Разное

Что такое вальдорфская педагогика: основы и принципы вальдорфской педагогики, цель, плюсы и минусы системы воспитания вальдорф

Содержание

основы и принципы вальдорфской педагогики, цель, плюсы и минусы системы воспитания вальдорф

В нашей стране всё больше приверженцев находит обучение по системе вальдорфской педагогики, которая привлекает родителей и детей безоценочностью, построением индивидуального маршрута обучения и развитием творческого потенциала ребёнка.

История вальдорфской педагогики 

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, позволяющий ребёнку развиваться в индивидуальном темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. По мнению сотрудников, в германских школах оно в то время строилось на заучивании материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. 

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к мнению своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную школу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей и развивать в них лучшие качества.

Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер приступил к разработке первой программы и принципов вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников табачной фабрики, впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в стране и далеко за её пределами.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания заключается в том, чтобы предоставить ученику возможность развить способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без страха и стресса, не ожидая какой-либо оценки своих действий (положительной или отрицательной). 

Сущность вальдорфской педагогики состоит в том, что обучение проходит без принуждения и с интересом к раскрытию уникальной личности ребёнка.

Большое внимание в вальдорфских школах уделяется не только обучению по предметам школьной программы, но и воспитанию нравственности, гуманности и таких качеств, как сочувствие, доверие, уважение, взаимовыручка. 

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов, практикующих вальдорфскую методику обучения, ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не при сидении за партой от звонка до звонка. 

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, она располагает к тому, что ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и у него перед глазами есть достойный пример для подражания в лице учителя. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики 

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствует телевизор и компьютеры.
  • Методика вальдорфской педагогики заключается в том, что в занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. Примерно до пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, рассказыванием историй (развитие чувственной сферы). С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество, дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — происходит развитие абстрактного мышления. Только в старших классах ученики приступают к изучению академических дисциплин.
  • Используется метод погружения. В течение 3-4 недель на главном уроке, который обычно бывает первым, ребята занимаются только одной дисциплиной.
  • Принцип душевной экономии. Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе, к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. 
  • Связь с природой как основа вальдорфской педагогики. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры. 
  • Важная особенность вальдорфской педагогики: ритм жизни в классе организован по принципу смены деятельности, подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).


Занятие в вальдорфской школе
Источник — mel.fm

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. С детьми работает в основном один педагог, который преподаёт несколько дисциплин. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для развития ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.

Однако, вальдорфская методика имеет не только плюсы, но и минусы.

Минусы системы

  • Не уделяется должного внимания точным наукам, ученику будет сложно поступить в технический вуз.
  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.

Кому подойдёт вальдорфская педагогика 

Семьям, которым близки принципы философского учения Штайнера и основы вальдорфской педагогики: уважение к народным традициям, быт без современных излишеств, любовь к искусству, литературе, готовность активно участвовать в общественной жизни. Вальдорфская педагогика не подходит детям, склонным к точным наукам.

Выбор альтернативной методики обучения должен быть осмысленным. Если вас привлекает вальдорфская методика, познакомьтесь с ней лучше, изучите основы методики и опыт учащихся, подумайте, насколько это откликается у вас и вашего ребёнка. Если есть возможность, познакомьтесь с учителем, так как на долгое время он станет единственным проводником в мир знаний для ребёнка. После этого принимайте решение о том, отдать ли предпочтение этой образовательной методике.

Вальдорфская система: что это такое

Гениальное – просто

Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа – природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т. п. Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике – в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки – намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение. Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, – парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка – лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо – в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир.

Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов – веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

К доске

Несмотря на то, что популярной вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней – вплоть до 8 класса – школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.

Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители – пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично – через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.
п.).

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения – накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет – чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте www. ruswaldorf.ru

Особенности вальдорфской школы

В 2019 году истории вальдорфских школ исполнилось 100 лет. В России же первые вальдорфские классы появились в 1990 году.

Вальдорфская школа объединяет учителей и родителей, для которых главной ценностью является гармоничное, целостное развитие ребенка. В центре внимания здесь находятся природные способности каждого ученика, укрепление его веры в собственные силы. Образование в такой школе охватывает всего человека — его физическое здоровье, развитие чувств и духовное начало. Основные усилия направлены на развитие мышления, чувства и воли.

В вальдорфских школах используется междисциплинарный подход к изучению предметов с первого и до выпускного класса с учетом возрастных особенностей детей. Это помогает ученикам осваивать разные области знаний и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Преподавание естественных наук в вальдорфских школах основано на личном живом опыте. Исходным пунктом является эксперимент и наблюдение: звуки, призматические цвета — в физике, горение — на химии, наблюдение растений и животных — в биологии, ощущение собственного тела — в физиологии и анатомии.

В учебной программе тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и занятиями различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью.

В каждом из нас природой заложены такие качества как доверие, сочувствие, способность к различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок узнал и полюбил этот мир и всех его обитателей, получил целостный взгляд на жизнь во всем ее разнообразии.

Предлагая ребенку познавать мир, чувствуя свою сопричастность к происходящему, вальдорфская школа растит внутренне свободного человека, способного к ответственному, осознанному выбору, к самоопределению и самореализации, доброжелательному и открытому отношению к миру.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — Направление в педагогике, разработанное Р. Штайнером на основе его философско-антропософских концепций человека, истории и общества.

На прин­ци­пах Вальдорфской педагогики ор­га­ни­зо­ва­ны дет­ские са­ды, шко­лы, специальные и выс­шие шко­лы по под­го­тов­ке учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей и со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков. Пер­вая валь­дорф­ская шко­ла бы­ла ос­но­ва­на в 1919 году в Штут­гар­те (Гер­ма­ния) при фаб­ри­ке «Валь­дорф-Ас­то­рия» (от­сю­да название).

