Разное

Детский стресс: Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним | Материнство

Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним | Материнство

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Стресс у ребенка. Фото - фотобанк Лори Стресс у ребенка. Фото — фотобанк Лори

Содержание

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

На что ещё обратить внимание?

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом. 

Как помочь ребёнку справиться со стрессом?

Способ 1: игра

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2: искусство

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3: шалости

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Дата публикации 10.03.2019
Автор статьи: Яна Перепечина

Что такое детский стресс и как с ним бороться

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая

.

Что такое детский стресс?

Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

Как понять, что ребенок испытывает стресс?

Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать.

Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное, советует Ирина Долгая: «Во-первых, все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение. Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись. Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться.

Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

В любом случае — сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами. Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

Причины детского стресса

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с

детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

Стресс у ребенка в дошкольном возрасте

Стресс у ребенка в дошкольном возрасте. В современном мире от факторов стресса не защищен никто, включая и детей. Они так же переживают стрессы по разным причинам: он чаще связан с возрастом ребенка и отношениями в его семье. Малыш не способен противостоять стрессу, потому родители должны помогать ему в этом. Не стоит оставлять дитя наедине с их проблемами, поскольку эмоционально изолированные дети, лишенные поддержки взрослых, не могут преодолеть сложности стрессовых ситуаций, полноценно побороть ее.

В дошкольном возрасте малыши глубже нуждаются в любви, внимании и поддержке близких людей. Они с трудом контролируют свою жизнь, поэтому пока не имеют навыков решать входящие в их мир из жизни взрослых трудности.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Детский стресс — это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка.

Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины:
  • Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.
  • Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.
  • Внутренние переживания и приобретенные страхи.
  • Нагрузка от компьютера или телевизора.
  • Травмы, фобии и физические недостатки.

У новорожденных и детей до 2 лет: у новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом

У дошкольников: как правило – это первый конфликт с социальной средой. До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью. Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно.

Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.

У детей младшего школьного возраста: у ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

Признаки стресса у дошкольников:

  • Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим.
  • Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком).
  • Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть.
  • Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин.
  • Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.
  • Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.
  • Появившиеся дефекты речи.

Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста

  • Быстро устают.
  • Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.
  • Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.
  • По ночам преследуют кошмары.
  • «Впадание в детство».
  • Перепады настроения без видимых причин.
  • Повышенная озабоченность своим здоровьем.
  • Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.

Профилактика стресса:

  • Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.
  • Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним
  • Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности.
  • Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет.

Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине.

Хорошей мерой профилактики стресса является общение.

Стараться, как можно больше, разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями.

Если ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорить с ним об этом постараться объяснить ему, что он находится в полной безопасности

Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста.

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе.

Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими и не оказывать на него психологического давления.

Борьба со стрессом:

  • Обязательные ежедневные прогулки.
  • Хорошее питание.
  • Соблюдение режима дня.
  • Общение с родственниками и друзьями.
  • Физические нагрузки.
  • Обращение к психологу.
  • Расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа.

Последствия стресса у детей:

  • Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью.
  • Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.
  • Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы  базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств
  • Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности. этот период связан с некоторым снижением контактности и потребности в общении.
  • Невыплаканное горе. Ребенок начинает переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгораживается от окружающих и замыкается в себе, или прибегает к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению.

Лечение детского стресса:

  • Терапия игрой.
  • Семейная терапия.
  • Медикаментозная терапия (в крайнем случае).

Поделиться в соц. сетях

Стресс у детей 🍼 причины, влияние на организм, лечение

Стресс у детей — широко распространенное явление, не только затрагивающее психику ребенка, но и влияющее на физическое здоровье и функционирование всех систем и органов. Это состояние появляется в моменты резкого изменения окружающей обстановки, психоэмоционального окружения, после резких изменений в сформировавшейся жизни.

Причины и симптомы стресса у подростков и детей дошкольного возраста

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

Лечение стресса у детей

В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.

Для нормализации психического состояния прописываются различные препараты успокаивающего действия: настойка валерианы или пустырника. Для улучшения обменных процессов в головном мозге назначают ноотропные препараты.

Детский стресс эффективно лечится с помощью массажа шеи и плеч, хвойных ванн и ванн с морской солью, а также с помощью электросонтерапии.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

помощь ребенку со стрессомПри решении вопроса о том, как снять стресс у ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется обратить внимание на:

  • гигиену сна;
  • здоровое питание;
  • регулярные физические упражнения;
  • прием витаминно-минеральных комплексов.

Регулярная физическая нагрузка по утрам и в течение дня снимает нервное и психическое напряжение, укрепляет нервную систему. Достаточно заниматься 30-40 минут 3-6 раз в неделю. Важно избегать тренировок на голодный желудок (за исключением легкой разминки) и по прошествии 1,5 часа после последнего приема пищи.

В вопросах питания важно наладить полноценное обеспечение детского организма достаточным количеством витаминов и минералов. У детей, часто подверженных нервным расстройствам, в организме не хватает магния. Нехватка магния, независимо от раздражителей, резко усиливает депрессивные состояния, перевозбуждает нервную систему.

