Разное

Детская зависть – —

Содержание

как распознать, что делать и чем опасна

Как часто ваш ребенок закатывает истерику при виде яркой игрушки в руках у сверстника? Или, еще хуже, ломает чужую вещь и обзывает ее владельца нехорошими словами? Подобное поведение — это не каприз и не баловство. В большинстве случаев оно спровоцировано завистью.

Проявления зависти

Далеко не в каждой ситуации взрослым удается распознать детскую зависть, поэтому плохое поведение малыша они списывают на невоспитанность. «Какой гадкий мальчик! Испортил машинку друга! Не научили тебя родители хорошим манерам», — отчитывает воспитательница нашкодившего ребенка.

Увы, она не понимает причину, побудившую мальчика на такой поступок. Это зависть. Ребенка захлестнули эмоции, в голове замелькали мысли: «Какой классный грузовик! Мне бы такой! Почему у Петьки есть, а у меня нет? Петька дурак! Сейчас я ему устрою!»

Самостоятельно понять причину своего раздражения, контролировать чувства и подавлять последующую реакцию ребенок пока что не умеет. Вот и совершает неблаговидные поступки под действием негативных эмоций.

«На мой взгляд, детская зависть от взрослой ничем не отличается. Разве что она более открытая, откровенная и непосредственная.

Эмоции и чувства, которые дети и взрослые испытывают при зависти, одинаковы. Но внешние проявления при этом разные.

Взрослый научился себя контролировать и может скрыть свою зависть, но у ребенка самоконтроль еще не развит. И если его никак не обучали относительно внешних проявлений зависти, он будет проявлять ее без всякого стеснения. Чем меньше ребенок, тем ярче эти проявления, вплоть до истерики и агрессии», — говорит Виктория Филиппова, специалист в области оценки человеческого потенциала и развития талантов.

В качестве примера эксперт предлагает разобрать несколько ситуации.

№ 1 Зависть вопреки здравому смыслу

В семье празднуют день рождения старшей дочери. Младшая в курсе, что сейчас будут поздравлять сестру, вручать ей подарки, восторгаться ею. Она понимает, что это чужой день рождения, что у нее будет свой, а значит, и ей приготовят кучу подарков.

Но когда вокруг сестры начинают водить хоровод, когда вручают подарки и оказывают всяческие знаки внимания, у младшей девочки случается истерика. 

Отсюда вывод — можно заранее поговорить с ребенком, объяснить предстоящую ситуацию, и он вроде бы все поймет, но проконтролировать спонтанную эмоцию у него не получится.

Для него возникшее чувство зависти схоже с обидой, он думает: «Обидно, что сейчас все достается не мне». И это при том, что подарки, которые дарят старшей сестре, младшей не очень-то и нужны. Так, имениннице вручили мольберт для рисования, а ее сестра этим совсем не увлекается. Просто ей тоже хочется получить подарок, ведь он — знак внимания, символ родительской любви.

№ 2 Зависть, побуждающая к разрушению

Часто зависть приводит к бессознательному или осознанному вредительству. У моего среднего сына большая компания друзей примерно одного с ним возраста (6-8 лет). Как-то дедушка привез нам игрушку — автомат Калашникова из «Детского мира». Очень красивый, как настоящий! А еще саблю, пистолет и военную амуницию.

Мальчишки тут бегают с оружием попроще. Буквально за несколько дней они поломали все новые игрушки моего сына из зависти. Как будто бы нечаянно уронили на камень, как будто бы случайно оторвали ремень, на котором висел автомат.

Но на самом деле таким образом проявилась их зависть. Сработал принцип «У меня такого нет, так пусть и у него не будет!»

Гораздо проще и спокойнее, когда у всех детей все примерно одинаковое: деревянные ружья, пластиковые пистолеты.

Бывает, что зависть проявляется в такой браваде: «Ой, это не модно! Отстой! Это не круто!» Бравирующий ребенок на самом деле очень хочет это иметь, но по какой-то причине не может. Вероятно, родители не считают нужным и полезным покупать ту или иную игрушку, напиток, конфеты. И ребенок, чтобы не показать свои истинные чувства, демонстрирует, что это ему не нужно, и таким образом обесценивает.

Анастасия Мордкович, психолог-педагог, считает, что детская зависть, в отличие от взрослой, проявляется к объекту, который вызвал это чувство.

Взрослые могут завидовать материальному положению конкретного человека, но при этом относиться к нему хорошо. Ребенок же, завидуя игрушке сверстника, будет проявлять по отношению к нему агрессию.

Еще одна особенность детской зависти, по мнению Анастасии Мордкович, — она может распространяться на предмет целиком. Например, ребенок, которого не покатали на пони, говорит: «Ненавижу этих пони!»

Зависть и возраст ребенка

В разные годы жизни дети по-разному проявляют свою зависть. Меняется и предмет зависти. По словам Натальи Фесенко, создателя и руководителя международного института развития будущего, дошкольники буквально «зеркалят» поведение родителей. Поэтому, если вы сами завидуете друзьям или коллегам, будьте осторожны — ребенок может взять с вас пример.

