Ддо е а климова – Дифференциально-диагностический опросник Климова — тест на профориентацию
«Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО)
«Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО)Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник- а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их - а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы - а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений. - а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
- а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) - а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) - а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.) - а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) - а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках - а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты. - а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) - а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) - а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. - а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
- а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) - а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение - а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов - а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах - а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты - а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19a | 19б | |||
20а | 20б |
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа — по сфере «человек — техника» (технические профессии), третья графа — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере — «человек — художественный образ» (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8 баллов.
Источник:
|
testoteka.narod.ru
Дифферинциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
- человек — природа;
- человек — техника;
- человек — человек;
- человек — знаковая техника, знаковый образ;
- человек — художественный образ.
Опросник рекомендуется использовать определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Инструкция: Внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ, затем отметьте в бланке ответов выбранный вариант.
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Текст опросника:
1. а) Ухаживать за животными
б) Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2. а) Помогать больным людям, лечить их
б) Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
3. а) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
б) Следить за состоянием, развитием растений
4. а) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)
б) Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
5. а) Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6. а) Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б)Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)
7. а) Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8. а) Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения
б) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9. а) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. а) Лечить животных
б) Выполнять вычисления, расчеты
11. а) Выводить новые сорта растений
б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12. а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать.
б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)
13. а) Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б) Наблюдать, изучать жизнь микробов
14. а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15. а) Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16. а) Делать лабораторные анализы в больнице
б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17. а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б) Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18. а) Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии,туристские походы и т. п.
б) Играть на сцене, принимать участие в концертах
19. а) Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания
б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20. а) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Лист ответов ДДО
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
|
|
|
|
|
world-psychology.ru
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек – художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Лист ответов
I | II | III | IV | V |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19а |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
psylist.net
Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова | SOWY.RU
Тесты профориентации
Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака «+», что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака «+». Знаком «—» отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака « —», а если вид деятельности очень не нравится —то три знака « —».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов | или | 3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) | или | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных | или | 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | или | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. | или | 15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. | или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Обработка и интерпретация результатов
После заполнения «Листа ответов» подсчитывается число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий). Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.
Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков « — » и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной — склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.
Ч — профессии типа «человек —человек»; основной объект труда— человек.
Т — профессии типа «человек — техника»; основной объект труда— техника, технические системы.
П — профессии типа «человек — природа»; основной объект труда — природа.
3 — профессии типа «человек — знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).
X —профессии типа «человек — художественный образ».
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.
Ч | Т | П | 3 | X |
2а | 1б | 1а | 2б | За |
4б | 4а | 3б | 5а | 5б |
6б | 7б | 6а | 9б | 7а |
8а | 9а | 10а | 10б | 8б |
12а | 11б | 11а | 126 | 13а |
14б | 14а | 13б | 15а | 15б |
16б | 17б | 16а | 19б | 17а |
18а | 19а | 20а | 20б | 18б |
+ | ||||
— | ||||
Сумма |
Источник — Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
sowy.ru
1 | а. Ухаживать за животными. |
б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). | |
2 | а. Помогать больным людям. |
б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. | |
3 | а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток. |
б. Следить за состоянием, развитием растений. | |
4 | а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). |
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. | |
5 | а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. |
б. Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты. | |
6 | а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). |
б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных). | |
7 | а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). |
б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. | |
8 | а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.). |
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). | |
9 | а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. |
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. | |
10 | а. Лечить животных. |
б. Выполнять вычисления, расчеты. | |
11 | а. Выводить новые сорта растений. |
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.). | |
12 | а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. |
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). | |
13 | а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. |
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. | |
14 | а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. |
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. | |
15 | а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
| б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые). |
16 | а. Делать лабораторные анализы в больнице. |
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. | |
17 | а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. |
6. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. | |
18 | а. Организовывать культпоходы в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. | |
19 | а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. |
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. | |
20 | а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
б. Работать на клавишных машинах (печатной машине, компьютере, телетайпе). |
nsportal.ru
Психологические материалы — Методика «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой им 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать толь- ко один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
1. «человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «человек—техника» — все технические профессии;
3. «человек—человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «человек—знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5. «человек—художественный образ» — все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применятся, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
test-metod.ru