Разное

Библиотека для родителей – Консультация на тему: ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА (рекомендации родителям)

Консультация на тему: ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА (рекомендации родителям)

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

(рекомендации родителям)

            Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репетитора? Литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование.

Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей         могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию.  

           Какие же книги могут увлечь ребенка? Назовем основные группы таких книг.

    1.Сборники  фольклорных песенок-потешек разных народов мира

Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым,  Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.

   2.Различные сборники сказок, народных и авторских

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.

  3.Книги о животных

книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы станут залогом человечности и уважения ко всему живому.

   4.Веселые книги

Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.

   5.Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний

   6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.

Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.

            Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.

 Из опыта работы: старшего воспитателя МБДОУ д/с-к/в № 7 Дубинской Татьяны Александровны.

nsportal.ru

Библиотека современных родителей «Семейное воспитание»

БИБЛИОТЕЧКА СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

«Семейное воспитание»

Пичужкина Татьяна Ивановна,

воспитатель высшей категории

ГБОУ СОШ «Центр образования»

г.о. Чапаевск Самарской области

структурное подразделение

«Общаться с ребёнком. Как?»

Гиппенрейтер Ю.Б.

Это замечательная книга отечественного психолога, профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер о том, как научиться понимать своих детей, как правильно говорить с ними и как правильно слушать. Она о том, что важно сформировать язык общения между взрослыми и ребенком для построения теплых и доверительных внутрисемейных отношений. Эта книга написана очень живым и доступным языком, в ней приведено много примеров из жизни и практических упражнений, отрабатывая которые читающий овладевает инструментами эффективного общения. К слову сказать, эти инструменты универсальны, как универсальны законы психики, и потому применимы не только в общении с детьми, но и в целом, в общении среди взрослых.  Информация на страницах книги предоставляется последовательно, по урокам. Важные мысли вынесены отдельно, то есть материал легок для усвоения и к нему хочется и нужно возвращаться снова и снова, перелистывая страницы назад. Такие книги открывают новые горизонты для личностного развития вне зависимости от возраста читающего. Постигая все тонкие грани взаимоотношений с ребенком, как будто начинаешь трансформироваться и сам, понимаешь, что неразрешимых ситуаций не бывает и что любой  конфликт имеет свое решение, главное грамотно им управлять, а еще лучше не доводить до точки кипения.

«Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»

Гиппенрейтер Ю.Б.

Это книга-продолжение вышеописанной. Многие вопросы уже освещенные ранее продолжают изучаться уже более глубоко, с использованием новых примеров. И если первая книга показывает особенности внутреннего мира ребенка, рассказывает о том, что может сделать родитель для того, чтобы лучше понимать  своего ребенка, его интересы, то вторая книга  посвящена тому, как  избежать растраты нервов во взаимоотношениях, как выстраивать дисциплину, приучать ребенка к порядку и повседневным делам без конфликтов. В ней автор рассказывает о том, как наказание влияет на  поведение ребенка, его характер и развитие и о том, как пресекать неправильное поведение, не унижая растущую личность. Вообще книги Юлии Борисовны хороши тем, что их  можно читать в любом возрасте и советы, наблюдения ее подходят как к детям младшего возраста, так и к подросткам. Это книги, к которым возвращаешься снова и снова, каждый раз с очередным прочтением, открывая что-то  новое.

«Как любить ребёнка»

Януш Корчак

Януш Корчак – писатель, педагог, врач и общественный деятель.  Из – под его пера вышло много замечательных произведений и все они, так или иначе, показывают его природу педагога с большой буквы, бесконечно любящего и уважающего детей, тонко чувствующего их природу. Описанная книга открывает целый мир, задевает потаенные струны души, показывая, как самоуверенны и грубы бывают родители и учителя по отношению к детям, когда логикой и разумом вторгаются в мир детских чувств. В книге Януша Корчака нет готовых рецептов и свода правил автор не подсказывает, как сделать ребенка покладистее и послушнее. Но она помогает задуматься о многом, заглянуть в самую суть, чтобы попытаться отыскать источник проблем, понять первопричины. Она призывает поразмыслить над тем, что есть ребенок, о его правах и месте в нашем мире. Корчак говорил, что педагогика есть наука не только о ребенке, но и о человеке. Он тонко и мудро подмечает мотивы детских поступков, но не они ли лежат в основе взрослого человека тоже? Ведь в каждом из нас живет ребенок! Принуждать человека к любви нельзя, но дать новое направление его мыслям подобными точными наблюдениями  возможно. И как знать, может быть, новое восприятие привычной действительности откроет в родителях, во взрослых новые горизонты, новый уровень отношений с детьми и с окружающими людьми.

«Как воспитывать эмоционально здоровых детей»

Д. Ньюмарк

Книга очень проста, в ней приводятся житейские ситуации на примере которых автор показывает основные потребности ребёнка, удовлетворение которых обеспечивает его здоровое эмоционально-психическое состояние.. Рекомендации автора просты и доступны. В приложении приводится перечень занятий для совместного времяпрепровождения с детьми; даются советы по совмещению карьеры и воспитательного процесса; по организации и планированию своего дня; приводится пошаговый план по восстановлению и налаживанию отношений между родителями и ребёнком.

«Нам не страшен серый волк…»

Микляева А. В., Румянцева П. В.

В книге рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно — развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста.

«Помогите малышу подготовиться к школьной жизни: оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 7 лет»

Старковская В. Л.