«В основе зависти лежит эмоция гнева. Зависть сигнализирует о желании получить что-то очень значимое. У малышей зависть может принимать форму ревности. Если ребенок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, то старается привлечь внимание к себе. Ребенок, окруженный родительской заботой, без труда переключает свой объект внимания, а не зацикливается на объекте собственной зависти», — говорит Наталья Фесенко.

В школьные годы потребности ребенка трансформируются. Он также нуждается в любви и признании, но теперь еще и ориентируется на сверстников.

Наталья Фесенко отмечает, что в этот период дети начинают завидовать популярности своих друзей и одноклассников. И если это добавить к проблемам, не решенным в дошкольные годы, получается слоеный пирог из зависти и раздражения.

«Ребенок становится тревожным, недовольным, вызывает жалость к себе, а впоследствии вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему, иногда пресекая негативные проявления подобных чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, начинают запрещать, злиться на ребенка. А ребенок не удовлетворяет свою потребность в признании и любви со стороны родителей, при этом напряжение увеличивается», — комментирует эксперт.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Во-первых, поймите, что зависть — это нормальное чувство. Стыдить и ругать за него не нужно. Но и пускать все на самотек — не лучшая идея.

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло. И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает.

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой. Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут. Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт. Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.


— поделитесь с друзьями!


Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

dailybaby.ru

как реагировать? – Семья и дети – Домашний

Детская зависть: как реагировать?Реакция родителей в этих случаях нередко ограничивается увещеваниями: «Завидовать нехорошо», «у тебя все и так есть», а то и «значит, ты еще не заслужил».  Такое отношение лишь усугубляет зависть ребенка. А это недоброе чувство может не только сильно отравлять жизнь, но иногда и толкает на нелицеприятные поступки.

Как правильно реагировать?

Прежде всего, как и любое другое чувство, зависть требует признания и принятия. Для ребенка же зависть еще более естественна, чем для взрослого. Ведь мировосприятие ребенка по своей природе эгоцентрично. Малышу кажется, что мир существует ради него. А если это оказывается не так, ребенок воспринимает такое положение вещей болезненно. Кто-то другой лучше танцует, знает больше стихов, выше прыгает, кому-то другому покупают самую желанную игрушку или угощение  — как же так? Обида за такую несправедливость обращается на обладателей желаемого, оборачиваясь злобой.  

Евгения Лепешова

Психолог

Ругать и стыдить малыша за эти чувства бесполезно, а вот вмешаться в такой ход событий следует, чтобы с взрослением ребенок научился спокойно принимать такие ситуации. Подумайте, что переживает в момент зависти ребенок?

Прежде всего, это сомнение в собственной ценности, ощущение себя обделенным чем-то. «У него есть, а у меня нет», «он умеет, а я нет» – все это трактуется психикой ребенка как «я недостаточно хорош». В этот момент очень важно поддержать в ребенке веру в себя. Чаще всего для этого достаточно просто сместить акценты. Не нужно принижать достижения другого ребенка, лучше напомните своему, в чем же хорош он сам, и скажите о том, что у каждого человека есть свои таланты, обладать же всеми одновременно невозможно.

И, конечно же, нужно учить ребенка использовать чувство зависти в собственных целях, как толчок к развитию. «Завидуешь другу, что он такой сильный? Давай подумаем, как можно добиться того же». Записаться в секцию, перенять опыт друга, просто регулярно заниматься делом, в котором так хочется достичь успеха – с такой зависти нередко начинается путь настоящих мастеров. И в силах родителей помочь ребенку сделать это чувство конструктивным.

Немаловажно и следующее наблюдение. Ребенок, который очень сильно завидует материальным ценностям других, часто страдает от недостатка родительского внимания, заботы и искреннего участия. Механизм прост – ребенок компенсирует игрушками и подарками недостаток внимания, и, видя у другого малыша новую игрушку, жаждет получить тут же такую же в подтверждение родительской любви. Ребенок, который окружен родительской заботой, обычно без труда переключает свое внимание на другой предмет, а не зацикливается на объекте зависти.

Не стоит забывать и о том, что ребенок часто приучается завидовать именно в семье. Если родители постоянно обсуждают между собой, какая замечательная дача у друзей в отличие от собственной, как родственникам удалось пристроить ребенка в такую хорошую школу или же, наоборот, злорадствуют, сравнивая свои успехи с чьими-то еще – все это приучает ребенка именно так смотреть на мир, ревностно сравнивая «свое» и «их» и стараясь выделиться во всем.

Мы сами формируем чувство зависти у ребенка и тогда, когда постоянно сравниваем успехи и качества с успехами и качествами его сверстников. Такой акцент в воспитании неизбежно приводит к тому, что ребенок начинает завидовать реальным и мнимым успехам других детей, недооценивая свои собственные.