Тра­ди­цио­на­лиз­му и праг­ма­тиз­му в пе­да­го­ги­ке Р. Штай­нер про­ти­во­пос­тав­ля­ет ан­тро­по­ло­гический под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му це­ли, со­дер­жа­ние и ме­то­ды об­ра­зо­ва­ния сле­ду­ет чер­пать «из по­зна­ния че­ло­ве­ка и его ин­ди­ви­ду­аль­ных за­дат­ков»; не­обхо­ди­мо пре­одо­леть иде­ал «че­ло­ве­ка знаю­ще­го» в поль­зу це­ло­ст­но­го че­ло­ве­ка с раз­ви­той эмо­цио­наль­ной, мо­раль­ной, эс­те­ти­че­ской и во­ле­вой сфе­ра­ми.

Вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся на осо­бен­но­сти ка­ж­дой воз­рас­тной сту­пе­ни. Эти осо­бен­но­сти в Вальдорфской педагогики опи­сы­ва­ют­ся на язы­ке ан­тро­по­соф­ской ан­тро­по­ло­гии, ко­то­рая пре­тен­ду­ет на це­ло­ст­ное опи­сание сущ­но­сти че­ло­ве­ка: лич­но­ст­ное (ду­хов­ное) бы­тие че­ло­ве­ка, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся сво­бо­дой и от­вет­ст­вен­но­стью, рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте пси­хическое, пси­хо­со­ма­тическое, чув­ст­вен­ных и те­лес­ных ус­ло­вий его рас­кры­тия и фор­ми­ро­ва­ния.

Вос­пи­та­ние ре­бён­ка-до­школь­ни­ка стро­ит­ся на прин­ци­пе под­ра­жа­ния и рит­ма че­рез иг­ро­вые фор­мы.

Обу­че­ние в шко­ле на­чи­на­ет­ся с 7-лет­не­го воз­рас­та и рас­счи­та­но на 11–12 лет. В на­чаль­ной шко­ле клас­сическими пред­ме­там уде­ля­ет­ся не­мно­го вни­ма­ния. На­чаль­ное обу­че­ние ве­дёт­ся мед­лен­но, пре­имущественно ис­поль­зу­ют­ся различные об­раз­ные фор­мы, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся и на стар­ших сту­пе­нях. Чте­нию не учат до 2-го клас­са, хо­тя де­тей зна­ко­мят с бу­к­ва­ми (в 1-м и 2-м клас­сах). По­сте­пен­но вво­дят­ся пред­ме­ты из об­лас­ти ис­кус­ст­ва. Обу­че­ние двум ино­стран­ным язы­кам ве­дёт­ся с 1-го клас­са так же, как и род­но­му – с са­мых про­стых слов, сти­хов, пе­се­нок, игр. С 1-го по 8-й класс главной фи­гу­рой яв­ля­ет­ся класс­ный учи­тель, ко­то­рый обу­ча­ет, на­блю­да­ет, опе­ка­ет де­тей и ос­та­ёт­ся с клас­сом на про­тя­же­нии 8 лет обу­че­ния – пре­по­да­ёт все осн. пред­ме­ты: род­ной язык, ли­те­ра­ту­ру, жи­во­пись, ма­те­ма­ти­ку, фи­зи­ку, зоо­ло­гию, бо­та­ни­ку, ис­то­рию, гео­гра­фию и т.п. Основные учеб­ные пред­ме­ты пре­по­да­ют­ся «эпо­ха­ми»: в те­че­ние 3–5 не­дель пре­по­да­ёт­ся один пред­мет, за­тем дру­гая «эпо­ха» – дру­гой пред­мет и т.д. Так на­зы­вае­мый главный урок идёт два ча­са ут­ром, ка­ж­дый день. Учеб­ни­ки в об­ще­при­ня­том смыс­ле не при­ме­ня­ют­ся, не­об­хо­ди­мые за­пи­си уче­ни­ки де­ла­ют в са­мо­стоя­тель­но оформ­ляе­мых тет­ра­дях «по эпо­хам». Оцен­ки не вы­став­ля­ют­ся. Уче­ни­ки про­хо­дят ат­те­ста­цию на вы­хо­де из млад­шей, сред­ней и стар­шей шко­лы.

Валь­дорф­ские уч­ре­ж­де­ния управ­ля­ют­ся пе­да­го­гическим со­ве­том при уча­стии ро­ди­те­лей. Кон­суль­та­тив­ны­ми и коор­ди­на­ци­онными цен­тра­ми яв­ля­ют­ся национальные сою­зы стран. На ин­тер­на­цио­наль­ном уров­не валь­дорф­ские дет­ские са­ды пред­став­ля­ет Ин­тер­на­цио­наль­ное объ­е­ди­не­ние валь­дорф­ских дет­ских са­дов (Штут­гарт, ФРГ), валь­дорф­ские шко­лы — Гааг­ский ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­вет.

В Рос­сии дей­ст­ву­ют «Ас­со­циа­ция валь­дорф­ских школ Рос­сии» и «Со­дру­же­ст­во пе­да­го­гов валь­дор­ф­ских дет­ских са­дов». Из­да­ёт­ся ряд пе­да­го­гических жур­на­лов, в т.ч. «Ис­кус­ст­во вос­пи­та­ния» («Erziehungskunst», Штут­гарт, с 1927 года).