Будет ли ваш ребенок хорошо учиться в школе? Это зависит главным образом от состояния его здоровья и подготовленности малыша к трудностям переломного этапа его жизни — комплексу непривычных напряжений, встречающих ребенка уже с первых школьных дней. Особенно этот период сложен для детей, перенесших различные заболевания, имеющих отставание в психомоторном развитии.

Задача этой книги — помочь родителям физически и нравственно подготовить детей к занятиям в школе.

Автор — кандидат медицинских наук — избрал для этого нетрадиционную методику: подвижные игры и упражнения игрового характера. С их помощью можно, не принуждая, лечить и оздоравливать детей, не назидая, воспитывать их – существенно улучшить их внимание, память, воображение и мышление, скорость реакции, терпение и другие важные качества, необходимые в школьной жизни.

Книга адресована родителям, врачам — педиатрам и работникам дошкольных детских учреждений.

«Ваш ребёнок готовится к школе»

Свиридов Б.Г.

Пособие содержит материалы, которые помогут родителям подготовить своих детей к школе. В состав пособия вошли упражнения, направленные на развитие логического и образного мышления, а также подготавливающие к восприятию таких школьных дисциплин, как математика и русский язык.

Пособие разработано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к поступающим в школу.

«Детская агрессивность»

Чижова С.Ю. Калинина О.В.

Эта книга о детской агрессии, её причинах и проявлениях у детей разного возраста. Она поможет родителям глубже узнать ребёнка, научит разбираться в особенностях его поведения и эмоционального состояния.

В первом разделе книги рассмотрены вопросы о роли агрессии в жизни человека, о её проявлении на различных этапах взросления, каким образом она воспитывается и отчего зависит степень выраженности.

Далее материал представлен по возрастам: младенчество, школьник, подросток. В каждом разделе подробно показано, как в этом возрасте проявляется агрессивность ребёнка; как обычно ведут себя родители; указывается наиболее распространённые ошибки в реагировании взрослых; даются рекомендации, что делать и как себя вести с такими детьми; завершают каждую главу конкретные техники и упражнения, которые могут использовать родители.

«Если ребёнок интересуется только компьютером»

Шевнина О.

Ольга Шевнина — практикующий детский психолог.

Читатели узнают, действительно ли компьютер может быть опасен для детей, и получат рекомендации, как свести возможные негативные последствия от общения с ним к минимуму. Советы автора помогут извлечь из интереса ребёнка к компьютеру пользу и применить возможности компьютера ему на благо, а не во вред.

«Помощь ребёнку с задержкой психического развития. Научно — практическое руководство»

Мамайчук И. И., Ильина М. Н.

В данном научно — практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно- развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.

Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.

«Книга для родителей»

А. С. Макаренко

Казалось бы, кому сейчас интересны взгляды советского педагога. Но книги его до сих пор переиздаются, покупаются и читаются, и отзывы современных молодых родителей очень положительные.

Антон Семёнович Макаренко изложил в этой книге свои педагогические взгляды на воспитание детей в семье, он надеялся, что «читатель в этой книге найдёт для себя полезные отправные позиции для собственного активного педагогического мышления».

Взгляды А. С. Макаренко получили международное признание — есть решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

«Если с ребёнком трудно»

Л. Петрановская

Это книга для родителей, дошедших до так называемого «выгорания», тех, которым особенно тяжело. Тяжело читать заумные книги психологов, разбираться в разнообразии методик и подходов, тяжело обращаться к специалистам, тяжело воспитывать и общаться с детьми.

Этот очень позитивный и написанный простым языком текст помогает по-новому взглянуть на взаимоотношения с ребёнком, поставить себя на его место и понять причины такого поведения. А главное — не кричать, сохранить спокойствие и мир в семье. В книге нет «воды», всё чётко и по делу.

Всё строится на двух идеях: «Когда родителям с ребёнком тяжело, ребёнку ещё тяжелее» и «Счастливая мама — счастливый малыш».

infourok.ru

БИБЛИОТЕКАРЬ – РОДИТЕЛЯМ. ГУО «Поселичская средняя школа»

Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг. Детская книга в семье – индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимоотношения между ними. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный выбор книг для детей.

В отличие от 1970 – 1980 годов (период «книжного голода») нынешний книжный рынок способен удовлетворить потребности в детской книге. С одной стороны, заметно увеличился выпуск, расширилась тематика, более привлекательным стал внешний вид печатных изданий, увеличилось издание справочной и энциклопедической книги, рынок насытился переводной детской литературой. С другой стороны, обилие книг, среди которых оказалось много развлекательной продукции массовой культуры, затруднило выбор литературы.

                                                                  Все взрослые  были сначала детьми, 

только мало кто из них об этом помнит.

                                                                                                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери.

        Каждый взрослый человек приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было – это начало  начал – зависит наша жизнь.

     Именно в детстве воспитываются умы и сердца. Вот почему воспитание маленького человека начинается, прежде всего, с самовоспитания взрослого. По-разному складывается жизнь каждой семьи в разные времена. Конечно, можно оглянуться на прошлые поколения и добрым словом вспомнить педагогику Макаренко, которая исходила из защиты беспризорного детства. И столь же гуманную педагогику Сухомлинского, которая согрела детей трудных послевоенных лет. Можно вспомнить и те семьи, в которые не вернулся отец, а матери нечем было накормить детей. Единственными воспитателями и кормильцами стали матери. Как, каким образом они находили в себе силы, мужество, чтобы создать ту атмосферу семьи, которая необходима для каждого ребенка. Какой бесконечной была их материнская доброта, каким бездонным было их терпение! И как могло случиться, что в семьях, достигших материального благополучия в наш век величайшего взлета науки, техники, культуры, наверное, больше чем когда-либо проявился дефицит взаимопонимания родителей с детьми. Дефицит внимания, ласки, доброты, дефицит взаимного общения. Чем объяснишь постыдное для общества количество детей в детских домах? Этот вопрос не повисает в воздухе. Социологи отвечают нам на него. А мы опять возвращаемся в детство наших детей.

