Разное

Буква ш для детей – [] ػ . , — .

Содержание

Буква Ш задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары
Шмель
Шишки
Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран — воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? — ДУШ? — МЫШКА? — ШУБА? — КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

— Мыша! Где мои вещи?! — грозно спрашивает папа.
— Я их съел… Нечаянно…
— Как съел? Ах ты шалопай!
— Ну что ты шумишь? — заступается мама.
— Он же пошутил.
— А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

— Кошка!!! — визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

— Змея…— шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
— Это не жизнь, а кошмар!— возмущается папа.
— Мы в свое время так не шалили.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь — взойди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,— вперед наука.
Поспешишь — людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
— Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку —
Сшила юбку,
Шила шапку —
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил —
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Полезные материалы

doshkolnik.net

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буквы Ш-Щ

Изучаем буквы Ш, Щ.
Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения букв Ш-Щ, раскраски и стихи про буквы Ш, Щ.

Задания которые надо выполнить:
1) Раскрасить буквы Ш, Щ, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквами.
2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Ш, Щ.
3) Найти и обвести все буквы Ш, Щ.
4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на буквы Ш, Щ.
5) Написать прописные буквы Ш, Щ.
6) Послушать стихи на буквы Ш, Щ, отгадать Загадки.

Буква Ш

Буква Ш

Буква Щ

Буква Щ

Буква Щ

Стихи про Буквы Ш-Щ
         ***
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
         ***
Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

         ***
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шёл до школы и вспотел.

         ***
Щука щи всю ночь варила,
И щавель в них положила,
Наварила вкусных щей —
Начала сзывать гостей.

         ***
Щеголь щётку уважает,
щёткой щеголь пыль счищает.

         ***
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг — и в школе ни души.

         ***
Щука щучила щурят:
«Не глотайте все подряд!
Щепки, щетки, хлам железный
Щукам вовсе не полезны».

         ***
Щука в море уплывала,
Щука букву Щ украла,
Щуку надо нам поймать,
Чтобы букву Щ забрать.
      
         ***
Щёлкает орешки белочка в дупле,
В чаще дремучей, она сидит в тепле,
Букву Щ на отлично знает,
Щёлкает орешки и напевает.

Щенок щётку теребил,
Отдать букву Щ просил,
Щенка Коля отругал,
Детям букву Щ отдал.

         ***
Школьник в школу идёт,
Громко считает и песни поёт,
Хорошо, что он сегодня,
Букву Ш нашёл,
Школа, шоколадка, школьник,
Повторяя, к школе подошёл.

В школу буква Ш пришла,
Сашу там она нашла,
Дала Саше шоколад,
Букве Ш он очень рад.

         ***
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

         ***
Эта буква Щ как будто…
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.


Загадки про Буквы Ш-Щ
***
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатер.
Прямо возле шалаша,
И шатер стал буквой… (Ш)
***
У шофера Саши
Есть машина Маша.
За рулем шофер сидит
И рулит, рулит, рулит,
А машина едет
В огород к соседям.
Это им не по душе,
И шофер стал буквой… (Ш)
***
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ)

Смотрите также остальные Буквы .Задания по Алфавиту.

Задания по Алфавиту

www.razvitierebenka.com

Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях

Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов — пожизненно.

Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

Из этой статьи вы узнаете

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ — вовлечь ребенка в игру «Повторялки». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

[шка] [кша] [шки] [кши].

Более сложные:

[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Важно! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

Даже простой деревянный шарик — это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

чистоговорки

Методические основы для родителей

Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

  • 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка). Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить…», лучше сказать «Иди, поиграем вместе!», ведь игра — самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
  • 1-2 минуты: вступление (активация интереса). Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
  • 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
  • 1-2 минуты: заключение: поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

Разминка для языка и губ

Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

Не запрещайте ребенку немного покривляться — это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

Упражнения для основного этапа занятия

упражнения

Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

Упражнение «Чашечка»

Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик» — язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка».

Упражнение «Фокус»

Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

Упражнение «Лошадка»

Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

Упражнение «Заборчик»

Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

Другие упражнения — «Трубочка» (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье» (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели» (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) — можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

  • как шумят деревья на ветру
  • как шипит злая кошка
  • как шуршат листья осенью под ногами
  • как шипит проколотое колесо
  • как шуршит мышка под столом

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

  • Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
  • Контролируйте собственное произношение.
  • Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник — пусть читает вслух с верным произношением.