К начале XXI века на­счи­ты­ва­лось около 900 валь­дорф­ских школ, 2000 дет­ских са­дов в 67 стра­нах ми­ра, в т.ч. в Рос­сии – 20 школ и 80 дет­ских са­дов.

В российском об­ще­ст­ве от­но­ше­ние к валь­дорф­ским уч­ре­ж­де­ни­ям ко­леб­лет­ся от бе­зо­го­во­роч­но­го при­зна­ния до пол­но­го не­при­ятия. Кри­ти­ка Вальдорфской педагогики ка­са­ет­ся как ан­тро­по­соф­ских взгля­дов Р. Штай­не­ра, так и ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са. От­ме­ча­ют­ся мед­лен­ное раз­ви­тие де­тей в на­чаль­ной шко­ле, за­по­зда­лое на­ча­ло це­ле­на­прав­лен­но­го раз­ви­тия ин­тел­лек­та и аб­страк­т­но­го мыш­ле­ния, вы­ска­зы­ва­ют­ся со­мне­ния в воз­мож­но­сти валь­дорф­ских школ обес­пе­чить ми­ни­мум со­от­вет­ст­вия тре­бо­ва­ни­ям об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов. С другой сто­ро­ны, от­ме­ча­ют­ся от­сут­ст­вие у де­тей стрес­сов, по­зи­тив­ное влия­ние учеб­но­го про­цес­са на здо­ро­вье уча­щих­ся, вы­со­кие ре­зуль­та­ты обу­че­ния по тес­то­вым за­да­ни­ям.

 

Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны | Статьи

В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час. Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами. Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».

Сад без кроватей

В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш». Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий. Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках. Мамы отмечают теплое отношение к детям со стороны воспитателей, хорошее питание и большое количество праздников. Судя по видеоролику, сделанному создателями сайта, внутри царит творческая атмосфера: в помещении развешаны гирлянды из шишек и крафтовых пакетов, у каждого из детей есть свой мягкий ящик, в классе есть грифельные доски во всю стену и огромное количество поделок. Впрочем, вся эта приятная глазу картинка отражает лишь внешнюю сторону происходящего. В основе воспитания и обучения детей в этом саду лежит вальдорфская система, продуманная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале прошлого века. Образовательный процесс построен вокруг учения об антропософии, которое имеет оккультные корни.

По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране. Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.

Давят на сознание

Апологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни. А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия. Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.

Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы. Они не привыкли к тому, что учителя нужно слушаться, а их знания будут оцениваться. В вальдорфской школе дети познают мир через творчество: поделки из натуральных материалов, песни и эвристические танцы. Оценить прогресс в развитии ребенка исходя из его умения петь, танцевать и лепить поделки достаточно проблематично, но это и не нужно.

Фото: Depositphotos

Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект. Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов. В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.

Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента. Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.

Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям. Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию. А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.

Фото: Depositphotos

Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества. Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей. Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.

«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.

В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.

Фото: Depositphotos

Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением. Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.

«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.

Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.

Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.

Растить физическое тело

Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте ­— это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций. Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники. Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.

По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.

Фото: Global Look Press/Sebastian Gollnow

«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.

Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.

Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.

«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.

Атмосфера невмешательства

Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе. За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной. Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.

«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое. За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», ­— рассказала Анастасия.

Фото: Global Look Press/Fabrice Cateloy

Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.

«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг. Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается. У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.

Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.

«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми. Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения. Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.

Фото: Global Look Press/uwe umstätter

Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.

«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы. Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец. Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.

По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.

«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О вальдорфской педагогике — Вальдорфская школа

Вальдорфская педагогическая система возникла в Германии после Первой мировой войны. Основные идеи новой педагогики выдвинул Рудольф Штайнер, который, как философ и ученый, был довольно тесно связан с русской культурой. Штайнер предложил создать школу, преподавание в которой будет осуществляться не просто с учетом особенностей развития ребенка, а в полном соответствии с ними, в свободе от требований по воспитанию и обучению, диктуемых государственной системой в соответствии со своими потребностями, прежде всего учитывающими интересы общества, а не личности. Идею создания такой свободной школы подхватил Эмиль Мольт, директор сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте. Эмиль Мольт часто слышал от работников своей фабрики жалобы на рутину в школах, безынициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Как человек прогрессивно настроенный, ищущий выходы из социальных тупиков своего времени, Мольт не остался в стороне, и в 1919 году была учреждена первая школа подобного типа. Она стала называться «Свободная вальдорфская школа» и дала название всей педагогической системе – вальдорфская педагогика.

Основная задача вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности, способной через индивидуальный, творческий подход к жизни преодолевать схематизм, однотипность поведения, принятые за основу тем или иным человеческим сообществом.

Поставленная задача определяет и спецефичность средств воспитания и обучения – все они призваны пробудить в человеке скрытые природные задатки. Прежде всего это занятия различными видами искусства – живопись, рисование, лепка, музицирование, театр; феноменологический подход в изучении предметов общеобразовательного цикла; проектная деятельность различной направленности; занятия ремеслом – шитье, вышивание, изготовление игрушек, плетение из лозы, работа с деревом, камнем и так далее. Развитие творческой фантазии выдвигалось Рудольфом Штайнером в ряд основных положений педагогической деятельности вальдорфской школы.

Начиная с конца 20-х годов прошлого века вальдорфские школы стали появляться и в других странах Европы. В годы тоталитарного национал-социалистического режима эти школы подверглись запрету. После Второй мировой войны они распространились по всему миру.