     Они красивы, наши дети. Хорошо сложенные, научились красиво одеваться. Они красиво причесаны, легко и пластично двигаются. И чего только они не умеют! Но это только внешне. Скажем прямо: не во всех из них достаточно сердечности, доброты, сострадания, деликатности – много из того, что обязательно для человека. Быть может, это горькие плоды нашей педагогической неграмотности? А может быть, и мы недостаточно понимаем, как создать в семье атмосферу взаимопонимания, чуткости, терпимости, сердечной доброты.

     Роль пап, мам, бабушек и дедушек с годами становится все сложнее, ибо настоящий воспитатель – это всегда исследователь, фантазер и выдумщик. Это человек, сердце которого наполнено болью наших дней. Работа нашей библиотеки с родителями построена на принципе, который содержится в одном единственном предложении:

     «Смотрим, слушаем, играем, читаем ВМЕСТЕ с детьми». В этом предложении неслучайно выделено слово «ВМЕСТЕ». Книги, которые предлагает наша библиотека, это книги особые, книги, которые родители смогут прочитать вместе со своими детьми. Книги, которые помогут им лучше понять друг друга, а значит, помогут взрослым в воспитании мировоззрения ребят. И хоть этот непоседа в эту самую минуту разлил кисель на скатерть, вымазал нос и щеки, и вообще еще ходит в коротких штанишках, мы уже говорим применительно к нему – мировоззрение. Ведь то, какую позицию мы изберем уже сейчас — сберегая свой покой, приспособимся к тому, что считаем дурным, или воспитаем в своем ребенке любовь к прекрасному и протест против плохого – разве это не значит заложить основы его будущего мировоззрения?!

     Итак, вместе. Это ведь так просто: семейные посещения театральных спектаклей, концертов, выставок, семейные походы на природу, семейный отдых, семейные чтения. Иные возразят: а дефицит свободного времени? А загруженность родителей и детей? Но вы все-таки находите время для общения, так пусть это будет педагогически продуманным и правильным.

     Родители приходят в библиотеку вместе со своими малышами. Они хорошо информированы, и часто спрашивают: «Физику для малышей», «Математическую азбуку», «Малышам о звездах и планетах» и другие книги. Есть множество привлекательных, ярких, с фантазией написанных и оформленных книг, которые уже завоевали расположение родителей, и оценены ими по достоинству, но главное достоинство этих книг все в том же слове ВМЕСТЕ. Ведь только с взрослыми можно активно усвоить все богатство окружающего мира, а если это еще и игра, так это просто счастье для малыша – поиграть с взрослыми – ведь они все могут, все умеют, они такие выдумщики. Но в то же время, это не просто перспектива «уютного чтения». Правила игры значительно сложней. Когда книжка, это как бы книжка-процесс. Здесь и вопросы, и задания, ребенка приглашают к беседе, размышлению, требуют от него действия, дают «домашнее задание», и эта работа – совместная работа – поистине драгоценна, так как вызывает чувство единения маленьких и больших.

     Основы прекрасного, существующие в обществе, человеке, природе, труде, искусстве, закладываются в детстве, и книга, как никакое другое средство воздействия способствует воспитанию в человеке не бесстрастного наблюдателя, а активного созидателя всех ценностей.

     Первые шаги в мире прекрасного как раз не столь уж сложны. В раннем детстве, когда дети воспринимают красоту жизни наравне с солнечным светом, голубизной неба, пением птиц, именно в эту пору у них появляется активное стремление только наслаждаться, но и самому создавать красоту: рисовать, сочинять, играть, придумывать. И стоит только взрослым хотя бы намеком, неосторожным словом, действием выразить иронию, недовольство, что ребенок их отвлекает, что это им не интересно, это охладит ребенка, оттолкнет, и может, навсегда порвется какая-то важная связь с миром и семьей.

     Конечно, это произойдет, не сиюминутно, не сразу, вам кажется, что все еще впереди, все еще поправимо, но этим самым вы будете обманывать себя до бесконечности, а разрыв между отцами и детьми будет увеличиваться. Старайтесь, если не все, то многое делать вместе, такая мудрая педагогика ставит заслон всему тому, чего мы не избежали и сами.

     Есть еще воспитание примером. Малыш живет атмосферой семьи, следовательно, в доме нельзя забывать о высокой семейной культуре. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного сына, если перед его  глазами не будет достойного папы, дедушки, старшего брата. Под надзором ленивой неумехи мамы едва ли вырастет трудолюбивая дочь. Свои привычки, интересы, стиль поведения, отношение к труду, малыш лепит с нас, взрослых. Дети очень наблюдательны.

    Дети – оценка всей нашей жизни. Ее смысл и продолжение. Они должны быть умными, добрыми, здоровыми, счастливыми, и сам процесс воспитания должен быть именно таким. Живая детская душа – хрупкий, нежный и одновременно податливый механизм. Он чутко отзывается на все вокруг, и на наши поступки тоже. Вот почему сегодняшний родитель должен постоянно воспитывать и самого себя. Д.Б.Кабалевский сказал: «Если бы все родители смогли дать своим детям хотя бы малость эстетической культуры, это привело бы к грандиозным результатом, ибо самые добрые ростки, посеянные школой в добрых душах, могут заглохнуть, если не получат поддержки в семье».