Лучшая прививка от зависти – умение быть счастливым и ценить то, что имеешь. «Какой же уютный у нас дом!», «как повезло нам жить в таком красивом месте!», «у нас такая дружная семья» — как часто вы говорите подобные фразы? Учитесь радоваться сами и учите этому своих детей – тогда «черная» зависть обязательно обойдет вас стороной!

domashniy.ru

Что такое зависть, как она проявляется у детей и что делать, если ребёнок завидует

Трудно оставаться спокойным, когда ребёнка одолевает зависть. В эти минуты мы сами испытываем разные чувства и не всегда умеем правильно ответить на поступки детей. Психолог Мария Арсентьева и онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывают о правильном отношении к детской зависти.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Плохих эмоций не бывает

Психологи различают десять эмоций, в числе которых радость, гнев, страх, удивление. Из эмоций, знаний и желаний получаются коктейли чувств. Зависть — чувство, в основе которого эмоция гнева.

Неверно думать, что одни эмоции нужны, а другие нет. Как не делим мы части тела на полезные и вредные, так не стоит разделять и переживания на хорошие и плохие.

Все чувства имеют биологическую основу. А в природе всё целесообразно. Если чувство возникает, значит, оно необходимо, потому что даёт сигнал: « Всё прекрасно» или «Хьюстон, у нас проблемы».

Зависть говорит о желании получить что-то очень значимое. Заметьте, ни взрослые, ни дети не завидуют всему подряд. Кто-то не чувствует себя благополучным без шубы или айфона. Другим для полного счастья не хватает статуса подружки невесты.

Как проявляется зависть в разном возрасте

У маленьких детей зависть принимает форму ревности. Если ребёнок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, он старается привлечь внимание к себе.

Дошкольники ищут признания со стороны родителей. Ребёнку становится важно, чтобы его помощь, поступки и таланты заметили. Мы сами подпитываем зависть, если сравниваем детей с другими: «Вот видишь, Макар всего год занимается в секции, а уже в соревнованиях участвует. Катя уже полы сама моет, а ты даже пыль не протрёшь».

Ребёнок понимает, что хорошее отношение нужно заслужить. Поощрять дела полезно, но когда мы одобряем детей только за труд, они перестают ценить себя. Зависимый от чужих внешних оценок ребёнок чувствует себя хорошим, потому что так считают другие, а не потому что уверен в себе. Без внутренней опоры ему будет трудно пережить неизбежные неудачи во взрослой жизни.

Школьники завидуют популярности сверстников и стараются им подражать: так же одеваться, покупать такие же гаджеты и отдыхать. Если зависть терзает ребёнка в подростковом возрасте, вероятно, он недополучил вашей любви в более ранний период. Чтобы не «потерять» ребёнка, лучше обратиться за помощью к психологу.

У каждого возраста свои нужды. Новая зависть наслаивается на старую и искажает личность. У ребёнка растёт тревога, недовольство и жалость к себе.

Раз у меня этого нет — я хуже того, кто этим обладает

Ребёнок, который постоянно чувствует себя обделённым, вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему «исправиться» и пресекают нежелательные проявления чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, родители забивают энергию зависти. Но любая энергия ищет выхода и находит. Ребёнок становится непослушным и грубым, не понимает, что с ним творится или начинает болеть.

От слов и поступков родителей зависит судьба детской зависти. Мы можем отвергнуть, запретить чувство, а можем показать, как использовать его энергию.

Как помочь ребёнку справиться с завистью

Если вы заметили, что ребёнок завидует, прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете: стыд за ребёнка перед обществом; вину за то, что чего-то недодали ему; злость, что он не соответствует вашим идеалам или страх, что он вырастет завистливым; возможно, раздражение и смятение.

Отделите ваши эмоции от чувств ребёнка. Признайтесь себе в своих страхах и ожиданиях. Подумайте, откуда они взялись и к чему может привести их внезапное проявление. Не ищите виноватых. Поймите, чего вы хотите и как этого достичь.

Когда вы назвали свои чувства, отнеситесь к зависти ребёнка со спокойным интересом. Покажите, что вы его слышите, повторите в ответ: «ты злишься на Кирилла, потому что он спит с мамой и папой, а ты в своей кроватке», «ты тоже хочешь пойти в парк аттракционов», «ты сердишься, потому что я не дала денег на новый телефон».

Признайте право ребёнка злиться и хотеть — это важный шаг к выходу из противоречия. Не торопитесь. Некоторым нужно время, чтобы поупиваться своим горем, пострадать и поплакать. Рыдания принесут облегчение. Когда ребёнок успокоится, договориться будет проще. Обнимите его, скажите, что вы сочувствуете, и постараетесь помочь, когда он будет готов разговаривать.

Когда буря утихнет, поговорите с ребёнком. Часто из-за расстройства мы видим всё в чёрном цвете. Некоторым нужна помощь, чтобы увидеть полную картину. Расскажите, как вы цените помощь ребёнка и радуетесь его успехам. Напомните, что на свой день рождения он получил всё, о чём мечтал. Намекните, что новые покупки можно приурочить к ближайшему празднику или накопить денег и приобрести без повода. А пока пусть составит список желанных вещей.