Сегодня вальдорфская педагогика – международное педагогическое движение, включающее в себя детские сады, школы, семинары и высшие школы по подготовке воспитателей, учителей, социальных и лечебных педагогов. В мире насчитывается около 1000 школ, 2000 детских садов и 500 лечебно-педагогических инициатив. Опрос, который был проведен среди выпускников вальдорфских школ, показал, что среди них не нашлось ни одного безработного. Средний экзаменационный балл выпускников вальдорфских школ выше среднестатистического. Также опросы показывают, что выпускники вальдорфских школ приспособлены к жизни лучше своих сверстников и быстрее могут найти работу или учебу. По своей внутренней сущности вальдорфская педагогическая система оказалась интернациональна. Она воспитывает открытость к миру, уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды. 

Вальдорфская педагогика в России — Вальдорфская школа

Параллельно с радикальными преобразованиями, которые переживала наша страна на рубеже 80–90-х годов XX в. возникла потребность инноваций и в сфере образования. Стал возрождаться интерес к педагогическому труду, начался активный творческий поиск. Появились широкие возможности для обмена опытом с зарубежными странами в этой сфере. Знакомство с принципами вальдорфской педагогики дало импульс для организации подобных школ и в нашей стране, и это не случайно – идеи, которые развивал основатель вальдорфской педагогической системы Рудольф Штайнер, оказались созвучны педагогическим воззрениям многих русских передовых людей, живших в XIX-ХХ вв. – К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и многих других. Например, К. Д. Ушинский, крупнейший представитель российской педагогики XIX века, которого называют «великим учителем русских народных учителей» считал, что педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук. Он ставил во главу угла необходимость всестороннего изучения человека и утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Л. Н. Толстой писал, что «только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию новых методов воспитания детей, которые должны были основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. А выдающийся педагог-новатор уже советского времени В. А. Сухомлинский профессию учителя называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. Таким образом, принципы вальдорфской педагогики оказались напрямую соотносимы с основными положениями передовых российских педагогических концепций XIX–XX вв. 

В 1990 году в нескольких городах России, на базе существующих общеобразовательных школ появились классы, где отдельные учителя начали преподавать по вальдорфскому методу. Из таких классов в дальнейшем выросли школы «Семейный лад» в Москве, Ярославская вальдорфская школа. В 1991 году начали свой путь Самарская и Смоленская вальдорфские школы. В 1992 году в Москве муниципальная школа №1060, реализующая образовательные программы по вальдорфской системе, стала участником пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве. С 1992 года вальдорфские школы начали открываться по всей стране.

Сегодня в России работает 20 школ (14 негосударственных и 6 государственных), около 60 детских садов, четыре семинара по подготовке учителей, несколько социально-педагогических инициатив, несколько лечебно-педагогических учреждений.

В 2006 году утверждены Образовательные программы Российских вальдорфских школ. Вальдорфские школы России объединены в Ассоциацию. Российская Ассоциация в свою очередь входит в Международную Ассоциацию вальдорфской педагогики (IAO) и Европейский Совет Вальдорфского образования (ЕСSWE).

Что такое Waldorf Education? — Институт Санбриджа

Детство у детей неторопливое.

Посетите вальдорфскую школу и понаблюдайте за играющими учениками. Вы увидите детей, которым нравится жить настоящим моментом, которые могут свободно исследовать природу и идти туда, куда их ведет их широкое чувство удивления и воображения. В нашем безумном мире, где принуждение детей «торопиться или отставать» стало нормой, Waldorf Education придерживается точки зрения, что детство — это то, чем стоит наслаждаться.Обладая свободой развития в соответствии со своими естественными ритмами, дети, получившие образование в Вальдорфе, наслаждаются полноценным и богатым детством, получая опыт, необходимый им, чтобы стать здоровыми, самореализованными людьми.

Обучение осуществляется на практике и соответствует возрасту.

Вы не найдете маленьких детей, которые сидят за компьютером в классе вальдорфской школы или пропускают прогулку в лес или поездку на ферму, чтобы сесть и подготовиться к стандартному тесту. В Waldorf Education обучение — это экспериментальная деятельность.Дело не в том, чтобы обойтись без определенного опыта, а в том, чтобы познакомить детей с каждым опытом в нужное время в их развитии. Когда приходит время рассказать о достоинствах, использовании и способах использования технологий, учителя вальдорфской школы делают это. А знания, самосознание и навыки решения проблем, которые дети развивают в течение многих лет практических исследований, представляют для них как учащихся и людей гораздо большую ценность, чем все, что они могли бы усвоить, сидя у экрана.

Углубленное изучение обогащает учебный опыт.

Преимущества блочного обучения давно признаны в Waldorf Education. На своем ежедневном утреннем (или «основном») уроке вальдорфские ученики с первого по двенадцатый класс проводят до двух часов, концентрируясь на одном предмете, который меняется каждые 3-4 недели среди академических дисциплин. У учащихся есть возможность изучить каждый предмет тщательно и с разных точек зрения, что способствует получению ими удовольствия — и их пониманию — предмета.

Студенты учатся играть активную роль в собственном образовании.

От открытия алфавита в первом классе до изучения анатомии, алгебры и истории США в восьмом классе и вплоть до учебы в средней школе, вальдорфские ученики принимают участие в процессе обучения, создавая свои собственные учебники — красиво — нарисованные журналы, содержащие рассказы, эссе, стихи, карты, иллюстрации, описания лабораторий и математические уравнения. Вместо того, чтобы полагаться на предварительно усвоенный материал, представленный им в обычных учебниках, процесс создания своих «основных уроков» позволяет детям усвоить уроки, которые преподают им учителя, и сделать обучение их собственным.

Вальдорфские школы производят разносторонних людей.