артикуляция

автоматизация

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши.
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

игра

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.

Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Буква Ш — Заюшка


шары
 

Слоги с буквой Ш

ша   шо   шу  ши   ше   шё

 

Слова на букву  Ш  с картинками

 
шо-ко-лад
 
 
   ша-рик
 
 
     школа
 
 
     шторы
 
 
     ши-шка
 
 
 шта-ны
 
 
     шарф
 
 
     шапка
 
 
     шайба
 
 
     штанга
 
 
шкаф
 
 

Стихи с буквой Ш
Шарики.

Шарики прекрасные —
Голубые, красные!
Шарики красивые —
Розовые, синие!
Издали заметные —
Ярко-разноцветные!
Хороши для детворы
Разноцветные шары!

Шкаф и Катюша.

Шкаф Катюша открыла,
Аккуратно сложила —
Шерстяные перчатки,
Шапку, шорты, штаны,
Шарф и маленький шарфик,
Шелковые платки,
Шаль и шляпу ворсистую,
Шубу с мехом пушистым.

Шаловливая кошка.

Шаловливая кошка
Кашу ела из плошки,
А потом у окошка
Изловила трёх мошек!

Ш—ш—ш—ш

Шелест листьев под ногами
Осенью бывает.
Листья падают, кружатся,
В воздухе летают.

Шаг за шагом — ш—ш—ши, ш—ш—ши,
Всё шуршит и шуршит.

А красавица-сосна
Целый год зелена,
Но зато детишкам
Дарит много шишек.
 

Слова и слоги с буквой Ш
Чистоговорки с буквой Ш
Задания с буквой Ш
Предложения с буквой Ш

Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.
Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.
Копирование для распространения в интернете запрещено.

www.zaiushka.ru

Стихи про букву Ш ℹ️ короткие четверостишия про букву русского алфавита для детей, стихотворения русских поэтов про букву Ш

Интересные стихи для детей про букву «Ш»


Буква Ш совсем простая,

Как забор стоит, прямая,

Но Шипит, Шумит, ШурШит,

Шепеляво говорит,

Будто выпало два зуба,

Как её учить я буду?

Автор: Аношина В.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Ш шары купила —

Полетать на них решила.

Автор: Красникова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Ш — мыШаткам

Мама свяжет Шапки

И соШьет треуШки,

Чтоб не мерзли уШки.

Автор: Зеленая К.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Ш — Шипящая,

Иногда — Шуршащая,

Часто — Шелестящая,

Изредка — Шкварчащая.

Автор: Иванов С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Рассмотри внимательно,

Поразмысли не спеша,

И отыщешь обязательно

Шесть вещей на букву Ш!

Автор: Шибаев А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я спроШу у малыШа:

«Что у нас на букву Ш?»

Он ответит: «Знаю, папа —

Школа, Шарики и Шляпа».

Автор: Манфиш А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Не будите малыШа, —

Шепчет тихо буква Ш, —

Не ШурШите в доме, МыШки, —

Не тревожьте сон малыШки.

Не Шумите, Ветры, в чаще —

Отдыхают дети наШи.

Утром, Солнце, не спеШи —

Сказки смотрят малыШи, Ш-Ш-Ш…

Автор: Гарг Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

До чего же хороШа

И полезна Буква Ш!

Без неё ты даже каШей

Не накормиШь малыШа.

Не поедеШь, не пойдёШь,

Не поеШь и не попьёШь,

На гармоШке не сыграеШь

И частуШки не споёШь.

Не сумееШь Шапку сШить,

ПоспеШить и рассмеШить!

Что ж, давайте не спеШа,

Мы напиШем Букву Ш!

Автор: Манжос Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шутит с нами шалунишка

Шимпанзе по кличке Тишка.

Шарфик с вешалки стянул,

Шапку уронил под стул.

Автор: Пунько Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Ша шипит шипелкой,

Шелестит Ша шелестелкой,

Шебаршит в чулане мышью,

Кошкой шмыгает по крыше.

Автор: Мельник Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шьёт больШущщим острым Шилом,

Шубки теплые ШинШилла.

Шьёт ШинШилла от дуШи,

Шибко Шубки хороШи.

Автор: Смайлз Д.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шалунишка белый миШка

Шапку снял и снял ШтаниШки,

Шарфик тёплый развязал —

Школу дважды прогулял.

Автор: Лаврова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шёлк прядёт всем Шелкопряд,

Из Шелков шмель Шьёт наряд.