     Возродить культ семьи, помочь человеку быть счастливым в семье – одна из сложнейших, но благородных и прекрасных задач. И наша библиотека не стоит в стороне от этого. Мы выработали такую систему работы с книгой, которая способствует воспитанию нравственности, привитию культуры чувств, этике семейно-бытовых отношений, формированию ответственного отношения к воспитанию детей.

      Для того чтобы ребенок почувствовал потребность посещать библиотеку, перед ним и его родителями мы раскрываем богатство фонда библиотеки, учим пользоваться справочно-библиографическим аппаратом не только самого ребенка, но и его родителей. Среди форм и методов, самая естественная и органичная, это постоянное общение библиотекаря, ребенка и родителей. Совместный выбор книги, присутствие родителей при рекомендации книги их ребенку, на утренниках и других массовых мероприятиях дает нам возможность передать папам и мамам навыки работы с книгой и общения с читателем- ребенком.

      Задача нашей библиотеки – всей своей деятельностью убеждать родителей в том, что, не смотря на увеличение в структуре детского чтения доли книг из домашней библиотеки, роль и значение школьной библиотеки в интеллектуальном и духовном становлении детей недооценивать нельзя. Именно в школьной библиотеке дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся отбирать книги, правильно с ними обращаться. Общение с библиотекой полезно даже и тем, у кого дома много книг. Это помогает узнать, что читают другие ребята, посмотреть, что стоит на выставке, стать первым читателем только что полученной книги, поговорить о ней со сверстниками и библиотекарем. Кропотливая и творческая работа библиотеки с родителями приносит свои плоды: укрепляются контакты школьной библиотеки и семьи, что положительно сказывается на читательской активности, читательской культуре детей. Сотрудничество родителей с библиотекой убеждает в полезности чтения общественной книги, и заставляет посмотреть на библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения

      В библиотеке школы работает абонемент и читальный зал (хотя и очень маленький), где раскрыта постоянно действующая выставка «Чтение —  дело семейное», а также представлены периодические  издания, адресованные и детям и родителям. Кроме того, родители наших учеников могут получить целый ряд информации в помощь семейному воспитанию: беседы по воспитанию детей и психологии детского чтения, картотеки, информационный стенд «Малыш становится читателем: правила для всех», рекомендательный список литературы «Библиотека, семья и я» и др. Таким образом, работа с семьей в библиотеке носит комплексный характер, включая в себя информационно-консультативную, психолого-педагогическую деятельность и организацию досуга.

    Развитию творческих способностей детей, расширению их познавательных интересов помогла работа, проведенная под девизом «Разбуди в себе волшебника». В целях развития творчества и воображения у детей, ученикам 1А класса было предложено поучаствовать в конкурсе «Сказка, придуманная детьми». Родители помогли придумать, и красочно оформить на бумаге сказки малышам, которые еще не умеют писать. Работы были представлены на суд зрителей, а жюри, состоящее из зам.директора Куль А.Л., учителя Гайшун Л.В., библиотекарей и самых активных читателей, определило победителей. Победителям были вручены памятные грамоты и сладкие призы.

     ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, что благодаря нашим усилиям, энтузиазму и желанию вложить в детские души все самое доброе, светлое, вечное, наши читатели вырастут хорошими людьми, а о книге сохранят самые теплые чувства, выраженные в стоках Марины Цветаевой:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом старом переплете.

Дорогие родители! А ваши девчонки и мальчишки всегда читают книжки?

Кто чему научится

Чему первым делом научится кошка?

Хватать!

Чему первым делом

научится птица?

Летать!

Чему первым делом научится

Школьник?

Читать!

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут , кем вырастут дети.

                                                                                         В. Берестов

                                                                                                     

Учите своих детей читать!

Роль родителей в развитии ребенка.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и  психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать  хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей  правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? 

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.doc

Мифы в сфере образования.

В школе есть главные предметы: математика и языки, а все остальные — второстепенные

    В современной школе рейтинг учебных предметов возглавляет царица наук — математика, а затем идут предметы гуманитарные (государственные и иностранный языки), после них — предметы естественно-научного цикла (физика, химия, биология), и замыкают список физкультура, труд и пение с рисованием.

    В реальности же жизненные приоритеты человека расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте — стремление к красоте как постоянное желание сделать свою жизнь лучше. Так происходит в жизни, а в школе это одна из важнейших для человека областей, формирующих созидательную личность и развивающих творческое мышление, практически отсутствует.

    Далее следует не менее значимая — эмоциональная составляющая, которая позволяет человеку общаться, читать, наслаждаться музыкой, звуками вокруг, в чем ему помогают предметы гуманитарного цикла. И только затем уверенно вступают в его жизнь знания. Они незаметно, но верно, как в случае с обслуживающим персоналом (помните, у Зощенко главный в театре — электрик?..), стали играть такую же важную роль в учебном процессе. Этот парадокс доминирования в образовании вторичного над первичным — серьезнейшая проблема общественного сознания. Особенно она актуальна сегодня для предметов физико-математического цикла, переживающих сложные процессы падения качества обучения, несмотря на попытки механического увеличения количества уроков в неделю по этим предметам.

  

        (В.М. Зданович «Образование: Мифы и реальность»)

Воспитание человека… начинается вместе с рождением его; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам.