Педагоги Waldorf стремятся выявить то, что живет в каждом ученике, но стараются не преувеличивать одну черту или навык по сравнению с другими. Все студенты изучают математику и естественные науки и изучают иностранные языки; все они играют на музыкальных инструментах и ​​поют в хоре; все они учатся ручной работе, берут уроки движения и выступают в классной игре. Цель Waldorf Education — познакомить детей с разнообразным опытом и развить в них многие интересы и способности.Это, в свою очередь, приводит к появлению уравновешенных молодых людей с высоким уровнем уверенности в своей способности применять навыки, полученные в одной области, в другой, и со знанием, что они могут овладеть чем угодно.

Люди, получившие образование в Вальдорфе, всю жизнь страстно желают учиться.

В вальдорфской школе образование не измеряется соревнованиями и результатами тестов, а рассматривается как путь на всю жизнь. И образовательный подход, который должным образом отвечает естественному интересу ребенка к миру, не может не привести к внутреннему желанию узнать больше.

Вальдорфские школы иногда ошибочно называют «художественными школами» из-за глубины учебной программы по изящным, практическим и исполнительским искусствам, которую вы найдете здесь, которая сплетена по междисциплинарной манере между всеми предметами. Интересно, однако, что на самом деле именно науки становятся выбором профессии для многих выпускников Вальдорфской школы — интерес, развившийся за годы исследований, изобретений и открытий.

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФА — ERSM

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФА

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ WALDORF

Цель Waldorf education — воспитать способных людей, которые придают смысл своей жизни и становятся свободомыслящими и действующими людьми.Вальдорфское образование направлено на воспитание всего ребенка в его «голове, сердце и руках».

Вальдорфское образование основано на глубоком знании внутренней жизни ребенка и отслеживает этапы его развития. Сначала ребенка заставляют активно переживать вещи, а затем чувствовать эти вещи, прежде чем, наконец, приблизиться к ним интеллектуально.

Учебная программа нацелена на то, чтобы быть как можно более широкой (охватывая гуманитарные науки, естественные науки, математику, искусство, музыку, ручную работу, языки и т. Д.), И она приближает академические предметы через уроки искусства и практические занятия.

Обучение — это не столько передача информации, сколько пробуждение всего спектра способностей ребенка — способности чувствовать, действовать и думать — в ритме, соответствующем его возрасту.

ОПЫТ, РАЗМЫШЛЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ

«Великая сила концентрации вальдорфских студентов, безусловно, подкрепляется древней практикой, которой все чаще пренебрегают: временем для наблюдений и размышлений».

— Микка Боярски, учитель естественных наук в Сакраменто-Вальдорфской школе

В большинстве школ учителя сначала представляют научный принцип или теорему, а затем иллюстрируют их демонстрацией или экспериментом.Студентам предоставляется информация и наблюдается ее доказательство.

Вальдорфские учителя поступают наоборот — они знакомят учащихся с явлениями, прежде чем сосредоточить внимание на изучаемом принципе. Увидеть мир собственными глазами всегда на первом месте.

Познакомившись с рассматриваемым феноменом, ученики должны переварить его и поразмыслить над ним. На следующий день они возвращаются в класс со своими вопросами и мыслями. Именно таким образом идеи активно выдвигаются, и студенты приходят к пониманию научного принципа, который представлен последним.Цель вальдорфского учителя — научить студентов думать, а не что думать.

РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР

Рудольф Штайнер был европейским литературным критиком, философом, ученым и провидцем. Он родился в 1861 году в небольшой деревне в Австро-Венгерской империи, которая позже вошла в состав Югославии.

Изучал философию в университете и работал в Архиве Шиллера-Гете. Не удовлетворены тем, что жили и учились в Венгрии, Австрии, Германии и Швейцарии; Штайнер без устали путешествовал по Европе, стремясь понять не только окружающий мир, но и внутреннюю природу человека.

Штайнер прочитал более 6000 лекций, а его собрание сочинений насчитывает 350 томов. Его внимание уделялось всем сферам человеческой деятельности — он часами отвечал тем, кого вдохновляли его мысли и кто хотел возобновить свою работу в качестве врачей, фармацевтов, фермеров, художников, ученых, политиков, экономистов, теологов и педагогов. Его прогрессивное видение искусства образования сейчас практикуется в школах, вдохновленных Вальдорфом и Вальдорфом, по всему миру.

ПЕРВАЯ ШКОЛА ВАЛЬДОРФ

В 1919 году, после Первой мировой войны и по просьбе Эмиля Молта, директора сигаретной фабрики Waldorf-Astoria в Штутгарте, Германия, Рудольфу Штайнеру было предложено создать школу, которая действительно отвечала бы потребностям детей и готовила их на всю жизнь.

Хотя сегодня это считается само собой разумеющимся, потому что прогрессивное мышление оказало влияние на образование в целом, основополагающие критерии Штайнера для школы были радикальными для того времени. Например, первая Вальдорфская школа была открыта для всех детей (независимо от их пола, происхождения и образования).

ГЛОБАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Спустя 100 лет после основания первой вальдорфской школы в настоящее время насчитывается около 1000 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, множество педагогических учебных заведений и сотни центров, обеспечивающих коррекционное обучение тысяч детей в более чем 60 странах. Вальдорфское образование — самая быстрорастущая прогрессивная педагогика в мире. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) заявляет, что «идеалы и этические принципы вальдорфского движения… соответствуют идеалам и этическим принципам ЮНЕСКО».

Что такое вальдорфское дошкольное образование?