Для восполнения магния рекомендуется употреблять продукты с повышенным содержанием витамина В6, способствующего усвоению этого микроэлемента. Также рекомендуется снизить содержание поваренной соли в пище, так как соль снижает содержание магния в продуктах питания. Поваренную соль при желании можно заменить морской.

Настоятельно рекомендуется ввести в рацион ребенка витаминно-минеральные комплексы, содержащие магний и витамин В6. Это особенно важно в холодное время года, когда наблюдается сезонное снижение содержания магния в детском организме.

Последствия влияния стресса на организм подростка и дошкольников

Подростковый стресс негативно сказывается на состоянии нервной системы и влияет на общее здоровье ребенка, вызывает развитие нарушений сна, бессонницы, приводит к нервным расстройствам. Во взрослой жизни это может вызвать нарушения в развитии речи, заболевания кожи, сердечно-сосудистые болезни.

Статья мне нравится1Статья не нравится

Как уберечь нервную систему ребенка от стрессов

Далеко не каждый родитель может списать особенности детского поведения на стресс. Как определить, что у ребенка начался стресс? Что делать? Об этом мы узнали у экспертов.

Как рассказывает детский невролог, педиатр, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова Лусине Хачатрян, если раньше повышенная тревожность и фобии у детей встречались не так часто, то в наш век высоких скоростей они стали уже привычным явлением.

Детские стрессы могут вылиться в самые разные заболевания. В первую очередь подверженные нервным нагрузкам дети гораздо чаще (в 2–3 раза) сверстников болеют ОРВИ. Ведь стресс воздействует на все органы и системы, стимулирует центральную нервную систему вырабатывать чрезмерные количества гормонов кортизола и норадреналина. При небольшом стрессе кортизол создает защиту, но если его слишком много, он начинает разрушать органы, запуская аутоиммунные процессы, что в конечном итоге снижает иммунитет. «Недавно наши коллеги из Самары провели исследование среди детей, заболевших ОРВИ. Оказалось, что чем тяжелее у них протекала инфекция, тем выше у них был уровень норадреналина и кортизола», — говорит профессор кафедры педиатрии РМАПО Ирина Холодова.

Поэтому, конечно, со стрессом, которому дети подвержены не меньше взрослых, нужно бороться — чтобы впоследствии избежать серьезных осложнений. Между прочим, даже малыши могут испытывать нервные перенапряжения — в основном на фоне различных физиологических изменений в организме и непривычных внешних условий. Причиной таких стрессов могут быть переезд, болезнь, разлука с мамой, прорезывание зубов, поход в поликлинику, смена климата или обстановки вообще, посещение детсада…

Как проявляется детский стресс? Ребенок становится излишне возбудимым, у него нарушается сон, появляются проблемы с аппетитом, он плачет больше, чем обычно, становится суетливым, иногда агрессивным, в некоторых случаях появляется нервный тик. Если вы заметили за своим ребенком такое, нужно обратиться к детскому неврологу.

Как бороться с детским стрессом? Существует немало способов, которые позволят вам пережить эту ситуацию и сохранить здоровье ребенка в будущем.

Первое. Очень важно соблюдать режим дня. В первую очередь режим сна и бодрствования. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры. Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) А вот телевизор лучше отключать по возможности насовсем. Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.

Второе. Очень важно давать понять ребенку, что он находится в безопасности, что его близкие люди всегда рядом и готовы помочь. Это вовсе не значит, что вы должны находиться с ним неотлучно. Но пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы обнять своего малыша, подержать его за руку, сказать ласковое слово.

Третье. Если ребенку предстоит смена обстановки (переезд, поход в детский сад, отпуск), его нужно приготовить к этому заранее. Постоянно рассказывать о том, что ждет его. Однако если вы понимаете, что с переменой обстановки ваш ребенок вдруг стал агрессивен, с этим помогут справиться закаливание и водные процедуры. Отличный эффект дает и модная ныне энимал-терапия (то есть общение с приятными животными).

Четвертое. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры — они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.

Пятое. Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр. Вот основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность. Роль правильного режима дня, в который входят не только подъем и отход ко сну в одно и то же время, включая выходные, но и завтрак, обед и ужин по расписанию, играет очень большую роль. Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом.

Шестое. В период стресса очень важно обеспечить организм витаминами. Посоветуйтесь с педиатром, какой витаминный комплекс подойдет именно вашему малышу в зависимости от его индивидуальных особенностей. Кроме того, детям подойдут гомеопатические препараты от стресса, которые одновременно устраняют и психоэмоциональные, и физические проявления стресса. Кстати, исследования, проведенные на кафедре детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова, показали, что 87% детей с фобиями, нарушениями коммуникации и повышенной тревожностью прекрасно выздоравливали на гомеопатическом лечении.

Седьмое. Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков.

Восьмое. Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. К ним относятся бег, велосипед, лыжи, теннис, танцы, плавание. Кстати, исследователи из Университета Миссури (США) обнаружили, что всего полчаса интенсивных занятий любым спортом значительно снижают уровень стресса. Ведь физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.