Ж.Ж. Руссо.

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок  ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке—грустное зрелище.
  6. Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
  10. В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

“ЧТЕНИЕ – ОКНО В МИР ПОЗНАНИЯ”

     Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

      Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике. Нужно обращать особое внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

     В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

     Для того, чтобы приучить детей читать самостоятельно, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые обязательно должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

     Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но

poselichi.schools.by

Методическая разработка на тему: Библиотека для родителей

Библиотечка для родителей

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации по формированию слоговой структуры слова …….. 4

Игры на развитие слоговой структуры слова…………………………………..5

Последовательность отработки слоговой  структуры слов …………..13

Заключение ………………………………………………………………………………..…..18

Библиографический список …………………………………………………….……. 19

Речевое развитие ребёнка протекает постепенно в процессе онтогенеза. У ребёнка формируются произносительная, лексическая и грамматическая стороны речи. Иногда родители начинают замечать, что речь ребёнка не такая как у детей, его окружающих. В одних случаях ребёнок не может проговаривать даже слова, состоящие из двух-трёх слогов, не повторяет их и не произносит самостоятельно. В других – проговаривая длинное слово, пропускает звуки и слоги или путается с их правильным произнесением в слове.

В таком случае специалисты часто говорят, что это недостатки речевого развития, которые определяются как нарушение слоговой структуры слова и отмечаются у детей с недоразвитием речи.

Освоение ребёнком слоговой структуры слова связано с накоплением словаря, открывает перед ним возможность овладевать навыками использования слов в речи: правильно подбирать по смыслу и изменять по родам и падежам. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.

Создание определённой речевой среды в семье является необходимым условием успешности речевого развития ребёнка. Важнейшим стимулом в речевом развитии ребёнка является его общение со взрослым. При общении с близким взрослым возникает повышенная мотивация к речевому взаимодействию. В состоянии эмоционального возбуждения у ребёнка возникает потребность в речевом подражании и в дальнейшем в активной речи, а, следовательно, всё это стимулирует речевое развитие ребёнка.

Рекомендации по формированию слоговой структуры слова .

В работе по формированию слоговой структуры слова родителям необходимо соблюдать приведённые ниже правила.

  • Занятия с ребёнком должны проводиться не более 10–25 минут. Это зависит от возраста ребёнка и индивидуальных возможностей. Для детей до 3-х лет продолжительность занятий до 15 минут, к 5–6-ти годам – увеличиваем продолжительность занятий до 25 минут.
  • Необходимо объяснить  ребёнку задание и убедиться, что он правильно его понял.
  • Задания выполняются в представленной  последовательности, важно постепенно переходить от упражнения к упражнению.
  • Необходимо следить, чтобы ответы ребёнка были осознанными, не допускать механического  повторения. Цель игр и упражнений – развитие познавательной активности у ребёнка, повышение уровня произвольности психических процессов.
  • Тщательно и последовательно отрабатывается каждый тип слоговой структуры, даже если ребёнок не допускает в нём ошибок, так как этот вид работы формирует у ребёнка «языковое чутьё», и в дальнейшем любое многосложное слово он может разбить на 2–3 более простые и изученные слоговые структуры.
  • Подключайте к занятиям всех членов семьи. Это способствует развитию у детей навыков речевой коммуникации, эмоционально-положительной оценки занятий.
  • Хвалите ребёнка, давайте положительную оценку его деятельности.

Игры на развитие слоговой структуры слова

Предложите ребёнку игровые упражнения

«Посмотри и назови»

Посмотри на животных. Покажи, кто мяукает, гогочет, крякает, лает, пищит, жужжит, шипит.

Организация различных видов деятельности, в том числе и речевой, тесно связана с развитием ритмической способности. Ритм организует двигательную деятельность человека. Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым относится ударение. Усвоение ритма лежит в основе развития слоговой структуры слова, так каждое слово имеет свой ритм: двусложный, трёхсложный и т.д., кроме того в слове присутствует ударение (ритм с

акцентом). По ритму слова мы узнаём его значение: например, замок – замок, гвоздики – гвоздики.

Ребёнок осваивает ритм в движении, в рисовании, в игре. Освоению ритма способствуют задания на раскрашивание предметов, дорисовывание недостающих деталей в определённой последовательности


.

  • Что забыл нарисовать художник?

Ребёнку предлагается раскрасить рисунки в определённой последовательности (задаётся взрослым). 10

Собери букет

  • Подари кошке бусы (последовательность раскрашивания задаётся взрослым).

Далее включается в работу проговаривание звукоподражательных сочетаний (тик-так, му, ко-ко, бум-бум, ту-ту, би-би и т.п.). Проговаривание сочетается с одновременным отхлопыванием ритма, который можно изменять.  Сначала включаем ритм без акцента. Ребёнка приучаем слушать и определять, а затем повторять определённое количество звуковых единиц.

Потом включаем акцентированный ритм (с ударением).

Например:

Наши часики вот так: тик-так, тик-так, (или тик-так, тик-так). Барабана слышим шум: бум-бум, бум-бум.

                          Мама дует во трубу: ду-ду, ду-ду,

Молоточек –  верный друг: тук-тук, тук-тук.

Колокольчики весь день: динь-динь, динь-динь. Также ребёнку предлагаются задания на различение длительности звучания гласных звуков (корова – муууу, курочка – ко-ко), количества проговариваемых сочетаний («Как стучит дождик? Повтори. Кап, кап-кап. Как-кап. Кап, кап, кап.»).

