык» закладывают основу для чтения и письма. Есть также много занятий в области искусства, музыки, социальных и естественных наук, которые обогащают развитие ребенка, а также его понимание окружающего мира.

 

Наша среда подготовлена ​​таким образом, чтобы индивидуальное обучение устанавливало тесный контакт между ребенком, учителем и работой.Все всех знают; это как семья. Работа разделена, а обучение оживляется общественной жизнью. Добавление к духу сообщества — это участие родителей. Из-за открытой среды Монтессори нет предела тому, что может сделать ребенок. В сотрудничестве с учителем проходят все виды и уровни обучения, тем самым максимально раскрывая индивидуальный потенциал каждого ребенка.

 

Узнайте, почему школы Монтессори — лучший вариант для ваших детей и вас!

 

удержание против.Запоминание с использованием сенсорных материалов

Доктор Мария Монтессори со временем использовала наблюдения, исследования мозга, метод проб и ошибок и даже использовала помощь Хелен Келлер при создании Сенсорных материалов по методу Монтессори. Эти материалы уникальны для метода Монтессори и классной среды Монтессори и считаются «дидактическими» материалами. Дидактические материалы – это материалы, которые используются для обучения определенной концепции или навыку. Проходя по классу Монтессори в 1907 году, вы увидите те же самые сенсорные материалы, которые вы видите сейчас, проходя через современный класс Монтессори.Эти материалы не изменились и не эволюционировали, потому что в этом не было необходимости.

Как и все материалы Монтессори, сенсорные материалы созданы с «контролем ошибок» — это означает, что когда ребенок использует материал, он естественным образом покажет ему любые ошибки. Сенсорные материалы фокусируются на различиях в размере, форме, цвете, ощущении и даже на вкусовых и обонятельных ощущениях. Люди испытывают все пять чувств в течение первых нескольких часов жизни. Зная это, Монтессори считала, что важнее дать детям несколько возможностей усовершенствовать свои чувства, а не только многократно подвергать их различным сенсорным переживаниям.Предоставляя дидактические сенсорные материалы, ребенок может сохранять информацию, а не запоминать ее. Давайте посмотрим на этот пример, чтобы объяснить разницу;

  • Предоставление корзины с настоящими сосновыми шишками разного размера и демонстрация ребенку того, как расположить их от самой большой к самой маленькой, — это занятие, которое позволяет ребенку обращаться с текстурированными сосновыми шишками, чувствовать разницу в размере, видеть разницу в ширине и высоте. и сравните объекты друг с другом. Поскольку ребенок использует руки, он создает прямую мышечную память и укрепляет способность мозга сохранять информацию.
  • Показ учащимся презентации о больших, средних и малых предметах, а затем предоставление им рабочего листа и просьба раскрасить самую большую тыкву в зеленый цвет – это упражнение, которое требует от ребенка запоминания информации, которая была ему вербально выражена.

Если вы пройдете мимо ребенка, который раскладывает сосновые шишки от самой большой к самой маленькой, вы легко сможете оценить  понимание им этой концепции. Если вы проходите мимо ребенка, который раскрашивает самую маленькую тыкву на рабочем листе в зеленый цвет (не самую большую), вы не сможете определить, понимает ли ребенок разницу в размере или еще не знает свои цвета.