Основные характеристики образования Штайнера / Вальдорфа для ребенка от рождения до семи лет

Будущее развитие каждого ребенка в отдельности и человечества в целом зависит от полезного опыта в первые семь лет жизни.Атмосфера любящего тепла и руководства, способствующая развитию радости, удивления и благоговения, поддерживает такое здоровое развитие. Важнейшим аспектом работы с маленьким ребенком является внутреннее отношение воспитателя, который дает пример для подражания ребенку. Поэтому работа вальдорфского педагога требует непрерывного процесса исследования и самообразования, включая антропософское изучение, медитативную практику, художественную и практическую деятельность.

В яслях-детских садах Вальдорфа, программах ухода на дому, центрах ухода за детьми, программах для родителей и детей и других местах закладываются основы для последующего обучения и здорового развития, включая физический, социальный, эмоциональный, интеллектуальный и духовный рост на протяжении всей жизни.

Это образование, основанное на понимании развития человеческой индивидуальности, предлагает защиту и уважение достоинства детства. Он включает в себя понимание развития ребенка от до рождения до семи лет, в том числе уникальное значение развития ходьбы, речи и мышления в первые три года жизни.

Мероприятия в Вальдорфском дошкольном образовании учитывают возрастные потребности детей младшего возраста в развитии, начиная с акцента на ориентированной на волю физической активности в первые три года, затем на творческой игре в средние годы раннего детства и позже более когнитивный подход к обучению после поступления ребенка в школу.

Образовательные принципы

Вальдорфские программы могут различаться в зависимости от географии, культуры, размера группы, возраста и индивидуального подхода к обучению. Учитывая эти различия, у вальдорфских программ есть некоторые основные характеристики:

  • Любящий интерес и принятие каждого ребенка
  • Возможности для самостоятельной игры с простыми игровыми материалами в качестве основного занятия для маленьких детей.
  • Это работа маленьких детей, позволяющая им переварить и понять свой опыт.
  • Осведомленность, которую маленькие дети учатся посредством имитации, через опыт различных сенсорных впечатлений и посредством движения. Их естественная склонность — активно исследовать свое физическое и социальное окружение. Окружение предлагает ограничения, структуру и защиту, а также дает возможность рисковать и преодолевать трудности.
  • Акцент на реальном, а не на виртуальном опыте, чтобы помочь ребенку сформировать здоровые отношения с миром.
  • Художественные занятия, такие как рассказывание историй, музыка, рисование, ритмические игры и моделирование, способствующие здоровому развитию воображения и творческих способностей.
  • Значимая практическая работа, такая как приготовление пищи, выпечка, садоводство, ручная работа и домашняя деятельность, которая предоставляет возможности для развития раскрывающихся человеческих способностей. Здесь упор делается на процессы жизни, а не на результаты обучения.
  • Предсказуемые ритмы дня, недели и года, которые обеспечивают безопасность и ощущение взаимосвязи и целостности жизни. Сезонные и другие праздники отмечаются в зависимости от культурного и географического окружения.

Мы признаем, что развитие здорового ребенка наиболее полно происходит в контексте сообщества со здоровыми социальными отношениями между родителями, учителями и детьми. В нашей административной, финансовой практике и процессах лидерства мы работаем совместно, а не иерархически. Программы Штайнера / Вальдорфа для детей младшего возраста, как правило, являются некоммерческими, как выражение свободной культурной жизни и не основаны на личных интересах или личной выгоде . Педагоги Waldorf стремятся создать такие сознательные сообщества для сотрудничества вокруг детей, о которых они заботятся, и рассматривают их деятельность как часть всемирного культурного импульса.

Члены Совета IASWECE (воспитатели и инструкторы дошкольного образования из 36 стран) подготовили это заявление, описывающее то, что мы считаем основными характеристиками детского сада в Вальдорфе. Мы надеемся, что этот документ станет полезным справочником для тех, кто работает над разработкой программ для детей младшего возраста Waldorf по всему миру.

Загрузите PDF-файл с основными характеристиками дошкольного образования Штайнера / Вальдорфа здесь

См. Также:

«Универсальный человеческий дух вальдорфского дошкольного образования»

«Основы вальдорфского дошкольного образования», Сьюзан Ховард

Что такое Waldorf Education? | Ashwood Waldorf School

Вальдорфское образование, разработанное в Европе Рудольфом Штайнером в 1919 году, основано на развивающем подходе, учитывающем потребности растущего ребенка и взрослеющего подростка. Учебная программа тщательно разработана, чтобы укрепить моральные устои, творческие и интеллектуальные способности ребенка в достижении сбалансированного целого. Вальдорфские учителя стремятся художественно преобразовывать концепции обучения в живую реальность, чтобы развивать весь ребенок, включая его интеллект, сердце и волю.

Мы считаем, что дети должны стать творческими мыслителями, уверенными в своих силах, благоговением перед жизнью и сильным чувством личной ответственности.

Система Вальдорфа стала самым быстрорастущим независимым неконфессиональным образовательным движением в мире со школами по всему миру.

Каждая школа работает автономно и ценит местные потребности, но все школы Waldorf объединены общей философией образования.

Вальдорфские школы известны своим междисциплинарным подходом к образованию и акцентом на развитие воображения в детстве.

Учебная программа Waldorf построена таким образом, чтобы предлагать материалы в то время, которое наиболее эффективно для вовлечения детей на каждом уровне их развития.

Вальдорфские студенты воспринимают предмет по-разному, включая обсуждение, движение и художественный подход. Их бросают вызов и вдохновляют на каждом этапе роста.