Таким образом у ребёнка развивается способность различать ритмические отношения, что является основой овладения слоговой структурой слова.

Далее развиваем у ребёнка умение выделять в слове  гласные звуки, различать их.

Сначала уточняем, как звучат гласные звуки. Ребёнку предлагаем  послушать звук (порядок звуков следующий: [А,У, И, О, Э, Ы]) и уточнить как он произносится: в каком положении губы.

Затем звук произносится определённое количество раз, и ребёнок повторяет этот ряд ([а; а, а; у, а; у, у, а] и т.п.). По мере знакомства со звуками в повторение включаются разные звуки.  Надувай шарики и пой звук [у].


 Звонкий мяч. Поиграй с мамой в мяч. Мама бросает тебе мяч и называет звуки, а ты ловишь мяч, повторяешь звуки  и возвращаешь мяч маме

( [А, АА, У, УУ, АУ, УА]).

Вместе весело шагать. Сделай столько шагов, сколько услышишь гласных звуков. Мама называет гласные звуки: [АО, У, УО, АУ, АА, ОА, УУ, А, 00, ОУ, О]

При этом для развития ритмико-интонационной стороны речи звуки произносятся с разной громкостью голоса (1 звук громко, 3 звука тихо и т.п.), с разной длительностью произнесения звука (длительно – кратко: [ааа, у, у]). Проговаривать звуки можно с ребёнком выполнять следующие действия: собирать пирамидку, раскладывать кубики, нанизывать бусы, собирать мозаику и т.п.  Эти приёмы способствуют повышению интереса у ребёнка к проговариванию звуков в процессе совместной деятельности со взрослым, позволяют не только услышать звуки, но и наглядно увидеть их количество и качество (громкий звук – большой кубик, тихий звук – маленький кубик и т.д.).

Различение на слух длинных и коротких слов развивает у ребёнка речевой слух.

 Разные дорожки. Вместе с мамой произноси название картинок.

С помощью хлопков определи, какое это слово – длинное или короткое, закрась подходящую «дорожку».

Далее обучаем детей делить слова на слоги (части слова, термин «слог» вводится позже), определять их последовательность и место в слове. Деление слов на слоги основано на чётком, послоговом проговаривании слов с ритмическим движением, включая зрительную опору.

Н.И. Жинкин рассматривает слог как единицу речи. Он утверждает, что последовательность слогов образует просодию, т.к. слоговой ряд расчленяет на слоговые отрезки речь, и поэтому речь становится ритмически организованной.

Постепенно учим детей наращивать слоговую структуру слова, деление слов на слоги на этом этапе проводится неосознанно.

 Игра «Один – много». Найди каждой картинке пару, соедини их. Назови картинки в каждой паре, одновременно отстукивая рукой по столу (дуб – дубы, боб – бобы, кит – киты, мак – маки).

Полезно произносить с ребёнком «слоговые дорожки» и слова, состоящие из определённого количества слогов от 1 до 4-х. Проговаривать слоги можно, одновременно собирая пирамидку, раскладывая кубики, нанизывая бусы, собирая мозаику, рисуя круги, палочки, одновременно ритмично шагая  и т.д.

В данном случае деление слов на слоги становится более осознанным, ребёнок соотносит количество выполненных ритмичных движений с количеством частей в слове.

Также для повторения слов и слоговых дорожек предлагаем игру «Телеграф».

«Передай телеграмму». Текст телеграммы проговаривает мама (слоги или называет картинки), ребёнок повторяет, одновременно отстукивая каждый слог, и «записывает» слово чёрточками (кони, вата, дыня).

Полезно в работу включать слоги, слова с доступными для произнесения звуками. Это позволяет отрабатывать не только слоговую структуру слова, но и автоматизировать звуки в разных речевых единицах (слоге, слове, фразы). Закреплять звуковую структуру слова. Начинаем с произношения звуков наиболее лёгких в произношении: [П,Т, К, Х, Л, Ф, М, Н, Б, В, Г].

Закрепляем навыки произнесения слоговых контуров различного размера (2, 3, 4 слога), включаем слоги, различающиеся по звуковому составу (па-ка-та, то-ку, кы-по-та и т.п.). Отрабатываем, таким образом, умения переключаться с одного слога на другой (для предупреждения ошибок уподобления слогов). Позднее включаем слоги со стечением согласных звуков (тка, тко, тку, ткы, и далее по этому же образцу: ква, тва, хва, пта, ска ста, сма, сна, зва, шка, сла, шва, рва и др.).

Закрепляем навыки произношения слов различной слоговой структуры, состоящих из усвоенных типов слогов.

Для усвоения последовательности слогов в слове, понимания слова ребёнку предлагаем прослушать слова с переставленными слогами (муха – хаму, кабина – бинака и т.д.), договаривания слога (каби-на, бина (ка)). Ребёнку можно предложить поиграть в следующие игры: «Отгадай, какую картину назвала», «Какое слово загадала», «Договори слово» и т.д.

Вводим понятие «слог» после 5-ти лет. Деление слов на слоги основано на выделении количества гласных звуков. В качестве зрительной опоры на этом этапе обучения даётся схема слова, зарисованная или выполненная с помощью сигналов, которыми могут служить любые предметы или специальные сигналы.

Далее закрепляем понятие «ударение», определяем ударный гласный звук.