Шелкопряд Шелка прядёт,

Шелковичну нить снуёт.

Автор: Маршалова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шмель Штанишки замарал,

Шмель Штанишки постирал.

А пока Штаны сушились —

В Шалаше он сладко спал.

Автор: Целищев С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шу-шу-шу — шуршала мышь,

Шу-шу-шу — шумел камыш,

Дятел шустрый, шалунишка,

Шелушил шестую шишку.

Что за шорох? Слышат уши,

Кто-то дышит глуше, глуше,

Кто-то машет выше, выше,

Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Автор: Дергунова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Змея шипит,шипит,шипит,

Полгода учит алфавит,

Устала бедная уже,

А знает только букву —

Ш-Ш-Ше.

Автор: Чудинова Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ШЛЯПА ШАПКЕ говорит:

— У тебя кошмарный вид!

Посмотри — мои поля —

ШИРОКИ, словно земля.

ШЕПЧЕТ ШАПКА ей в ответ:

Хороша ты! Спору нет,

ШАЛЬ, в комоде что лежит,

Всё ж красой тебя затмит.

Тут мышь из ШКАФА мчится с визгом:

— Я дырку в ШАЛИ той прогрызла!

Автор: Терешкова Г.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шорох слышен еле-еле,

камыши шептали елям:

«Настоящий шум пороши

ненавязчивый, хороший!»

Автор: Долгих Е.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ШиШка упала на миШку,

МиШка подумал: «ГлупыШка!»

А ШиШка подумала: — МиШка!

Нельзя обижаться на ШиШку!

Автор: Шушарина С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шубу новую шиншилла

Для дочурки-крошки шила,

А сынишке-шалунишке

Лишь заштопала штанишки.

Автор: Уханова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

МыШь лазит в Шкаф исподтиШка.

В Шкафу меШок и два горШка.

В горШках пШеница и пшено,

В меШке лапша. В Шкафу темно.

Автор: Плохих И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шили мыши шубку Саше,

Также Мише, Ксюше, Маше.

Сшили на шестые сутки

Малышам четыре шубки.

Автор: Полякова Л.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ШурШали, Шумели уШастые Шапки,

СтаруШки закутались в Шали и Шляпки,

Шипела Шубейка: потиШ-Ш-е, потиШ-Ш-е,

Ведь Шуберта вальс исполняют на крыШе!

И Шмыгали мыШки, и щурились коШки,

А выШе кружили Шутливые моШки.

И Штопал Шарпей* Шерстяные носки,

И в клеточку Шорты поШил от тоски,

Зашпилил Шипом Шелковистую Шторку,

И съел Шоколад, Шаурму и касторку.

Автор: Цветикова О.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шубку, Шапку, Шарф, ШтаниШки

Баба Шура сШила миШке,

Чтобы миШка не замерз,

В стужу в Шапку прятал нос.

Автор: Лебедева Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Мыши шили кошке Машке

Шарф широкий шерстяной.

Кошке Дашке три рубашки,

Шесть штанишек с бахромой.

Шили в приданное шали,

Складывая в сундуке,

Чтобы кошки не мешали

шкодить им на чердаке.

Автор: Птица С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шу-шу-шу — шуршала мышь,

Шу-шу-шу — шумел камыш,

Дятел шустрый, шалунишка,

Шелушил шестую шишку.

Что за шорох? Слышат уши,

Кто-то дышит глуше, глуше,

Кто-то машет выше, выше,

Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Автор: Дергунова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шторм сегодня бушевал?

Или, может, страшный шквал,

Налетев на шхуну в море,

Шлюпки с палубы сорвал?

Нет, Совсем, ни шторм, ни шквал!

Просто шкипер, Взяв штурвал,

Самолично шхуну к пирсу

Час назад пришвартовал!

Автор: Шандра И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Как бесстраШный наШ малыШ

В тиШине услыШал мыШь.

МыШь ШурШала — он поШёл,

Шесть мыШат в Шкафу наШёл.

Автор: Воробьева Е.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Школьник, школьник, ты — силач:

Шар земной несешь, как мяч.

Автор: Самуил Маршак

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шапки и шарфики очень нужны.

Шапки и шарфики очень важны,

Чтоб не отмерзли ушки

У шаловливой девчушки.

Автор: Горюнова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шарик — маленький щенок,

Красный шар поймать не смог.

Автор: Дитковская И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шоколад

Шоколад простой на вид

Каждого разоблачит.