Старшему ребёнку предложите поиграть вдвоём, когда младенец уснёт. С дошкольником обсудите, на каких аттракционах он хочет покататься и договоритесь, когда это можно устроить. Чтобы снять эмоциональный накал, попросите ребёнка нарисовать для вас напоминалку — картинки, где вы вместе едите мороженое на колесе обозрения.

Не критикуйте желание подростка купить нелепую, на ваш взгляд, вещь. Лучше подскажите, как ему осуществить свой замысел. Деньги можно накопить или заработать. Привилегии и права можно заслужить, если взять на себя новые обязанности по дому.

И самое главное — имейте терпение. Вы не сможете ускорить процесс, но мудрое отношение к детским переживаниям принесёт свои плоды, только дайте время.

Фото: iStockphoto (EvgeniiAnd)

mel.fm

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.

Определений что такое зависть очень много, и Вы можете убедиться в этом, заглянув на любой психологический сайт, поэтому мы воздержимся от каких-либо определений в сторону зависти. Психологи с сайта Vashe-Soznanie.ru утверждают, что зависть есть почти у всех! А как думаете Вы?

Людей, совершенно не подверженных этому неприятному чувству, на свете очень немного, а у кого ее нет, те, скорее всего не обращаются за психологической помощью. И все же, зависть это чувство универсальное и присущее в равной степени и взрослым, и детям.

Со взрослыми все более или менее понятно, а вот с детьми нет. Ведь зависть мы «получаем» в детстве. Поэтому и статья об этом, о том как дети «учатся» завидовать и что вообще переживают, когда завидуют.

Зависть у детей может проявляться в очень раннем возрасте и иногда сами родители способствуют ее появлению. Первое, что происходит: родители сравнивают детей с кем-то еще. Что чаще слышат дети при сравнении: «Вот Кате удается и учиться лучше, и родителям помогать, а ты как всегда ни то ни сё, без нашей помощи ты ничего не делаешь…». А ведь говориться это все из самых «лучших» побуждений!

И конечно при таком раскладе, детская зависть часто возникает именно из-за пониженной самооценки или недостатка внимания со стороны родителей, с чем собственно и сталкиваются психологи, работающие на сайте Vashe-Soznanie.ru.

Поэтому совет первый: не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! У японцев на этот счет есть хорошая воспитательная практика: они сравнивают поступки только своего ребенка и выносят им оценку. Тогда-то ты сделал плохо, а сейчас хорошо.

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.

Личный психолог онлайн

Совет второй: если ребенок завидует каким-то дорогим вещам, которые Вы себе позволить не можете, то здесь Вы можете приучить ребенка относиться к «недоступным» ему вещам с позиции «не очень то и хочется» и «зато у меня есть то-то» или «зато я умею лучше делать то-то».

Совет третий: уделяйте ребенку больше внимания. Если он чувствует вашу любовь и заботу, его гораздо лучше переключить с предмета зависти на что-нибудь другое.

Зависть как переживание.

Vashe-Soznanie.ru предлагает Вам рассмотреть зависть в качестве внутреннего переживания, которое может даже мучить Вашего ребенка.

Не нужно думать, что зависть это грех и его нужно просто искоренить ремнем или другими способами. Нет, зависть это чувство в первую очередь, а раз это так, то это переживание.Так, интенсивное чувство зависти, содержащее в себе скрытое желание испортить или повредить «хороший объект», может вызвать еще большее переживание собственной плохости и неполноценности в ребенке, усиливая аутоагрессии. Если аутоагрессия принимает более выраженные формы, то обходимо записаться на консультацию с психологом онлайн, чтобы не усугублять ситуацию.

Переживая одновременно зависимость от того, что «я не такой» или « у менять чего-то нет» и острое чувство зависти к более успешным детям, дети превращают эти переживания в череду непрерывных упреков и мысленных «пинков» в свой адрес. Вот и представьте, какого малышу? Вам бы точно не хотелось, чтобы ребенок мучился от этого.

Важную роль в фиксации жизненных трудностей и не успехов детей играют такие пагубные родительские стратегии как:

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.

Бесплатный онлайн психолог для подростков

пренебрежительно отмахнуться от детских переживаний или, напротив, броситься покупать вожделенные игрушки и наряды, руководствуясь лозунгом «Мой ребенок ничем не хуже, у него тоже должно все быть!». Таким образом, Вы загоняете проблему вглубь и провоцируете появление у ребенка комплекса неполноценности, во втором рискуете вырастить капризного, не терпящего отказов эгоиста.

Что же делать, как бороться с завистью у детей? Продолжаем советы.