Некоторые из ключевых характеристик вальдорфского образования:

  • академическая строгость
  • значимых событий в мире природы и нашего места в нем
  • практическое изучение естественных наук и математики
  • Искусство и музыка включены в учебную программу
  • забота о социальном развитии
  • персонажей и рассказов
  • уважение к ценности детства
  • пространство и время для детей младшего возраста, чтобы они могли расти, исследовать и открывать для себя мир
  • Развитие воображения учащихся, ведущее к творческому решению проблем

Наша цель состоит в том, чтобы выпускники Ashwood чувствовали себя уверенными в своей способности пробовать новое, хорошо выражать себя в различных контекстах, уважать других, интересоваться окружающим миром и ощущать цель и возможности на будущее.

Подробнее о Waldorf education :

Почему Waldorf Works

Ответы Вальдорфа

Какое образование вдохновлено вальдорфской педагогикой? — Горная школа Сиринги

Вальдорфское образование было разработано австрийским философом и ученым Рудольфом Штайнером в начале 20 века.

Вальдорфские методы основаны на обучающей модели, которая учитывает конкретные стадии развития ребенка. Философия Вальдорфа рассматривает образование как искусство, поэтому каждый предмет, будь то математика, биология или английский язык, преподносится таким образом, чтобы соответствовать стадии развития ребенка.Каждый предмет представлен на основе непосредственного опыта и часто дополняется искусством, поэзией, музыкой или драматургией.

В начальных классах учебная программа, вдохновленная Вальдорфом, обеспечивает неспешный способ обучения, который сводит к минимуму современные стрессовые факторы и защищает детство, поощряя творческое самовыражение детей и развивая их воображение. По мере взросления детей процесс обучения ускоряется и предлагает программу, которая знакомит учащихся с тем, где они находятся в процессе развития.

Задача учителя — раскрыть врожденные способности ребенка , создав в классе атмосферу, которая наполняет детей интересом, удивлением и энтузиазмом.

Вальдорфское образование направлено на то, чтобы помочь каждому ребенку развить врожденные таланты и способности и стать уравновешенным взрослым, способным вносить свой вклад в жизнь общества. В последнее десятилетие вальдорфское образование в Соединенных Штатах начало переходить в государственный сектор, и многие чартерные школы черпают вдохновение в работе Рудольфа Штайнера и учебной программе Вальдорфа.

Некоторые основные моменты вальдорфского подхода к обучению:

В процессе обучения широко используются музыка, искусство и движение.Особое внимание уделяется танцу / ритмике, акварели, флейте / флейте, а в более поздние годы — скрипке / виолончели, песням по кругу, вязанию крючком, резьбе по дереву и природным ремеслам.

Рассказ

Рассказывание историй используется для пробуждения воображения, развития словарного запаса и устной речи, удержания внимания и обучения таким предметам, как математика, история, география, общественные науки, письмо и чтение.

Природа

Метод Вальдорфа подчеркивает важность охраны природы и окружающей среды.Дети проводят время на улице, исследуя окружающий мир, получая более глубокое понимание науки и изучения природы.

Реальная жизнь

Дети изучают реальные жизненные задачи, такие как ведение домашнего хозяйства, кулинария, рисование из ткани и садоводство.

Ограниченная технология

Технологии не придают значения в первые годы в школе и дома. Ожидается, что родители зачисленных детей будут значительно ограничивать доступ своих детей к компьютерам, телевизору и видеоиграм.

Испанский

Испанский язык начинается для учеников первого класса.

Учитель зацикливания

Учителя следят за своими учениками от первого класса до средней школы. Это позволяет учителям развивать более тесные отношения со своими учениками и разрабатывать учебную программу, основанную на потребностях и сильных сторонах учеников.

Основные уроки

Основные уроки включают все традиционные предметы и обычно проводятся в течение 6-недельных занятий, что позволяет детям установить более глубокие и личные отношения с материалом и, следовательно, удерживать его дольше.

Сезонное исследование

Сезонные исследования и фестивали преподаются и отмечаются круглый год.

Вальдорфский метод обучения предлагает академически строгий учебный план, представленный в контексте развития и интегрированного искусства. Было показано, что такой целостный, сбалансированный подход дает лучшие академические результаты. Фактически, было установлено, что студенты с вальдорфским образованием равны или превосходят своих сверстников по таким параметрам, как математика, естественные науки и чтение.Не менее важны наблюдаемые, но менее легко документируемые когнитивные способности, такие как эмоциональный интеллект, социальное взаимодействие, гибкость и упорство, которые демонстрируют эти студенты.

Syringa Mountain School предлагает строгую и актуальную учебную программу, которая позволит ученикам преуспеть в учебе и изящно перейти в старшие классы государственной средней школы.

5 фактов о школах Waldorf

Вот пять фактов о школах Waldorf, которые следует учитывать при выборе частной школы K-12 для вашего ребенка.

Изучая варианты начальной школы, найдите время, чтобы узнать об образовании Waldorf. Вальдорфские школы, или школы Штайнера, как их часто называют, зародились в трудах и философии австрийского философа и социального реформатора Рудольфа Штайнера (1861-1925). Чтобы поместить Штайнера в какой-то контекст, подумайте о нем как о североевропейском эквиваленте доктора Марии Монтессори.

У этих двух замечательных людей есть нечто общее, что в конечном итоге приведет к созданию образовательных движений, основанных на их философии и подходах: а именно, что дети из менее привилегированных слоев общества были способны достигать тех же уровней успеваемости, что и дети из более привилегированных семей. Ключом к успеху был их подход к обучению детей, а также их настойчивое требование не использовать традиционные способы обучения детей. Вдобавок и Монтессори, и Штайнер настаивали на полном контроле над своими школами. Никакое вмешательство государства или местного правительства недопустимо.

Мария Монтессори основала свою школу в беднейшем районе Рима, потому что она была убеждена, что каждый ребенок, независимо от его социального положения, способен учиться.Доктор Монтессори внимательно наблюдала за детьми в своей школе и записала результаты своего эксперимента.