Признавайся, будь же смел,

Видит каждый, ЧТО ты ел.

Автор: Слуцкая Л.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Школьник, школьник, ты силач:

шар земной несёшь, как мяч.

Мышонок и Мышь

Мышонку шепчет мышь:

— Ты что шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

Автор: А. Капралова.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

Автор: И. Демьянов.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шишки у Мишки

Бросил палку кверху Мишка.

—  Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка — хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.

Автор: Е. Петрищева.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шарфик

Шёл я лесом и боялся…

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

— Эй, кто шарфик потерял?!

Автор: Г. Виеру.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят

ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон — восемь кошек.

Просят у проводника

восемь плошек молока.

Проводник Гав-гав смущён.

Вход собакам запрещён!

Автор: А. Строило.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Мышь как мышь

Мышь как мышь,

Сама с вершок!

Влезла  мышка  на  мешок.

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошур­шат!

Пошуршать бы по­шуршали!

Только кошки помешали…

Автор: Г. Лагздынь.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шорох, шептанье,

шумок под окном,

шлёпанье   лёгкое…  

Кто   это — гном?

Шшш! Там за шторами, возле окна

шустрым мышонком шуршит тишина.

Автор: В. Лунин.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я лишний.

Окапывали вишни.

Сергей сказал: — Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

бежит Серёжа в сад.

— Ну нет, теперь ты лишний! —

Ребята говорят.

Автор: А. Барто.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

У нас в квартире.

На лестнице нашей ребятишек не счесть:

Катя, Миша и Саша, и Машенька есть.

Два Пети живут на вто­ром этаже.

Там   жил   ещё   третий, но вырос уже.

И в нашей квартире ребята растут.

Кроватки четыре — их четверо тут.

Четыре пальтишка и восемь галош…

Дружней ребятишек нигде не найдёшь!

Автор: З. Александрова. 

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Про большого малыша.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!

Только слышно:

— Спи, малыш.

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

На широком мшистом пне

шьёт и порет при луне…

Будет шубка хороша

у большого малыша!

Я про шубку напишу,

но сперва слонов спрошу:

«Сколько меха закупили

на шубейку малышу?!»

Автор: И. Демьянов.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Бабушка

У бабушки нашей хватает забот:

для Тани с Наташей вяжет и шьёт.

— Читает им книжки, поёт перед сном,

гулять ребятишек ведёт вечерком.

Автор: 3. Александрова.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пекарь

Я песок мешаю             

с глиной, как муку.

На горячем камне

к ужину пеку:

крендель для матрёшки,

клоуну — лепёшки,

пряники    для    мишки,

заиньке — коврижки.

Автор: Г. Ладонщиков.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пугливые камыши

Я сижу и слушаю,  не дыша,                          

шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

—   Ши, ши, ши!

Что  вы  тихо  шепчете, камыши? 

Разве так шушукаться хорошо?

А  в   ответ  шуршание:

— Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

— С вами я шушукатьcя не хочу!

Я спою над речкою и спляшу!

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

—   Ша, ша, ша!

Словно просят шёпотом:

— Не пляши!

До чего пугливые камыши!

Автор: В. Орлов.


∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

— Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Автор: А. Тараскин.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки — будто луговые.

Ромашки, ромашки — прямо как живые.

Автор: М. Пляцковский.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шалунишка наш Павлушка!

Потрошит малыш подушку!

И рубашка, и штанишки –

Всё в пушинках у малышки!

Автор: И. Лопухина.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шапка, варежки и шуба,

Пряжка, ремешок, штаны…

Так укутан – даже губы

Из-под шарфа не видны!

Автор: И. Лопухина.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шмель продаёт шары воздушные.

Шары такие непослушные!

Шары шуршат и в небо рвутся,

А шелковинки-нитки рвутся.

Автор: Г. Сапгир.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,

Шмель ужасный шум затеял,

Столько дел он натворил –

Даже шершня разбудил.

Автор: А. Пудваль.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

— Как расшумелись шалуны!

Автор: А. Усачёв.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой          ширины.

Автор: В. Кожевников.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шипела Шубейка: потиШ-Ш-е, потиШ-Ш-е,

Ведь Шуберта вальс исполняют на крыШе!

И Шмыгали мыШки, и щурились коШки,

А выШе кружили Шутливые моШки.