Усвоение слогового состава слова осложняется тем, что русскому языку свойственно ударение. Ударение не может существовать отдельно от слогов. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове необходимо не только для подготовки детей к обучению письму, чтению, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных, усвоение норм орфоэпии). Ударение служит одним из дополнительных грамматических средств при противопоставлении слов единственного и множественного числа, для понимания слов, которые различаются только ударением, что повышает культуру устной речи. Слово воспроизводится как законченное звуковое единство только благодаря ударению. Сначала обучаем детей различать ударный слог в словах чужой речи, а затем в собственной. В качестве зрительной опоры используем схему слова.

Учим детей определять количество слогов по количеству гласных звуков. Сначала на слух определяем, какие гласные звуки присутствуют в слове, считаем их, а потом по гласным звукам определяем слово.

Какое слово задумала? Мама проговаривает в слове только гласные звуки ([О; И]), а ребёнок отгадывает слово.

Затем вводим эти слова в предложения, в различные тексты.

Ниже представлен речевой материал для закрепления произношения слов с разной слоговой структуры


Последовательность отработки слоговой структуры слов

(определена А.К. Марковой)

1. Двусложные слова с открытыми слогами.

  • Слоговые ряды: па-па, та-та, ка-ка и т.д. с разными гласными звуками и правильно произносимыми звуками.
  • Слова: муха, маки, коты, боты, бобы, дыня, кони, вата, дубы, киты, ноты.
  • Предложения. Можно предложить игры «Командиры», «Обезьянки».

Мама выполняет определённое действие и останавливается, ребёнок просит продолжить это действие: «Мама, иди; мама, гуди; мама, кати; мама, беги».

Кроме мамы могут в игре принимать участие игрушки

(миша, киса), дети (Катя, Петя, Ваня, Коля, Толя и т.д.)  Тексты. В основном это рифмованные тексты.

Тома дома? Дома Тома.

Тима дома? Дома Тима.

Дома Тима. Дома Дима.

Договорки-рифмовки

Мама произносит начало рифмовки, а ребёнок договаривает слово. Используем картинки.

ТЫ-ТЫ – МОИ «коты»

ТА-ТА – МОЯ «нота»

ХА-ХА – МОЯ «муха»

КИ-КИ – МОИ «маки»

НИ-НИ – МОИ «пони»

ХИ-ХИ – МОИ «мухи»

2. Трёхсложные слова с открытыми слогами.

  • Слоговые ряды: та-та-та, ку-ко-ки и т.д. с разными гласными звуками и правильно произносимыми звуками.
  • Слова: петухи, кубики, панама, бананы, утята, котята, кабина, бумага, вагоны, домино, собака, лимоны, Полина, поляна, олени, букеты, малина, калина.
  • Предложения.

Игра «Повтори». Мама выполняет действие, ребёнок повторяет его и озвучивает действие. (Я бегаю. Я летаю и т.п.).

Игра «Чей, чья, чьё» Мама спрашивает: «Чья панама?» Ребёнок отвечает: «Это мамина панама» и т.д.

Договорки

  • МА-МА-МА – ТАНИНА панама, ХИ-ХИ-ХИ – МАМИНЫ петухи,

ТА-ТА-ТА – ПАПИНЫ опята,

КИ-КИ-КИ – ТАНИНЫ кубики,

НЫ-НЫ-НЫ – МАМИНЫ бананы,

ТА-ТА-ТА – ПАПИНЫ котята, НО-НО-НО – ТАНИНО домино.

  • СА-СА-СА – В САДУ оса,

СЫ-СЫ-СЫ– У ОСЫ усы,

С СУ-СУ–  ВИДИМ су,

СЫ-СЫ-СЫ– УБЕГУ ОТ осы

Рифмовки

  • Воду лили, лили, лили,  Лили, поливали,  Лялю купали.
  • ЛА-ЛА-ЛА – лопата и пиЛА,

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мыли поЛЫ,

ЛО-ЛО-ЛО – дома тепЛО,

ЛУ-ЛУ-ЛУ – купили пиЛУ

  1. Односложные слова: кот, дом, мак, кит, сук, сок, ком, сам, сом, люк, лак, лук и др.
  2. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, батон, диван, салют, сапог, песок, лесок, летать, писать, копать и т.д.
  3. Двусложные слова со стечением согласных: кепка, банты, утка, кофта, банты, тыква, лодка, вилка, лапки, тапки,  кофта, тыква, буква,  муфта и т.д.

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска. Пуста миска.

  1. Двусложные слова со стечением согласных: листик, бантик.
  2. Односложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных: хвост, куст, мост, лист, пуст. Договорки

ОСТ-ОСТ-ОСТ – ВОТ мост,

УСТ-УСТ-УСТ – СТОИТ куст,

ИСТ-ИСТ-ИСТ – ЛЕТИТ лист,

ОСТ-ОСТ-ОСТ – У ЛИСЫ хвост,

ОСТЬ-ОСТЬ-ОСТЬ – СОБАКА ЕСТ кость.

«Рифмовки»

Солнце село за селом,

Стадо спит, пастух и пёс, Тихо спит усатый сом.

Сон всех далеко унёс.

  1. Трёхсложные слова со стечением согласных: кукушка, лягушка,
  2. Трёхсложные слова с закрытым слогом: мышонок, мухомор и т.д.

«Рифмовки»

В яркой куртке мухомор гордо сел на косогор.

Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

  1. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: шиповник, листопад и т.д.

«Хитрые слова»

Назови слова различающиеся ударением. Нарисуй схемы этих слов. Напиши в каждом слоге гласные буквы, поставь ударение.

Пересохла глина, рассердилась Нина,  Не мука, а мука, поварам наука.