Совет четвертый: осознать, что пришло время поговорить с ребенком об устройстве нашего мира. Постараться на доступных для него примерах объяснить, что все люди разные, причем отличаются не только ростом, цветом глаз или языком, на котором говорят, но и уровнем материальных возможностей. Однако это вовсе не повод для того, чтобы чувствовать себя обделенным или ущербным:

отсутствие брендовых вещей или игрушек вполне можно компенсировать общительностью, веселым нравом, изобретательностью, умением хорошо петь, танцевать, рисовать…

Совет пятый: зависть хоть и слабая черта характера, но это повод не для страданий, а для поиска новых возможностей и развития своих способностей. Попробуйте донести до своего ребенка именно эту идею и важно, чтобы он подхватил ее и думал в этом ключе.

vashe-soznanie.ru

Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Чувство зависти знакомо каждому человеку, но детская непосредственность делает его проявления особенно явными и бурными. Откуда берется зависть и что предпринять родителям, чтобы ее кратковременные вспышки у малыша не переросли в жизненную позицию?

Плохое чувство?

«Завидовать – плохо». Такая традиционная установка часто передается из поколения в поколение, зависть осуждается, и родителей нередко пугают ее проявления у ребенка. Но зависть – это чувство, вызванное смесью эмоции гнева и неудовлетворенных желаний. А любые эмоции, испытываемые человеком, невозможно разделить на плохие и хорошие, как и органы в человеческом теле нельзя разделить на полезные и вредные, важные и не нужные. Все чувства имеют биологическую основу и, если они возникают, значит, именно оно в данный момент необходимо, чтобы передать тот или иной сигнал. 

Зависть, как и любое другое сильное чувство, имеет огромную энергию, которая может быть разрушительной, но может и использоваться в позитивном ключе, давая силы для развития и новых достижений.

Поэтому игнорировать зависть ребенка, ругать и стыдить его за испытываемое переживание или учить скрывать свои чувства – не слишком продуктивная тактика. Важно разобраться, о чем говорит появление этого чувства? Зависть всегда сигнализирует о желании получить что-то очень ценное, значимое, но не всегда этим является непосредственный предмет зависти (вещь, умение или популярность другого). Обычно появление зависти говорит о более глубоких неудовлетворенных потребностях или неосознанном формировании этого чувства самими родителями.

О чем говорит зависть

Для маленького ребенка зависть естественна, ведь он эгоцентричен по своей природе, он уверен, что весь мир существует ради него одного. А если он сталкивается с иным положением вещей, то часто воспринимает это очень болезненно. Обида, злоба, гнев выплескиваются на того, кто лучше играет, рисует или приносит новые игрушки. Но если такое поведение возникает эпизодически у дошкольника, не стоит волноваться – малыш преодолевает новый этап взросления. Постепенно социальный опыт учит ребенка тому, что помимо его желаний существуют и желания других людей, которые его окружают, и к подростковому возрасту, в норме, эгоцентризм уходит, а вместе с ним и проявления зависти должны становиться все слабее.

если вы замечаете, что чувство зависти у малыша ярко выражено, а с возрастом лишь усиливается и разрастается, не стоит ждать, когда оно пройдет само собой. Иначе это интенсивное переживание может исказить личность ребенка, укоренив тревожность, неуверенность в себе и недовольство, жадность и жалость к себе.

В каждом возрасте зависть может иметь свои «симптомы» и свой предмет, но задача взрослых – понять, о чем она сигнализирует:

1. Недостаток внимания.  Сильная зависть ребенка к материальным ценностям часто указывает на нехватку родительского внимания, заботы и участия. Желание обладать вещами при таком механизме компенсирует неудовлетворенность базовой потребности во внимании. Подарки, игрушки и гаджеты становятся подтверждение родительской любви, поэтому ребенку хочет все новое, что видит у сверстников или в рекламе. У малышей зависть часто принимает форму ревности.

Если ребенок видит проявления любви (например, к младшему брату/сестре), которой он не испытывает в достатке, он будет стараться привлечь к себе внимание любыми способами, вплоть до плохого поведения, порчи вещей. Окружите ребенка любовью, искренней заинтересованностью в его увлечениях и проблемах, выделите время только для него, приобщите к семейным традициям, совместным играм и путешествиям, и вам будет намного проще переключить его с предмета зависти на что-то другое.

2. Сомнение в собственной ценности, заниженная самооценка. Нередко родители сами провоцируют зависть у ребенка, постоянно сравнивая его с другими детьми: «Маша уже так здорово играет на фортепиано, а у тебя все никак не получается», «Вон Петя все успевает: и отличник, и спортсмен, и дома помогает! Когда уж ты за ум возьмешься…» Самоценность ребенка падает, он становится зависим от чужих оценок, чувствует себя хорошим, когда так считают окружающие, а не потому, что уверен в себе. А значит, любые удачи и достижения других воспринимаются как сигнал: «Я хуже, я недостоин, у него все лучше, чем у меня». Ребенок начинает завидовать более успешным и популярным сверстникам, особенно в подростковом возрасте. Важно научиться сравнивать ребенка только с самим собой, отмечая как можно конкретней и эмоциональней его достижения, помощь, таланты и поступки. Например: «Ты сегодня чудесно выступила, еще в прошлом месяце эти упражнения у тебя не получались, а сегодня ты справилась!» 