И Штопал Шарпей*  Шерстяные носки,

И в клеточку Шорты поШил от тоски,

Зашпилил Шипом Шелковистую Шторку,

И съел Шоколад, Шаурму и касторку.

Автор: М. Придоров

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

«Ш» – такая шалунишка,

На забор похожа слишком,

Укрепили только вот,

Тот забор наоборот.

Автор: Ирис Ревю

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква «Ша» совсем простая,

Как забор стоит, прямая,

Но Шипит, Шумит, ШурШит,

Шепеляво говорит,

Будто выпало два зуба,

Как её учить я буду?


Автор: 
Вера Антошина

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ШАШЛЫК люблю и ШОКОЛАД, 

чем больше их – тем больше рад.

Жаль, что их вместе есть нельзя…

Иль всё ж попробовать, друзья?

Автор: Вера Антошина

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шершень – родственник осе,

А осу же знают все,

Шершень лишь осы крупнее,

Да и жалит он больнее.

Гнезда шершня – как бумага,

Им дождей опасна влага,

Потому он прячет их

В дуплах теплых и сухих.

Автор: Михаил Метелев

Стихи про букву «Ш» без автора

Буква Ш в таких словах:

Школа, шест, шарада, шах.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Для шипенья хороша

В алфавите буква… Ш.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

В школу буква Ш пришла,

Сашу там она нашла,

Дала Саше шоколад,

Букве Ш он очень рад.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш…

Шустро мышь под печку —

Шасть!

Как бы в лапы

Не попасть.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ш — это Штанга, силачам

Поднять её легко.

Мой брат шесть раз поднял меня,

Как штангу — высоко!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шакал по дороге бежал,

Букву Ш он потерял,

Помогите мне друзья,

Мне без Ш никак нельзя.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я спроШу у малыШа:

«Что у нас на букву Ш?»

Он ответит: «Знаю, папа —

Школа, Шарики и Шляпа».

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Школьник в школу идёт,

Громко считает и песни поёт,

Хорошо, что он сегодня,

Букву Ш нашёл,

Школа, шоколадка, школьник,

Повторяя, к школе подошёл.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шепчет кошке петушок:

— Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

— Шаг шагнёшь — и откушу!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шелковый шарфик шила швея,

Шелковой нитью подшила края.

Шить может вещи из шерсти и ситца,

Ведь на все руки швея мастерица.

В зиму холодную детям нужны

Теплая шапка, шарф и штаны.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шершни шубу сшив шиншилле

В шерсти шило позабыли.

Мыло выменяв на шило,

Шубу вымыла шиншилла.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шимпанзе

Обезьян очень много,

Обезьяны все разные,

Шимпанзе, например, —

Человекообразные.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шакал

А это шакал — дальний родственник волка.

Но в этом родстве нет особого толка.

Скажите, ну разве шакал виноват,

Что силы той нет, да и рост маловат?

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шмель

Шмель полосатый, пушистый

Сидел на цветочке душистом,

Лапками перебирал —

Сладкий нектар собирал.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,— напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Вижу, пишешь хорошо.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Хороша швея Наташа

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шепчет кошке петушок:

—   Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

—   Шаг шагнёшь — и откушу!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ну и Наташа!

—  Наташа, как мышка шуршит бумагой?

—  Ши-ши-ши!

—  А как уж шипит?

—  Ш-ш-ш-ш!

—  А как люди шепчутся?

—  Шу-шу-шу!

—  И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Грибы

По тропинке шла,

белый гриб нашла.

Походила по опушке —

отыскала три волнушки.

Пошла леском —

моховик под листком.

А  шагнула  напря­мик —

увидала боровик.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Миша пишет.

Вот детишки Маша, Миша.          

Маша меньше, Миша выше.      

Миша Маше что-то пишет.        

Отгадай, что пишет Миша.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Когда играешь сам

Когда один играешь,

танцуешь и поёшь,

то маме не мешаешь

и ныть перестаёшь.

Тогда рисуешь, пишешь,

сидишь в углу, как мышь.

И шума ты не слышишь,

хоть сам весь день шумишь.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Лягушки-попрыгушки,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка боброва,

Маша черноброва.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И накормила кошку.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ШурШали , Шумели уШастые Шапки,

СтаруШки закутались в Шали и Шляпки,

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я нашёл мешок мышей,

Улыбнулся до ушей,

Взял тишком и с тем мешком

По тропе пошёл пешком.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Мыши на холоде кашу мешали,

В шали дышали и кашляли в шали.