Девятое. Дыхательная гимнастика — еще один эффективный способ борьбы с паническими состояниями и стрессом. Она поможет не только «усмирить» эмоции, но и обеспечит прилив кислорода к головному мозгу. Полезна она и взрослым, и детям. Вот одно из действенных упражнений: закройте глаза и начинайте дышать очень медленно и глубоко. Выдох при этом должен быть в 2–3 раза продолжительнее, чем вдох. Выдыхать нужно через слегка сжатые губы, словно вы дуете на ложку с горячей кашей. Такую гимнастику можно превратить для ребенка в увлекательную игру.

В любом случае каждый детский стресс требует консультации с врачом. И, конечно, предельной внимательности со стороны взрослых.

Стресс заразнее вируса? Как мы делаем детей тревожными. Стресс у детей

Содержание:

Как ваши дети переносят недели самоизоляции? Радуются, что не надо ходить в школу, или переживают из-за невозможности гулять, общаться с друзьями? Их настроение чаще ровное, позитивное или подавленное? Как вы думаете, от чего это зависит?

тревога у детей

Наше беспокойство передается детям. Когда мы не испытываем чрезмерного стресса, не волнуемся, не злимся и не чувствуем себя уставшими, у нас гораздо лучше получается успокаивать младенца, справляться с проблемами поведения у дошкольников реагировать на недостатки подростков, и при этом не вести себя импульсивно и не говорить обидных вещей. Недавнее исследование показало, что, помимо демонстрации ребенку любви и привязанности, лучшее, что вы можете сделать для него, — справляться с собственным стрессом1.

Ваши дети – одуванчики или орхидеи?

Начнем с плохой новости: тревога имеет свойство переходить от одного родственника к другому. У 50% детей, родители которых страдают от тревожных расстройств, тоже развиваются тревожные расстройства.

Однако дети приходят в мир с разной восприимчивостью к тревоге. Одним она не передается — таких ученые называют «одуванчиками». Подобно цветкам одуванчика, они довольно невосприимчивы к окружающей среде. Другие дети — «орхидеи» с очень высокой биологической чувствительностью к ситуации и окружению. Они особенно восприимчивы к родительским методам воспитания. Им хорошо в спокойной и заботливой обстановке и плохо, когда взрослые держат их в эмоциональном напряжении.

Передачу тревоги от нас к младшим членам семьи изучает в том числе эпигенетика — наука о том, как опыт влияет на гены, то есть включает или отключает их. Таким образом, хотя дети от рождения могут обладать некоторой генетической предрасположенностью, требуется еще и опыт, чтобы «включить» определенные гены, вызывающие тревогу или депрессию. Как же «включаются» проблемные гены?

Стресс «из вторых рук»

Есть люди, одно только присутствие которых заставляет нервничать. Для взрослых это может быть начальник-самодур, родственник-перфекционист или постоянно паникующий коллега. У детей и подростков таким человеком бывает строгий учитель, друг, который переживает из-за каждого домашнего задания, или м-м-м… вы.

Стресс заразен, как эмоциональный вирус. Это может показаться странным, но есть немало свидетельств того, что ученые называют «заражение стрессом». Подобно простуде или чуме, стресс распространяется по замкнутой популяции, поражая и заражая всех на своем пути. Любой знает, что один член семьи может разносить волнение по дому, пока не начнут раздражаться все остальные2.

Еще с внутриутробного периода жизни дети подвержены влиянию окружающей среды и восприимчивы к нашему стрессу. Но стресс «из вторых рук» продолжается и дальше: когда родители переживают из-за математики, их дети, скорее всего, тоже будут из-за нее переживать, но только в том случае, если беспокойные родители часто помогают с домашним заданием по этому предмету3.

Как же это происходит? Где или как «заражает» нас этот вирус?

Во-первых, область мозга под названием миндалина ощущает угрозу и чувствует тревогу, страх, гнев и разочарование окружающих. Она улавливает страх и беспокойство даже в запахе пота людей, испытывающих стресс.

Во-вторых, в префронтальной коре мозга есть так называемые зеркальные нейроны. Благодаря им дети учатся через наблюдение за другими, но и улавливают тревогу своих родителей. Они буквально отражают то, что видят, и этот процесс начинается в младенчестве. Так, новорожденные дети, родители которых испытывают стресс, чаще плачут и ведут себя более беспокойно, чем дети тех родителей, кто не волнуется и уверен в себе.

стресс у детей

Дети видят, что вы чувствуете, даже если вы этого не хотите. Они воспринимают эти чувства, даже если вам кажется, что вы их не проявляете, и тоже начинают испытывать те же эмоции. При этом дети — отличные наблюдатели, но крайне плохие толкователи. Например, дочь Неда Кэти всегда считает, что, если люди рядом с ней злятся, значит, они злятся на нее. Она — классический ребенок-орхидея.

Мы часто стараемся не рассказывать детям слишком много и не обременять их эмоциями, с которыми они не готовы справиться. Но, что бы вы ни говорили ребенку, помните о его способности чувствовать ваши эмоции и о его страхе, неуверенности и сомнениях. В отсутствие какого-либо объяснения люди склонны придумывать собственное толкование, и часто придуманные детьми истории тревожнее, чем правда.