Рудольф Штайнер, как и доктор Монтессори, получил докторскую степень. Он получил степень доктора философии в Ростокском университете в 1891 году и основал свою первую школу для детей фабричных рабочих в 1919 году.

Сегодня вальдорфские школы предлагают альтернативу традиционным школам K-12. Если во многих традиционных школах преподаются предметы, то в вальдорфской школе предметы преподаются. Вальдорфские школы включают искусство в каждый из преподаваемых предметов.

Вот пять фактов о школах Вальдорфа, которые помогут вам найти подходящую школу для вашего ребенка.

1. Вальдорфские школы есть по всему миру.

Своими исследованиями в области детства и человеческого развития Рудольф Штайнер основал движение, известное как Вальдорф. Его первая школа была открыта для детей фабричных рабочих при сигаретной фабрике в послевоенной Германии в 1919 году.Название Waldorf произошло от сигаретной компании Waldorf-Astoria, которая принадлежала Эмилю Молту. Молт попросил Штайнера читать лекции своим заводским рабочим об образовании, а затем основать школу для их детей. Затем школы Штайнера были основаны в других европейских странах. В настоящее время во всем мире существует более 1000 вальдорфских школ.

В отличие от школ Монтессори, в которых есть многоуровневые классы, вальдорфские школы обычно являются школами K-12. Метод Штайнера предусматривает три уровня образования в соответствии с естественным ростом и особенностями развития ребенка.Учитель Монтессори ведет класс для детей разных возрастов. Учительница из Вальдорфа остается со своим классом несколько лет, как правило, семь лет.

2. Обучение, ориентированное на ребенка и ориентированное на учителя, является отличительной чертой вальдорфского образования.

Обучение в вальдорфских школах ориентировано на ребенка и проводится под руководством учителя. Ориентация на ребенка — это то, что разделяет вальдорфские школы с Монтессори и другими прогрессивными школами. Там, где Мария Монтессори создавала материалы для своих учеников, чтобы с ними работать, открывать и учиться, Вальдорф зависит от учеников в развитии их воображения, создавая свои собственные материалы.Искусство интегрировано в каждый урок и задание в классной комнате Waldorf.

Программы подготовки учителей Waldorf доступны в нескольких местах по всей стране. Эти программы обычно рассчитаны на срок от одного до трех лет в зависимости от опыта и знаний обучаемого. В последнее время для учителей Waldorf было больше вакансий, чем для соискателей.

4.Вальдорфские школы — прогрессивные школы.

Вальдорфские школы считаются прогрессивными школами. Как и в школах Монтессори, в вальдорфской школе вы не найдете регламентированной традиционной среды обучения. Классы соответствуют традиционной структуре оценок. Подход Вальдорфа означает, что один и тот же учитель будет работать в классе с 1-го по 8-й класс.

Эвритмия является одним из элементов вальдорфской учебной программы, который обычно не встречается в других школах.Рудольф Штайнер создал это перформанс, которое также используется в терапии движений. Это неотъемлемая часть учебной программы Вальдорфа и дополняет компонент гимнастики. Эвритмия — это греческое слово, обозначающее гармоничный ритм .


Как поступают вальдорфские студенты с поступлением в колледж?

Я знаю, о чем вы думаете. Мой ребенок проучился в этой школе 12 лет, и я считаю, что это замечательно, и она так много сделала для моего ребенка. Но у нее нет результатов по SAT.Она не проходила курсы повышения квалификации и не сдавала экзамены. Не беспокойся. Колледжи основывают свои решения на гораздо большем, чем стандартные тесты. Помните: приемные комиссии колледжей ищут абитуриентов, которые умеют критически мыслить, знают больше, чем просто факты, и которые могут внести свой вклад в сообщество колледжа со своей уникальной индивидуальностью.

Среди выдающихся выпускников Waldorf — Кеннет Шено, бывший генеральный директор American Express, Дженнифер Энистон и Сондра Баллок, актрисы, и это всего лишь три.

Вопросы? Свяжитесь с нами через Facebook. @privateschoolreview

Что такое Вальдорф? — Bright Water Waldorf School

Вальдорфское образование было основано в начале 20 века и основано на идеях, учениях и принципах образования, изложенных всемирно известным художником и ученым Рудольфом Штайнером. Принципы вальдорфского образования развиваются из понимания человеческого развития, которое отвечает потребностям растущего ребенка.

Waldorf Education направлена ​​на то, чтобы вдохновить всех учащихся на обучение на протяжении всей жизни и дать им возможность в полной мере развить свои уникальные способности. Вальдорфские школы предлагают подход к образованию, соответствующий уровню развития, экспериментальному и академически строгому. Они включают искусство во все учебные дисциплины для детей от дошкольного до двенадцатого класса, чтобы улучшить и обогатить обучение.

Музыка, движение и театр, письмо, литература, легенды и мифы — это не просто предметы, которые нужно читать и проверять. Они опытные. Благодаря этому опыту студенты Вальдорфа развивают свои интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные способности, чтобы быть людьми, уверенными в своем пути, и быть полезными миру.

Профессора, которые обучали студентов Вальдорфа по многим академическим дисциплинам и в широком диапазоне кампусов — от государственных университетов до Лиги плюща, — отмечают, что выпускники Вальдорфа обладают способностью интегрировать мышление; усваивать информацию, а не запоминать отдельные факты; быть гибким, творческим и готовым идти на интеллектуальный риск; и являются лидерами с высокими этическими и моральными стандартами, которые проявляют инициативу и стремятся достичь своих целей.