– Наша ли каша ли, каша мыша ли? –

Кто-то спросил их, и мыши сбежали.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ела мышка кашку в плошке.

Чтоб досталось меньше кошке,

Съела на две ложки лишку.

Заболел живот у мышки.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Мышь лесная с ёлки шишку

Шелушила в шалаше.

Шелуша, случайно мышка

Потеряла букву «ш».

Стало мыске не до ёлки

Сыска мыске не нузна.,

Обыскала мыска ссёлки:

«Где зе буковка одна?

Где сыпясяя такая

Без которой зыть нельзя»?

Мыска бегает, икая,

И взволнованная вся.

Помоги мне змейка узык

И по друзбе посыпи,

Позуззы зуцёк у лузы,

Пцёлка, солныско, не спи.

Мыска тузыца, стараясь

Сёцьки дует, вот беда!

Как бы буковка вторая

Не пропала бы куда.

Но нашлась её пропажа.

Ветер мышке нашептал:

«Шшш, да шшш, да шшш» и даже

Новых шишек накидал.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шиповник на розу очень похож:

Листвою, цветами, шипами, но всё ж

Шиповник нам много ягод даёт,

Их хватит на чай, на кисель и компот.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат,

Тише, кот сюда спешит.

Шмыг — и в школе ни души.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел —

Шёл до школы и вспотел.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Есть такая буква — «Ш»

Ну уж больна хороша.

Любит всех тепло одеть,

Чтоб зимою не болеть.

Шуба, шапка и штаны,

Очень для зимы нужны,

И, конечно, шаровары,

Тоже важные товары.

Шарф с рисунком – это штука,

Без которой просто мука.

Вот какая буква «Ш»

Ну уж больно хороша.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

nauka.club

НОД «Звук и буква Ш» для детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

«Звук и буква Ш»

для детей 6-7 лет

Дкликатная В.Н., учитель-логопед

Цель: Формировать познавательный интерес к обучению грамоте.

Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звука Ш.

  • Упражнять в определении местоположения звука Ш в словах.

  • Познакомить с буквой Ш.

  • Совершенствовать навык составления прямых и обратных слогов, чтения слогов.

  • Закреплять навыки согласований

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, мелкую и общую моторику, координация речи с движением, работать над речевым дыханием.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества, самоконтроля.

Оборудование: «загадочные картинки» (наложенные друг на друга контурные изображения предметов, букв для домашнего выполнения), картинка с изображением буквы Ш; картинки для развития зрительного гнозиса, для выполнения задания по определению местоположения звука в словах, карточки с фишками; 4 счетные палочки , пуговицы, салфетки, разрезные азбуки, музыка, шкатулка с предметами со звуком Ш, зеркала.

Ход деятельности:

Раздаётся шум, в группу входит Шапокляк и начинает что-то искать.

I. Организационный момент
Логопед: Вы кого-то потеряли, Шапокляк?

Шапокляк: Я ищу Чебурашку.

Логопед: Нет, мы не видели Чебурашку. А что случилось?

Шапокляк: Он обещал помочь мне выполнить домашнее задание, а сам куда-то подевался.

Логопед: Может, мы тебе сможем помочь?

Логопед: Место за столом займет тот, кто лишнее слово мне назовет:

Старый, дряхлый, шустрый, ветхий.
Шаловливый, смелый, отважный, храбрый.
Огурец, томат, груша, кабачок.
Плакать, рыдать, шутить, реветь.
Ложка, тарелка, кастрюля, швабра.
Платье, свитер, шапка, сарафан.
Стол, шампунь, диван, кресло.
Береза, дуб, сосна, шиповник.
Телевизор, радио, магнитофон, шкаф.

Бегает, прыгает, скачет, шьёт. Фиалка, герань, камыш.

II. Основная часть

Логопед: Шаловливый, шустрый, груша, шутить, шапка, шампунь, швабра, шиповник, шкаф, шьет, камыш… Какой звук встречается во всех словах?

Артикуляция звука с контролем (перед зеркалом).

Логопед: Покажите, что делают губы, зубы и язык. (Губы рупором, зубы сближены, язык смотрит вверх. Воздушная струя теплая). Проверяем, правильно делаем вдох и выдох.

Характеристика звука Ш

Логопед: Какой звук Ш – гласный или согласный? Что создает преграду для воздуха?