не забывайте, что для формирования адекватной самооценки ребенка и поддержания его веры в себя недостаточно одобрять только его труд и справедливо относиться к поступкам. Необходимо, чтобы малыш чувствовал ваше безоценочное принятие, которое будет для него внутренней опорой на пути преодоления трудностей в будущем.

3. Ревностный взгляд на мир, доминирующий в семье. Бывает, что ребенок приучается завидовать окружающим, копируя отношение к миру своих родителей. Задумайтесь, как часто вы обсуждаете успехи или приобретения своих знакомых, отмечая, насколько у других они лучше, чем у вас, или злорадствуете их неудачам? Насколько вы сами ориентированы на то, чтобы выделиться, зависимы от материальных ценностей? Больше говорите с ребенком о том, что все люди разные, у всех разные возможности, разные нужды и ценности. Чаще обращайте внимание на то, что вы имеете, учите ребенка радоваться жизни, а не ее атрибутам.

Помогаем справиться

От слов и реакции родителей на проявления зависти многое зависит. Ведь вы способны помочь превратить зависть из мучительного переживания, мешающего полноценно жить, в сильнейший мотиватор.

1. примите чувства ребенка. Не отмахивайтесь от них и не потакайте, стремясь избавить ребенка от зависти удовлетворением всех его требований. Лучше дождитесь, пока его страсти немного утихнут, и покажите, что слышите и понимаете его: «Я знаю,  что ты злишься, потому что Ваня выиграл. Ты хочешь играть лучше него».

2. помогите выплеснуть гнев приемлемыми способами. Разыграйте ситуацию на мягких игрушках, предложите битву подушками, повесьте в его комнате грушу для битья или пробегите с ним несколько кругов вокруг дома. После можно попросить малыша нарисовать рисунок о его желаниях, а ребенка постарше вызвать на откровенный разговор. Помогите отделить эмоции от мыслей и потребностей. Возможно, в спокойном состоянии, после рационального обсуждения «плюсов» и «минусов» нового желания, предмет для зависти исчезнет сам собой.

3. подскажите, как достичь желаемого. Предложите ребенку завести список желаний, куда он сможет вносить то, чем хочет обладать, события или места, которые хочет посетить.

Объясните, что все желания не могут быть выполнены моментально, но, если спустя какое-то время они будут все так же значимы, то они смогут исполниться на какой-нибудь праздник.

Ребенку постарше можно предложить самостоятельно накопить или заработать на вожделенную вещь. Если ребенок завидует успехам и достижениям товарища, подумайте, как можно помочь ему достичь собственных высот. Запишите в секцию, на дополнительные занятия, помогите сделать первые шаги на пути к достижению цели. Объясните, что при большом желании и таких же усилиях, любая мечта осуществима. Тогда зависть к чужим достижениям может смениться уважением к терпению и труду других людей.

Постарайтесь принять тот факт, что дети все равно время от времени будут завидовать. И это нормально, ведь и взрослые не свободны от этого чувства. Важно научить ребенка «белой зависти», когда желание обладать вещью, способностями, качествами или достижениями, которые есть у другого, не мешает радоваться за ближнего, не приносит изматывающих переживаний, а способствует здоровому стремлению к подобным успехам.

www.parents.ru

5 техник, которые помогут справиться с детской завистью

Зависть — это чувство, которое хоть раз в жизни испытывал каждый из нас. Для одних это энергия движения вперед, для других — всепоглощающая грусть и обида. Но если взрослый человек более-менее умеет управлять завистью, то у детей способность к самоконтролю еще недостаточно развита, поэтому родителям стоит научить ребенка «дружить» с этим чувством. Как это сделать, рассказывает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Зависть — это чувство досады, которое возникает из-за благополучия другого человека, когда он владеет каким-либо вожделенным для завистника предметом, либо в его жизни случилось какое-то хорошее событие. В норме ребенок радуется за своего товарища и одновременно желает повторить его достижения. В таком случае зависть может стать волшебной мотивирующей кнопкой, нажав на которую, малыш начинает хорошо учиться, заниматься спортом, помогать по дому и т. д. Негативный смысл зависть обретает тогда, когда кроме нее перестают существовать другие интересы ребенка. Причины такой крайности — это и зацикленность на материальных благах, и проблемы с самооценкой, и ощущение обделенности из-за недостатка родительского внимания и любви.

Как распознать зависть

К сожалению, не так просто распознать зависть у своего ребенка. Малыш зачастую сам не осознает либо не понимает свои эмоции и на расспросы близких отвечает отрицанием. Однако, есть типичные способы поведения, которые помогут обнаружить маленького завистника.

Агрессия: в игре ребенок может как бы невзначай нанести ущерб товарищу — сломать или испортить чужую вещь;

Принижение: малыш пытается понизить ценность предмета или события: «подумаешь он получил первое место в соревновании, я тоже так умею»;

Подражание: завистник неистово просит купить ему игрушку или даже такую же одежду, как у его друга;

Избегание: ребенок сознательно избегает игры или общения с другом, которому он в чем-то завидует или отказывается от игры с конкретной игрушкой.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

5 способов работы с завистью

Как известно, лучше предупредить «болезнь», чем заниматься ее лечением. Поэтому стоит потратить силы на профилактику зависти, вместо того, чтобы в дальнейшем отдать гораздо больше ресурсов на работу с последствиями.