Девочка Мила очень мила

  1. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных:

тепловоз, карандаш и т.д.

«Рифмовки-загадки»

В лёгком платье  одница, погулять охотница,  От цветка к цветку летает, утомится, отдыхает. «Ребусы»

  • Собери семейку слов для слова «лес».

Раздели эти слова на слоги, запиши схемы.

Ели, сосны до небес –

А пройдешь наискосок,

Вот стоит дремучий (ЛЕС).

Рядом небольшой (ЛЕСОК).

Страшно в том лесу одной,  Ходит, бродит зверь (ЛЕСНОЙ). Чтоб зеленел наш лес, не сник,   О нём заботится (ЛЕСНИК).

  • Собери семейку слов для слова «сад».

Как назвать одним словом цветы, которые растут в саду? (Садовые) Кто ухаживает за садом, покажи и назови. (Садовник) Составь с этими словами предложения.

  • Собери семейку слов для слова «слон»

Головой кивает он, выступает важный (СЛОН).

Выйдет на арену тихо очень умная (СЛОНИХА).

Рассмешить детей хотят двое маленьких (СЛОНЯТ)  Всем понравился весёлый, интересный цирк (СЛОНОВЫЙ).

  1. Четырёхсложные слова: барабаны и т.д.

Раздели слово на слоги, зарисуй схему.

«Кому что нужно». Назови предмет, который необходим для: рыбака (удочка), фотографа (фотоаппарат), повара (половник), милиционера  (фуражка), дворника (метла), плотника (пила).

  1. Многосложные слова: фотография, электричество и т.д.

«Семейка слова “фото”» Проговариваем слова: фотография, фотографирует, фотограф. Составляем предложения со словами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям необходимо помнить, что формирование слоговой структуры слова развивает у ребёнка «языковое чутьё», способствует не только развитию фонетической стороны речи, но и предупреждает нарушения письменной речи.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие у ребёнка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. – М.:, Просвещение, 1987.
  2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /

А.Н. Гвоздев. – М.: 1961.

  1. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Лепская, Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации) Н.И. Лепская. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
  3. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, у страдающих алалией. / А.К. Маркова // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова – Т. 2. – М., 1997.
  4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / автор-сост. сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
  5. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина. – М.:  Гном Д, 2001.

nsportal.ru

Бесплатная электронная библиотека для детей и родителей

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Тренинговая тетрадь содержит 49 задач трёх уровней сложности. В конце тетради есть ответы для самопроверки. Cкачать: «Тренинговая тетрадь по математике 3-4 классы. Задачи на…

О.И. Крупенчук Эта книга поможет вашим детям научиться читать быстро тексты любой сложности. В основе данной методики лежит понятие об общих словах, не связанных с определённой темой. Эти…

М. В. Беденко Учебное пособие содержит более 500 задач по программе 1 класса. Эти задачи не простые, а сказочные, поэтому ребёнку будет не только полезно, но и интересно…

А.В. Ефимова, М.Р. Гринштейн Данное пособие содержит разноуровневые задания по всем программным темам 3 класса. Отличительной особенностью данной книги является наличие ответов на все задания. Cкачать: «213 задач…

В.Н. Рудницкая Данное пособие содержит тематические тестовые задания, которые позволят оценить успешность освоения программы по математике 4 класса. К каждому заданию предлагается несколько вариантов ответов. Cкачать: «Тесты по…

А.В. Ефимова, М.Р. Гринштейн В данной рабочей тетради представлены упражнения для повторения и закрепления материала по математике 2 класса. Пособие содержит изложенный в краткой и доступной форме теоретический…

О.Д. Ушакова Эта книга предназначена для того, чтобы вы могли проверить и закрепить знания, полученные на уроках математики. Cкачать: «Проверялочка. Математика. 2 класс.»

Зуева Л. Н. Данное пособие содержит занимательные игровые упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Упражнения способствуют формированию правильного звукопроизношения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление и…

Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на…

Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на…

deti-knigi.ru

Консультация для родителей: «Рецепты составления домашней библиотеки».

Консультация для родителей:

«Рецепты составления домашней библиотеки».

Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репетитора? Литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование.

Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей         могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию.  

Какие же книги могут увлечь ребенка? Назовем основные группы таких книг.

1.Сборники  фольклорных песенок-потешек разных народов мира

Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым,  Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.

2.Различные сборники сказок, народных и авторских

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.

3.Книги о животных

Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы станут залогом человечности и уважения ко всему живому.

4.Веселые книги

Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.

5.Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний

6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:

— Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».

— Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.

В старшем дошкольном возрасте очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т. д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.

У каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Такую работу полезно проводить совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.

Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.

Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.

infourok.ru

Библиотека для родителей. | Социальная сеть работников образования

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

 

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу, 
В садик гриб я принесу. 
Раз, два, три, четыре, пять — 
Гриб мне надо удержать.

 

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

На гармошке мы играем. 
Рот пошире открываем, 
Челюсть вверх, челюсть вниз, 
Ты, смотри, не ошибись.

 

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

Эх, раз! Еще раз! 
Мы качаемся сейчас. 
Вверх, вниз мы летим, 
Тормозить мы не хотим.

 

6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

 

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

 

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке. 
Очень цокать нам приятно. 
Ритм копыта отбивают, 
Язычок им помогает.

 

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

 

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

 

В барабан мы бьем.

Нашим язычком. 
Громкий, громкий звук 
Слышен звонкий стук.

 

12. «Комар» 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З. и Ж).

 

nsportal.ru