Разное

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

        Закончился до ясельный патронаж.  И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

    У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

    Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

    При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго.

В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

    При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

   Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

Ø возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

Ø состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

Ø сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

Ø индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны.

Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

Ø условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Ø уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.

п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

ü глубокий сон;

ü хороший аппетит;

ü бодрое эмоциональное состояние;

ü полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

ü соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

 

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

ü взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

ü собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

ü приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

   Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

   Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Ваш малыш подрос, и уже не далек тот день, когда вы поведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать при расставании с близкими.
В условиях семьи малыш привык к установившемуся распорядку жизни, определенной обстановке, способам общения с ним. У ребенка сложились привчки, выработался свой стиль поведения, отношения с семьей.
Для нас, взрослых людей, перемена обстановки, встреча с новыми людьми — дело привычное, чаще привлекательное.

Другое дело — ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт не велик, и любое приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как предполагает разрушение сложившихся ранее связей и быстрое образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.
Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. Все в детском саду для ребенка непривычно. Его волнует и даже пугает новая обстановка, незнакомые дети, чужие взрослые. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения.
На эти перемены в жизни малыш отвечает реакцией осторожности или даже протеста, становится робким, замкнутым, вялым, плаксивым, упрямым, беспокойным. Таким образом, период адаптации — тяжелое время для малыша, его родителей и персонала детского сада. В среднем, период адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. В период адаптации дети чаще болеют, так как возможен контакт с заболевшим ребенком, а под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные функции организма.
Опыт показывает, что наиболее тяжело и длительно протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, часто болеющих в домашних условиях, а также, у детей, перенсших травму центральной нервной системы во время родов.
Также, определенные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие общаться только с родителями. Замкнутный образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми, что в последствие осложнит пребывание ребенка в детском саду и уход за ним.
Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из многодетных семей, здоровые, физически крепкие дети легко вступают в контакт с другими детьми. Такие малыши деятельны и жизнерадостны. Для адаптации к новым условиям им достаточно нескольких дней.
Итак, общая задача педагогов, врачей и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Прежде всего, необходимо максиально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. Для этого необходимо упорядочить часы сна, питания, бодрствования, прогулок, а при проведении режимных моментов поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Желательно, чтобы родители заранее ознакомились с меню дошкольного учреждения и приучали ребенка к блюдам, включенным в него. Учите детей кушать разнообразную пищу, тщательно жевать, а после еды пользоваться салфеткой.
Говорите с ребенком о предстоящем поступлении в детский сад, как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детской саду, что его ждут заботливые воспитатели и няни, доброжелательные ровесники, с которыми он сможет играть в разные игра, а также, что в детском саду много игрушек.
Своевременно учите ребенка одеваться, пользоваться носовым платком.
Чтобы развеять свои собственные сомнения и тревогу малыша, предварительно посетите группу. Лучше привести малыша во время прогулки или игр в игровой комнате.
Группы формируются постепенно, поэтому у персонала есть возможность уделить особое внимание новичку. И все же, в первое время оставляйте ребенка в группе не более, чем на 2-3 часа, увеличивая время пребывания постепенно, обязательно учитывая особенности поведения ребенка.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет разлуку с вами.
Ваше вежливое и привеливое отношение с сотрудниками детского сада настроит ребенка на доброжелательное общение с ними.
В заключение, хочется добавить, что единые требования к поведению ребенка, согласованные  с воспитателями детского сада — важнейше условие, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.

Врач-педиатр филиала «Акварель-1» Кисилева Раиса Ивановна

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

• возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

•состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

• сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

• индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит

за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

• условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

• уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Уважаемые родители чаще общайтесь, играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

к материалу.

Адаптация детей раннего возраста детскому саду для воспитателей

Содержание статьи