В одной из семей, с которыми работал Нед, у матери обнаружили рак. Родители хотели, чтобы Нед знал об этом, так как теперь они, скорее всего, не смогут уделять столько же внимания, как прежде, их шестнадцатилетней дочери Айзе, склонной к приступам тревоги. Маме нужно было заниматься своим лечением, а папе — поддерживать маму, заботиться о младшей дочери и выполнять другие обязанности, которые маме пришлось на какое-то время отложить.

«Только не говорите Айзе, — сказали они. — Мы не хотим, чтобы она волновалась». Нед какое-то время думал над этой просьбой, прежде чем вернуться к вопросу и выразить обеспокоенность тем, что Айзе почувствует их переживания. Всю свою жизнь она читала их лица. Это территория, прекрасно ей знакомая. Разве она могла не заметить перемену? Что подумает Айзе, если почувствует, что что-то не так, а родители будут клясться, что все хорошо? Что близится развод? Что они сердиты на нее? Сложно сказать.

В конце концов родители Айзе рассказали ей о болезни мамы. Зная, что происходит, и понимая характер лечения, Айзе стала менее неуверенной и успокоилась. Кроме того, Айзе могла что-то делать. Она помогала маме и папе, выполняя несколько обязанностей и отвозя сестру на тренировки, когда родители не успевали.

Рак по-прежнему страшил, и, хотя сейчас болезнь в стадии ремиссии, она всегда будет частью их жизни, внося неопределенность, от которой они никогда не смогут избавиться. Но откровенность помогла им всем. Не деля правду надвое — на ту, что родители оставляли при себе, и ту, что говорят детям, — семья стала единым целым, вплоть до уровня зеркальных нейронов.

Критикуем ребенка – включаем гены тревоги

Второй способ непреднамеренно «включить» гены тревоги в ребенке — ваше поведение. Предположим, ваша тревога в большей степени носит социальный характер -то есть вы испытываете сильный страх быть подвергнутым подробному разбору и негативно оцененным другими членами общества. Исследование, проведенное в Университете Джона Хопкинса, показало, что родителям, страдающим от подобной формы тревожного расстройства, трудно проявлять тепло и ласку, они более критичны и, как правило, выражают больше сомнений в способностях своих детей. Они более склонны к чрезмерному контролю и с меньшей вероятностью предоставляют детям самостоятельность, а такое поведение, как известно, лишь повышает тревожность у детей4.

Обычно мама или папа тихо плачут, когда обсуждают трудности своего ребенка, а затем говорят: «Я просто хочу, чтобы он был уверен в себе». В таком случае Билл дает родителям носовой платок и, дождавшись, пока утихнут эмоции, замечает: «Трудно помочь Роберту (или Тиму, или Джуди) почувствовать уверенность в себе, если мы сами настолько сильно тревожимся за него (нее)». Это разумно. Если мы не можем принять наших детей такими, какие они есть, почему же мы ожидаем, что они себя примут?

Спокойствие тоже заразно

Так же как дети отражают наш стресс, они могут отражать и наше спокойствие. Вы наверняка знакомы со спокойными людьми, всегда излучающими ауру благодушия и способными сохранять самообладание, философски воспринимая беспорядок в окружающем их мире. Именно к ним вы обращаетесь в кризис, их присутствия вы жаждете, когда ощущаете себя на взводе, потому что они каким-то образом помогают вам успокаиваться.

Одна из причин, почему мы это знаем, состоит в том, что мы сами обеспечиваем такое успокоительное присутствие многим нашим клиентам. Мы как будто говорим: «Давай я заберу это. Я могу с этим справиться. Тебе это больше не нужно». Один отец сказал Биллу: «Когда я в прошлый раз вышел из вашего кабинета, мне было так спокойно. Я посмотрел на жизнь Джилл под позитивным углом. Но не прошло и часа после отъезда, как я поговорил с кем-то из родителей из школы Джилл, и моя тревога снова усилилась».

Чтобы сделать дом надежным убежищем, нужно помнить, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша, и проблемы ребенка — это проблемы ребенка, а не ваши. Когда родители отделяют свое счастье от счастья своих детей, когда они понимают, что мама может быть довольной и спокойной, даже если ее двенадцатилетний ребенок чем-то расстроен, родителям становится легче предложить поддержку, в которой так нуждаются дети.

О том, как обеспечить успокоительное присутствие в жизни ребенка – в следующий раз.

1 Raichle Marcus E. et al. A default mode of brain function // Proceedings of the National Academy of Sciences 98. No. 2. 2001. P. 676–682. doi: 10.1073/pnas.98.2.676.
2 Niemiec Christopher, Ryan Richard M. Autonomy, Competence, and Relatedness in the Classroom: Applying Self-Determination Theory to Educational Practice // Theory and Research in Education 7. No. 2. 2009. P. 133–144. doi: 10.1177/1477878509104318.
3 Rovelli Carlo. Seven Brief Lessons on Physics. New York: Riverhead Books, 2016. P. 3–4.
4 Cox Adam J. Th e Case for Boredom // New Atlantis 27. Spring 2010. P. 122–125.

что нужно знать родителям, чтобы помочь ребенку

Стрессы у малышей

Стрессы у самых маленьких могут возникнуть на фоне болезни, разлуки с мамой, первых посещений врачей, посещения детского сада, смены климата или часового пояса. Если у вашего малыша проблемы с аппетитом, беспричинная плаксивость, чрезмерная суетливость, нарушение сна или гиперактивность, то высока вероятность, что у него нервное перенапряжение.

Чтобы решить эту проблему, необходимо:

  • Следить за режимом сна и бодрствования. Чем младше ребенок, тем дольше он должен спать.
  • Если у малыша беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения, спокойные игры и творческие занятия.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности — ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К любым переменам малыша нужно готовить заранее, особенно к таким серьезным, как поход в детский сад.
  • Если малыш ведет себя агрессивно, его можно привлечь к спорту. Также эффективным методом является общение с животными — пет-терапия.

Стрессы у детей младшего школьного возраста

Стресс у ребят, которые только пошли в школу, — это реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую они не могут контролировать самостоятельно.

В первые месяцы учебы уклад жизни детей, к которому они уже успели привыкнуть, радикально меняется. Это нередко приводит к постоянным переживаниям и стрессу, ведь у ребенка появляется много новых обязанностей, режим дня становится более жестким.

Среди основных симптомов стресса у ребят школьного возраста: повышенная утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, замкнутость, заикание — беспричинная раздражительность.

Советы, благодаря которым можно победить детский стресс:

  • Помогите ребенку нормализовать режим дня — ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Перед сном школьнику рекомендуется принимать теплый, но не горячий душ.
  • Важно и правильное питание, а также прием детских витаминных комплексов.
  • Старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним.
  • По возможности обсуждайте проблемы.
  • Чтобы снять умственное перенапряжение, рекомендованы регулярные физические нагрузки, например, танцы, плавание или спортивные игры.
, как стресс влияет на детей (и что родители могут с этим поделать) Ежегодное исследование «Стресс в Америке» Психологической ассоциации.

Это не следует воспринимать легкомысленно, потому что дети платят высокую цену за стресс, который часто игнорируется или остается незамеченным родителями и опекунами.

На самом деле, сильный стресс может даже привести к тому, что дети лишатся жизни.Национальный центр статистики здравоохранения CDC обнаружил в 2016 году, что число самоубийств заняло секунд после в числе основных причин смерти среди молодых людей в возрасте 10-24 лет. Конечно, стресс не единственная причина, но его роль в современном обществе, безусловно, играет свою роль.

Многие дети проявляют признаки стресса, но родители не могут их распознать. Это беспокоит, потому что хронический стресс, если его не лечить, может привести к множеству психологических и физических проблем.

Важно, чтобы родители сделали себя доступными для своих детей и заранее предупредили их, что с ними можно связаться, если что-то не так.

Это также помогает узнать, как выглядит, когда ваш ребенок или подросток обеспокоены тем, что происходит в их жизни, поэтому вы можете активно вовлекаться и общаться с ними, пока не стало слишком поздно.

Стресс — это прежде всего функция экстремальных требований, предъявляемых к человеку, и их неспособность удовлетворить эти требования. Для детей эти требования могут исходить от родителей, других членов семьи, друзей, школы или даже изнутри.

Стресс также может быть вызван физическим или сексуальным насилием, травмирующими событиями или небрежным воспитанием детей.

Вот несколько советов, чтобы определить возможные признаки стресса у маленьких детей. Взрослые могут захотеть обратить внимание на эти признаки и решить, нужно ли им помочь или вмешаться.

1. Отрицательные изменения в поведении

Маленьким детям трудно распознать и сформулировать, когда они испытывают стресс. У большинства детей стресс может проявляться в поведенческих изменениях. Многие дети разыгрывают и становятся раздражительными. Они могут отказаться от занятий, которыми они ранее наслаждались.Они могут испытывать беспокойство в школе и отказываться от участия.

У подростков предупреждающие знаки могут включать враждебность по отношению к членам семьи. Они могут также избегать семейных встреч и даже внезапно бросить старые давние дружеские отношения в пользу новых.

Некоторые из этих негативных поведений могут не всегда указывать на то, что они подвержены стрессу, так как раздражительность часто встречается у подростков, но они часто намекают на то, что что-то не так.

2. Они пытаются общаться, используя слова, которые они знают

Поскольку дети не понимают стресса, они могут попытаться передать его устно, используя знакомые им слова, такие как angry , confused , обеспокоен , и т.п.Они также могут опускаться, говоря, что они «глупы» и чувствуют себя социально изолированными.

Родители маленьких детей должны слушать то, что они говорят, и общаться с ними любящим и поддерживающим способом, чтобы выяснить, происходят ли эти слова из места стресса.

3. Они часто чувствуют себя больными

Стресс может физически проявляться как у взрослых, так и у детей. Если ребенок часто жалуется на боли в животе или головные боли, стоит проверить, находятся ли они в состоянии стресса.

Конечно, отведите ребенка к врачу, чтобы проверить, является ли причина действительно физической, но если симптом

.
Стресс в детстве: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

Стресс может быть реакцией на негативные изменения в жизни ребенка. В небольших количествах стресс может быть хорошим. Но чрезмерный стресс может повлиять на то, как ребенок думает, действует и чувствует.

Дети учатся реагировать на стресс по мере их роста и развития. Многие стрессовые события, с которыми может справиться взрослый, вызовут стресс у ребенка. В результате даже небольшие изменения могут повлиять на чувство безопасности и защищенности ребенка.

Боль, травмы, болезни и другие изменения являются стрессорами для детей.Стрессоры могут включать в себя:

  • Беспокойство по поводу школьной работы или оценок
  • Обязанности по манипулированию, такие как школа и работа или спорт
  • Проблемы с друзьями, издевательства или давление со стороны сверстников
  • Смена школ, переезд или решение жилищных проблем или бездомность
  • Наличие негативных мыслей о себе
  • Пересадка тела у мальчиков и девочек
  • Видя, как родители переживают развод или развод
  • Проблемы с деньгами в семье
  • Жизнь в небезопасном доме или районе

ПРИЗНАКИ Неразрешенный стресс у детей

Дети могут не осознавать, что у них стресс.Новые или ухудшение симптомов могут привести к подозрению родителей на повышение уровня стресса.

Физические симптомы могут включать:

  • Снижение аппетита, другие изменения в привычках питания
  • Головная боль
  • Новое или рецидивирующее ночное недержание мочи
  • Кошмары
  • Нарушения сна
  • Расстройство желудка или неясные боли в животе
  • Другие физические симптомы без физического болезнь

Эмоциональные или поведенческие симптомы могут включать в себя:

  • Тревога, беспокойство
  • Невозможно расслабиться
  • Новые или повторяющиеся страхи (боязнь темноты, боязнь одиночества, боязнь незнакомцев)
  • Прилипание, нежелание вырваться из поля зрения
  • Гнев, плач, нытье
  • Невозможно контролировать эмоции
  • Агрессивное или упрямое поведение
  • Возвращаясь к поведению, присутствующему в более молодом возрасте
  • Не хочет участвовать в семейных или школьных мероприятиях

, КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ

Родители могут помочь детям отреагировать на стресс здоровым образом ,Ниже приведены некоторые советы:

  • Обеспечить безопасное, надежное и надежное жилье.
  • Семейные процедуры могут быть утешительными. Семейный ужин или вечер кино может помочь снять или предотвратить стресс.
  • Будь образцом для подражания. Ребенок смотрит на вас как на образец для здорового поведения. Делайте все возможное, чтобы держать свой собственный стресс под контролем и управлять им здоровыми способами.
  • Будьте внимательны, какие телевизионные программы, книги и игры смотрят, читают и играют маленькие дети. Новостные передачи и жестокие шоу или игры могут вызвать страх и беспокойство.
  • Держите вашего ребенка в курсе ожидаемых изменений, таких как работа или переезд.
  • Проведите спокойное, расслабленное время со своими детьми.
  • Учись слушать. Слушайте своего ребенка, не критикуя его и не пытаясь решить проблему сразу же. Вместо этого работайте со своим ребенком, чтобы помочь ему понять и решить то, что его расстраивает.
  • Создайте у своего ребенка чувство собственного достоинства. Используйте поддержку и привязанность. Используйте награды, а не наказание. Постарайтесь вовлечь вашего ребенка в деятельность, в которой он может добиться успеха.
  • Предоставьте ребенку возможность делать выбор и контролировать свою жизнь. Чем больше ваш ребенок чувствует, что он контролирует ситуацию, тем лучше будет его реакция на стресс.
  • Поощрять физическую активность.
  • Распознайте признаки нерешенного стресса у вашего ребенка.
  • Обратитесь за помощью или советом к врачу, консультанту или терапевту, если признаки стресса не уменьшаются или не исчезают.

КОГДА ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

Поговорите с провайдером вашего ребенка, если ваш ребенок:

  • становится замкнутым, более несчастным или подавленным
  • Испытывает проблемы в школе или общается с друзьями или семьей
  • не в состоянии контролировать их поведение или гнев
.

Как стресс влияет на вашего ребенка

Стресс! Вредно для тела! Плохо для мозга! Мы просмотрели статьи, посмотрели 11-часовые репортажи о «молчаливом убийце» и пожаловались друзьям и близким на то, насколько мы напряжены. Хотя мы все знаем, что стресс у взрослых может привести к серьезным заболеваниям, таким как язвы и гипертония, мы не связываем эти заболевания с детьми.

Но исследования показывают, что дети с хроническим стрессом и платят высокую цену.На самом деле, они подвергаются риску когнитивного повреждения, потому что их мозг еще не полностью развит.

Множество статистических данных показывают, что американские дети действительно испытывают стресс на новых уровнях: число самоубийств среди подростков увеличилось в четыре раза с 1950-х годов; только 36 процентов учеников 7-х классов согласились с утверждением «я доволен своей жизнью»; а в последнее десятилетие использование лекарственных средств для лечения эмоциональных расстройств выросло на 68 процентов для девочек и 30 процентов для мальчиков.

Древний ответ на новые проблемы

Чтобы понять, с чем сталкиваются дети, полезно понять физиологическое воздействие стресса на мозг.

Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (над стволом мозга) выделяет гормон, который устремляется в соседний гипофиз. Затем гипофиз мобилизует выработку второго гормона, который плавает через кровоток в надпочечники над почками. Надпочечники активируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает кровяное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, поднимая мышечную силу ребенка и и повышая болевой порог.

Так что с этим не так, интересно? Разве это не поможет детям быстрее и лучше учиться между увеличением памяти и повышенным болевым порогом? Отнюдь не. Наша стрессовая реакция «сражайся или беги» разработана для чрезвычайных жизненных ситуаций. Несколько лет назад физиологическая реакция на стресс позволила нам избежать (или сражаться) палеолитических зверей, позволив нам одержать победу над опасностями, которые длились около тридцати секунд.

К сожалению, современные проблемы и проблемы, наглядно демонстрируемые 13-летним школьным образованием, ожидаемым от каждого ребенка в нашей стране, не так быстро распутываются.Они требуют долгосрочной сосредоточенности и стойкости — того, что может подорвать стресс.

Ваш ребенок попал в крысиные бега?

Что происходит, когда мозг испытывает стресс — не на несколько секунд, а год за годом? Гормоны стресса в конечном итоге наводняют наши тела в течение дней, недель, месяцев. Исследования показывают, что кортизол, в частности, жует мозг, если он долго там задерживается. Когда лабораторным крысам в Израиле, Германии, США, Китае и Италии ежедневно в течение нескольких недель давали крысиный кортизол, он убивал клетки мозга в области их гиппокампа, оставляя их в депрессии, беспокойстве, страхе, незрелости, нуждающихся и неспособных к обучению. новое поведение (например,грамм. застрял в той же старой «крысиной гонке».

Хронический стресс влияет на мозг и другими способами.

В Почему зебры не получают язву , Роберт М. Сапольский, профессор психологии Стэнфордского университета, перечислил множество способов нарушения функций головного мозга при хроническом стрессе: «Нейроны гиппокампа больше не работают» «Нейронные сети отключаются», «рождение новых нейронов тормозится», и «нейроны гиппокампа подвергаются опасности». Перевод: мозг при хроническом стрессе будет испытывать трудности при изучении новых вещей и передаче нового материала в память.

В исследовании, проведенном в 2006 году, исследователи из Университета штата Аризона отметили, что длительный стресс увял дендритов (ветвей нейронов) в гиппокампе и уменьшал длину дендритов и количество ветвей. Дендриты обеспечивают путь, по которому происходит новое обучение, а повреждение гиппокампа (центральное место в функционировании памяти) ведет непосредственно к ухудшению обучения.

Многие виды стресса влияют на вашего ребенка

Ничто из этого не полезно для мозга взрослого человека, но быстро развивающийся мозг детей с дендритами, исчисляемыми миллионами, особенно уязвим для разрушительного действия кортизола.Исследование за исследованием показало, что дети, которые подвергаются чрезвычайно стрессовым ситуациям — из-за насилия в семье или телесных наказаний — имеют значительно более низкий IQ, чем дети, не подвергшиеся таким травмам.

Но новые исследования показывают, что не только экстремальные виды стресса могут повлиять на способность детей учиться и думать. В 2009 году ученые Политехнического института и Университета штата Вирджиния обнаружили, что дети, подверженные «домашнему хаосу», имеют более низкий IQ и больше проблем с поведением.Совместное исследование, проведенное Гарвардской медицинской школой / больницей Маклина и Католическим университетом Кореи в 2009 году, показало, что у детей, которые подвергались словесным оскорблениям со стороны матери, был понижен вербальный IQ и меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на учебу, координируя общение между различными областями мозга.)

Стресс: он ловит

Достаточно ли для родителей содержать дом в порядке, избегать шлепков (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений ? Это, конечно, целесообразно, но эксперты предполагают, что этого может быть недостаточно для защиты вашего ребенка от утечки умов в домашних условиях.Уровень стресса у родителей может повлиять на познавательные способности их детей, потому что напряжение «заразно», объясняет Дэвид Код, автор книги « Kids Pick Up On Everything: как родительский стресс токсичен для детей ». Коул утверждает, что в экстремальных обстоятельствах родительский стресс может ослабить развитие мозга ребенка.

Джон Медина, автор «Мозговых правил: 12 принципов выживания и процветания на работе, дома и в школе» перекликается с этим мнением: «Эмоциональная стабильность дома является единственным величайшим предиктором академического успеха.Если вы хотите, чтобы ваш ребенок попал в Гарвард, отправляйтесь домой и полюбите своего супруга.

Родители могут сделать все возможное, чтобы защитить своих детей от стресса, но иногда жизненные повороты делают стресс неизбежным. К счастью, эксперты говорят, что они не призывают родителей укрывать своих детей в пузыре без стресса.

Можете ли вы вылечить стресс с помощью большего стресса?

Вместо этого, говорят они, хорошо подвергать детей нужным видам стресса и учить их способам борьбы с потенциально вредными видами.