Что еще можете о нем рассказать? (Глухой, твердый)
Логопед: Ребята, я открою вам один секрет — этот звук уникода не бывает мягким, он всегда твердый. Значит, будем обозначать каким цветом?

Итак, звук Ш – согласный, глухой, твердый.

Игра «Будем внимательными»

Детям на несколько секунд предлагаются картинки, они должны назвать как можно больше картинок по памяти.

Варианты игры: «Что пропало?», «Что изменилось?», «Что добавилоась?»

Загадки

  • Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

  • Сижу верхом, не знаю на ком. (Шапка)

  • Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. (Шуба)

  • Она кошечку боится.  в полу дырка, там таится. (Мышка)

  • Стоит старик над водой, качает головой. (Камыш)

  • Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.(Машина»

Упражнение на определение места звука Ш в словах

Определите место звука Ш в отгаданных словах

Логопед: Назовите самое короткое слово. Назовите самое длинное слово.

Физминутка

На вопросы логопеда дети отвечают: «Вот так» и выполняют соответствующие движения.

  • Как живешь?

  • Как идешь? 

  • Ночью спишь?

  • Как берешь?

  • А как даешь?

  • Как грозишь?

  • Как молчишь? 

  • Как сидишь?

Знакомство с буквой Ш

Логопед: Ребята, на что похожа буква Ш?

У расчески зубьев много,
А буквы Ш лишь три.
Только буква не расческа,
На картинку посмотри.
Сколько в ней элементов?

Пальчиковая гимнастика

Это  Маша, это  Паша,

Это  Шура, это  Даша.

В  нашей  группе  все  друзья.

Самый  младший – это  я.           

Поочередно загибают пальцы

Ритмично  стучат  кулачками  друг  о друга

Разжимают  пальчики, начиная с мизинчика

Упражнение «Выложи букву»

Дети выкладывают букву Ш с помощью счетных палочек, пуговиц.

Игра «Один — много»

Логопед показывает картинку и цифру. Дети называют существительное в согласовании с числительным.

Шишка, шкаф, шуба, шар, шаг, штука, шкура, шпала, школа, мошка, кошка, шалаш, калоша, игрушка.

Упражнение на употребление предлогов места.

Логопед достает картинки из шкатулки, из-под шкатулки, из-за шкатулки и т.д. Дети составляют предложения, употребляя соотетсвующий предлог («За шкатулкой находится мышка»)

(ЗА шкатулкой, На шкатулке, ПОД шкатулкой) Упражнение на употребление предлогов места, на согласование

Работа с разрезной азбукой

В азбуках, по словесной инструкции логопеда, дети выкладывают и читают слоги с буквой Ш: аш, ош, уш. иш, ыш,ша…

Затем детям предлагается составить слова ШУТ, ДУШ, ШУБА и произвести звукобуквенный анализ.

Игру  «Изменялки» с мячом.

Логопед называет слово, дети должны изменить слово так, чтобы в нем был звук Ш.

Черепаха – черепашка, петух – петушок, пастух – пастушок, ухо – ушко, воробей – воробышек, пух– пушок, голова – головушка, мать – матушка, дом –домишко, заяц – зайчишка…

Игра«Повторялки»

Логопед: Топни (хлопни, подпрыгни) столько раз, сколько я назову слогов, слов:

  • ша-ша-ша

  • шо-шо-шо-шо

  • шка-шка

  • шапка-шуба-шина

  • шар, шкаф, шуруп, штамп

  • подушка, лукошко, солнышко

III. Итог деятельности

В группу входит Шапокляк. Дети рассказывают, чем они занимались. Шапокляк дарит детям подарок

Логопед: С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук Ш? Где он может находится в словах?

Рефлексия. Игра «Солнышко»

Логопед: Если вам очень понравилось помогать Шапокляк, то подарите солнышку красный лучик, если просто понравилось – жёлтый лучик, если не очень – белый.

infourok.ru

буква Ш (Дошкольникам и первоклассникам короткие стихи про букву Ш)

На этой странице сайт «Любимый Детский» собирает веселые, добрые и легкие в запоминании  детские стихи про букву «Ш» русского алфавита, которые написали современные авторы. Надеемся, что и вашим детям короткие стихи о букве «Ш» из цикла Детская азбука в стихах понравятся.

Спасибо авторам! 

( лучший способ помочь ребенку запомнить букву Ш — в игровой форме выучить с ним короткий стишок про букву Ш)

Изучаем алфавит: БУКВА «Ш»

автор: Вера Аношина

Буква «Ша» совсем простая,

Как забор стоит, прямая,

Но Шипит, Шумит, ШурШит,

Шепеляво говорит,

Будто выпало два зуба,

Как её учить я буду?