Воспитывайте себя

Дети копируют наше поведение, поэтому самый верный способ профилактики зависти — это работа над собой! Подумайте, позволяете ли вы себе завистливо высказываться при ребенке в сторону своих друзей и знакомых, критикуете ли в беседе успехи близких? Даже если вы не говорите это вслух, ребенок улавливает малейшие интонации и делает выводы о том, что подобное поведение нормально.

Не сравнивайте

Как часто вы сравниваете своего малыша с детьми друзей? «Смотри, а Машенька уже читать научилась! А ты и букв даже не знаешь!» или «Миша так хорошо себя вел, мама ему вон какую машинку купила. А ты подарков не заслужил». Именно такие высказывания становятся причиной низкой самооценки ребенка и формируют привычку сравнивать себя с окружающими, что рано или поздно приведет к зависти. Сравнивать допустимо только прошлые и настоящие достижения одного и того же малыша, чтобы понять, над чем надо работать и в какую сторону развиваться.

Полюбите себя

Любовь начинается с любви к себе, поэтому важную роль играет формирование у ребенка высокой самооценки. Это происходит тогда, когда малыш осознает свои сильные стороны, указать на которые может именно родитель. Для этого недостаточно просто сказать «молодец», необходимо объяснить ребенку, почему он заслужил похвалы. Почувствуйте разницу: «О, Миша, молодец! Наконец в комнате убрался» и «Миша, я горжусь твоей силой воли и ценю твое умение нести ответственность за свои обещания».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Развивайте эмоциональный интеллект

Это позволит малышу вовремя понять и осознать свою зависть. Есть две самые простые техники, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта и повышению уверенности в себе:

«Дерево достижений». Смастерите вместе с ребенком дерево из плотного картона и повесьте на видное место. Объясняйте, за какие сильные стороны характера вы его хвалите. За каждое достижение прикрепляйте на дерево заранее подготовленный бумажный листик.

«Коробочка Эмоций». Это коробочка с разными предметами по определенной тематике. Например, коробочка «Летний день»: положите в нее камни, засохшие листочки, одуванчик и т. п. Обсуждайте наполнение с ребенком — какие эмоции у него вызывает тот или иной предмет, из каких эмоций «состоит его лето».

Не ругайте

Если вы пришли к выводу, что ваш ребенок все-таки испытывает зависть, предлагаем вам действовать по следующему алгоритму:

Ни в коем случае не ругайте его за испытываемые эмоции! Малыш может замкнуться и начать подавлять свои чувства. Расскажите ему, что завидовать время от времени могут все люди — и взрослые и дети, что зависть не говорит о человеке то, что он плохой, она дает ему выбор — подчиниться этому чувству или или работать над собой.

Примите сам факт зависти и помогите ребенку осознать и принять то, что с ним происходит. Обсудите с ним все ощущения, которые он испытывает в данный момент, пусть выговорится о своей душевной боли.

Обратите зависть во благо. Составьте конкретный план работы. Например, сын завидует другу, который выиграл олимпиаду. Обсудите, что помешало достигнуть победы вашему ребенку, над чем стоит поработать, чтобы улучшить свой учебный результат. Или, например, если дочь завидует подруге, обладательнице новой куклы. Постарайтесь выяснить, что именно нравится вашей дочке в этой игрушке: цвет волос, наряд, обувь? Предложите вместе смастерить самодельную похожую игрушку, нарисовать ее или сшить новый гардероб для старой куклы. В процессе работы обязательно отмечайте успехи ребенка!

Будьте союзником своего малыша — не обесценивайте детские тревоги и волнения. Для нас они кажутся пустяками, а у ребенка в момент проживания такой эмоции останавливается весь мир. Учите принимать детей все, что происходит вокруг них — осознанность позволит вовремя обратиться за помощью к родителям и максимально мягко прожить тревожное состояние.

Читайте также:

Самое важное, что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект

Почему стоит обязательно научить ребенка шахматам

Детская агрессия: понять и обезвредить

Зачем современным детям нужна «дыра в стене»

Фото: StockLite/Alfira/Zdenka Simekova/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?

Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?

Зависть свойственна всем людям вне зависимости от их возраста. Однако, надо различать зависть как чувство, которое может возникать редко, в периоды сомнений и неуверенности, и зависть как устойчивое чувство, сопровождающее человека на протяжении всей жизни. Чтобы кратковременная зависть вашего ребенка не превратилась в настоящую проблему, «Я Родитель» делится советами, как этого избежать.

Как понять, что ребенок завидует?

Выражение детской зависти обычно очень предсказуемо. Объектом зависти выступают либо какие-то вещи (одежда, игрушки), либо жизненные обстоятельства (когда ровесник ребенка выигрывает в конкурсе, получает похвалу за свои действия от воспитателя или учителя и т.д.) Чувство зависти у ребенка можно распознать по следующим проявлениям: практические действия, имитация, критика, игнорирование или маскировка.