«Не все стрессы плохие», — утверждает Стивен Финкбейнер, профессор неврологии и физиологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. «Акт« обучения »является своего рода стрессом для мозга, но такого рода психическое напряжение может быть хорошим… [оно] может привести к выработке факторов, поддерживающих здоровье нейронов и образование синапсов».

Также важно отметить, как утверждают эти эксперты, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. «Эффекты стресса — это не« повреждение мозга », а обратимые или излечимые», — утверждает Брюс Макьюен, исследователь нейроэндокринологии в университете Рокфеллера.

Мощное противоядие

Лекарство? Все эксперты, с которыми связывались GreatSchools, похоже, согласились. «Упражнения», — говорит Макьюен, указывая на исследования, в которых утверждается, что физическая активность стимулирует рост гиппокампа, а групповые упражнения (например, командные виды спорта, такие как футбол и такие игры, как тег) способствуют развитию нейронов.

Медина соглашается: «Упражнения — одно из лучших средств, которые дети могут сделать для борьбы со стрессом. Это увеличивает создание нейронов, выживание и устойчивость к повреждениям и стрессу ». Моника Р.Флешнер, доктор философии, интегративный физиолог из Университета Колорадо, также соглашается, объясняя, что «поддержание регулярной физической активности является одним из способов содействия как стрессоустойчивости, так и стрессоустойчивости».

Это имеет смысл, не так ли? Несколько лет назад наши предки смело реагировали на опасность, используя ответ «сражайся или беги». После этого они отпраздновали свою победу танцами сердечно-сосудистой системы и грудью. Танцы в лунном свете не нужны для того, чтобы ослабить утомленный мозг вашего ребенка, но физические упражнения в его бесчисленных формах остаются лучшим средством снятия напряжения для потомков человечества.

Поделиться на Pinterest

Обновлено: 4 мая 2020 г.

,

токсический стресс

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового ребенка. Когда нам угрожают, наши тела готовят нас к ответу, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол. Когда системы реагирования на стресс у маленького ребенка активируются в среде поддерживающих отношений со взрослыми, эти физиологические эффекты блокируются и возвращаются к исходному уровню. Результатом является развитие здоровых систем реагирования на стресс.Однако, если стрессовая реакция является экстремальной и длительной, а буферные отношения недоступны для ребенка, это может привести к повреждению, ослаблению систем и архитектуры мозга с последствиями на протяжении всей жизни.

Важно различать три вида реакции на стресс: положительный, переносимый и токсичный. Как описано ниже, эти три термина относятся к воздействию систем реагирования на стресс на организм, а не к стрессовому событию или самому переживанию:

  • Позитивная реакция на стресс является нормальной и важной частью здорового развития, характеризующейся кратким увеличением частоты сердечных сокращений и незначительным повышением уровня гормонов.Некоторые ситуации, которые могут вызвать положительную реакцию на стресс, — это первый день с новым попечителем или иммунизацией.
  • Переносимая реакция на стресс активирует системы оповещения организма в большей степени в результате более серьезных и длительных трудностей, таких как потеря близкого человека, стихийное бедствие или пугающая травма. Если активация ограничена по времени и защищена отношениями со взрослыми, которые помогают ребенку адаптироваться, мозг и другие органы восстанавливаются от того, что в противном случае могло бы иметь разрушительные последствия.
  • Реакция на токсический стресс может происходить, когда ребенок испытывает сильные, частые и / или длительные невзгоды, такие как физическое или эмоциональное насилие, хроническое пренебрежение, злоупотребление психоактивными веществами, связанное с уходом, психическое заболевание, воздействие насилия и / или накопленное бремя семейные экономические трудности — без адекватной поддержки взрослых. Этот вид длительной активации систем реагирования на стресс может нарушить развитие архитектуры головного мозга и других систем органов и повысить риск развития заболеваний, связанных со стрессом, и когнитивных нарушений, вплоть до зрелого возраста.

Когда реакция на токсический стресс происходит непрерывно или вызывается несколькими источниками, это может привести к совокупному снижению физического и психического здоровья человека — на всю жизнь. Чем больше неблагоприятных событий в детстве, тем больше вероятность задержек в развитии и последующих проблем со здоровьем, включая болезни сердца, диабет, токсикоманию и депрессию. Исследования также показывают, что поддерживающие, отзывчивые отношения с заботливыми взрослыми на ранней стадии жизни могут предотвратить или обратить вспять пагубные последствия реакции токсического стресса.

Дополнительное чтение

  • Исследовательская сеть JPB по токсическому стрессу, проект Центра по развивающемуся ребенку, стремится к снижению распространенности нарушений здоровья на протяжении всей жизни, вызванных токсическим стрессом в раннем детстве. Его работа направлена ​​на необходимость разработки строгих, универсальных методов выявления детей младшего возраста и взрослых, которые испытывают токсический стресс.
  • «Борьба с токсическим стрессом», серия статей из нескольких статей, посвященных анализу того, как политики, исследователи и специалисты-практики в этой области переосмысливают услуги для детей и семей, основанные на науке о развитии в раннем детстве и понимании последствий неблагоприятных ранних переживаний и токсического стресса.
,