Аппетитная азбука. Буква Ш

автор: Вера Аношина

ШАШЛЫК люблю и ШОКОЛАД, 

чем больше их – тем больше рад.

Жаль, что их вместе есть нельзя…

Иль всё ж попробовать, друзья?

Азбука растений в стихах. Буква Ш

автор: Михаил Метелёв

Шиповник, ребята, витаминами богатый,

И чтоб не болеть, в виду надо иметь: 

Его нужно набрать и насушить,

И чай всю зиму с шиповником пить.

Азбука животных в стихах. Буква Ш

автор: Михаил Метелёв

Шершень – родственник осе,

А осу же знают все,

Шершень лишь осы крупнее,

Да и жалит он больнее.

Гнезда шершня – как бумага,

Им дождей опасна влага,

Потому он прячет их

В дуплах теплых и сухих.

Азбука Фрукты-овощи. Буква Ш

автор: Елена Черникова

Наш  Шиповник – розе брат – 

Витаминами богат.

Азбука в стихах. Буква Ш

автор: Наталья Шевякова

Шар земной передо мной

Я кручу его рукой

Все континенты знаю я…

Это всё страна моя.

Буква Ш

автор: Роза Горенбургова

Шубу, шапку и штанишки

сшила мышка для сынишки,

шерстяной связала шарф

и шурша сложила в шкаф.

Буква Ш

автор: Роза Горенбургова

В шубке серой вышла мышка,

в серой шапке и штанишках,

шерстяной на шее шарф,

а в руке — воздушный шар!

Азбука для детей. Буква Ш

автор: Владимир Ломовцев

Идем мы дальше не спеШа, 

По азбуке за шагом Шаг, 

Наука эта хороШа, 

Настало время буквы Ша. 

Шьет Швея ребятам брюки. 

Шпагу взял наездник в руки. 

Шарик в воздухе летит. 

Шнурок на дереве висит. 

Шутку рассказал Шутник. 

Шурик видел грузовик.

Азбука для малышей. Буква Ш

автор: Сказочник-Робинзон

В Школу сестрёнка идти собралась:

Шарф повязала, и Шапка нашлась.

Шубу одела, Шнурки завязала,

Ранец взяла и бегом побежала.

Дети в Школе не Шалят –

Это вам не детский сад.

Раз-два-три-четыре-пять,

Букву «Ш» нам надо знать!

Весёлая азбука для детей. Буква Ш

автор: Елена Трифонова

ШНУРКИ завязываю сам.Я уже не маленький!

А когда зима придёт,тогда обуюсь в валенки.

Надену ШУБУ с ШАПКОЙ я,и ШАРФ мне тоже нужен

когда сугробы наметёт,настанет злая стужа.

Я ШАРФИК свой снеговику накину ШУТКИ ради,

из ШИШЕК сделаем глаза и нос-морковь приладим. 

Из ветки расплывётся рот улыбкою весёлой.

(С друзьями слепим мы его под ёлкой возле ШКОЛЫ.)

С ведром на голове,с метлой—похож на часового.

Залает Шарик на него,почувствовав чужого.

И станет ветерок трепать причёску из верёвок.

Лишь жаль,что век снеговика не слишком будет долог.

Как только солнышко блеснёт весенними лучами

растает снежный человек и утечёт с ручьями.

Детская Азбука. Буква Ш

автор: Алекс Манфиш

Я спроШу у малыШа: 

«Что у нас на букву Ш?» 

Он ответит: «Знаю, папа – 

Школа, Шарики и Шляпа».

ЦВЕТОЧНАЯ АЗБУКА. Буква Ш 

автор: Илья Родионов

Ш – Шалфей

Шалфей (иначе – «будь здоров»)

Избавит вас от докторов!

Его предназначение –

И радость, и лечение!

Азбука для детей. Буква Ш

автор: Евгений Мартишин

Шум машин на всех дорогах,

Водопада на порогах,

Даже ночью громкий шум

Очень действует на ум.

Азбука огородника. Шиповник

автор: Евгений Мартишин

Шиповник на розу очень похож:

Листвою, цветами, шипами, но всё ж

Шиповник нам много ягод даёт,

Их хватит на чай, на кисель и компот.


ljubimyj-detskij.ru