Практические действия – это порча, уничтожение или изъятие предмета зависти.

Например, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет или пачкает рисунок, нарисованный другим ребенком, за которую тот получил похвалу воспитателя.

Имитация – это попытка воссоздать объект зависти. Если малышу очень нравится новая машинка, которую подарили его другу, он начинает требовать у родителей купить ему точно такую же. Или же фантазирует, что у него она уже есть – рассказывает маме и папе, как он с ней играет.

Критика проявляется в показательном обесценивании объекта зависти. Например, ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя игрушка некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование – это своего рода попытка защитить самого себя. Если ребенок завидует новому конструктору, который принес в садик кто-то из малышей, он специально пытается оказаться как можно дальше от желаемой вещи: отказывается вместе с владельцем собирать конструктор, демонстративно не разговаривает с ним, убегает, чтобы поиграть с другими детьми и т.д.

Маскировкой зависти часто пользуются дети постарше (7-16 лет). Совсем малыши на это просто не способны. Такую зависть сложнее всего распознать. Завистливый ребенок не будет радоваться за своего друга или подругу, которым родители купили новую игрушку или модный гаджет, но если владелец игрушки потеряет или сломает ее, то завистник с огромным удовольствием посочувствует его горю.

Иногда детская зависть может вообще не иметь внешних проявлений, но все равно она при этом портит жизнь и настроение ребенка. В такой ситуации сам ребенок может даже не подозревать, что причиной его негативных эмоций на самом деле является зависть. Помочь ему разобраться в своих чувствах и их причинах в таких случаях способен лишь детский психолог.

Откуда берется зависть?

В корне детской зависти лежит обычная неудовлетворенность. Ребенок живет спокойно, всем доволен и вдруг обнаруживает у другого нечто, что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. И вот здесь появляется зависть – у него есть, а у меня нет.

Примерно то же самое происходит и тогда, когда ребенок начинает завидовать чужому успеху. Его ровесник победил на соревнованиях, получил приз и всеобщее признание, а на него самого никто не обращает внимания. Естественно, он начинает завидовать: ему тоже хочется, чтобы его заметили и оценили по достоинству.

В некоторых случаях именно низкая самооценка является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать. Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть. В таких случаях родителям предстоит поработать, в первую очередь, с формированием адекватной самооценки.

Как помочь ребенку справиться с завистью?

Лучший пример – личный. Дети практически всегда копируют поведение родителей, поэтому если вы сами часто в негативном ключе обсуждаете приобретения своих знакомых, критикуете окружающих и постоянно сравниваете их, не удивляйтесь, что ваше чадо превращается в завистника. Сколько бы вы ни говорили ему о том, что это негативное и разрушающее чувство, пока вы сами не перестанете завидовать другим – не перестанет этого делать и ваш ребенок.

Научите малыша осознавать свои чувства. Объясните ему, что здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно не поддаться этому чувству, а понять и признать, что ты завидуешь — уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства.

Помогите ребенку раскрыть его личный потенциал. Если ребенок будет занят каким-либо делом, то времени для зависти просто не останется.

На примере отрицательных персонажей из книг или мультфильмов покажите малышу, к чему приводит зависть. Такие герои обычно лезут в чужую жизнь, разрушают чье-то счастье только из-за этого чувства, с которым непросто справиться.

Развивайте в ребенке ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. А отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят.

Чтобы не развить в ребенке чувство зависти, ознакомьтесь с тем, что никогда не стоит делать:

  1. Сравнивать ребенка с другими детьми. Такое сравнение приводит лишь к тому, что малыш начинает жить с постоянной оглядкой на других, а иногда и шантажировать родителей.

  2. Создавать культ вещей. Многие родители, видя, что у другого ребенка появилась новая машинка, сразу же стремятся купить своему малышу такую же, надеясь, что в таком случае зависть им не овладеет. Однако, со временем детские запросы все растут и растут, а мама с папой попадают в порочный круг.

  3. Учить ребенка хвастаться. Некоторые мамы и папы пытаются повысить самооценку своего ребенка, покупая ему все самое-самое, чтобы он чувствовал себя среди сверстников особенным. Как только такой ребенок появляется в детском саду с дорогой игрушкой или приходит в школу в новой эксклюзивной одежде, за ним тут же устремляется толпа ребятишек, которые хотят пообщаться с «крутым» парнем или девчонкой. Естественно, самому «крутому» нравится его привилегированное положение, он привыкает к нему, и в итоге вырастает заносчивым и хвастливым человеком. Помните, что настоящую любовь и уважение можно заполучить только делами и поведением, а никак не дорогими вещами.

Виктория Котлярова

Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?

Вы всегда покупаете ребенку игрушки и сладости, которые он просит? Все проделки сходят ему с рук или ваши отношения строятся на строжайшей дисциплине? Пройдите наш небольшой тест и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru